Разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме «Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Краснова Ирина Николаевна

Представлена разработка уровка по русскому языку в 11 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку в 12 классе по теме «Принципы русской пунктуации.

Функции знаков препинания»

Цели:

1) рассмотреть основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания;

2) определить функцию каждого из препинания;

3) совершенствовать умения использовать основные приемы информационной обработки текста;

4) совершенствование умения проводить пунктуационный анализ предложения;

5) определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

Структура урока: комбинированный; для достижения поставленных целей будут использованы приемы компетентностно-ориентированной технологии (коммуникативная и культурологическая компетенции).

Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский

Оборудование: учебник А.И. Власенков «Русский язык 10-11 класс, дидактический материал.

Ход урока:

I. Организационный момент: приветствие и объяснение целей и задач урока.

  1. Подготовка к восприятию нового материала.Мотивация.

Известно, что до  XV века в книгах не было знаков препинания.

- А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время?

 (10 знаков)

- Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые представляет стройная система знаков препинания?

Задание 1. Французский писатель В.Гюго, закончив роман «Отверженные», послал его издателю вместе с письмом, в котором был только вопросительный знак (?). Издатель так же ответил без слов: !.

- Попробуйте составить диалог, который мог бы произойти между В.Гюго и издателем.

-Какую роль играют знаки препинания? Как вы относитесь к знакам препинания?

-Что такое пунктуация?

Дается справка.

Пунктуация (лат. - точка) – эта система знаков препинания и правил их употребления.

В современном русском языке наиболее употребляются 10 знаков препинания:

Точка (.)

Вопросительный знак (?)

Восклицательный знак (!)

Многоточие (…)

Запятая (,)

Точка с запятой (;)

Двоеточие (:)

Тире (-)

Кавычки («»)

Скобки ( ).

Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

Задание 2. Известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека, но и ход истории.

Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII-XIV вв., притеснениями и непосильными налогами  восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король был лишен трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи. Тюремщики короля, получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».

- Какие знаки препинания и как можно поставить в этом предложении? Сколько вариантов у вас получилось?

-Покажите, как меняется смысл предложения?

-Вы заметили, что строение предложения как бы программируется заданным смыслом?

Вывод:  знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.

II. Изучение новой темы. Осмысление содержания.

Сегодня главные вопросы на уроке:

  1. Какие принципы русской пунктуации лежат в основе  расстановки знаков препинания?
  2. Какова функция каждого из 10 знаков препинания?

Попробуем найти ответ на эти вопросы, проводя диалог с текстом.

А) Работа с текстом учебника, упражнение №225 (приложение 1).

После выразительного чтения ответить на вопросы:

  1. Каковы принципы русской пунктуации?
  2. Какой принцип  является ведущим?

 Составить тезисный план к вопросам (приложение 2): смысловой (логический),  грамматический (синтаксический), интонационный (логико-грамматический), так как разъяснить смысловую и грамматическую роль знаков препинания практически невозможно.

Смысловой (логический) принцип. В основе правил лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение.

Грамматический (синтаксический) принцип. Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическим (синтаксическим) принципом.

Интонационный принцип. Знаки препинания показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на ее составные части.

Читая текст Э.Шима, заполняем таблицу (текст на каждой парте, приложение 3):

Функции знаков препинания.

Знаки препинания

Функции знаков

Пример

  1. Точка

Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

  1. Восклицательный знак

Предают соответствующую интонацию

  1. Вопросительный знак

Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску.

 Приглашают читателя к разговору.

  1. Многоточие

-Подчеркивает  неисчерпанность передаваемого содержания

-Знак эмоционального напряжения

-Отделяет одно предложения от другого

  1. Запятая

Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

Выделение в предложении особо значимых частей

  1. Точка с запятой

Членение текста на значимые части

  1. Тире

Пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое – одна часть речи)

Пропуск членов предложения

Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность

Привлекает и акцентирует внимание читателя

  1. Двоеточие

Разъяснительно-пояснительная

  1. Скобки

Выделение в предложении особо значимых частей

  1. Кавычки

Выделение цитат, «чужой речи»

Тире ставится: 1) между подлежащим и сказуемым при наличии определенных условий;

2) после однородных членов перед обобщающим словом;

3) в БСП для выражения противопоставления;

4) в неполных предложениях.

Спишите указанные предложения. Сделайте синтаксический разбор предложения. Кто затрудняется – выделите грамматическую основу предложения.

I вариант: 1 предложение (1 абзац)

II вариант: 2 предложение (2 абзац)

Объясните постановку тире и его отсутствие между главными членами.

III. Подведение итогов проделанной работы. Рефлексия.

Высказывания о знаках препинания.

Тире – знак отчаяния. (А.М.Пешковский)

Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов (В.В.Набоков)

- Как вы их понимаете?

- Согласны ли вы с авторами? В чем?

- Проиллюстрируйте высказывания примерами из художественной литературы.

- Что изучает пунктуация?

- Назовите принципы русской пунктуации.

- Перечислите функции знаков препинания.

Приложение 3

Стояли зимние дни хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки…

И вдруг улыбнулась погодка: выпал чистый, мягкий снежок, с неба тучи ушли, солнышко проглянуло, и как-то сделалось словно в лесу! Сахарный снег блестит – переливается, все деревья цветными сделались: елки – с коричневой шкуркой, сосны – с желтенькой,  осинки – с зелененькой, березки – с пестренькой, будто в родимых пятнышках. И над всем лесом голубое небо сияет!

(Э.Шим)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской

Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Разработка урока по математике в 6 классе по теме: "Умножение чисел с разными знаками"

Разработка урока по математике в 6 классе по теме: "Умножение чисел с разными знаками"...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  к учебнику  "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...

Разработка урока по музыке для 4 класса на тему "Оркестр русских народных инструментов"

План конспект и презентация к уроку музыки в 4 классе на тему "Оркестр русских народных инструментов"...