Пунктуация. Функции знаков препинания.
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Пунктуация. Функции знаков препинания.
Методическая разработка
урока русского языка в 8-ом классе.
Тема урока: Пунктуация. Функции знаков препинания. Повторение, систематизация знаний.
Цели урока:
- Обобщить и углубить знания учащихся о пунктуации
- Выявить основные функции знаков препинания
- Развивать умение обосновывать выбор знаков препинания
- Продолжать работу с текстом: умение найти новую информацию, выбрать ключевые слова и т.д.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Языковая разминка.
Запись предложения под диктовку учителя:
Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета.
Работа в группах:
«Орфографическая» группа: сгруппировать орфограммы по видам, объяснить написания, графически обозначить условия выбора орфограмм.
- О-Е после шипящих и Ц в корне: чопорный, черт, черной, шелковой, жестком, дешевый, чокаясь, шоколадного.
- О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях: одежонке, глянцевом, парчовой.
- Проверяемая безударная в корне: одежонке, сидел, дешевый, тяжелом, стоящем
- Непроверяемая безударная гласная в корне: отражением
- Правописание наречий: изредка
«Словообразовательная» группа: произвести словообразовательный разбор слова самовар, разобрать по составу слова дешевый и парчовый, найти в предложении слово, соответствующее схеме: ¬∩^^ (изредка)
«Синтаксическая» группа: произвести синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составить его графическую схему.
«Лексическая» группа: дать толкование значений слов чопорный, глянцевый, парчовый, найти стилистически окрашенные слова (одежонка – разг.), иноязычные слова (кофе), указать их признаки.
- Введение в тему урока.
Прием «яркое пятно». Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.
(Это стихотворение называется «Где поставить запятую?»)
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит
Чей-то дом
Хвостом виляет
Песик
Из ружья стреляет
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку
Кот в очках
Читает книжку
Старый дед
Влетел в окно
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
-Вот что значит запятая!
- Что нужно сделать, чтобы устранить эту двусмысленность? (Нужно сделать паузу в устной речи или поставить запятую в письменной)
- Что же помогает нам правильно понимать речь говорящего или пишущего? (Интонация и знаки препинания)
- Какой раздел языка изучает знаки препинания?
- Запишите тему урока в тетради.
- Знакомство с особенностью древнерусского письма и пунктуации.(предварительное индивидуальное задание)
В древнерусском письме не было интервалов между словами и предложениями, из знаков препинания использовались только точки, которые ставились произвольно. Позднее, когда, появились знаки препинания, пунктуация называлась «препинанием», запятая - «отдохновением», а тире – «молчанкой».
- Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия знаков препинания.
попасть в точку,
поставить точки над И (дать пояснения, уточнить. В тексте, написанном от руки латинскими буквами, возможны неясности и двусмысленности, если пишущий забудет поставить точки над i ,
сдвинуть с мертвой точки (Продвинуть остановившееся дело)
- Обобщение и систематизация знаний о пунктуации.
- Беседа по вопросам:
- Что изучает пунктуация?
- Какие знаки препинания вы знаете?
- Какую функцию выполняют знаки препинания в письменной речи?
- Какие группы знаков препинания можно выделить?
- Назовите знаки завершения предложения, разделительные, выделительные.
- Какие знаки препинания являются двойными? (выделительные)
- Работа с учебником – чтение текста упр.145.
Вопросы и задания к тексту:
- Что нового вы узнали о пунктуации из этого текста?
- Что сближает пунктуацию с орфографией и графикой?
- Как можно озаглавить этот текст?
- Разделите текст на абзацы, определите микротемы, запишите план текста
- Развитие пунктуационных умений.
- Несколько человек работают с тестами на повторение правил пунктуации.
- Один человек работает с компьютерной программой «Фраза»
- Остальные получают задание: даны предложения, нужно выписать только те, в которых есть знаки разделения (1 группа) и выделения (2 группа).
- Подведение итогов урока.
- Для чего же нужны нам знаки препинания?
- Назовите группы знаков препинания.
- Назовите ключевые слова темы.
Д/з;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знаки препинания. Второе знакомство.(Функции знаков препинания).5 класс.
При изучении темы "Пунктуация" пятиклассники знакомятся с функциями знаков препинания. Это первый шаг в подготовке к написанию сочинения ГИА. Надеюсь, что материал поможет в изучении данной темы....
Дидактический материал "Функции знаков препинания"
В работе представлены сводные таблицы по теме «Функции знаков препинания», предназначенные для помощи при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе ...
Принципы русской пунктуации.Функции знаков препинания.
презентация к уроку русского языка в 11 классе...
Развитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)
З.С.РубановаТемаРазвитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)...
Разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме «Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания»
Представлена разработка уровка по русскому языку в 11 классе...
Тест по пунктуации. Тема: «Знаки препинания в СПП».
Тест по пунктуации.Тема: «Знаки препинания в СПП».Целевая аудитория: 9 класс.Цель работы: закрепление навыков постановки знаков препинания в СПП при подготовке к ОГЭ.Составил: Шкунова О.В., учитель ру...
Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания. 7 класс
Упражнения, направленные на актуализацию знаний о русской пунктуации....