Программа учебной дисциплины русский язык и культура речи СПО
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
русский язык и культура речи
2011.г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведения
Организация-разработчик: ГОУ СПО «Балаковский автомобильно-электромеханический техникум»
Разработчики:
Попова И. В. преподаватель русского языка и литературы I квалификационной категории ГОУ СПО «Балаковский автомобильно-электромеханический техникум»
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию министерства образования Саратовской области
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ русский язык и культураречи
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 030000 Гуманитарные науки, по направлению подготовки 034700 Документоведение и архивоведение.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 26353 Секретарь-машинистка, 20190 Архивариус, 21299 Делопроизводство.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общегуманитарный и социально- экономический цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;
- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;
- понятие о нормах русского литературного языка;
- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;
- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;
- лексические нормы; использование изобразительно- выразительных средств;
- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;
- основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию;
- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;
- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;
- функционально- смысловые типы текстов;
- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;
- жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи.
- сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;
- языковые формулы официальных документов;
- приемы унификации языка служебных документов;
- правила оформления документов;
- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
1.4 Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: |
практические занятия | 44 |
контрольные работы | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 40 |
Итоговая аттестация в форме
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Значение литературного языка в формировании культуры устной и письменной речи русского народа | 15 |
Тема 1.1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1 | Введение. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Основные единицы общения. |
Тема 1.2. Язык как система. Основные уровни языка | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1 | Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка. Изменение словарного состава, орфоэпических норм, грамматического строя языка. Специфика устной и письменной литературной речи. Нелитературный (некодифицированный) язык: просторечия, диалекты, жаргоны, сленги, арго и причины ограниченности их употребления. |
Практические занятия | 2 |
Нахождение речевых ошибок, выявление нарушений языковых и речевых норм. Культура пользования словарями и справочниками. |
Тема 1.3. Организация речевой коммуникации. Виды речевой деятельности | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1 | Речевой этикет. Вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное общение. Диалогическое и монологическое, устное и письменное общение. Диалогизированный монолог. |
Практические занятия | 4 |
Изучение терминологии по теме: Язык и речь. Выделение структурных элементов речевой коммуникации. |
Основные характеристики диалогической и монологической речи. Использование принципа экономии речевых средств при ведении стенограммы. |
Тема 1.4. Культура речи | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Характеристика культурной речи. Изобразительно- выразительные средства языка. Лингвостилистический анализ текста. |
Практические занятия | 2 |
Навыки нерефлективного, рефлективного и эмпатического слушания. Лингвостилистический анализ прозаического текста. |
Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении. Выделение вербально- символических средств утверждения статуса в социальном взаимодействии. |
Контрольная работа по теме: Использование различных видов речевой деятельности в работе делопроизводителя. | 2 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Самостоятельная работа с конспектом занятий, учебной литературой, средствами массовой информации. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовка реферата: Язык и его функции. Русский язык в современном мире. Подготовка реферата: Культура речи. Нормы русского языка. Исследовательская работа: Язык и культура речи. | 10 |
Раздел 2. Изучение системы языка и ее стилистической характеристики | 35 |
Тема 2.1. Фонетика, орфоэпия, орфография | Содержание учебного материала | 3 | 1 |
1 | Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсигментные (интонация, ударение) единицы фонетики. Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование фонем. Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов. Орфоэпия как учение о нормах произношения. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация. Графика. Алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии.
|
2 | Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Особенности литературной нормы. Закрепление навыков литературной нормы и произношения. Орфоэпические словари. | 21 |
Практические занятия | 2 |
Нахождение и исправление орфоэпических ошибок. Выявление грамматических и лексических особенностей, затрудняющих восприятие текста. |
Тема 2.2. Лексика и фразеология | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1 | Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое значение слова. Многозначность слов (полисемия). Омонимы, их отличие от многозначных слов и роли в речи. Синонимы, антонимы, паронимы, их типы и функции в речи. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. |
2 | Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов | 2 |
Практические занятия | 4 |
Выявление основных видов лексических ошибок слов (стилистически неоправданное употребление слов; злоупотребление терминами, профессионализмами, употребление канцеляризмов и речевых штампов). |
Практическая работа по выявлению и исправлению лексических и фразеологических ошибок. |
Тема 2.3. Морфемика и словообразование | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1 | Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка. |
Практические занятия | 2 |
Морфемный и словообразовательный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках и корнях слов. |
Тема 2.4. Морфология | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Служебные части речи. Переходные явления в частях речи. Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи). |
Практические занятия | 6 |
Выявление и исправление морфологических ошибок. |
Особенности употребления падежных окончаний имен существительных. Употребление морфологических синонимов в речи. |
Выявление ошибок в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий. |
Тема 2. 5. Синтаксис и пунктуация | Содержание учебного материала | 5 | 1 |
1 | Синтаксис как учение о словосочетании, предложение и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды. Типы связи слов в словосочетании. Ошибки в согласовании и управлении. |
2 | Простое предложение. Грамматическая основа предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Виды предложений по цели высказываний. Нечленимые предложения. (высказывания). Стилистическое использование разных типов простого предложения. Пунктуация в простых предложениях. | 2 |
3 | Сложные предложения и его виды. СП с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Пунктуация в сложных предложениях, пунктуация при прямой, косвенной речи. Актуальное членение СП. Стилистическое использование разных типов СП. Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. | 2 |
Практические занятия | 4 |
Пунктуационный анализ простых предложений; анализ и исправление синтаксических ошибок. |
Орфографический и пунктуационный анализ сложных предложений. Основные ошибки в построении и употреблении ССП, СПП, БСП; ошибки в употреблении союзов сочинительных и подчинительных |
Контрольная работа: Синтаксические конструкции. | 2 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Самостоятельная работа с конспектом занятий, учебной литературой. Подготовка рефератов: Фонетические средства языковой выразительности (аллитерация, ассонанс, звукопись и т.п.) Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их функции в речи. Фразеологизмы, их функции в речи. Наиболее типичные фразеологические ошибки. Лексические нормы. Основные виды лексических ошибок. Способы образования слов. Словообразовательные нормы. Ненормативное образование как речевая ошибка. Морфологические нормы образования, изменения и употребления имен существительных, имен прилагательных. Основные виды морфологических ошибок в употреблении этих частей речи. Пунктуация в простом предложении (знаки препинания в конце предложения, в предложении с однородными членами, обособленными членами предложения и вставными конструкциями). Работа с Интернетом, СМИ. Сочинение – миниатюра. Составление тематических кроссвордов | 15 |
Раздел 3. Разграничение сферы употребления функциональных стилей русского языка | 30 |
Тема 3.1.Текст: структурно- смысловые признаки | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1 | Тест как речевое произведение. Структура текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Связи предложений в тексте. Функционально смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение). |
Практическое занятие | 2 |
Составление текста с выделением микротем и ССЦ |
Тема 3.2. Функциональные стили русского языка | Содержание учебного материала | 12 | 1 |
1 | Функции, стилевые черты, языковые особенности официально-делового, публицистического, научного, обиходно-разговорного стилей. Особый статус языка художественной литературы. |
2 | Научный стиль. Устная и письменная разновидности научного стиля ( учебник, статья, доклад, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия). Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы научных работ разных жанров. Определение понятий. Аргументация. Цитация и ссылки. | 2 |
3 | Публицистический стиль. Устная и письменная разновидности. Газетная заметка. Хроника. Монологические жанры публичного выступления. Ответы на вопросы аудитории. Риторические приемы и принципы построения публичной речи. Способы привлечения внимания, доказательства и опровержения. Организация начала и конца речи. Средства структурирования текста. Порядок слов как смыслоразличительное и стилистическое средство. Лексическая и синтаксическая синонимия. Повторная (именная и глагольная) номинация в тексте. | 2 |
4 | Официально- деловой стиль речи. Понятие жанра. Уместность речи. Жанры деловой устной речи: сообщения, доклад, деловая беседа, совещания (технология подготовки и проведения.) Культура разговора по телефону. Нормы речевого этикета в деловом общении. Жанры деловой письменной речи (заявление, доверенность, объявление, протокол, акт, деловое письмо, автобиография, резюме). Унификация документов: реквизиты, формуляр, бланк. | 2 |
5 | Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Правила оформления документов. Речевой этикет документа. | 2 |
6 | Язык художественной литературы в системе функциональных разновидностей русского языка. Взаимодействие языка художественной литературы и функциональных стилей. | 2 |
Практические занятия | 12 |
Определение стилей речи и структуры текста. |
Выработка навыков служебно - делового общения (деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор). |
Логические и социально- психологические аспекты спора в профессиональной деятельности. |
Подготовка и реализация деловых контактов. Использование технических средств информирования. |
Составление документов для внутреннего и внешнего использования. |
Отработка навыков написания аннотаций и рефератов |
Контрольная работа: Использование возможностей функциональных стилей речи в работе делопроизводителя. | 2 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу3. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Самостоятельная работа с конспектом занятий, учебной литературой Знакомство с образцами документов официально- делового стиля Подготовка реферата: Официально-деловой стиль: функции, стилевые черты, языковые особенности. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации Презентация: Жанры деловой речи. Учебно- исследовательская работа: Языковой портрет личности (на примере телеведущих, культурных и политических деятелей и т.д. по выбору студента). Работа с Интернетом, СМИ. Составление тематических кроссвордов | 15 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык»
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-комплект учебных пособий «Русский язык»
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Антонова Е. С. , Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия»2010.-320с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.
2. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.- Русский язык и культура речи. – М.: «Феникс» Гриф Минобр.
3. Власенков А. И., Рыбченкова Русский язык. –М. «Просвещение»2009. 287с. Гриф Минобр.
4. Лекант П. А., Маркелова Т. В., Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. М.: «Дрофа»2009.224с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.
Дополнительные источники:
1.Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.:«Оникс, Мир и Образование», 2010. – 640с.
2. Сазонова И. К. Толково- грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2008. 648с.
3. Шушков А. А. Толково- понятийный словарь русского языка.- «Астрель, АСТ, Транзиткнига», 2003. 768с.
4. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В.Фразеологический словарь русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 640с.
5. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 672с.
6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология.- «АСТ». 2007. 672с.
7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2009. 800с.
8. Карпешин И. М. , Совчина Т. Н. Обратный словарь русского языка. М.: «АСТ- Восток- Запад», 2007. 768с.
9. Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа:
http://www.gramota.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: |
использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка | практические занятия, контрольная работа внеаудиторная самостоятельная работа |
- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: |
- основные составляющие языка, специфику устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи | практические занятия |
- понятие о нормах русского литературного языка | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- лексические нормы, использование изобразительно- выразительных средств | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа; контрольная работа |
- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- функционально- смысловые типы текстов | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- языковые формулы официальных документов; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- приемы унификации языка служебных документов; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- правила оформления документов; | практические занятия |
- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. | практические занятия, контрольная работа |
Разработчики:
ГОУ СПО «БАЭмТ» преподаватель И. В. Попова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебной дисциплины русский язык и культура речи СПО
ФГОС-3 для СПО...
Примерная программа по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"
Примерная программа по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи" может быть использована в образовательном процессе в медицинских коллледжах и училищах Департамента здравоохраненр...
Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийДля преподавателей русско...
Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийДля преподавателей русского...
02.10.2019 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ " РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям 23.01.09 Машинист локомотива, 19.01.24 Оператор электронного ...
Программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"
Программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы разработанной и рекомендо...
Программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" (ЭССиС)
Программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы разработанной и рекомендованно...