Конспект урока в 5 классе по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Название: План-конспект урока-игры по русскому языку в 5 классе на тему: «Имя существительное».
Цель: Повторить и обобщить изученный материал по разделу «Имя существительное», развивая коммуникативные способности при помощи использования лингвистических игр.
Класс: 5
Структура урока:
I. Орг. момент
II. Постановка цели и задач урока
III. Актуализация знаний учащихся
IV. Рефлексия
V. Домашнее задание.
Метод обучения: использование лингвистических игр.
Новизна заключается в том, что на каждом этапе урока учащиеся являются активными участниками общения: с учителем и друг с другом. Игры не только помогают развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяют корректировать возникающие проблемы и трудности общения, не заостряя на них внимания. Кроме того, игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной непринужденной обстановки, повышает речевую мотивацию, побуждает детей к общению друг с другом, процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваивается прочнее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выполнила: Волчкова М. А. учитель русского языка и литературы
План-конспект урока-игры по русскому языку в 5 классе на тему:
«Имя существительное»
По учебнику: Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 ч. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. 2012 г.
Тип урока: урок повторения изученного материала.
Цели урока:
Образовательные: сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной речи; сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас; обеспечить усвоение учащимися норм литературного языка; развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.
Развивающие: развивать мышление; развивать умение сравнивать, классифицировать; развивать устную речь; развивать образное и логическое мышление; развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру поведения; развивать коммуникативные способности; формировать навыки сотрудничества; заботиться о профилактике утомляемости школьников на уроке.
Все перечисленные цели становятся легко достигаемыми при использовании дидактических игр на уроке. Так как игры не только помогают развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяют корректировать возникающие проблемы и трудности общения, не заостряя на них внимания. Кроме того, игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной непринужденной обстановки, повышает речевую мотивацию, побуждает детей к общению друг с другом, процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваивается прочнее.
Планируемые результаты:
- Предметные: вторичное осмысление учащимися уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
- Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
- Метапредметные результаты: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Оборудование: мяч, карточки с номерами вопросов, карточки с вопросами, проектор, компьютер.
Ход урока:
I. Орг. момент
II. Постановка цели и задач урока
1. Детям предлагается отгадать загадку.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
(Имя существительное)
Задаются целеполагающие вопросы:
1. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
2. Какие цели и задачи перед собой поставим?
III. Актуализация знаний учащихся
2. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну, где живет существительное. На доске записаны слова, из данных слов составьте и запишите 3-4 предложения на тему: «Путешествие», подчеркните имена существительные.
Проверяем, используя устный опрос.
(Данное задание помогает настроиться на дальнейшую работу на уроке)
3. Проверка знаний об имени существительном. Игра «Интервью». Вызываются 5 добровольцев, которые вытягивают карточку с номером. Еще 5 учащихся из «зала» получают вопросы, которые им предстоит задать тому ученику у доски, который вытянул номер их вопроса. Тот, кто задает вопрос, должен встать, задавая вопрос, а затем еще и оценить правильность ответа.
- Назовите самостоятельную часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что? (Имя существительное)
- Назовите имена существительные, называющие живой предмет и отвечающие на вопрос кто? (Одушевлённые)
- Назовите непостоянные грамматические признаки имени существительного. (Падеж, число)
- Скажите, как называется изменение имени существительного по падежам? (Склонение)
- Скажите, каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? (Подлежащим)
(Использование данной игры на уроке позволяет развивать речевую активность и быстроту мышления, сообразительность и находчивость. Формирует умение использовать знания в соответствии с обстоятельствами.)
4. Лингвистическая разминка «Новый словарь». Суть игры в том, чтобы придумать новые значения обыкновенным и всем привычным словам. Учитель бросает мячик кому-то из учащихся и называет слово, ученик возвращает мяч и называет новое значение слова.
Например: ухажёр – любитель ухи
Слова для игры: изверг, успех, климат, здоровье, тропинка, художник и т. д.
(Использование данной игры позволяет расширять словарный запас, развивать грамматический строй связной речи, позволяет развивать внимание, быстроту реакции и ловкость. Кроме того, снимает психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности.)
5. Один из учащихся выходит к доске, учитель загадывает ему слово, которое тот должен объяснить остальным, но пользоваться он может при этом только словами на букву «п» (любыми, кроме однокоренных).
Например: слово «дом» придется объяснять: «построил – проживаю» и т. д.
Тот, кто угадает слово, должен сделать его морфологический разбор и тогда сам приступает к объяснению нового слова. Если никто не угадывает слово на протяжении долгого времени, то сам объясняющий выполняет разбор.
Слова для игры: осень, зима, дом, телевизор, компьютер, президент, шкаф, заяц, книга, курица, огонь.
(Использование данной игры позволяет закрепить и обобщить знания в области языка, развивать интерес к учебному предмету, вырабатывать речевые умения и навыки в необычной ситуации. Воспитывает уважение к одноклассникам, умение слышать и слушать друг друга)
IV. Рефлексия
- Понравилось ли вам наше увлекательное путешествие во дворец имени существительного?
- Что нового узнали на уроке?
- Все ли было понятно?
- Что было трудным, сложным?
- Как бы вы оценили свою работу?
V. Домашнее задание
Составить карточку и ключ для соседа по парте на тему «Имя существительное». Не менее 15 слов на выбранное правило. Оценивается и карточка с заданием, и ключ к ней. Варианты: поставить данные в скобках имена существительные в нужный падеж, определить склонения у данных имен существительных, вставить в имена существительные пропущенные безударные окончания и т. д.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип урока: урок повторения изученного материала. Цели урока: Образовательные: сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной речи; сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас; обеспечить усвоение учащимися норм литературного языка; развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания. Развивающие: развивать мышление; развивать умение сравнивать, классифицировать; развивать устную речь; развивать образное и логическое мышление; развивать творческие способности учащихся. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру поведения; развивать коммуникативные способности; формировать навыки сотрудничества; заботиться о профилактике утомляемости школьников на уроке.
Планируемые результаты: Предметные: вторичное осмысление учащимися уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Метапредметные результаты: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Оборудование: мяч, карточки с номерами вопросов, карточки с вопросами, проектор, компьютер.
Ход урока: I . Орг. момент II . Постановка цели и задач урока III . Актуализация знаний учащихся IV . Рефлексия V . Домашнее задание
Орг. Момент II . Постановка цели и задач урока 1. Детям предлагается отгадать загадку. Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. (Имя существительное) Задаются целеполагающие вопросы: 1 ) Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? 2) Какие цели и задачи перед собой поставим?
III . Актуализация знаний учащихся 2. Из слов, записанных на слайде, детям предлагается составить предложения и записать их, затем подчеркнуть существительные. Проверяем, используя устный опрос. (Данное задание помогает настроиться на дальнейшую работу на уроке)
3. Проверка знаний об имени существительном. Игра «Интервью». Вызываются 5 добровольцев, которые вытягивают карточку с номером. Еще 5 учащихся из «зала» получают вопросы, которые им предстоит задать тому ученику у доски, который вытянул номер их вопроса. Тот, кто задает вопрос, должен встать, задавая вопрос, а затем еще и оценить правильность ответа. Назовите самостоятельную часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что? (Имя существительное) Назовите имена существительные, называющие живой предмет и отвечающие на вопрос кто? (Одушевлённые) Назовите непостоянные грамматические признаки имени существительного. (Падеж, число) Скажите, как называется изменение имени существительного по падежам? (Склонение) Скажите, каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? (Подлежащим) (Использование данной игры на уроке позволяет развивать речевую активность и быстроту мышления, сообразительность и находчивость. Формирует умение использовать знания в соответствии с обстоятельствами.)
4. Лингвистическая разминка «Новый словарь». Суть игры в том, чтобы придумать новые значения обыкновенным и всем привычным словам. Учитель бросает мячик кому-то из учащихся и называет слово, ученик возвращает мяч и называет новое значение слова. Например: ухажёр – любитель ухи Слова для игры: изверг, успех, климат, здоровье, тропинка, художник и т. д. (Использование данной игры позволяет расширять словарный запас, развивать грамматический строй связной речи, позволяет развивать внимание, быстроту реакции и ловкость. Кроме того, снимает психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности.)
5. Игра на объяснение слов. Один из учащихся выходит к доске, учитель загадывает ему слово, которое тот должен объяснить остальным, но пользоваться он может при этом только словами на букву «п» (любыми, кроме однокоренных). Например: слово «дом» придется объяснять: «построил – проживаю» и т. д. Тот, кто угадает слово, должен сделать его морфологический разбор и тогда сам приступает к объяснению нового слова. Если никто не угадывает слово на протяжении долгого времени, то сам объясняющий выполняет разбор. Слова для игры: осень, зима, дом, телевизор, компьютер, президент, шкаф, заяц, книга, курица, огонь. (Использование данной игры позволяет закрепить и обобщить знания в области языка, развивать интерес к учебному предмету, вырабатывать речевые умения и навыки в необычной ситуации. Воспитывает уважение к одноклассникам, умение слышать и слушать друг друга)
IV . Рефлексия - Понравилось ли вам наше увлекательное путешествие во дворец имени существительного? Что нового узнали на уроке? Все ли было понятно ? Что было трудным, сложным ? Как бы вы оценили свою работу? V . Домашнее задание Составить карточку и ключ для соседа по парте на тему «Имя существительное». Не менее 15 слов на выбранное правило. Оценивается и карточка с заданием, и ключ к ней. Варианты: поставить данные в скобках имена существительные в нужный падеж, определить склонения у данных имен существительных, вставить в имена существительные пропущенные безударные окончания и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"
В игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....
Конспект урока 5 класс "морфологический разбот имени существительного"
Конспект и презентация к уроку русского языка 5 классс по теме "Морфологический разбор имени существительного"...
План - конспект урока по теме: "Не с существительными" с использованием ЭОР ( 6 класс)
Цель урока: обобщение изученного по теме "НЕ с существительными"Задачи:закрепить навык применения правила о правописании НЕ с именами существительными;развивать орфографическую зоркость, умение анлизи...
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ИХ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ план-конспект урока 6 класс
План-конспект урока по русскому языку для учащихся 6-го класса по учебнику М.М. Разумовской с УУД...
конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"
Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...
План-конспект урока (5 класс коррекционной школы) "Род имён существительных)
Цель: 1. Дать понятие о роде имён существительных. 2. Развивать и коррегировать речь, мышление на основе различных упражнений....
- Мне нравится (1)