Конспект учебного занятия по теме "Лексическая норма и речевая культура" (учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи, 2 курс отделения СПО)
план-конспект урока по русскому языку

Татьяна Юрьевна Ени

Конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи разработан по теме "Лексическая норма и речевая культура" для обучающихся 2 курса отделения СПО специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных ит газовых месторождений. Занятие направлено на стимулирование процесса развития познавательного интереса обучающихся к учебной дисциплине и будущей профессии.При отборе содержания учебного занятия учитывались принципы научности, доступности, профессиональной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_kultura_rechi_spo_eni_t.yu_.doc472.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия

по дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи (2 курс)

Учебное заведение: Ноябрьский институт нефти и газа (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», отделение СПО

Специальность: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

Тема: Лексическая норма и речевая культура.

Цели:

  1. Дать обучающимся общие представления о понятии «Лексическая норма русского литературного языка».
  2. Повторить и обобщить знания по теме «Лексикология».
  3. Развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего мнения; повышать уровень речевой культуры обучающихся.
  4. Воспитывать познавательную активность, культуру общения, ответственность, интерес и любовь к родному языку.

Методы: (по источникам познания) словесные, наглядные, практические, (по характеру познавательной деятельности обучающихся) репродуктивные и частично-поисковые.

Формы работы на учебном занятии: сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной.

Педагогические возможности: стимулирование процесса развития познавательного интереса обучающихся к учебной дисциплине и будущей профессии.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к занятию, презентации обучающихся к занятию (Знакомьтесь: Словарь синонимов!; Знакомьтесь: Словарь антонимов!; Знакомьтесь: Словарь паронимов!),  видеоролик «Ералаш»; словари: Синонимов, Антонимов, Паронимов; раздаточный материал на цветных листах (индивидуально), раздаточный материал на каждого обучающегося.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Актуализация опорных знаний и умений.

Повторение изученного по теме «Лексикология».

Индивидуально

Индивидуально

Группа

1) Карточки по цветам: желтые (синонимы), зеленые (антонимы) – работают индивидуально, или в паре[1]

2) Творческая работа в парах: соедини стрелками определение и термин ему соответствующий

Взаимопроверка со слайда (проверяют, выставляют баллы, сдают)

3) Повторение темы прошлого занятия:

- Над какой темой мы работали на прошлом занятии?

- Какие требования предъявляются к хорошей речи?

- Что такое речевые ошибки?

-В чем особенность грамматических ошибок?

- В результате чего возникают речевые ошибки?

- Мы уже познакомились с темой «Языковая норма». Дайте определение (это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

-Какие бывают языковые нормы?( лексические, пунктуационные, морфологические, стилистические, орфоэпические, словообразовательные, синтаксические, орфографические.)

Проверка (на слайде):

1. Раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология).

2. Словарный запас одного человека (лексикон).

3. Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

4. Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).

5. Антоним к слову «тьма» (свет).

6. Слова схожие по звучанию, но разные по значению (паронимы).

7. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

8. Слова с противоположными значениями (антонимы).

9. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению (синонимы).

10. Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания (фразеологизмы).

(Сдают домашнее задание: Сочинение-рассуждение «Зачем говорить правильно, когда и так тебя все понимают»).

- Приведите аргументы по теме домашнего сочинения.

Просмотр видео «Почему мы так говорим?»

Вопрос на первичное восприятие: так почему мы так говорим? (После просмотра - ответы обучающихся).

- Очевидно, что говорить на хорошем русском языке могут далеко не все, сейчас не хватает грамотных дикторов и редакторов, журналистов и корректоров. Приходится с сожалением отмечать общее снижение культуры языка среди населения нашей страны. Газеты, телевидение изобилуют разнообразными отступлениями от нормы. Речевая культура, к сожалению, на низком уровне.

III Работа по теме занятия.

С данным видеороликом непосредственно связана и тема сегодняшнего занятия «Лексическая норма и речевая культура».

Мы познакомимся с понятием «лексическая норма русского литературного языка», повторим и обобщим ваши  знания по теме «Лексикология», а также будем активно работать над культурой вашей речи.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Лексическое значение слова в речи.
  2. Синонимия и речевая культура.
  3. Антонимия и речевая культура.
  4. Слова-паронимы и точность речи.
  5. Стилистически окрашенная лексика.

Ежедневно мы пользуемся словами, чтобы оформить с их помощью свои мысли, желания, просьбы в связную речь. Слово неразрывно связано с мыслью. Оно является творцом всей мировой культуры, управителем человеческой деятельности отдельного человека, народа и всего человечества. Какая другая сила в мире может сравниться с безмерной силой слова?

  1. Лексическое значение слова в речи.

Слово - это минимальная значимая часть языка, которая называет предметы (дом), лица (хозяин), понятия (доброта), признаки (хороший), количество (один, шестеро), действия (гулять), состояния (тоскливо).

Исходя из этого утверждения, теперь вполне понятно, почему слово является объектом пристального внимания ученых и предметом их серьезного изучения.

Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Для изучения слова в языкознании существует специальная наука — лексикология.

Лексикология (греч. lexus-«слово, выражение, оборот» + logos -«понятие, учение») - раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, или лексику.

Слово является центральной значимой единицей языка, которая оформляется в виде звуков в речи и записывается на бумаге буквами. У каждого слова имеется его внешняя звуковая оболочка, изучением которой занимается фонетика. Кроме звукового оформления, каждая лексема имеет своё внутреннее содержание - это его смысл. Слово соотносится с определённым понятием, предметом, признаком, действием и т.д.

При этом существуют лексические нормы, которые определяют:

  • правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме;
  • употребление слова в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке;
  • уместность использования слова в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях.

Эти нормы отражаются в толковых словарях, терминологических словарях и справочниках, словарях иностранных слов.

Рассмотрим  антонимию и синонимию в лексической системе русского языка.

2. Синонимия и речевая культура:

Лексические синонимы – это слова, тождественные или близкие по значению. Любой носитель языка без труда подберет синонимы к словам:

 Желтые листы с заданием

друг – товарищ, приятель, дружок;

бросать  - кидать, швырять, метать;

смелый - храбрый, мужественный,

огромный - колоссальный, грандиозный.

Следует иметь в виду, что абсолютно тождественных синонимов, таких как бегемот – гиппопотам, орфография – правописание, лингвистика – языкознание, немного, поскольку язык старается избежать простого дублирования смысла на лексическом уровне.

Действительно, достаточно обратиться к любому словарю синонимов, чтобы увидеть, что синонимы, как правило, различаются определенными смысловыми компонентами. Например, степенью интенсивности качества, действия

  1. (выполнили: желтые листы):

много – ворох – уйма – тьма – невпроворот;

маленький – небольшой – крохотный – крошечный – малюсенький – микроскопический;

мало – немного – чуточку – чуток;

радоваться – ликовать – торжествовать;

бить – избивать – лупить – дубасить;

вонь – смрад – душок и т. п.,

Вариант ответа на слайде.

А также некоторые синонимы различаются добавочными признаками значения. В этом смысле показательны, например, оттенки красного цвета в синонимическом ряду:

  1. (выполнили: желтые листы):

красный – алый – багряный – пунцовый – пурпурный – кровавый – коралловый – рубиновый – вишневый – брусничный – клюквенный – бордовый,

 или различия в характере действия в синонимическом ряду:

шагать – шествовать – брести – плестись – тащиться – волочиться – топать.

Вариант ответа на слайде.

Особое значение имеют стилистические различия между синонимами, определяющие уместность того или иного слова в конкретной ситуации, его «привязанность» к определенной эпохе, определенному типу текстов (книжных, официальных, деловых, публицистических, обиходных).

Например, слово судьбоносный в качестве синонима к прилагательному важный употребляется только в книжной речи. Слова белиберда, бессмыслица, галиматья, околесица, чушь являются экспрессивными синонимами к слову нелепость и могут употребляться лишь в неофициальных ситуациях в разговорной речи.

Стилистические различия очень часто сочетаются с различиями в экспрессивности (выразительности), со способностью слова передавать оценку, выражать эмоциональное отношение говорящего.

Сегодня лексическая синонимия активно обновляется, прежде всего, за счет иноязычных заимствований и лексики, пришедшей из жаргонов. Это особенно характерно для средств массовой информации с их принципиальной открытостью, готовностью к обновлению. Использование синонимов дает возможность по-другому взглянуть на старые реалии, а естественное стремление найти новые лексические средства позволяет обогатить синонимические ресурсы. Показателен следующий пример, в котором приводится ряд просторечных (по происхождению жаргонных) синонимов:

работать – трудиться, пахать, вкалывать, ишачить, горбатиться

торговец – продавец, коммерсант, купец, спекулянт + челнок

рабочий – трудящийся, работник, +гастарбайтер.

Актуализация синонимов в современной речи часто связывается с их способностью дать пояснение, освоить что-то непонятное, что особенно важно при введении в текст новых иноязычных слов, профессиональных терминов, жаргонизмов и т. п.

Таким образом, синонимы позволяют приспосабливать речь к конкретным ситуациям общения, проявлять особенности своей личности в конкретном лексическом выборе, совершать речевые поступки. Они дают возможность обозначить свои речевые предпочтения, обнаружить языковое чутье, показать объем и богатство своего лексикона, а следовательно, продемонстрировать уровень своей образованности.

Знакомьтесь: Словарь синонимов! (презентация, подготовленная обучающимся).

3. Антонимия и речевая культура:

Антонимы (от греч. anti – против и onyma – имя) – это слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения: работа – отдых, глубокий – мелкий, любить – ненавидеть, весело – грустно.

Антонимы есть не у всех слов. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много антонимов среди имен прилагательных, выражающих:

понятия качества (хороший – плохой), 

различные ощущения (твердый – мягкий, горячий – холодный, мокрый – сухой, сладкий – горький),

объема, протяженности, размера (толстый – тонкий, большой – маленький, широкий – узкий, высокий – низкий, длинный – короткий, просторный – тесный),

веса (тяжелый – легкий),

формы (острый –тупой),

цвета (белый – черный, светлый – темный),

психологических оценок (добрый – злой, нежный – грубый, веселый – печальный, храбрый – трусливый),

времени (ранний – поздний),

пространства (близкий – далекий),

возраста (молодой – старый) и т. д.

(выполняли: 2 чел. на зеленых карточках)

Аналогичные значения противоположности и контраста могут выражать:

имена существительные: добро – зло, сила – слабость, молодость – старость, жизнь – смерть, здоровье – болезнь, работа – отдых, победа – поражение, мир – война, утро – вечер, лето – зима, юг – север, верх – низ; 

глаголы: жить – умирать, работать – отдыхать, любить – ненавидеть, радоваться – печалиться, уважать – презирать, расцветать – увядать, приходить – уходить;

наречия: рано – поздно, близко – далеко, впереди – сзади, здесь – там, сюда – туда; предлоги: в – из, под – над.

Вариант ответа на слайде

Многозначное слово к разным своим значениям может иметь либо один и тот же антоним: большой – маленький (отряд), большая – маленькая (победа), большие – маленькие (дети), либо разные антонимы: лёгкий – тяжёлый (чемодан), лёгкая – грузная (походка), лёгкое – трудное (задание), лёгкий – сильный (ветер), лёгкий – плотный (завтрак), лёгкое – суровое (наказание), лёгкое – грубое (прикосновение), лёгкий – глубокий (сон), лёгкое – крепкое (вино), лёгкий – резкий (запах).

Антонимы широко используются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создания контраста. Они часто составляют названия художественных произведений: «Отцы и дети» (И.С. Тургенев); «Война и мир» (Л.Н. Толстой); «Толстый и тонкий» (А.П. Чехов); «Дни и ночи» (К. Симонов).

Ярким стилистическим средством, основанным на антонимии, является оксюморон – сочетание слов, выражающих противоположные, не совместимые с точки зрения логики понятия «сочетание не сочетаемого»). Основан на столкновении слов с противоположными корнями, соединение понятий, которые не сочетаются логически  (Сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, образов):

Жар холодных чисел (А. Блок);

Чужбина, родина моя! (М. Цветаева);

Покорный энтузиазм толпы (П. Чаадаев);

Горизонты вертикальные (В. Соловьев).

Подобный приём использует, например, А.С. Пушкин:

И день настал. Встаёт с одра

Мазепа, сей страдалец хилый,

Сей труп живой, ещё вчера

Стонавший слабо над могилой.

Оксюмороны хороши как средство для привлечения внимания. Противопоставлением смыслов они могут ошеломлять, поражать, вызывать неожиданные ассоциации, смешить.

Знакомьтесь: Словарь антонимов! (презентация, подготовленная оюучающимся).

4. Слова-паронимы и точность речи:

Паронимами (от греч. para – возле и onyma – имя) называются однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении: ассортимент – ассорти, база – базис, вариант – вариация, давление – давка, дерматин – дерматит, истерика – истерия, клип – клипс, невеста – невестка,

округ – округа, прописка – приписка, возмущенный – возмутительный, вкусный – вкусовой.

Некоторые исследователи к паронимам относят также разнокоренные слова, близкие по звучанию и вследствие этого допускающие смешение в речи:

кампания – компания (омофоны),

экскаватор – эскалатор.

Созвучными бывают и имена собственные:

Иран – Ирак, Австрия – Австралия, Гоголь – Гегель, Бабель – Бебель и др.

На преднамеренном (образном или комическом) сближении слов-паронимов основана такая стилистическая фигура, как паронома́зия (от греч. para – возле и onomazo – называю) - стилистическая фигура речи, образное сближение схожих по звучанию слов при частичном совпадении морфемного состава. Используется в речи каламбурно.

Не глух, а глуп;

Муж по дрова, а жена со двора.

Эта стилистическая фигура активно используется в поэтической речи, например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»:

И прежний сняв венок, – они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него.

В.В. Маяковский для усиления языковой выразительности сталкивает паронимы мор и море:

За голод,

За мора море

шаг миллионный печатай!

Неразличение в речи паронимов приводит к неточности высказывания.

Знакомьтесь: Словарь паронимов! (презентация, подготовленная обучающимся).

 Задание: Исправьте речевую ошибку в следующих высказываниях (раздаточный материал)

Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент (вместо абонемент).

Студент быстро освоил (вместо усвоил) материал.

Ему была представлена (вместо предоставлена) возможность поехать на юг.

Ранние произведения понятливы (вместо понятны) и доступны каждому.

Маяковский стоял у источников (вместо истоков) новой поэзии.

На поляне мы увидели высокий земельный (вместо земляной) холм.

Соседний (вместо соседский) кот важно прошел на кухню.

Гринёв долго блудил (вместо блуждал) по степи.

!!!! Взаимопроверка:  ПРОВЕРКА со слайда).

5. Стилистически окрашенная лексика:

Стилистическая окраска слова – это дополнительные оттенки, которые накладываются на основное, предметно-логическое значение слова и выполняют эмоционально-экспрессивную или оценочную функцию, придавая высказыванию характер торжественности, фамильярности, грубоватости и т. д., а также соотносят слово с определенной сферой или ситуацией общения.

Вся лексика национального языка распределяется по трём группам в зависимости от наличия или отсутствия стилистической окраски, а также от её характера:

1) нейтральная лексика;

2) книжная лексика;

3) сниженная лексика.

Нейтральная лексика составляет основу лексических средств языка, используется во всех разновидностях устной и письменной речи. Нейтральные слова служат для наименования предметов, действий, состояний, свойств и для сообщения какой-либо информации, без какой-либо оценки называемого со стороны говорящего: стол, книга, окно, дерево, бежать, говорить, происходить, кратный, холодно, вчера, там, тогда и т. п. Среди слов некоторых частей речи преобладает лексика нейтральная; таковы, например, числительные (один, два, три, четыре и т.д., первый, второй, десятый, тысячный и т. д.), местоимения (я, ты, он, мы, вы, они, этот, такой, мой, твой, наш, свой и др.), большая часть предлогов и союзов (в, на, за, к, с, над, о, по, перед, и, а, но, что, потому что и др.).

Книжная лексика употребляется преимущественно в книжных стилях речи: в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п. К книжной лексике относятся слова таких частей речи, как имена существительные (воззрение, конъюнктура, прерогатива, фактор, эрудиция), имена прилагательные (гипотетический, декларативный, идентичный, рационалистический, эффективный), глаголы (апробировать, исчислять, констатировать, низложить, утратить).

В зависимости от характера и степени экспрессивно-стилистической окраски книжные слова подразделяются на три разновидности:

  • высокая лексика;
  • научная лексика;
  • официально-деловая лексика.

Высокая (возвышенная) лексика несёт окраску торжественности, и этим она отличается от научной и официально-деловой лексики.

К этому разряду относится множество устаревших слов. Возвышенная, торжественная лексика обычно употребляется в определённых жанрах поэзии (например, в одах), а также в прозаических текстах, создаваемых по случаю каких-либо торжественных событий. К высокой лексике относятся, например, такие слова, как благо, возвестить, внимать, вдохновенный, воспеть, очи, уста, отчизна, свершения, грядущий, ибо, дабы и т. п.

К научной лексике относятся специальные термины (дискурс, амфибрахий, префикс, косвенное дополнение, ларингоскопия, позитрон, бесконечно малые величины, дифференциальное исчислениеи др.), а также слова, точно характеризующие определенные явления, свойства, действия и не содержащие оценок (анализировать, актуальный, заключение, тождество, визуальный, идентичный, относительно, монография, диссертационный, структура и др.).

К официально-деловой лексике относятся слова, используемые преимущественно в сфере официально-деловых отношений между людьми и учреждениями и имеющие «канцелярскую» окраску: таковой, за неимением, ввиду, вышеуказанный, нижеподписавшийся, истец, ответчик, протоколировать, уполномочить и т. п.

Сниженная лексика по степени экспрессивно-стилистической

окраски делится на два разряда:

- разговорная лексика;

- просторечная лексика.

Разговорная лексика (с пометой разг. в словарях) употребляется в непринужденной беседе, в неофициальной обстановке. Принадлежащие к этому разряду слова часто содержат оценку обозначаемого предмета, свойства или действия. В разговорной лексике выделяются слова различных частей речи:

существительные (грязища, дрязги, ерунда, молодчина, работяга, раздевалка, ловкач, безбилетник, халтурщик, читалка); 

прилагательные (безалаберный, вихрастый, долговязый, заправский, злющий, каверзный, нынешний, прыткий, разбитной, щуплый); 

глаголы (выкрутиться, грохнуть; ехидничать, затеять, навязаться, огорошить, прихвастнуть, тараторить, франтить, чудить); наречия (вконец, втихомолку, играючи, кувырком, многовато, нагишом, помаленьку, по-свойски, хорошенько, чуточку); 

местоимения (экий, этакий);

междометия (ага, бац, ну, ого, ой) и др.

Просторечная лексика (с пометой прост. в словарях) отличается от разговорной большей силой экспрессии и употребляется главным образом в эмоциональных речевых ситуациях, при необходимости дать оценку называемому лицу, свойству, явлению, при дружеских и фамильярных отношениях между собеседниками (использование этой лексики в общении с незнакомым человеком является нарушением не только литературных, но и культурных норм, принятых в данном обществе). К этому разряду относятся такие слова, как бедолага, оболтус, облапошить, нахрапистый, ухмылка, ляпнуть, втемяшиться и др.

Особую группу просторечной лексики составляют грубые (помета груб.-прост. в словарях) и вульгарные (помета вульг.) слова: рожа, харя, мурло, зануда, псих, трепач, загнуться, урод. Лексика подобного рода может быть использована в конфликтном речевом общении с целью нанести оскорбление, унизить, обидеть собеседника.

IV Домашнее задание:

Я предлагаю вам выписать из Толкового словаря слова, имеющие соответствующие пометы:

«разг.» - 5 слов

«прост.» - 5 слов

«обл.» - 5 слов

«устар.» - 5 слов

«книжн.» -5 слов

 «спец.» - 10 слов (относящихся к вашей специальности Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений).

V Закрепление знаний.

Упражнение 1.(Можно продиктовать)

Сгруппируйте приведенные слова по трем стилистическим разрядам в 3 столбика:

стилистически нейтральные

книжные

разговорные

Ахнуть, актуальный, взыскание, трепка, вещий, вкалывать, время, дева, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, квартиросъёмщик, книжка, книжонка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, писатель, пневмония, чахотка, работа, рот, рука, трудиться, уста, чело, читать, хихикать, эксперимент.

Взаимопроверка со слайда:

Стилистически нейтральные

время 

доверенность

забота

норма

нормальный

писатель

работа

рот

рука

трудиться

читать

Книжные

актуальный

взыскание

вещий

дева

дефект

иждивение

вакуоль

иск

квартиросъёмщик

косинус

начертать

пневмония

уста

чело

эксперимент

Разговорные

 

ахнуть

трёпка

вкалывать

книжка

книжонка

картошка

отлынивать

чахотка

хихикать

 

V Подведение итогов.

- Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы слово, произнесённое нами, говорило о нашем уме и значимости, создавало благоприятное впечатление о нас. Поэтому занятия учебного курса «Русский язык и культура речи» имеет не только прикладное, но и практическое значение. И ваша задача заключается не только в умении видеть речевые ошибки и не допускать их, но и в умении исправлять их и классифицировать.

VI Рефлексия.

Продолжите фразу: «Это учебное занятие  помогло (не помогло) мне …».

В заключение: Великий русский лингвист В.И. Даль, отдавший много лет    своей жизни сохранению живого великорусского языка, говорил: «…что русской речи предстоит одно из двух: либо испошлеть донельзя, либо, образумясь, свернуть на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка желтого цвета

Ф.И.________________________     Ф.И.__________________________

ЗАДАНИЕ: Подберите как можно больше синонимов  к словам:

I.

друг –_______________________________________________________

бросать  - _________________________________________________

смелый – ___________________________________________________

огромный -_________________________________________________

    II.

много – __________________________________________________________

маленький – ______________________________________________________

мало – __________________________________________________________

радоваться – ____________________________________________________

бить – ___________________________________________________________

вонь – ____________________________________________________________

   III.

красный – ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

шагать – ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Можете воспользоваться Словарем синонимов!

Описание: C:\Users\enitj\Desktop\книжка_мульт.png

Карточка зеленого цвета

Ф.И.__________________                                         Ф.И.___________________

Подберите антонимы к словам:

Имена существительные

добро

сила

молодость

жизнь

здоровье

работа

победа

мир

утро

лето

юг

верх

Глаголы

жить

работать

любить

радоваться

уважать

расцветать

приходить

наречия

рано

близко

впереди

здесь

сюда

предлоги

в

под

Ф.И.______________________________________________

Ф.И.______________________________________________

Творческая работа в парах: 

Соедините стрелками определение и термин, ему соответствующий:

Раздел лингвистики, изучающий лексику

ОДНОЗНАЧНЫЕ

Словарный запас одного человека

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Слова, имеющие несколько лексических значений

ПАРОНИМЫ

Слова, имеющие одно лексическое значение

ОМОНИМЫ

Антоним к слову «тьма»

СИНОНИМЫ

Слова схожие по звучанию, но разные по значению

ЛЕКСИКОН

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

МНОГОЗНАЧНЫЕ

Слова с противоположными значениями

СВЕТ

Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания

АНТОНИМЫ


[1] Содержание карточек в Приложении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи". 2 курс (СПО)

Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи" составлена для работы со студентами 2 курса БОУ СПО "ЧУОР (техникум)" Минспорта Чувашии....

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплины ВЧ. ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу по подготовке специалистов среднего звена учебной дисциплины ВЧ. ОГ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины В.ч.ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи по специальности 20.02.01 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) колледжа и предназначена для реализации  требований  ФГОС  по специальнос...