Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема урока: «Фонетика. Графика. Гласные и согласные.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonetka._grafika._glasnye_i_soglasnye._-_5_kl.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: «Фонетика. Графика. Гласные и согласные.»
Тип урока: урок – изучение нового материала.
Цели урока: -обучающая: дать понятие раздела русского языка «Фонетика», что изучает раздел.. о различении гласных и согласных звуков, их образовании, о различении звуков и букв.
- развивающая: закреплять навыки различения букв и звуков, гласных и согласных
- воспитывающая: воспитывать уважение и внимательное отношение к русскому языку, слову и русской литературе, воспитывать культуру слушания и говорения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Открываем тетради, записываем число, тему урока.
Постановка целей и задач.
2. Повторение пройденного.
а)Фронтальный опрос по пройденным темам.
- Что такое прямая речь?
- Какими словами сопровождается прямая речь?
- Как по отношению к прямой речи могут располагаться слова автора?
- Какие знаки препинания используются при прямой речи? Пример!
-Что такое диалог?
-Как оформляется диалог?
б) Синтаксическое конструирование.
Составьте схемы к следующим предложениям:
- Опустели поля, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей.
- Ветер носил листья по воздуху и швырял их на землю.
- «Дождь пойдёт», - проговорил дед.
- Редкие капли дождя повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце4.
- Работа по новой теме.
Слово учителя.
Ребята, какие звуки вокруг мы слышим? (Шум ветра, сигналы машин, звук идущего поезда, музыку, разговор, пение птиц и мн.др.) В русском языке есть такой раздел науки о языке как Фонетика.
Фоно- греч. – звук. Вспомните, в состав каких ещё слов входит слог фон?
(телефон, магнитофон, фонотека, микрофон, мегафон и тд.)
И звуки для этого раздела науки являются строительным материалом… Но не все подряд звуки, а звуки речи. Звуки, которые мы с вами произносим и слышим.
А что мы можем видеть и писать – буквы. Есть в фонетике и специальные обозначения для передачи и буквенного и звукового состава языка. Буквы – это наш алфавит, а звуки мы оформляем в квадратных скобках. Кто помнит, как мы называем такой вид записи слов? – транскрипция.
Т.о., все слова состоят из звуков. Слова могут состоять как из одного звука – предлог В, из двух – мы, ум, трёх – мел, петь, и более. Звук – наименьшая языковая единица, его роль – способствовать различению слов, их смысла. Из одинаковых звуков можно составить разные слова.
- Какие слова можно составить из звуков [р], [д ], [а], [ы]? (Дыра, дары, рады).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вот послушайте высказывание русских писателей о языке.
Куприн «Русский язык… красив, певуч, выразителен».
А.Толстой «Русский народ создал язык яркий,… певучий и богатый…»
-Что общего в высказываниях писателей о языке?
Оба отмечают певучесть.
По наблюдениям учёных мелодичных звуков почти 75%. В других языках, например, тюркских, их меньше.
- Повторение ранее изученных сведений по теме «Фонетика».
- Что мы знаем о звуках - гласные, согласные.
- Почему так называются гласные?
5. Работа с учебником по закреплению темы.
§50 ,51, 52 стр. 108. Выполнение упр. 260 (8 слов), 261.
- Выводы. Итоги.
- Дз §50, 51, 52., упр.268.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....