Урок по развитию речи в 5-ом классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Волчкова Мария Андреевна

Сочинение-описание по картине Аркадия Александровича Пластова «Летом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_po_razvitiyu_rechi.ppt2.06 МБ
Файл urok_po_razvitiyu_rechi.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект урока по развитию речи в 5 классе Выполнила: Волчкова Мария Андреевна учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей №11»

Слайд 2

Тема урока: Сочинение-описание по картине Аркадия Александровича Пластова «Летом».

Слайд 3

Цель урока: развитие речи, написание сочинения по картине А. А. Пластова «Летом». Задачи урока: 1) обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»; 2) научиться точному, полному описанию изображенного на картине; 3) пополнить словарный запас по теме «Лето»; 4) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; 5) воспитывать любовь к родной природе.

Слайд 4

Компоненты коммуникативной компетенции: Речевая - виды речевой деятельности, владение способами формирования и формулирования мыслей посредством русского языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия ( чтение, аудирование) и порождения ( письмо, говорение). Языковая (лингвистическая) – аспекты языка, владение системой сведений об изучаемом языке по его аспектам (фонетика, лексика, грамматика, орфография) и языковыми навыками в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения. Социокультурная – знание норм поведения, этикета, ценностных ориентиров, обычаев, страноведческих знаний. Компенсаторная – жесты, невербальная коммуникация. Учебно-познавательная – информация, владение полученной информацией, её обработкой

Слайд 5

Аркадий Александрович Пластов- «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать». А. А. Пластов.

Слайд 6

Аркадий Александрович Пластов - страницы жизни и творчества. (1893-1972) В 1893 году родился в селе Прислониха Ульяновской области и прожил здесь всю жизнь. В раннем детстве Аркадий был сильно впечатлён работой реставраторов, и решил стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у молодого художника Д.И.Архангельского. Москва. Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища. Закончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Стал тем, кем мечтал быть с детства- художником.

Слайд 7

«Витя-подпасок» 1951

Слайд 8

«Первый снег» 1946

Слайд 9

«Летом» 1954

Слайд 10

«Ужин трактористов»1951

Слайд 11

«На колхозном току» 1949

Слайд 12

«Фашист пролетел» 1942

Слайд 13

Описание - это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного, какого-либо предмета. Цель описания - увидеть предмет описания, представить его в своем сознании. Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение

Слайд 15

Цвета в живописи Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают (жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники). Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды (синий, тёмно-голубой, фиолетовый). При смешивании холодного цвета с теплым он изменит свой цветовой тон и станет теплее.

Слайд 16

Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения с другим. сверкают, подобно дорогим изумрудам; лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг Эпитет – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет. Почувствовать отношение автора к нему. ослепительный луч солнца; яркие краски лета; свежая, яркая, чистая зелень Олицетворе́ние—приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. солнечные зайчики играют в траве Изобразительные средства

Слайд 17

План I . Вступление. Тема и основная мысль картины А. А. Пластова. II . Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом». 1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев картины. 2. Пейзаж. 3. Настроение, вызванное картиной. III . Заключение. Мастерство художника.

Слайд 18

Тема и основная мысль, как правило, обозначены художником в названии картины. Тема-это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме.

Слайд 19

Тема и основная мысль картины А. А. Пластова «Летом» Тема картины- красота летней природы. Основная мысль- желание автора показать богатство и щедрость родной земли.

Слайд 20

Удачи в работе над сочинением!



Предварительный просмотр:

Конспект урока по развитию речи в 5 классе.

Написание сочинения по картине А. А. Пластова «Летом».

Выполнила: учитель русского языка и литературы Волчкова М.А.

Казань 2022

Цель урока: развитие речи учащихся, написание сочинения по картине А. А. Пластова «Летом».

Задачи урока:

  • вызвать у учащихся желание обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»;
  • научить учащихся точному, полному описанию изображенного на картине;
  • пополнить словарный запас учащихся по теме «Лето»;
  • закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Компоненты коммуникативной компетенции:

  • Речевая - виды речевой деятельности, владение способами формирования и формулирования мыслей посредством русского языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия ( чтение, аудирование) и порождения ( письмо, говорение).
  • Языковая (лингвистическая) – аспекты языка, владение системой сведений об изучаемом языке по его аспектам (фонетика, лексика, грамматика, орфография) и языковыми навыками в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения.
  • Социокультурная – знание норм поведения, этикета, ценностных ориентиров, обычаев, страноведческих знаний.
  • Компенсаторная – жесты, невербальная коммуникация.
  • Учебно-познавательная – информация, владение полученной информацией, её обработкой.

Оборудование: компьютер, проектор, портрет А. А. Пластова.

Ход урока.

I. Сообщение темы и цели урока.

-Начать сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней - какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями

Дерев, поимых родником,-

Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,

В полдневный зной погружены,

И лишь порою крик орлиный

До нас доходит с вышины...

-Как вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев? (Лето).

-А каким чувством проникнуто стихотворение? (Восторг).

-Поэт восхищается красотой лета. Лето - время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картина, к которой мы сегодня обратимся, так и называется «Летом», автор её - Аркадий Александрович Пластов.  Откройте тетради, запишите тему урока.

Цель урока: развитие речи, написание сочинения по картине А. А. Пластова «Летом».

Задачи урока:

1) обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»;

2) научиться точному, полному описанию изображенного на картине;

3) пополнить словарный запас по теме «Лето»;

4) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; 

5) воспитывать любовь к родной природе. 

Рассказ о художнике А. А. Пластове и его картинах.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии – широко известен как певец русской природы (слайд №3).

Пластов родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В раннем детстве Аркадий был сильно впечатлён работой реставраторов, и решил стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у молодого художника Д.И.Архангельского. Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища в Москве. Закончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Стал тем, кем мечтал быть с детства – художником.

В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремился передать внутренний мир изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне, например, в картинах «Витя-подпасок», «Первый снег», «Летом», «Ужин трактористов», «На колхозном току»,  «Фашист пролетел» и др.

Картины А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает. В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли.

II. Беседа.

-Скажите, ребята, любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?

(ответы учащихся должны представлять собой связные законченные высказывания).

-А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович  Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину. Вспомним, что такое описание.  

Описание – это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного, какого-либо предмета. Цель описания - увидеть предмет описания, представить его в своем сознании. Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение.

-Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине?

(Яркая, солнечная опушка леса, здесь расположились на отдых девочка и женщина. Рядом стоят корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки красная косынка. Ярко-зелёная трава).

-Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно.

(На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочерью, а, может быть, бабушка с внучкой. На женщине синее платье, видно, она очень устала, утомилась от жары и долгой ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она прилегла на густую траву и крепко уснула, прикрыв лицо рукой от солнца).

-На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?

(На руках).

-Какие они?

(Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что ей приходится много работать. Художник хотел показать, что эта женщина – великая труженица).

-Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета?

(Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо срывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок).

-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?

(Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку на фоне картины, притягивает наш взгляд, и мы начинаем внимательно вглядываться в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови приподняты вверх. Из-под платка выбиваются тёмные длинные волосы, одна прядь спадает на грудь).

-Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?

(Собака выбрала место рядом с  девочкой, она лежит, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу).

-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

(Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы укрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют цветы: голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими от зноя лепестками, какие-то жёлтые цветы).

-Как художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?

(Ослепительное солнце озаряет поляну и окрашивает её в жёлтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, - тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно).

-Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?

(Зелёный, светло-зелёный, белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный).

-Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. В живописи очень важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми.

Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и тёплыми. Таким цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет смешивать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее.

-Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом» ?

(Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создаётся впечатление, будто ты уже видел этот чудесный уголок природы и не раз бывал здесь).

-В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие  природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.

III. Работа над синонимами, изобразительными средствами.

-Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами: зелёный-изумрудный; яркий-ослепительный.

-При описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий, а когда можем воспользоваться словами изумрудный, ослепительный? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

(Наиболее удачные из составленных учащимися словосочетаний и предложений записываются: «солнечные зайчики играют в  траве»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски лета», «свежая, яркая, чистая зелень», «сверкают, подобно дорогим изумрудам», «лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг»).

-Какие изобразительные средства вы будете использовать при описании куртины?

(Сравнения, эпитеты, олицетворения).

Составление плана сочинения.

I. Вступление.

Тема и основная мысль картины  А. А. Пластова.

II. Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом».

Внешний вид, выражение лиц, позы героев картины.

Пейзаж.

Настроение, вызванное картиной.

III. Заключение.

Мастерство художника.

IV. Работа над темой и основной мыслью картины.

-Что такое тема и основная мысль картины?

(Тема-это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме).

-Из всего услышанного на уроке сделайте вывод, какова тема и основная мысль картины А. А. Пластова «Летом».

(Тема картины - красота летней природы. Основная мысль - желание автора показать богатство и щедрость родной земли).

V. Устное описание картины (2-3 сильных ученика).

Примерный ответ.

Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов!  О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает  с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь.

Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу.

Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать.

В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет.

Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат  и полежать в мягкой душистой траве.

VI. Самостоятельная работа учащихся

Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Желающие зачитывают фрагменты сочинений вслух. Учитель проводит анализ, отмечая достоинства и недостатки в работах школьников.

VII. Задание на дом.

Закончить, если не успели, сочинение по картине А. А. Пластова «Летом» и переписать его на чистовик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию речи в 6-ом классе "Описание интерьера"

В нашем школьном музее создана очень интересная экспозиция - "Изба порецкого крестьянина первой четверти ХХ века". Это непросто расставленные предметы крестьянского быта - это настоящая изба. Здесь да...

Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме "Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег"

Данный урок позволяет закрепить понятие " изложение с языковым анализом", показать систему языковых средств, используемых в тексте....

Методическая разработка урока по развитию речи в 5-6 классах

Овладение умениями и навыками правильной литературной речи в устной и письменной речи; развитие образного и логического мышления, овладение приёмами анализа и синтеза, сравнения;понимание связей и вза...

Урок по развитию речи учащихся в 5 классе на тему «Почему мы так говорим?»

Урок по развитию речи учащихся в 5 классе на тему «Почему мы так говорим?» является завершающим в блоке «Расширяйте свой словарь!» Это урок совершенствования знаний, умений и навыков. Умение применять...

Открытый урок по развитию речи "Весна пришла" 2 класс

Цель урока: Развитие у учащихся целостной картины весенней природы, систематизирование и  обобщение знаний детей. Обогащение словарного запаса. Формирование лексико- грамматического строя языка п...

Конспект урока по развитию речи; русский язык пятый класс "Первый снег"

Изложение по отрывку из произведения К. Паустовского. Цель урока: обучать лингвистическому и содержательному анализу текста; учить школьников определять и анализировать стилевые и композиционные ...