Урок русского языка в 9 классе
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
Тема: «Сложное предложение с различными видами связи»
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению сложного
предложения с различными видами связи.
Задачи:
- образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами
связи;
- отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи;
- развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;
- совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;
- воспитательные: воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность;
воспитывать культуру речи;
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: карточки, тест.
Ход урока:
1. Организационный момент:
- приветствие, перекличка;
- определение темы урока, целеполагание.
2. Орфоэпическая разминка: работа со словами из раздела «Говори правильно»: запишите слова, расставляя ударения.
Запись на доске: АпострОф, балОванный, баловАть, гЕнезис, договОр, донЕльзя, дремОта, завИдно, зубчАтый, исчЕрпать.
Проверка с проговариванием.
3.Актуализация изученного материала:
(задание записать на доске, раздать карточки)
Задание:
1 вариант - 1 ряд– назвать сложное предложение с сочинительной связью;
2 вариант- 2 ряд - назвать сложное предложение с подчинительной связью;
3 вариант – 3 ряд - назвать сложное предложение с бессоюзной связью;
Доказать своё утверждение.
Дополнительное задание:
Сколько предикативных частей входит в состав 4 предложения?
№1:
1.Можно часами смотреть на цветущую яблоньку, которая похожа на невесту.
2.Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
3.Ни звука, ни шороха не раздавалось в лесу, и в воздухе чувствовался тягучий травяной запах.
4.Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей; ласково веет навстречу ветер, и убаюкивающе звенят жаворонки, что кружат высоко в небе.
4. Объяснение новой темы:
- Тема нашего урока: «Сложное предложение с различными видами связи»
- Определите цель урока (Что должны узнать? Чему должны
научиться?)
- Теория:
Понятие сложных предложений с различными видами связи. Сложное предложение, которое содержит в себе три и больше простых предложения, которые связаны между собой бессоюзной, подчинительной или сочинительной связью называются сложными предложениями с разными видами связи. Для того чтобы понять систему таких сложных конструкций, важно проанализировать, каким образом группируются простые предложения, которые входят в состав сложного. Очень часто сложные предложения с разными видами связи делятся на два, а иногда и несколько блоков. Каждая часть такого блока представляет собой либо простое, либо сложноподчиненное предложение.
Сложные синтаксические конструкции, как правило, имеют такие сочетания:
- подчинительной и сочинительной связи,
- бессоюзной и сочинительной,
- бессоюзной и подчинительной,
- бессоюзной, подчинительной и сочинительной.
Алгоритм действия при синтаксическом разборе:
- Определить тип этого предложения по цели высказывания (побудительное, вопросительное, повествовательное).
- По грамматическим основам определить количество простых предложений и выделить их границы.
- Определить вид связи между блоками простых переложений (союзные, бессоюзные). Охарактеризовать каждый блок, согласно его строению.
- Составление схемы предложения, в которой каждое простое предложение блока необходимо помещать в квадратные скобки.
Где и почему | Запятая ставится | Запятая не ставится |
Если рядом оказываются союзы и и сколько, и и когда, и и прежде чем, и и чтобы, и и какой и когда и если что если что когда что хотя но если но так как | Комната была пуста, и, сколько я ни старалась рассмотреть её, темнота не позволила мне этого сделать (нет второй части двойного союза то, так или союза но) | Комната была пуста, и сколько я ни старалась рассмотреть её, но темнота не позволила мне этого сделать (есть вторая часть двойного союза то, так или союз но) |
Если рядом оказываются союзы что и хотя, что и когда, что и если | Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома (нет то, так, но) | Меня удивляло, что когда ни позвонишь, то его нет дома (есть то, так или но) |
Перед то, так и но | Всегда |
|
После союзного слова который |
| Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода изкоторой не вижу (в предложениях с союзным словом который) |
Практика:
Анализ предложений:
- Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
(сочинительный союз но и подчинительный союз если стоят рядом. Они разделены запятой, так как в последующем предложении нет союзов то, так, но).
- Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.
- Егерь знал, что хотя зверь ушёл, но он будет мстить охотнику, ранившему его.
- Михаил - спортсмен перспективный, и если он будет упорно тренироваться, то непременно войдёт в сборную края.
- Вывод по изученному материалу (формулируют учащиеся);
- Работа с учебником (сравнить свои наблюдения и выводы с материалом параграфа);
5. Закрепление изученного материала:
а) самостоятельный анализ предложения с последующей взаимопроверкой (предложение записать в тетрадь, расставить знаки препинания, начертить схему, указать виды союзной и бессоюзной связи):
1. По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман окутывал берега (3) все восемь рот (4) настилали доски на обломки мостов.
- Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.
- После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
6. Контроль изученного:
Тест с последующей самопроверкой и оцениванием:
1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью:
а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной.
б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке.
в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам.
2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью:
а) Там, щедрым облаком зари освещены,
Густые облака, сбегая с вышины,
Нависли пышными, янтарными клубами.
б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды,
И зеленью покрылись сожженные сады.
в) Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят,
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью
а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза.
б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.
в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит.
4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью
а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню.
б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться.
в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Хозяйка поняла ( 1 ) что ( 2 ) если гости опять окажутся в зале ( 3 ) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца ( 4 ) и поспешно предложила прогуляться по саду.
А) 1, 3
Б) 1, 3, 4
В) 1, 2, 3, 4
Г) 2, 3, 4
- Итог урока:
- Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?
Что усвоено хорошо? Что осталось непонятым? Как оцениваете свою работу на уроке?
8.Домашнее задание:
- Изучить параграф
- Упр.
- или самостоятельно составить сложные предложения с различными видами связи
Дидактический материал к уроку:
№1:
1.Можно часами смотреть на цветущую яблоньку, которая похожа на невесту.
2.Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
3. Ни звука, ни шороха не раздавалось в лесу, и в воздухе чувствовался тягучий травяной запах.
4. Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей; ласково веет навстречу ветер, и убаюкивающе звенят жаворонки, что кружат высоко в небе.
№2. Анализ предложений:
- Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
- .Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.
- Егерь знал, что хотя зверь ушёл, но он будет мстить охотнику, ранившему его.
- Михаил - спортсмен перспективный, и если он будет упорно тренироваться, то непременно войдёт в сборную края.
№3. Предложения на закрепление:
1. По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман окутывал берега (3) все восемь рот (4) настилали доски на обломки мостов.
- Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.
- После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
№4. Тест:
1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью
а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной.
б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке.
в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам.
2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью
а) Там, щедрым облаком зари освещены
Густые облака, сбегая с вышины,
Нависли пышными, янтарными клубами.
б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды,
И зеленью покрылись сожженные сады.
в) Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят,
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью
а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза.
б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.
в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит.
4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью
а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню.
б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться.
в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Хозяйка поняла ( 1 ) что ( 2 ) если гости опять окажутся в зале ( 3 ) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца ( 4 ) и поспешно предложила прогуляться по саду.
А) 1, 3
Б) 1, 3, 4
В) 1, 2, 3, 4
Г) 2, 3, 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....