Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания. 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Одеркова Дарья Владимировна

Упражнения, направленные на актуализацию знаний о русской пунктуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_1.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания.

  1. Составьте предложения из рассыпанных слов. (Стихотворения А.С. Пушкина и С.А. Есенина).

Надежды, недолго, нас, славы, любви, обман, нежил, тихой.

Монастырь, некошеный, мой, лес, пустырь, да, ты, заброшенный, край, мой, сенокос, ты, край.

Может, красной, в, костёр, саду, горит, но, не, он, согреть, рябины, никого.

Двор, благословил, уединенный, огласил, и, снегом, я, занесенный, твой, судьбу, когда, печальным, колокольчик, мой.

  1. Поставьте верный знак препинания в конце предложения.

Ты куда задевал мою записную книжку(?)

Когда вас ждать из кино(?)

Федя, прости, пожалуйста(!)

Отдай немедленно, поранишься(!)

Иногда такая тоска накрывает (…)

  1. Составьте предложения из рассыпанных слов. (Стихотворения А.А. Блока и В.В. Маяковского)

Улица, свет, фонарь, ночь, тусклый, бессмысленный, аптека, и.

Вечерам, над, по, горячий, пьяными, ресторанами, весенний, дик, окриками, глух, воздух, и, правит, тлетворный, и, и, дух.

Лежат, заката, лучи, ржи, сжатой, на, поле, последние.

В, пылал, катилось, сорок, в, закат, сто, солнц, лето, июль.

  1. Расставьте знаки препинания в предложении так, чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания.

Хватит спать давайте отдыхать.

Хватит! Спать давайте, отдыхать.

Хватит спать, давайте отдыхать!

Хватит! Спать? Давайте! Отдыхать…

Хватит спать? Давайте. Отдыхать!

  1. Расставьте знаки препинания так, чтобы получился текст.

Когда телега выехала со станции были сумерки направо от землемера тянулась тёмная замёрзшая равнина без конца и краю поедешь по ней так заедешь к чёрту на кулички на горизонте где она исчезала и сливалась с небом лениво догорала холодная осенняя заря.

(По А.П. Чехову)

Когда телега выехала со станции, были сумерки. Направо от землемера тянулась тёмная замёрзшая равнина без конца и краю. Поедешь по ней, так заедешь к чёрту на кулички. На горизонте, где она исчезала и сливалась с небом, лениво догорала холодная осенняя заря.

  1. Расставьте знаки препинания так, чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания текста.

Ты решил задачу верно.

Ты решил задачу верно!

Ты решил задачу верно?

Ты решил задачу верно…

Ты решил задачу?.. Верно.

Ты?! Решил задачу верно?!

  1. Расставьте знаки препинания так, чтобы получился текст.

Ванька Жуков девятилетний мальчик отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину в ночь под Рождество не ложился спать дождавшись когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами ручку с заржавленным пером и разложив перед собой измятый лист бумаги стал писать.

(По А.П. Чехову)

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.

  1. Найдите ошибки в расстановке знаков препинания.

Набегавшись досыта, сидишь, бывало за чайным столом, на своём высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром сон смыкает глаза но не трогаешься, с места, сидишь, и слушаешь.

Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь.

Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность потребность в любви и сила веры которыми, обладаешь в детстве. Какое время может быть лучше того когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными, побуждениями в жизни.

Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность в любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни?

(По Л.Н. Толстому)

  1. Прочитайте текст.

Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII – XIV вв., притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король был лишен трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи. Тюремщики короля получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».

Расставьте в предписании знаки препинания разными способами так, чтобы оно имело разные смыслы.

Эдуарда убить, не смейте бояться! Полезно.

Эдуарда убить не смейте, бояться полезно.

Эдуарда убить? Не смейте! Бояться полезно.

  1.  Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Плох тот народ который не помнит не ценит не любит своей истории.

2) Скоро всё угомонилось притихли птицы застыл воздух потух костёр.

3) Музыка хороша тем что соединяет людей в одном чувстве.

4) Если надо родиться поэтом то надо родиться и народным чтобы

выразить своею личностью характеристические свойства своих соотечественников.

5) По морю шла волна и пена, облизывая борта парохода тотчас таяла.  

6) И моховые болота и пни всё хорошо под сиянием лунным.

 

1) Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории.

2) Скоро всё угомонилось: притихли птицы, застыл воздух, потух костёр.

3) Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве.

4) Если надо родиться поэтом, то надо родиться и народным, чтобы

выразить своею личностью характеристические свойства своих соотечественников.

5) По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.  

6) И моховые болота, и пни -  всё хорошо под сиянием лунным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания.

презентация к уроку русского языка в 11 классе...

Сходства и различия в употреблении знаков препинания в английском и русском языках.

Презентация: "Сходства  и различия в употреблении знаков препинания в английском и русском языках"....

Открытый урок. "Принципы русской пунктуации. Знаки препинания: отделительные, разделительные и выделительные."

Урок имеет несколько важных целей:1) показать, что знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи;2) рассказать о делении знаков препинания по своей функции на группы;3) описать...

Тест по пунктуации. Тема: «Знаки препинания в СПП».

Тест по пунктуации.Тема: «Знаки препинания в СПП».Целевая аудитория: 9 класс.Цель работы: закрепление навыков постановки знаков препинания в СПП при подготовке к ОГЭ.Составил: Шкунова О.В., учитель ру...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Вводные слова и их употребление. Знаки препинания при них.

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. На протяжении всего урока идёт закрепление постановки знаков препинания и отработка в определении значений вводных слов.  Авто...

Пунктуация. Функции знаков препинания.

для учителей русского языка...