Урок русского языка в 9 классе
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)

Цыжипова Алла Зондуевна

Урок русского языка в 9 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Сложное предложение с различными видами связи» 
Цель:
 организовать деятельность учащихся по изучению сложного 
предложения с различными видами связи. 
Задачи: 
- образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами 
связи; 
- отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи; 
- развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод; 
- совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности; 
- воспитательные: воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность; 
воспитывать культуру речи; 
Тип урока: урок изучения нового материала 
Оборудование: карточки, тест. 

Ход урока:
1. Организационный момент
:

- приветствие, перекличка; 
- определение темы урока, целеполагание.

2. Орфоэпическая разминка: работа со словами из раздела «Говори правильно»: запишите слова, расставляя ударения.

Запись на доске: АпострОф, балОванный, баловАть, гЕнезис, договОр, донЕльзя, дремОта, завИдно, зубчАтый, исчЕрпать.

Проверка с проговариванием.

3.Актуализация изученного материала:

(задание записать на доске, раздать карточки)
Задание:

1 вариант - 1 ряд– назвать сложное предложение с сочинительной связью; 
2 вариант- 2 ряд - назвать сложное предложение с подчинительной связью; 
3 вариант – 3 ряд - назвать сложное предложение с бессоюзной связью; 

Доказать своё утверждение.
Дополнительное задание:

Сколько предикативных частей входит в состав 4 предложения?

1:
1.Можно часами смотреть на цветущую яблоньку, которая похожа на невесту. 
2.Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. 
3.Ни звука, ни шороха не раздавалось в лесу, и в воздухе чувствовался тягучий травяной запах. 
4.Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей; ласково веет навстречу ветер, и убаюкивающе звенят жаворонки, что кружат высоко в небе. 

4. Объяснение новой темы:

Тема нашего урока: «Сложное предложение с различными видами связи» 

Определите цель урока (Что должны узнать? Чему должны 
научиться?)
 
- Теория:

Понятие сложных предложений с различными видами связи. Сложное предложение, которое содержит в себе три и больше простых предложения, которые связаны между собой бессоюзной, подчинительной или сочинительной связью называются сложными предложениями с разными видами связи. Для того чтобы понять систему таких сложных конструкций, важно проанализировать, каким образом группируются простые предложения, которые входят в состав сложного. Очень часто сложные предложения с разными видами связи делятся на два, а иногда и несколько блоков. Каждая часть такого блока представляет собой либо простое, либо сложноподчиненное предложение.

Сложные синтаксические конструкции, как правило, имеют такие сочетания:
- подчинительной и сочинительной связи, 
- бессоюзной и сочинительной,
- бессоюзной и подчинительной,
- бессоюзной, подчинительной и сочинительной.

Алгоритм действия при синтаксическом разборе:

  1. Определить тип этого предложения по цели высказывания (побудительное, вопросительное, повествовательное).
  2. По грамматическим основам определить количество простых предложений и выделить их границы.
  3. Определить вид связи между блоками простых переложений (союзные, бессоюзные). Охарактеризовать каждый блок, согласно его строению.
  4. Составление схемы предложения, в которой каждое простое предложение блока необходимо помещать в квадратные скобки.

Где и почему

Запятая  ставится

Запятая  не ставится

Если рядом оказываются союзы и и сколько

и  и когда

и и прежде чем

и и чтобы, 

и и какой  

и когда

и если

что если

что когда

что хотя

но если

но так как

Комната была пуста, и, сколько я ни старалась рассмотреть её, темнота не позволила мне этого сделать (нет второй части двойного союза то, так или союза но)

Комната была пуста, и сколько я ни старалась рассмотреть её, но темнота не позволила мне этого сделать (есть вторая часть двойного союза то, так или союз но)

Если рядом оказываются союзы что и хотя

что и когда

что и если

Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома (нет то, так, но)

Меня удивляло, что когда ни позвонишь, то его нет дома (есть то, так или но)

Перед то, так и но

Всегда

 

После союзного слова который

 

Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода изкоторой не вижу (в предложениях с союзным словом который)

Практика:

Анализ предложений:

  1. Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.

(сочинительный союз но и подчинительный союз если стоят рядом. Они разделены запятой, так как в последующем предложении нет союзов то, так, но).

  1. Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.
  2. Егерь знал, что хотя зверь ушёл, но он будет мстить охотнику, ранившему его.
  3. Михаил - спортсмен перспективный, и если он будет упорно тренироваться, то непременно войдёт в сборную края.


- Вывод по изученному материалу (формулируют учащиеся);

- Работа с учебником (сравнить свои наблюдения и выводы с материалом параграфа); 

5. Закрепление изученного материала:
а) самостоятельный анализ предложения с последующей взаимопроверкой (предложение записать в тетрадь, расставить знаки препинания, начертить схему, указать виды союзной и бессоюзной связи): 


1. По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман окутывал берега (3) все восемь рот (4) настилали доски на обломки мостов.

  1. Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.
  2. После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.


6. Контроль изученного
Тест с последующей самопроверкой и оцениванием:
1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью: 
а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной. 
б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке. 
в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам. 

2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью: 
а) Там, щедрым облаком зари освещены, 
Густые облака, сбегая с вышины, 
Нависли пышными, янтарными клубами. 
б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды, 
И зеленью покрылись сожженные сады. 
в) Чернеет лес, теплом разбуженный, 
Весенней сыростью объят, 
А уж на ниточках жемчужины 
От ветра каждого дрожат. 

3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью 
а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза. 
б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой. 
в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит. 

4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью 
а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню. 
б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. 
в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен. 

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые 
Хозяйка поняла ( 1 ) что ( 2 ) если гости опять окажутся в зале ( 3 ) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца ( 4 ) и поспешно предложила прогуляться по саду. 
А) 1, 3 
Б) 1, 3, 4 
В) 1, 2, 3, 4 
Г) 2, 3, 4

  1. Итог урока:
    - Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока? 
    Что усвоено хорошо? Что осталось непонятым? Как оцениваете свою работу на уроке? 

8.Домашнее задание:
- Изучить параграф

- Упр.

- или самостоятельно составить сложные предложения с различными видами связи 

Дидактический материал к уроку:

1:
1.Можно часами смотреть на цветущую яблоньку, которая похожа на невесту. 
2.Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. 
3. Ни звука, ни шороха не раздавалось в лесу, и в воздухе чувствовался тягучий травяной запах. 
4. Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей; ласково веет навстречу ветер, и убаюкивающе звенят жаворонки, что кружат высоко в небе. 

2. Анализ предложений:

  1. Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
  1. .Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.
  2. Егерь знал, что хотя зверь ушёл, но он будет мстить охотнику, ранившему его.
  3. Михаил - спортсмен перспективный, и если он будет упорно тренироваться, то непременно войдёт в сборную края.

3. Предложения на закрепление:

1. По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман окутывал берега (3) все восемь рот (4) настилали доски на обломки мостов.

  1. Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.
  2. После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

4. Тест:
1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью 
а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной. 
б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке. 
в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам. 

2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью 
а) Там, щедрым облаком зари освещены 
Густые облака, сбегая с вышины, 
Нависли пышными, янтарными клубами. 
б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды, 
И зеленью покрылись сожженные сады. 
в) Чернеет лес, теплом разбуженный, 
Весенней сыростью объят, 
А уж на ниточках жемчужины 
От ветра каждого дрожат. 

3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью 
а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза. 
б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой. 
в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит. 

4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью 
а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню. 
б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. 
в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен. 

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые 
Хозяйка поняла ( 1 ) что ( 2 ) если гости опять окажутся в зале ( 3 ) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца ( 4 ) и поспешно предложила прогуляться по саду. 
А) 1, 3 
Б) 1, 3, 4 
В) 1, 2, 3, 4 
Г) 2, 3, 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...