Технологическая карта урока русского языка. Тема: Вводные слова и их употребление. Знаки препинания при них.
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. На протяжении всего урока идёт закрепление постановки знаков препинания и отработка в определении значений вводных слов.  Авторы учебника: Тростенцова Л.А, Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта 36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учитель: Штрошер Татьяна Викторовна

Предмет: Русский язык

Класс: 8

Тема урока:  Вводные слова и их употребление. Пунктуация при них.

Тип урока: Закрепление изученного материала (2-й урок)

УМК: авторы учебника: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д.: М., «Просвещение» 2018 г.

Цели урока: обобщить и углубить знания учащихся о вводных словах и знаках препинания при них.

Предметные:

- закрепить понятия «вводное слово», значение вводных слов, пунктуация и роль вводных слов в предложении, тексте, учить тому, что

вводные слова не являются членами предложения; учить синтаксическому разбору

Метапредметные: 

- уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; уметь организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные: 

- формировать ответственное отношение к учению; формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Планируемые результаты: закрепить навык употребления вводных слов в предложениях; сформировать пунктуационные навыки.

                                             

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Орг. момент.

Цель: включить учащихся в деятельность

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

2. Проверка домашнего задания

Проверим, какие трудности возникли при выполнении дом. задания. Упр. учебника. Меняем тетради.

Ребята зачитывают по очереди предложения с вв. словами и комментируют.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено

3. Актуализация знаний

Цель: повторить пройденный материал

Фронтальный опрос

Индивидуальная работа

Групповая работа

Подводим итоги

1. Фронтальная форма контроля

Учитель задаёт уч-ся вопросы :

- Что называется вводными словами? Примеры

- Являются ли вв. слова членами предложения?

- Какие знаки препинания характерны для вв. слов?

- Какие группы вводных слов по значению вы знаете?

- Назовите вводные слова, обозначающие большую степень уверенности. Примеры.

- Зачем нужны вв. слова?

2. Индивидуальная форма контроля

3 человека по карточкам.

Карточка 1

Записать данные вводные слова в такой последовательности: 1) показывающие отношение говорящего к высказываемой мысли; 2)источник высказываемой мысли; 3) связь высказанной мысли с предыдущей; 4) порядок высказываемых мыслей .

По преданию, к огорчению, напротив, вообще говоря, по моему мнению, таким образом, разумеется, правда, во-первых, во-вторых, пожалуй, бесспорно, итак, однако, прежде всего, по-видимому, по моим наблюдениям, по взглядам такого-то, с одной стороны, с другой стороны, по сообщениям печати, по сведениям, одним словом.

Карточка 2

Расставьте знаки препинания, найдите вводные слова, определите их значение

К счастью  папы и мамы нет дома. Значит  можно ни у кого не отпрашиваться. Мне по правде сказать  интересно бывать у неё. Во- первых у неё много книг, которые очень интересны. Во-вторых  Люба любит рассказывать о своих путешествиях. Она к удивлению  уже побывала в Италии и в Африке. В общем у Любочки очень интересно. К счастью  папы и мамы нет дома. Значит  можно ни у кого не отпрашиваться.

Карточка 3

Выпишите в один столбик предложения, в которых выделенные слова являются членами предложения, а в другой – предложения, в которых они являются вводными словами. Расставьте знаки препинания.

Ваше предложение кажется мне (не)приемлемым. Мы кажется многого (не) предусмотрели. Окно должно быть открыто всю ночь. Окно должно бытьзабыли закрыть на ночь. Ты может быть хочешь поехать на экскурсию? Ваше предложение может быть принято на определённых условиях. Откровенно сказать я вижу этого человека (в)первые. Я прошу тебя откровенно сказать своё мнение.

3. Групповая форма контроля (2 группы)

Задание 1: спишите, вставьте пропущенные орфограммы, графически обозначьте их; найти вводные слова, расставьте знаки препинания.

1.Утром с юга поплыл ветерок может быть б…роздивший Азовское море. 2.Здесь по словам ст…рожилов в (не)запамятные времена было море. 3.Раков в то утро мы к сож…лению (не)поймали.4.Из горницы вышла Варя она наверное тоже (не)спала в эту ночь.

5.Тётенька в окно которой мы постучали бросила ( по)моему шитьё. 6.Погода в этот день к счастью нас (не)подв…ла.

Задание2: 

 1.Чтобы быть зд…ровым надо конечно дружить с физкультурой и спортом.2.(Во)первых в этот день мы побывали на сельскохозяйстве…ой выставк… (во)вторых успели в парк… покача…ся на к…челях. 3.Я кажется задр…мал в тро…ейбусе и проехал две лишних ост…новки.

4.В су...оту начался ураган следовательно в море наш сейнер (не) вышел.5.В воскр…сенье мы удили рыбу купались на речке катались на катамаране словом отд…хнули на славу. 6.Я по мнению моих р…дителей должен был отправи…я с ними на Чёрное море чтобы поправить своё здоровье.7.Ставни дачи были (на)глухо закрыты вероятно её х…зяева уже с…ехали.

Учащиеся отвечают с места.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно (карточки).

После выполнения работы проверяюм её с образцом, выясняют ошибки, формулируют правило и отвечают.

Выставляют оценки.

Каждый из учеников делает вывод

Ученики работают в группах.

Ребята анализируют  предложения, вставляют буквы, находят вв. слова,расставляют зн. препинания.

Ученики делают вывод о том, что называют вв. словами.

Ребята выявляют трудности.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция, самоконтроль, самокоррекция

Познавательные:

 общеучебные; поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание в устной форме

логические: анализ объектов с целью восполнения недостающих компонентов

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4. Постановка учебной задачи

Цель: осмыслить тему урока.

Учитель ставит вопрос:

-Какова цель урока?

- Что нужно сделать, чтобы достичь цели?

Учащиеся ставят цель: углубить знания о вводных словах и знаках препинания при них.

Записывают тему урока.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание 

Коммуникативные: постановка вопросов 

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

5.Формирование умений и навыков. Закрепление

 Цель: закрепить правила постановки знаков препинания при вводных                           словах. 

Физминутка

Фронтальный опрос

Групповая (в парах) и

 фронтальная   форма контроля

Групповая работа

Комбинированная форма контроля ( индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в группе)

1. Класс пишет небольшой диктант «Проверь себя».

Задание: найти вв. слова, указать их значение, расставить знаки препинания.

1.Я вырос на безлесном юге и потому, быть может, больше всего в среднерусской полосе полюбил леса. 2. К сожалению, никто из посторонних не заглядывал в эти места. 3. Действительно, пышность и прозрачность батумских закатов были неправдоподобны. 4. Долга полярная ночь, но, к счастью, и ей приходит конец. 5. Пожалуй, не было такого предмета, который не интересовал бы Горького.

- Немного отдохнём, выполнив несложные упражнения

2. Работа с учебником. Устное упр. 383

Упр. 384. Используем слова для справок. Цель: выписать вв. слова.

3. Пишем «Цифровой диктант». 

Задание. На экране представлены предложения. Нужно выписать в тетрадь вв. слова, их значение  и номер предложения (знаки препинания  не расставлены).

1. Ценность слова не в обличьи громком,

Если смысл в нём стойкий заключён,

Значит, слово перейдёт к потомкам,

Уцелев под натиском времён.

2. Правда глаза колет. 3. Правда, за этим ловким и стремительным, не боящимся высоты летуном, мне пришлось немало побегать. 4. Маки то вспыхивали трепетно ярким огнём, наливались густым багрянцем. Казалось, стоит только прикоснуться – сразу опалит. 5. Высыпали первые звёзды, и никогда их мерцание не казалось мне таким золотым, таким чистым, кротким и радостным. 6. Без сомнения в верности своего решения Анна покидала отчий дом. 7. Без сомнения, страшный хищник только что стоял здесь, а затем, когда услышал шаги, бросился в чащу.

4. Сочинение - миниатюра. Напишем составить собственный связный текст из 5-6 предл. с использованием вводных слов  .

1 группа – «Когда я прихожу домой»

2 группа – «Когда я дома»

3 группа – « Когда я прихожу в школу».

Сочинение должно содержать последовательность событий.

3. Учитель предлагает прочесть составленные тексты.

5. Игра «Кто умнее». Для каждого ученика группы даётся индивидуальное задание, где  он отвечает и зарабатывает балл для команды (каждый за себя, а в группу балл). Итог: подсчитываем баллы.

Задание: найти вв. слово, указать значение, расставить знаки препинания.

1 группа- 1. Чтобы быть зд…ровым надо конечно дружить с физкультурой и спортом. 2.(Во)первых в этот день мы побывали на сельскохозяйстве…ой выставк… (во)вторых успели в парк… покача…ся на к…челях.3.Я кажется задр…мал в тро…ейбусе и проехал две лишних ост…новки. 4.В су...оту начался ураган следовательно в море наш сейнер (не) вышел.

2 группа - 1.В воскресенье мы удили рыбу купались на речке катались на катамаране словом отд…хнули на славу. 2.Я по мнению моих родителей должен был отправи…я с ними на Чёрное море чтобы поправить своё здоровье. 3.Ставни дачи были (на)глухо закрыты вероятно её хозяева уже с…ехали. 4.Солнце воздух вода (не)сомне…о укрепляют наше здоровье повышают иммунитет.

3 группа - 1. Об...явление о предстоящем к..нцерте действительно до конца месяца.2. Действительно, музыка оказ..вает на человека благ..творное влияние.3. Эта музыкальная пьеса каж..тся мне очень оригинальной и инт..ресной. 4. Слушателям, каж..тся, очень п..нравилось исп..лнение скрипача.

Ученики записывают и по цепочке отвечают, объясняя постановку знаков препинания.

Обобщают, делают выводы

Отвечают по цепочке, аргументируют ответы.

Учащиеся выписывают номера предложений, вв слова, их значения и аргументируют ответ.

Отвечают по парам.

 Учащиеся, работая в паре, выбирают ответ, аргументируют свои выводы.

Учащиеся составляют собственный связный текст по предложенной теме с использованием вводных слов (работа в группах);

       

Зачитывают тексты.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные: самоопределение

Познавательные: 

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6. Рефлексия деятельности

(итог урока)

-Какую тему мы закрепляли? –Что вы усвоили и поняли?

-Что ещё осталось непонятным? – Понравилось ли вам на уроке? – Как можно закончить урок, каким вв. словом?

Каждый ученик предлагает оценить свою работу на уроке.

Осуществляют самооценку

Личностные:  оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

7. Домашнее задание

Учитель объясняет задания на выбор:

  Упр. 388  или  выписать 10 предл. из романа «Капитанская дочка»

Ученики определяют сложные моменты

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Не с причастиями». 7 класс

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.УМК: Русский язык. Под ред. Разумовская М. М. и др.Учебный предмет: русский языкТип урока: урок закрепленияТема урока: Не с причастиями...

Технологическая карта урока русского языка "Секреты художественного слова".

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Секреты художественного слова"....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Вводные слова и словосочетания"

Конспект (технологическая карта) урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Водные слова и словосочетания»Технология(-и) урока: элементы пробле...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи Предмет: Русский язык.Класс: 7 класс.Тип урока: УРОК – ОБОБЩЕНИЕУчебник под редакц...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Лексическое значение слова

Предмет: русский язык Авторы  учебника: Т.А. Ладыженская, М.Е.Баранов,  Л.А.Тростенцова и др.Класс: пятый.Тема: Лексическое значение словаТип урока: открытие нового знания.Деятельностна...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Лексическое значение слова

Технологическая карта урока русского языка Предмет: русский язык Авторы  учебника: Т.А. Ладыженская, М.Е.Баранов,  Л.А.Тростенцова и др.Класс: пятый.Тема: Лексическое значение словаТип ...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...