Методическая разработка урока для 6 класса по русскому языку по теме: "Диалектизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Полная методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме: "Диалектизмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_dialektizmy.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : «Диалектизмы»
Тип урока : изучение нового материала
Цели :
Обучающие :
- Знать понятие «Диалектизмы» ;
- Уметь находить диалектизмы в тексте ;
- Уметь отличать диалектизмы от общеупотребительных слов ;
- Знать ,в каких словарях можно найти информацию о диалектизмах ;
- Уметь правильно использовать в речи диалектизмы.
Развивающие :
- Развивать умение отличать диалектизмы от общеупотребительных слов ;
- Развивать умение находить диалектизмы в речи ;
- Развивать умение использовать диалектизмы в речи ;
- Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- Развивать связную речь учащихся .
Воспитательные:
- Показать красоту и богатство родного языка через многообразие диалектизмов в русском языке.
Ход урока
- Организационный момент
-Добрый день ,ребята ! Запишите в ваших тетрадях сегодняшнее число .
- Проверка домашнего задания .
- Дома вы выполняли два упражнения. Упражнение 115 вы выполняли устно ,скажите , какие профессионализмы встретились вам в этом упражнении ? ( Кариес , пломба ) . Как вы считаете , когда употребление профессионализмов необходимо ,а когда можно обойтись и без них ? (Учащиеся высказывают свое мнение).Теперь проверяем упражнение 116. Какие профессионализмы вы выписали из учебников по географии, физике и т.д.? Прочитайте какие предложения вы составили с этими словами. (Учащиеся поднимают руки ,зачитывают классу профессионализмы ,которые они нашли в учебнике и предложения ,которые они с ними составили . Учитель и учащиеся выбирают наиболее удачные предложения и оценивают их.)
- Повторение изученного материала .
Фронтальный опрос
- Давайте закрепим знания и повторим изученный нами материал.
- Что изучает лексика?
- Какие слова называются однозначными? Пример.
-Какие слова называются многозначными? Пример.
- Что такое омонимы? Пример.
- Что такое синонимы? Пример.
- Какие слова называют антонимами ?Пример.
- Как называются слова, известные всему народу? Пример.
- Что такое профессионализмы? Пример.
- Объяснение нового материала
- Итак , мы с вами повторили пройденный материал ,теперь мы приступим к изучению нового материала.
1.Работа с текстом
- Сейчас мы прочитаем с вами диалог на странице 63.
Учитель распределяет роли ,учащиеся читают диалог.
Диалог :
- Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща.
— Чего принести, бабушка?
— Бураков.
— А это что такое?
— Ну, у нас в деревне так свёклу называют.
2.Беседа
- Почему мальчик не понял бабушку? ( Бабушка употребила в речи непонятое мальчику слово .)
- Как вы думаете ,чем слово свёкла отличается от слова бурак ? ( Слово бурак употребляется в определённой местности , а свёкла – общеупотребительное слово.)
- Итак , слова употребляемые только жителями определённой местности называются диалектными.
- Как вы думаете ,какова тема нашего сегодняшнего урока ? (Диалектизмы).
- Давайте обратимся к нашему учебнику и кто – нибудь один выразительно и громко прочитает всем нам теоретические сведения на странице 64 .
Один из учащихся в слух читает классу теоретические сведения и определение, данные в учебнике.
- Фронтальный опрос
Мы познакомились с теоретическим материалом , и теперь вы можете ответить на мои вопросы.
- Что такое диалектизмы?
- Часто ли диалектизмы встречаются нам в речи?
- В каком словаре вы можете посмотреть информацию о диалектизмах?
- Какой пометой в словарях обозначаются диалектизмы?
- Закрепление изученного материала
1.Работа с текстом
- Давайте закрепим изученный материал . Перед вами на доске написаны слова ,давайте вычеркнем общеупотребительные слова и оставим диалектные слова. Значение оставшихся слов вы объясните ,воспользовавшись словарем и мы вместе попробуем составить с ними предложения . Так же двое учащихся получают карточки , и выполняют задание самостоятельно , после того, как учащиеся выполнят свои задания мы с классом проверим их и оценим.
Целеполагание :
- Как вы думаете ,для чего нам необходимо выполнить данное задание?(Предполагаемый ответ : научиться отличать диалектизмы от общеупотребительных слов ).
Двое учащихся получают карточки и работают у доски самостоятельно ,один учащийся работает у доски с классом.
На доске прикреплены слова: огурец, тыква, цыбуля , картошка, кавун, бурак.
(Цыбуля – лук , кавун- арбуз , бурак – свёкла ).
Карточка для самостоятельной работы №1 :
Подчеркнуть диалектные слова и подобрать к ним синонимы :
«Где хозяин?» — «Не-ма».(нет)— «Как? совсем нету?» — «Совсим».(Совсем) — «А хозяйка?» — «Побигла (пошла ,побежала) в слободку (деревня)». —-«Кто ж мне отопрет дверь?» — сказал я, ударив в неё ногою.
Карточка для самостоятельной работы №2 :
Подчеркнуть диалектные слова и подобрать к ним синонимы :
— Чего эта ты сёдня (сегодня)такой? — спросила бабка, когда сидели завтракали.
— Какой? — спокойно и снисходительно поинтересовался Моня.
— Довольный-то. Жмурисся (жмуришься), как кот на солнышке... Приснилось, что ль, чего (что – то)?
— Мне приснилось, что я нашел десять тысяч рублей в портфеле.
Вывод :
- Итак ,научились ли вы отличать диалектизмы от общеупотребительных слов? (Да)
- Мы достигли нашей цели ,теперь вы хорошо усвоили ,чем диалектизмы отличаются от общеупотребительных слов.
2.Работа с учебником
- Давайте теперь поработаем с упражнением 118 . один человек будет выразительно читать нам стихотворение , а другие будут называть диалектизмы ,встретившиеся вам в тексте .
Целеполагание :
- Как вы считаете ,для чего мы будем выполнять данное упражнение? ( Для того ,чтобы научиться находить диалектизмы в тексте ).
- Цель данного упражнения- научиться находить диалектизмы в тексте .
Упражнение 118 :
Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши - тетерева
Летянина - дичь,
Пересмешки - молва,
Залавок - подобье комода.(…)
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства,
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
(Александр Яшин)
3.Выборочный диктант
Теперь вы напишите выборочный диктант , я читаю вам текст,а вы записываете в тетрадь только диалектные слова.
Учащиеся пишут выборочный диктант.
Выборочный диктант :
- А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?
- Ну, кажи, кажи. Послухаемо.
- Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.
- Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?
- Ведьмак жил у нас в деревне…
- Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шо робить. Ты не казак!
Теперь давайте проверим ,что у вас получилось. Сейчас несколько учащихся прочитают в слух то ,что у них получилось.
4.Устная работа
- Давайте теперь попробуем подобрать синонимы к диалектизмам ,а буду называть вам диалектное слово ,а вы будете говорить мне его общеупотребительный синоним.
Учащиеся работают устно.
Задание :
Нехай …(пусть)
Скубать -…(ощипывать)
чи- … (или)
кочет-…(петух)
утирка-…(полотенце)
сопатка -…(нос)
Цыбуля – (лук)
5.Самостоятельная работа (дифференцированное задание)
- Сейчас вы поработаете самостоятельно. Я дам каждому из вас карточку с заданием ,которое вы должны будете выполнить.
Учащиеся самостоятельно работают с карточками. Учащиеся , занимающиеся на «5» должны списать текст №1, вставить пропущенные орфограммы, объяснить их графически, найти диалектные слова-синонимы, выписать их; Учащиеся ,занимающиеся на «4»-списать текст №2, вставить пропущенные орфограммы, найти диалектные слова- синонимы, выписать их; Учащиеся ,занимающиеся на оценку «3»-списать текст №3, вставить пропущенные орфограммы, найти диалектные слова- синонимы, выписать их.
Текст №1.
Дремл..т чуткий камыш.
Тишь-безлюдье вокруг,
Чуть примнёт..ся тропинка р..систая.
Куст заденеш.. плечом,-на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет р..са сер..бристая. (И.С.Никитин «Утро»)
Текст №2.
С..дел рыбак в..сёлый
На б..регу р..ки,
А перед ним по ветру
К..чались тр..стники…( М.Ю.Лермонтов «Тростник»)
Текст №3.
Чтобы легче было плавать, в..дяные крысы отгрызают дли(н,нн)ый стебель куги и плавают, д..ржа его в зубах. Стебель куги полон в..здушных ячеек. (К.Паустовский «Мещёрская сторона»).
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Какие слова называют диалектизмами? Приведите примеры.
- Почему многие не понимают значение диалектных слов?
- В каких словарях можно найти диалектные слова? Какой пометой они будут сопровождаться в словарной статье?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что было для вас особенно интересным на сегодняшнем уроке?
- Как вы считаете , какую оценку вы сегодня заработали?
- Домашнее задание.
Дома вы выполните упражнение 117 . Вам нужно будет выписать из текста диалектные слова и слова с выделенными буквами и письменно объяснить выбор орфограмм .Так же вам нужно выполнить фонетический разбор слова жизни.
Упражнение 117 :
Какой дует ветер?
В жизни1 северного крестъянина-помора — землепашца и морехода, охотника и плотогона — ветер бывает злым недругом и добрым помощником. Грозный север приносит стужу, губит посевы, но он же, славный осенний сиверко, гонит рыбачьи лодки, возвращающиеся с промысла на Мурмане, к родным беломорским берегам.
Издавна сложилась в речи северян система наименований для всех основных ветров: север (северный), летник (южный), запад (западный), веток (восточный), глубник (северо-западный), шелоник (юго-западный), полуночник (северо-восточный), обёдник (юго-восточный).
Карточка для самостоятельной работы №1 :
Подчеркнуть диалектные слова и подобрать к ним синонимы :
«Где хозяин?» — «Не-ма».— «Как? совсем нету?» — «Совсим». — «А хозяйка?» — «Побигла в слободку ». —-«Кто ж мне отопрет дверь?» — сказал я, ударив в неё ногою.
Карточка для самостоятельной работы №2 :
Подчеркнуть диалектные слова и подобрать к ним синонимы :
— Чего эта ты сёдня такой? — спросила бабка, когда сидели завтракали.
— Какой? — спокойно и снисходительно поинтересовался Моня.
— Довольный-то. Жмурисся , как кот на солнышке... Приснилось, что ль, чего ?
— Мне приснилось, что я нашел десять тысяч рублей в портфеле.
Текст №1.
Дремл..т чуткий камыш.
Тишь-безлюдье вокруг,
Чуть примнёт..ся тропинка р..систая.
Куст заденеш.. плечом,-на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет р..са сер..бристая. (И.С.Никитин «Утро»)
Текст №2.
С..дел рыбак в..сёлый
На б..регу р..ки,
А перед ним по ветру
К..чались тр..стники…( М.Ю.Лермонтов «Тростник»)
Текст №3.
Чтобы легче было плавать, в..дяные крысы отгрызают дли(н,нн)ый стебель куги и плавают, д..ржа его в зубах. Стебель куги полон в..здушных ячеек. (К.Паустовский «Мещёрская сторона»).
Текст №1.
Дремл..т чуткий камыш.
Тишь-безлюдье вокруг,
Чуть примнёт..ся тропинка р..систая.
Куст заденеш.. плечом,-на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет р..са сер..бристая. (И.С.Никитин «Утро»)
Текст №2.
С..дел рыбак в..сёлый
На б..регу р..ки,
А перед ним по ветру
К..чались тр..стники…( М.Ю.Лермонтов «Тростник»)
Текст №3.
Чтобы легче было плавать, в..дяные крысы отгрызают дли(н,нн)ый стебель куги и плавают, д..ржа его в зубах. Стебель куги полон в..здушных ячеек. (К.Паустовский «Мещёрская сторона»).
Карточка для самостоятельной работы №1 :
Подчеркнуть диалектные слова и подобрать к ним синонимы :
«Где хозяин?» — «Не-ма».(нет)— «Как? совсем нету?» — «Совсим».(Совсем) — «А хозяйка?» — «Побигла (пошла ,побежала) в слободку (деревня)». —-«Кто ж мне отопрет дверь?» — сказал я, ударив в неё ногою.
Карточка для самостоятельной работы №2 :
Подчеркнуть диалектные слова и подобрать к ним синонимы :
— Чего эта ты сёдня (сегодня)такой? — спросила бабка, когда сидели завтракали.
— Какой? — спокойно и снисходительно поинтересовался Моня.
— Довольный-то. Жмурисся (жмуришься), как кот на солнышке... Приснилось, что ль, чего (что – то)?
— Мне приснилось, что я нашел десять тысяч рублей в портфеле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Методическая разработка урока №1. Методика преподавания русского языка как наука
Первый урок в системе. Группа Ш-21 школьного отделения. Современный учитель должен владеть научным подходом к профессиональной деятельности: понимать психофизиологические особенности младшего школьног...
Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"
Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...
Урок по русскому языку на тему: "Диалектизмы"
Урок по русскому языку на тему: "Диалектизмы"...
Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 класс Учитель русского языка и литературы - Карнаухова Анна Романовна
Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 классУчитель русского языка и литературы - Карнаухова Анна Романовна...
методическая разработка урока 5 класс по русскому языку по теме " Вид глагола"
Презентация к уроку, подсказка по ходу урока, маршрутный лист. Урок проводился по технологии " Перевернутый класс"...
Урок русского языка по теме "Диалектизмы"
Цели:дать понятие диалектных слов;познакомить с диалектными словами русского поозерья (на примере записи сказки «Лиса-голосница»);развивать умение определять лексическое значение диалектны...