Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
В игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.rar | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №1 г. Энгельс
Учитель русского языка и литературы Шембергер Н.Г.
Тема урока: Повторение и обобщение имени существительного.
Космическое путешествие (урок-игра).
Цели урока: в игровой форме повторить основные сведения по теме “Имя существительное”: грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя. Слайд №1
– Сегодня на уроке мы отправляемся с вами в космическое путешествие.
Побываем на разных планетах, расположенных в Галактике "Имя существительное".
Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и вернуться на нашу планету «Земля».
Класс делится на 3 команды. Каждый ряд – это команда. За правильный ответ команда получает балл (жетон).
2. Старт.
Чтобы старт прошел успешно, нужно показать, что вы достойно подготовились к этому полету. Каждая команда должна ответить на вопросы. Правильный ответ и будет вашим разрешением на старт. Любая команда не отправляется в путь без капитана. Кто желает быть капитаном?
Выбор капитанов. Слайд №2
1 задание капитанам:
1 команда.
- Рассказать, что вы знаете об имени существительном.
- Каким членом предложения оно может быть? (примеры)
2 команда.
- Имя существительное - это самостоятельная или служебная часть речи?
- Какие еще самостоятельные части речи вы знаете? (примеры)
3 команда.
- Какими грамматическими признаками обладает имя существительное?
- Чем отличаются одушевленные и неодушевленные имена существительные?
– Капитаны со своими заданиями справились, а как же команды?
2 задание командам: Слайд №3
Распределить слова по родам: 1 команда – слова мужского рода, 2 команда – слова женского рода, 3 команда – слова среднего рода.
Впечатление, простыня, училище, рояль, рельс, мышь, роща, яблоко, путь, полотенце, фамилия, повидло, молодежь, картофель, дядя.
С поставленной задачей вы справились.
А вот на пути и первая планета” Степанида". Королева этой планеты очень любит слушать рассказы гостей о том, откуда они прилетели, что видели, что знают. Если королеве понравятся ваши рассказы, то она с радостью укажет нам путь к следующей планете. Слайд №4
3 задание командам: при составлении рассказов использовать как можно больше имен существительных.
1 команда – рассказ о городе.
2 команда – рассказ о школе.
3 команда – рассказ о классе.
(Вспомнить, что такое текст)
Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий (действий, ситуаций), которые описаны в тексте. Слайд №5
Внимание! Внимание! Перед нами неопознанный объект, он передает сигналы SОS!!! Планета просит помощи. В результате воин жители этой планеты забыли ее название и забыли, какую синтаксическую функцию в предложении выполняют имена существительные. Слайд №6
4 задание командам: определите синтаксическую функцию существительных. Обозначьте подлежащее (1), дополнение (2), обстоятельство (3).
Запись на доске или на мультимедиа. Слайд №7
Была глубокая осень ( ). Последние листья ( ) опадали с деревьев ( ). Мы ночевали в лесной избушке ( ). Вдруг раздалось тревожное ржание ( ). Мы выскочили из избушки ( ). У дверей ( ) стояла лошадь ( ). Её била мелкая дрожь ( ). На мокрой земле ( ) виднелись медвежьи следы ( ).
Мне кажется, что теперь жители этой планеты вспомнили все о синтаксической роли существительных в предложениях, но у них есть еще одна просьба: дайте название этой планете.
5 задание командам: Слайд №8,9
На уроках мы с вами говорили о том, что есть имена собственные и нарицательные. И вот мы с вами находимся у планеты” Знатоки”. Мы должны провести расследование и выяснить, почему одни и те же слова могут писаться по-разному. И задание наше называется “Почему так?"
белка | Конфеты «Белочка» |
сейд | магазин «Сейд» |
Ковдорчанин | Газета «Ковдорчанин» |
брусничка | Детский сад «Брусничка» |
5 задание командам: Слайд №10
Следующая планета, которая нас ждет – это планета” Загадка". На этом этапе командам дается возможность заработать как можно больше баллов, включая логическое мышление. Вопросы для всех команд, кто быстрее ответит, та команда зарабатывает балл.
- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Семья)
- Из какой буквы надо выкинуть А, чтобы получилось название жилища? (ИзБА)
- Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного? (ЗаЯЦ)
- В каком существительном есть три одинаковые гласные буквы, стоящие рядом? (змееед)
- Какую фразу можно найти в алфавите? (Где ёж?)
- Как мышеловку записать пятью буквами? (Кошка)
- В названии какой птицы надо изменить первую букву, чтобы получился доктор? (Грач-врач)
8. Задание командам: Слайд № 11
Мы приближаемся к планете” Орфо".
Жители этой планеты очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников. Чтобы найти обратный путь, необходимо справиться с заданием.
Исправьте ошибки:
1 команда
1) Мой друг добр и красивый.
2) Береза более красивее сосны.
2 команда
3) Это характерные нашему климату растения.
4) Корень учения горек а плот сладок.
3 команда
5) По птичьему следу неузнаешь, куда птица улитела.
6) Птенци быстра расли и однажды улетели на юк.
Успешно выполнив все задания, мы возвращаемся на Землю.
Наша речь богата и красива. А как вы думаете, почему в речи часто встречаются существительные? Какова их роль?
Молодцы! С заданиями справились все ребята. И завершим урок оценкой, которой вы себя оцениваете. Слайд №12
(У всех на столах лежит оценочный лист: звездочка – отл., квадрат – хор., треугольник – удовл.)
Дети ставят себе оценку и сдают листы учителю.
Подсчитываются баллы каждой команды, определяется победитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Морфологический портрет имени существительного" 5 - 6 класс
Данный конспект содержит материал, актуальный на этапе изучения нового материала или повторения темы "Имя существительное", подан в интерактивной форме....
Конспект урока по формированию грамматического строя речи. Число имен существительных. 4 класс.
Задачи: Дидактическая: Продолжить работу по формированию умения отличать имя существительное от других частей речи. Знать характеристику имени существительного как части речи. Коррекционно-развиваю...
Конспект олимпийского урока по русскому языку на тему: « Род имен существительных» (5 класс)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Задачи:1)образовательная – учить определять род имен существительных2)развивающая – способствовать развитию речи, мышления3) воспитательная – воспи...
Конспект олимпийского урока по русскому языку на тему: « Род имен существительных» (5 класс)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Задачи:1)образовательная – учить определять род имен существительных2)развивающая – способствовать развитию речи, мышления3) воспитательная – воспи...
Конспект урока: Единственное число имен существительных, 6 класс
Конспект урока для специальных (коррекционных) школ: Единственное число имен существительных, 6 класс...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Обобщение знаний об имени существительном, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Обобщение знаний об имени существительномЦели деятельности учителя: актуализация знаний по теме «Имя существительное», совершенствование умения правильно...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...