Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи". 2 курс (СПО)
рабочая программа по русскому языку по теме
Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи" составлена для работы со студентами 2 курса БОУ СПО "ЧУОР (техникум)" Минспорта Чувашии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_-_rabochaya_pr._dlya_2_kursa_.doc | 394 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ СПО «Чебоксарское училище олимпийского резерва (техникум)» Минспорта Чувашии
Рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Чебоксары 2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050141 «физическая культура» и в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Разработчик: Михалькова Ольга Геннадиевна, преподаватель русского языка и литературы БОУ СПО «ЧУОР (техникум)» Минспорта Чувашии.
Рабочая программа одобрена методическим объединением преподавателей гуманитарных дисциплин и педагогическим советом БОУ СПО «ЧУОР (техникум)» Минспорта Чувашии.
Протокол педсовета № 9 от 29 июня 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 | |
1.1. | Область применения программы | 4 |
1.2. | Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: | 4 |
1.3. | Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: | 4 |
1.4. | Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: | 5 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 | |
2.1. | Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | 5 |
2.2. | Тематический план и содержание учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» | 6 |
2.3. | Темы докладов и рефератов. | 11 |
2.4. | Календарно-тематический план. | 12 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 13 | |
3.1. | Требования к минимальному материально техническому обеспечению. | 13 |
3.2. | Информационное обеспечение обучения. | 13 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 15 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050141 «физическая культура» СПО для 2 курса.
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке студентов 2 курса БОУ СПО «ЧУОР (техникум)» Минспорта Чувашии.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи (орфоэпические, лексические, словообразовательные и др.);
- пользоваться словарями русского языка; употреблять основные выразительные средства русского литературного языка; продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- различия между языком и речью; функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуации общения;
- участия в диалогах и полилогах, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося: 105 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося: 70 часов;
- самостоятельной работы обучающегося: 35 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 70 |
в том числе: | |
| 30 |
| 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 35 |
в том числе: | |
| 4 |
| 15 |
| - |
| 35 |
Итоговая аттестация в форме | контрольная работа |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | ВВЕДЕНИЕ | 6 | |
Тема 1.1. | Предмет, цели и задачи курса «Русский язык и культура речи». Культура речи в аспекте культуры личности и общечеловеческой культуры | 3 | |
Предмет и задачи культуры речи, ее взаимосвязь с риторикой, стилистикой и другими гуманитарными науками. Основные аспекты культуры речи. Литературный язык как образцовая форма языка, служащая основой изучения культуры речи и стилистики. Основные признаки и функции литературного языка. Литературный язык в системе форм существования русского национального языка. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашняя работа: найти дополнительную информацию по теме. | 1 | ||
Тема 1.2. | Культура речи в аспекте культуры личности и общечеловеческой культуры. | 3 | |
Слово как средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на осознание и поступки другого человека. Культура речи - составная часть общей культуры человека, его образованности, профессиональной подготовки будущего специалиста в области физической культуры и спорта. | |||
Практическое занятие № 1 Культура речи и ее роль в профессиональной деятельности будущего специалиста в области ФК и спорта | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашняя работа найти: дополнительную информацию по теме. | 1 | ||
Раздел 2. | СТРУКТУРНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СВОЙСТВА ЯЗЫКА | 13 | |
Тема 2.1. | Язык – знаковая система. Функции языка. Формы существования языка. | 3 | |
Социальная обусловленность возникновения и развития языка. Основные функции языка. Язык как знаковая система. Структура языка. Основные единицы языковой системы и принципы их выделения. Национальный русский язык. Формы национального языка. Литературный язык – высшая форма развития национального языка. | 1,2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: работа с дополнительной литературой на тему «Литературный язык – высшая форма развития национального языка» | 1 | ||
Тема 2.2. | Язык и речь. Особенности речи. Разновидности речи. | 3 | 1,3 |
Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для целей коммуникации. | |||
Практическое занятие № 2 «Язык и речь. Особенности речи. Разновидности речи» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – поиск дополнительной информации по теме | 1 | ||
Тема 2.3. | Функциональные стили языка. Общая характеристика. | 4 | 2 |
Функциональные стили русского языка: разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, стиль художественной литературы. Сферы их использования, языковые признаки. Особенности построения текстов разных стилей. | |||
Практическое занятие № 3 «Характеристика стилей речи русского языка» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашняя работа: заполнение таблицы «Функциональные стили русского языка» | 1 | ||
Тема 2.4. | Коммуникативные качества речи. | 3 | 2,3 |
Язык и речь. Функции языка. Речь и ее особенности. Функции речи. Фоническая и информативная речь. Информативное речевое поведение. | |||
Контрольная работа «Стилистический анализ текста» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашняя работа: работа с текстами различных стилей речи | 1 | ||
Раздел 3. | ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА | 8 | |
Тема 3.1. | Из истории русского литературного языка | 2 | 1 |
Языковое древо мира. Индоевропейский праязык, основные ветви. История происхождения современного русского языка (от общеславянского языка к украинскому, русскому, белорусскому языкам). | |||
Самостоятельная работа обучающихся – подготовить доклады на тему «История происхождения современного русского языка» | 1 | ||
Тема 3.2. | Русский язык как способ существования русского национального языка | 3 | 2 |
Русский язык - основа национального единства и русской культуры. Язык и нация. Консолидирующая роль языка. Информационная роль языка. Язык как способ национального мировидения. Язык - особый мир, стоящий между действительностью и человеком. | |||
Практическое занятие № 4 «Русский язык как способ существования русского национального языка» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовить доклады по теме | 1 | ||
Тема 3.3. | Русский язык конца ХХ века. Новые явления в русском языке. | 3 | 2,3 |
Русский язык конца ХХ века. Новые явления в русском языке. Способы нормирования русского литературного языка. Виды и причины языковых неудач. | |||
Практическое занятие № 5 «Русский язык конца ХХ века. Новые явления в русском языке» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – работа с текстами | 1 | ||
Раздел 4. | НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА | 20 | |
Тема 4.1. | Орфоэпическая норма | 5 | 1,2 |
Нормативное произношение и ударение. Произношение гласных и согласных звуков. Русское ударение – нефиксированное и подвижное. Трудности ударения в словах разных частей речи. | |||
Практическое занятие № 6 «Орфоэпическая норма» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашняя работа: работа со словарем | 2 | ||
Тема 4.2. | Лексическая норма | 5 | 2,3 |
Правильность и точность словоупотребления. Многозначность и омонимия, плеоназм и тавтология, паронимы, синонимы, антонимы, заимствования, устаревшие слова и неологизмы. Фразеологические средства языка – фразеологические обороты, языковые афоризмы, устойчивые словосочетания. Слова ограниченного и неограниченного употребления – профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы и терминологическая лексика. | |||
Практическое занятие № 7 «Лексическая норма» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашняя работа: подготовить сообщения на тему «Крылатые слова» | 2 | ||
Тема 4.3. | Морфологическая норма | 5 | 2 |
Правильное использование грамматических форм имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, причастия и деепричастия. | |||
Практическое занятие № 8 «Морфологическая норма» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашняя работа: морфологический разбор частей речи | 2 | ||
Тема 4.4. | Синтаксическая норма | 5 | 2 |
Порядок слов в предложении, согласование сказуемого с подлежащим, определения с определяемым словом. Труднее случаи именного и глагольного управления – управление при однородных членах предложения, «нанизывание» падежей, придаточных предложений с одинаковыми союзами, выбор правильного падежа и предлога. Употребление обособленных конструкций. | |||
Практическое занятие № 9 «Синтаксическая норма» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашняя работа: составление схем предложении и их характеристика | 2 | ||
Контрольная работа за семестр № 1 | 2 | ||
Раздел 5. | УСТНАЯ РЕЧЬ | 14 | |
Тема 5.1. | Устная речь. Ее отличие от письменной. | 2 | 1 |
Отличительные особенности устной и письменной речи. Черты устной речи, формы реализации звучащей речи. | |||
Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: заполнить таблицу «Черты устной и письменной речи» | 1 | ||
Тема 5.2. | Устная разговорная речь | 3 | 2 |
Разновидности устной речи. Диалог. Монолог. Полилог. | |||
Практическое занятие № 10 «Устная разговорная речь» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовить сообщения с примерами по теме | 1 | ||
Тема 5.3. | Устная деловая речь | 3 | 2,3 |
Деловая беседа; собеседование; интервью; переговоры. | |||
Практическое занятие № 11 «Деловая речь» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовить сообщения с примерами по теме | 1 | ||
Тема 5.4. | Устная публицистическая речь | 3 | 2 |
Особенности устной публичной речи. Почему устное выступление эффективнее письменного. Трудности публичного выступления. Требования к публичному выступлению Позиции оратора в ходе публичного выступления. Правила успешного выступления. Значение личности. | |||
Практическое занятие № 12 «Устная публицистическая речь» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовить сообщения с примерами по теме | 1 | ||
Тема 5.5. | Ораторская речь, ее особенности. Основы ораторского искусства. | 3 | 1 |
Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. | |||
Практическое занятие № 13 «Словесное оформление публичного выступления» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. | 1 | ||
Раздел 6. | ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ | 12 | |
Тема 6.1. | Письменная речь: ее стилевые и жанровые разновидности. | 3 | 1 |
Письменные высказывания. Конспект, тезисы, резюме, их особенности. Аннотация. Реферат. Отзыв и рецензия (сходство и различие). Биография и автобиография. Характеристика. | |||
Практическое занятие № 14 «Жанровые разновидности письменной речи» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовка письменных работ различных жанров письменной речи | 1 | ||
Тема 6.2. | Официально-деловая письменная речь. | 3 | 2 |
Основные виды деловых документов. Деловая корреспонденция. Деловые бумаги. Деловые письма и их разновидности. Служебная документация. Заявление. Объяснительная. Доверенность. | |||
Практическое занятие № 15 «Понятие о деловых бумагах» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовка письменных работ различных типов деловых бумаг | 1 | ||
Тема 6.3. | Качества письменной научной речи и ее языковые особенности | 3 | 2,3 |
Научная статья, монография и их структурно-смысловые компоненты. Конспект, аннотация, реферат как вторичные научные тексты и их разновидности. | |||
Практическое занятие № 16 «Качества письменной научной речи и ее языковые особенности» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовка письменных работ различных типов научных текстов | 1 | ||
Тема 6.4. | Письменные жанры публицистической речи | 3 | 3 |
Научная статья, монография и их структурно-смысловые компоненты. Хроника, репортаж, интервью, статья, очерк, фельетон, | |||
Практическое занятие № 17 «Жанры публицистической речи» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовка письменных работ различных жанров письменной публицистической речи | 1 | ||
Раздел 7. | ОСНОВЫ ИСКУССТВА РЕЧИ | 13 | |
Тема 7.1. | Общие требования к публичному выступлению | 3 | 1 |
Почему устное вступление эффективнее письменного. Трудности публичного выступлении. Требования к публичному выступлению. Позиции оратора в ходе публичного выступления. Правила успешного выступления. Значение личности. | |||
Практическое занятие № 18 «Требования к публичному выступлению» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовить сообщение на тему «Правила публичного выступления» | 1 | ||
Тема 7.2. | Средства воздействия на слушателей | 3 | 3 |
Образность речи. Повторение. Призыв. Цитирование. Противопоставление. Игра слов. Намек. Цепь. Вставка. Короткие рассказы. Напоминание. Использование неожиданной статистики. Юмор. Остроты. Ирония. Невербальные средства воздействия. | |||
Практические занятия № 19 «Средства воздействия на слушателей» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовить сообщения на тему «Невербальные средства общения» | 1 | ||
Тема 7.3. | Композиция речи | 3 | 2,3 |
План – основа композиции. Начало речи. Этикетные формулы. «Зацепляющий крючок». Вступление. Главная часть: основная мысль, последовательность ее раскрытия. Заключение. Свободная композиция. Эффект визуального имиджа. Эффект первых фраз. Эффект аргументации. Эффект квантового выброса информации. Эффект паузы. Эффект художественной выразительности. | |||
Практические занятия № 20 «Композиция речи» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовить сообщения на тему «Риторические приемы в публичном выступлении» | 1 | ||
Тема 7.4. | Механизмы порождения и восприятия речи | 4 | 1 |
Сознательное овладение способами подготовки речи и ее контроля. | |||
Практические занятия № 21 «Способы подготовки речи» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовка сообщений по теме | 1 | ||
Раздел 8. | РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА | 15 | |
Тема 8.1. | Россия в первой половине XIX столетия | 3 | |
Основные функции речевого этикета. Речевой этикет и культура общения. Национальные особенности речевого этикета. | |||
Практическое занятие № 22 «Речевой этикет и культура общений» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовка сообщений по теме «Национальные особенности речевого этикета» | 1 | ||
Тема 8.2. | Вербальные и невербальные средства общения | 2 | 2 |
Жестикуляция и язык жестов; жесты механические, ритмические, изобразительные, интенсивности. Стилистические различия жестов. Национальный характер жестов. Мимика и пантомимика. | |||
Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовка докладов по теме | 1 | ||
Тема 8.3. | Техника речи ,постановка голоса. Профессиональные качества голоса учителя | 3 | 2,3 |
Постановка голоса, техника речи. Профессиональные качества голоса учителя: благозвучность (широкий диапазон по высоте, громкости и тембру); гибкость, подвижность; хорошая слышимость; выносливость, адаптивность. Учет индивидуальных особенностей при постановке голоса. | |||
Практическое занятие № 23 «Профессиональные качества голоса учителя» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – подготовить текст речи и оценочную таблицу | 1 | ||
Практическое занятие № 24 - Защита рефератов по разделам, изучаемым в течение 2 семестра | 7 | ||
Контрольная работа за 2 семестр № 2 | 2 | 3 | |
Всего: | 105 |
2.3. Темы докладов и рефератов.
- Язык и речь, отличия речи от языка. Основные речевые понятия.
- Основные единицы языка: слово, словосочетание, предложение.
- Русский язык как инструмент межнационального общения на территории России и бывших советских республик.
- Культура речи как неотъемлемая часть культуры личности: почему важно говорить и писать правильно.
- Речь в сферах межличностного и социального общения: отличительные особенности.
- Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения.
- Лексическая составляющая языка как основа грамотности и точности выражения мысли.
- Богатство выразительных и изобразительных средств русского языка (лексические и синтаксические средства).
- Устная речь, особенности подготовленной и неподготовленной устной речи.
- Письменная речь, ее отличие от устной формы речи.
- Структура высказывания (синтагма, тембр и темп речи, мелодика, интонация, типы ударения).
- Функционально-смысловые типы речи: повествование.
- Функционально-смысловые типы речи: рассуждение.
- Функционально-смысловые типы речи: описание.
- Функциональный стиль речи: научный.
- Функциональный стиль речи: официально-деловой.
- Функциональный стиль речи: публицистический.
- Функциональный стиль речи: стиль художественной литературы.
- Функциональный стиль речи: разговорно-бытовой.
- Общая характеристика спора. Дискуссия и полемика как виды спора.
- Логические и социально-психологические аспекты спора.
- Служебное общение, виды деловых бесед.
- Деловые переговоры. Правила делового этикета.
- Виды служебной документации.
- Требования к оформлению служебной документации.
- Источники и причины засорения речи.
- История ораторского искусства.
- Оратор и его аудитория.
- Речь как средство коммуникации.
- Этикетные формулы русского языка.
2.4. Календарно-тематический план.
№ п\ п | Разделы и темы | Распределение часов | Всего часов | Дата проведения | |
Лекции | Практические занятия | ||||
Раздел 1. | ВВЕДЕНИЕ | 3 | 1 | 4 | |
Тема 1. | Предмет, цели и задачи курса «Русский язык и культура речи». Культура речи в аспекте культуры личности и общечеловеческой культуры. | 2 | - | 2 | |
Тема 2. | Культура речи и ее роль в профессиональной деятельности будущего специалиста в области ФК и спорта. | 1 | 1 | 2 | |
Раздел 2. | СТРУКТУРНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СВОЙСТВА ЯЗЫКА | 6 | 3 | 9 | |
Тема 1. | Язык – знаковая система. Функции языка. Формы существования языка. | 2 | - | 2 | |
Тема 2. | Язык и речь. Особенности речи. Разновидности речи. | 1 | 1 | 2 | |
Тема 3. | Функциональные стили языка. Общая характеристика. | 2 | 1 | 3 | |
Тема 4. | Коммуникативные качества речи. Стилистический анализ текста. | 1 | 1 | 2 | |
Раздел 3. | ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА | 3 | 2 | 5 | |
Тема 1. | Из истории русского литературного языка. | 1 | - | 1 | |
Тема 2. | Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры. | 1 | 1 | 2 | |
Тема 3. | Русский язык конца ХХ века. Новые явления в русском языке. | 1 | 1 | 2 | |
Раздел 4. | НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА | 8 | 4 | 12 | |
Тема 1. | Орфоэпическая норма. | 2 | 1 | 3 | |
Тема 2. | Лексическая норма. | 2 | 1 | 3 | |
Тема 3. | Морфологическая норма. | 2 | 1 | 3 | |
Тема 4. | Синтаксическая норма. | 2 | 1 | 3 | |
Контрольная работа № 1 | -- | 2 | 2 | ||
Раздел 5. | УСТНАЯ РЕЧЬ | 5 | 4 | 9 | |
Тема 1. | Устная речь, ее отличие от письменной. | 1 | - | 1 | |
Тема 2. | Устная разговорная речь. | 1 | 1 | 2 | |
Тема 3. | Устная деловая речь. | 1 | 1 | 2 | |
Тема 4. | Устная публицистическая речь. | 1 | 1 | 2 | |
Тема 5. | Ораторская речь, ее особенности. Основы ораторского искусства. | 1 | 1 | 2 | |
Раздел 6. | ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. | 4 | 4 | 8 | |
Тема 1. | Письменная речь, ее стилевые и жанровые разновидности. | 1 | 1 | 2 | |
Тема 2. | Официально-деловая письменная речь. Понятие о деловых бумагах. | 1 | 1 | 2 | |
Тема 3. | Качества письменной научной речи и ее языковые особенности. | 1 | 1 | 2 | |
Тема 4. | Письменные жанры публицистической речи. | 1 | 1 | 2 | |
Раздел 7. | ОСНОВЫ ИСКУССТВА РЕЧИ | 7 | 4 | 11 | |
Тема 1. | Общие требования к публичному выступлению. | 1 | 1 | 2 | |
Тема 2. | Средства воздействия на слушателей. | 2 | 1 | 3 | |
Тема 3. | Композиция речи. | 2 | 1 | 3 | |
Тема 4. | Механизмы порождения и восприятия речи. | 2 | 1 | 3 | |
Раздел 8. | РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА | 4 | 4 | 8 | |
Тема 1. | Особенности речевого этикета. Национальные особенности речевого этикета. | 1 | 1 | 2 | |
Тема 2. | Вербальные и невербальные средства общения. | 1 | - | 1 | |
Тема 3. | Техника речи, постановка голоса. Профессиональные качества голоса учителя. | 1 | 1 | 2 | |
Тема 4. | Защита рефератов. | 1 | 2 | 3 | |
Контрольная работа № 2 | -- | 2 | 2 | ||
Итого: | 40 | 30 | 70 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории.
Оборудование учебного кабинета:
- ученические парты;
- ученические стулья;
- классная доска;
- экран для мультимедиа проектора;
- исторические карты;
- учебники.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиа проектор;
- телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература
- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2009. – 432с.
- Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова.- 2-е изд. стереотип. - М: Гардарики, 2007.- 413 с.
- Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2001.
- Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – 440 с.
- Кукушин В.С. Психология делового общения: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 364 с.
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006.
Дополнительная литература
- Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Уч. для студ. вузов/Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528с.
- Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Уч. пособ. для вузов/Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 544с.
- Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации? Учеб. пособ. по развит. навыков письмен. речи. – М.: Флинта, Наука, 2002. – 288с.
- Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред.: д-р филол. наук, проф. Л.К. Граудина, д-р филол. наук, проф. Е.Н. Ширяев. – М.: НОРМА, НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – 560с.
- Розенталь Д.Э. и др. Современный русский язык: Учеб. пособ. /Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – М.: Рольф, 2010. – 448с.
- Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / М.Ю.Федосюк, Т.А.Ладыженская, О.А.Михайлова, Н.А.Николина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 256с., ил.
- Серова М.Б. Русский язык: Орфография. Правила. Схемы. Обучающие диктанты. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 240с.
- Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис: Учеб. для студ.вузов / Под ред. Л.А. Новикова. – 3-е изд. – СПб: Лань, 2001. – 864с.
- Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.
- Федотова Л.С. Правила и тесты: Пособ. по рус. языку для поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Высш.шк., 2001. – 320с.
Словари и справочники:
- Абрамов Н. Словарь русских синонимов. (Любое издание)
- Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 2000.
- Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.
- Большой орфографический словарь русского языка. (Любое издание)
- Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1999.
- Орфоэпический словарь русского языка / Ред. Р.И. Аванесов. (Начиная с 6 издания).
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б. Голуб. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001. – 368с.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика. – М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2001. – 381с.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Пунктуация. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2002. – 263 с.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Управление в русском языке. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2002. – 303с.
- Современный словарь иностранных слов. – М., 2000. (Любое издание)
- Толковый словарь русского языка. (Любое издание)
- Толковый словарь русского языка конца ХХ века. – СПб., 1998.
Интернет-ресурсы:
- Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru
- Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
- Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru
- Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - http://www.ruscorpora.ru
- Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы - http://www.lrc-lib.ru
- Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
- Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку - http://www.rusjaz.da.ru
- Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
- Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - http://character.webzone.ru
- Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru
- Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru
- Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru
- Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru
- Словарь смыслов русского языка – справочное он-лайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru
- Центр развития русского языка - ресурс некоммерческой организации «Центр развития русского языка», деятельность которой направлена на поддержку и распространение русского языка и культуры как в России, так за ее пределами - http://www.ruscenter.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать: | |
| Практическое занятие № 1; Практическое занятие № 10; Практическое занятие № 11; Практическое занятие № 12; Практическое занятие № 13; Практическое занятие № 18; Практическое занятие № 19; Практическое занятие № 20; Практическое занятие № 21 Практическое занятие № 22; Практическое занятие № 23 |
| Практическое занятие №1; Практическое занятие № 2; Практическое занятие № 3; Практическое занятие № 6; Практическое занятие № 7; Практическое занятие № 8; Практическое занятие № 9; Практическое занятие № 10; Практическое занятие № 11; Практическое занятие № 12; Практическое занятие № 13; Практическое занятие № 14; Практическое занятие № 15; Практическое занятие № 16; Практическое занятие № 17; Практическое занятие № 18; Практическое занятие № 19; Практическое занятие № 20 Контрольная работа № 1; |
| Практическое занятие № 3; Контрольная работа № 1; Практическое занятие № 10; Практическое занятие № 11; Практическое занятие № 12; Практическое занятие № 13; Практическое занятие № 14; Практическое занятие № 15; Практическое занятие № 16; Практическое занятие № 17 |
| Практическое занятие № 3; Практическое занятие № 4; Практическое занятие № 5; Практическое занятие № 6; Практическое занятие № 7; Практическое занятие № 8; Практическое занятие № 9; Практическое занятие № 14; Практическое занятие № 15; Практическое занятие № 16; Практическое занятие № 17; Контрольная работа № 1; Контрольная работа за 1-2 сем. |
уметь: | |
| Практическое занятие № 1; Практическое занятие № 2; Практическое занятие № 10; Практическое занятие № 11; Практическое занятие № 12; Практическое занятие № 13; Практическое занятие № 14; Практическое занятие № 15; Практическое занятие № 16; Практическое занятие № 17; Практическое занятие № 18; Практическое занятие № 19; Практическое занятие № 20; Практическое занятие № 21 Практическое занятие № 22; Практическое занятие № 23; Контрольная работа за 1-2 сем. |
| Практическое занятие № 1; Практическое занятие № 2; Практическое занятие № 3; Контрольная работа № 1; Практическое занятие № 6; Практическое занятие № 7; Практическое занятие № 8; Практическое занятие № 9; Практическое занятие № 10; Практическое занятие № 11; Практическое занятие № 12; Практическое занятие № 13; Практическое занятие № 14; Практическое занятие № 15; Практическое занятие № 16; Практическое занятие № 17; Практическое занятие № 18; Практическое занятие № 19; Практическое занятие № 20; Практическое занятие № 21 Практическое занятие № 22; Практическое занятие № 23; |
| Практическое занятие № 4; Практическое занятие № 5; Практическое занятие № 6; Практическое занятие № 7; Контрольная работа за 1-2 сем. |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: | |
| Практическое занятие № 1; Практическое занятие № 2; Практическое занятие № 3; Практическое занятие № 10; Практическое занятие № 11; Практическое занятие № 12; Практическое занятие № 13; Практическое занятие № 14; Практическое занятие № 15; Практическое занятие № 16; Практическое занятие № 17; Практическое занятие № 18; Практическое занятие № 19; Практическое занятие № 20; Практическое занятие № 21 Практическое занятие № 22; Практическое занятие № 23; Контрольная работа № 1; |
| Практическое занятие № 1; Практическое занятие № 2; Практическое занятие № 3; Практическое занятие № 10; Практическое занятие № 11; Практическое занятие № 12; Практическое занятие № 13; Практическое занятие № 18; Практическое занятие № 19; Практическое занятие № 20; Практическое занятие № 21 Практическое занятие № 22; Практическое занятие № 23; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Русский язык и культура речи" 5-7 классы
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для детей-сирот с отклонениями в развитии....
Образовательная программа «Русский язык и культура речи» для обучающихся колледж - класса по специальности «Технология получения свекловичного сахара»
Рабочая программа по русскому языку для колледж - класса содержит следующие разделы: пояснительную записку, содержание рабочей программы, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обуча...
Рабочая программа по внеаудиторной деятельности "Культура речи" Для 6 класса
Главная цель общения _ правильно понимать друг друга." Единственное средство умстенного общения людей есть слово, - говорил Л.Н.Толстой, и для того чтобы это общение было возможно, нужно уп...
Рабочая программа факультатива «История мировой культуры (углубленный курс)»
Рабочая программа ориентирована на углубленное изучение истории мировой культуры в старших классах школы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД10. КУЛЬТУРА РЕЧИ (профессиональный цикл) по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки преподавателей начальных классов, в дополнительномпрофессиональном образовании, повышении квалификации и профессиональ...
Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах (элективный курс)
Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и представляет собой элективный курс для углублённого изучения русского языка....
Программа "Русский язык и культура речи". 6 класс
Модифицированная программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности основного общего образования в соответствии с требованиями федерального обр...