Программа учебной дисциплины русский язык и культура речи СПО
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) по теме

Попова Ирина Васильевна

ФГОС-3 для СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnaya_disciplina_programma.tovarovedy.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

русский язык и культура речи

2011.г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)  100801 Товароведение и экспертиза качества

Организация-разработчик: ГОУ СПО «Балаковский автомобильно-электромеханический техникум»

Разработчики:

Попова И. В. преподаватель русского языка и литературы ГОУ СПО «Балаковский автомобильно-электромеханический техникум»

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию министерства образования Саратовской области

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия  реализации  учебной дисциплины

11

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

русский язык и культура речи

1.1. Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 100000 Сфера обслуживания, по направлению подготовки 10800 Товароведение.

              Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 12721 Кассир торгового зала, 12759 Кладовщик, 12882 Комплектовщик товаров, 13319 Лаборант химико-бактериологического анализа, 17296 Приемщик товаров, 17353 Продавец непродовольственных товаров, 20015 Агент по закупкам, 20031 Агент по снабжению, 20035 Агент торговый, 23496 Коммивояжер, 27772 Экспедитор по перевозке грузов.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общегуманитарный и социально- экономический цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;

- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.

 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;

- понятие о нормах русского литературного языка;

- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;

- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;

- лексические нормы; использование изобразительно- выразительных средств; 

- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;

- основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию;

- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;

- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;

- функционально- смысловые типы текстов;

- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;

- жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи.

- сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;

- языковые формулы официальных документов;

- приемы унификации языка служебных документов;

- правила оформления документов;

- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 120часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося 40  часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:

     практические занятия

44

     контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

в том числе:

    тематика внеаудиторной самостоятельной работы

40

Итоговая аттестация в форме 

 

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Значение литературного языка в формировании культуры  устной и письменной речи русского народа

15

Тема 1.1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры

Содержание учебного материала

1

1

1

Введение. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.  Основные единицы общения.

Тема 1.2. Язык как система. Основные уровни языка                                                                                                                                                        

Содержание учебного материала

1

1

1

Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка. Изменение словарного состава, орфоэпических норм, грамматического строя языка. Специфика устной и письменной литературной речи. Нелитературный (некодифицированный) язык: просторечия, диалекты, жаргоны, сленги, арго и причины ограниченности их употребления.

Практические занятия 

2

Нахождение речевых ошибок, выявление нарушений языковых и речевых норм. Культура пользования словарями и справочниками.

Тема 1.3. Организация речевой коммуникации. Виды речевой деятельности

Содержание учебного материала

1

1

1

Речевой этикет. Вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное общение. Диалогическое и монологическое, устное и письменное общение. Диалогизированный монолог.

Практические занятия  

4

Изучение терминологии по теме: Язык и речь. Выделение структурных элементов речевой коммуникации.

Основные характеристики диалогической и монологической речи. Использование речевых средств.

Тема 1.4. Культура речи

Содержание учебного материала

2

2

1

Характеристика культурной речи. Изобразительно- выразительные средства языка. Лингвостилистический анализ текста.

Практические занятия

2



Навыки нерефлективного,  рефлективного и эмпатического слушания.  Лингвостилистический анализ  прозаического текста.

Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении. Соотношение вербальных и невербальных компонентов в рекламе. Языковая «игра» в рекламе

Контрольная работа по теме: Использование различных видов речевой деятельности в работе товароведа- эксперта.

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельная работа с конспектом занятий, учебной литературой, средствами массовой информации.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Подготовка реферата: Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

Подготовка реферата: Культура речи. Нормы русского языка.

Исследовательская работа: Язык и культура речи.

10

Раздел 2. Изучение системы языка и ее стилистической характеристики

35

Тема 2.1.  Фонетика, орфоэпия, орфография     

Содержание учебного материала

3

1

1

 Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсигментные (интонация, ударение) единицы фонетики.

    Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование  фонем.  Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов.    Орфоэпия как учение о нормах произношения. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация.  Графика. Алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии.

        

2

 Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Особенности литературной нормы. Закрепление навыков литературной нормы и произношения. Орфоэпические словари.

1

Практические занятия

2

Нахождение и исправление орфоэпических ошибок. Выявление грамматических и лексических особенностей, затрудняющих восприятие текста.

Тема 2.2. Лексика и фразеология

Содержание учебного материала

4

1

1

Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое значение слова. Многозначность слов (полисемия). Омонимы, их отличие от многозначных слов и роли в речи. Синонимы, антонимы, паронимы, их типы и функции в речи. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм.

2

Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов

2

Практические занятия

4

Выявление основных видов лексических ошибок слов (стилистически неоправданное употребление слов; злоупотребление терминами, профессионализмами, употребление канцеляризмов и речевых штампов).

Практическая работа по выявлению и исправлению лексических и фразеологических ошибок.

Тема 2.3. Морфемика и словообразование

Содержание учебного материала

1

1

1

Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как  выразительное средство и речевая ошибка.

Практические занятия

2

Морфемный и словообразовательный разбор слова. Правописание гласных и согласных  в приставках и корнях слов.

Тема 2.4. Морфология

Содержание учебного материала

2

1

1

Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Служебные части речи. Переходные явления в частях речи.   Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи).

Практические занятия 

6



Выявление и исправление морфологических ошибок.

Особенности употребления падежных окончаний имен существительных. Употребление морфологических синонимов в речи.

Выявление ошибок в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий.

Тема 2. 5. Синтаксис и пунктуация

Содержание учебного материала

5  

1

1

Синтаксис как учение о словосочетании, предложение и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды. Типы связи слов в словосочетании. Ошибки в согласовании и управлении.

2

Простое предложение. Грамматическая основа предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Виды предложений по цели высказываний. Нечленимые предложения (высказывания). Стилистическое использование разных типов простого предложения. Пунктуация в простых предложениях.

2

3

Сложные предложения и его виды. СП с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Пунктуация в сложных предложениях, пунктуация при прямой, косвенной  речи. Актуальное членение СП. Стилистическое использование разных типов СП. Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.

2

Практические занятия

4

Пунктуационный анализ простых предложений; анализ и исправление синтаксических ошибок.

Орфографический и пунктуационный анализ сложных предложений. Основные ошибки в построении и употреблении ССП, СПП, БСП; ошибки в употреблении союзов сочинительных и подчинительных

Контрольная работа: Синтаксические конструкции.

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельная работа с конспектом занятий, учебной литературой.

Подготовка рефератов: 

Фонетические средства языковой выразительности (аллитерация, ассонанс, звукопись и т.п.)

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их функции в речи.

Фразеологизмы, их функции в речи. Наиболее типичные фразеологические ошибки.

Лексические нормы. Основные виды лексических ошибок.

Способы образования слов. Словообразовательные нормы. Ненормативное образование как речевая ошибка.

Морфологические нормы образования, изменения и употребления имен существительных, имен прилагательных. Основные виды морфологических ошибок в употреблении этих частей речи.

Пунктуация в простом предложении (знаки препинания в конце предложения, в предложении с однородными членами, обособленными членами предложения и вставными конструкциями).

Работа с Интернетом, СМИ.

Сочинение – миниатюра.

Составление тематических кроссвордов

15

Раздел 3. Разграничение сферы употребления функциональных стилей русского языка

30

Тема 3.1.Текст: структурно- смысловые признаки

Содержание учебного материала

2

1

1

Тест как речевое произведение. Структура текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Связи предложений в тексте. Функционально смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

Практическое занятие

2

Составление текста с выделением микротем и ССЦ.

Тема 3.2. Функциональные стили русского языка

Содержание учебного материала

12

1

1

Функции, стилевые черты, языковые особенности официально-делового, публицистического, научного, обиходно-разговорного стилей. Особый статус языка художественной литературы.

2

Научный стиль. Устная и  письменная разновидности научного стиля ( учебник, статья, доклад, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия).  Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы научных работ разных жанров. Определение понятий. Аргументация. Цитация и ссылки.

2

3

Публицистический стиль. Устная и письменная разновидности. Газетная заметка. Хроника. Монологические жанры публичного выступления. Ответы на вопросы аудитории. Риторические приемы и принципы построения публичной речи. Способы привлечения внимания, доказательства и опровержения. Организация начала и конца речи. Средства структурирования текста. Порядок слов как смыслоразличительное и стилистическое средство. Лексическая и синтаксическая синонимия. Повторная (именная и глагольная) номинация в тексте.

2

4

Официально- деловой стиль речи. Понятие жанра. Уместность речи. Жанры деловой устной речи: сообщения, доклад, деловая беседа, совещания (технология подготовки и проведения.) Культура разговора по телефону. Нормы речевого этикета в деловом общении. Жанры деловой письменной речи (заявление, доверенность, объявление, протокол, акт, деловое письмо, автобиография, резюме). Унификация документов: реквизиты, формуляр, бланк.

2

5

Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Правила оформления документов. Речевой этикет документа.

2

6

Язык художественной литературы в системе функциональных разновидностей русского языка. Взаимодействие языка художественной литературы и функциональных стилей.

2

Практические занятия

12






Основные виды деловых и коммерческих документов, корреспонденции. Ответ на запрос и жалобу.

 Обзор рынка, прессы (устный и письменный), отчет  о командировке. Проведение социологического опроса.

Переход от различных видов схематического представления информации к словесному: чтение и комментирование схем, графиков, таблиц.

Логические и социально- психологические аспекты спора в профессиональной деятельности.

Подготовка и реализация деловых контактов. Использование технических средств информирования.

Подготовка публичной речи, основные виды аргументов.

Контрольная работа: Использование возможностей функциональных стилей речи в работе товароведа-эксперта.

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельная работа с конспектом занятий, учебной литературой

Знакомство с образцами документов официально- делового стиля

Подготовка реферата:

Официально-деловой стиль: функции, стилевые черты, языковые особенности.

Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации

Презентация: Жанры деловой речи.

Учебно- исследовательская работа: Языковой портрет личности (на примере телеведущих, культурных и политических деятелей и т.д. по выбору студента).

Работа с Интернетом, СМИ.

Составление тематических кроссвордов

15

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык»

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

-комплект учебных пособий «Русский язык»

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Антонова Е. С. , Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия»2010.-320с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

2. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.- Русский язык и культура речи. – М.: «Феникс» Гриф Минобр.

3. Власенков А. И., Рыбченкова Русский язык. – М. «Просвещение»2009. 287с. Гриф Минобр.

4. Лекант П. А., Маркелова Т. В., Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. М.: «Дрофа»2009. 224с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

Дополнительные источники:

 1.Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.:«Оникс, Мир и Образование»,             2010. – 640с.

2. Сазонова И. К. Толково- грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2008. 648с.

3. Шушков А. А. Толково- понятийный словарь русского языка.- «Астрель, АСТ, Транзиткнига», 2003. 768с.

4. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В.Фразеологический словарь русского языка для школьников.-  «Астрель, АСТ». 2010. 640с.

5. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.-  «Астрель, АСТ». 2010. 672с.

6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология.- «АСТ». 2007. 672с.

7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2009. 800с.

8. Карпешин И. М. , Совчина Т. Н. Обратный словарь русского языка. М.: «АСТ- Восток- Запад», 2007. 768с.

9. Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа:

http://www.gramota.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка

практические занятия, контрольная работа внеаудиторная самостоятельная работа

- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно- научных жанров

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

- основные составляющие языка, специфику устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи

практические занятия

- понятие о нормах русского литературного языка

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- лексические нормы, использование изобразительно- выразительных средств

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа; контрольная работа

- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- функционально- смысловые типы текстов

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи


практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.

 - сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- языковые формулы официальных документов;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.

- приемы унификации языка служебных документов;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.

- правила оформления документов;

практические занятия

- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

практические занятия, контрольная работа

Разработчики:         

ГОУ СПО «БАЭмТ»             преподаватель                          И. В. Попова

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

___________________        _________________         _____________________

    (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"

Примерная программа по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"  может быть использована   в образовательном процессе в медицинских коллледжах и училищах Департамента здравоохраненр...

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийДля преподавателей русско...

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийДля преподавателей русского...

02.10.2019 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ " РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессиям 23.01.09 Машинист локомотива, 19.01.24 Оператор электронного ...

Программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"

Программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы разработанной и рекомендо...

Программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" (ЭССиС)

Программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы разработанной и рекомендованно...