Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тема урока: «Фонетика. Графика. Гласные и согласные.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonetka._grafika._glasnye_i_soglasnye._-_5_kl.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: «Фонетика. Графика. Гласные и согласные.»

Тип урока: урок – изучение нового материала.

Цели урока: -обучающая: дать понятие раздела русского языка «Фонетика», что изучает раздел.. о различении гласных и согласных звуков, их образовании, о различении звуков и букв.

- развивающая: закреплять навыки различения букв и звуков, гласных и согласных

- воспитывающая: воспитывать уважение и внимательное отношение  к русскому языку, слову и русской литературе, воспитывать культуру слушания и говорения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Открываем тетради, записываем число, тему урока.

Постановка целей и задач.

2. Повторение пройденного.

а)Фронтальный опрос по пройденным темам.

- Что такое прямая речь?

- Какими словами сопровождается прямая речь?

- Как по отношению к прямой речи могут располагаться слова автора?

- Какие знаки препинания используются при прямой речи? Пример!

-Что такое диалог?

-Как оформляется диалог?

 б) Синтаксическое конструирование.

Составьте схемы к следующим предложениям:

  1. Опустели поля, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей.
  2. Ветер носил листья по  воздуху и швырял их на землю.
  3. «Дождь пойдёт», - проговорил дед.
  4. Редкие капли дождя повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце4.

  1. Работа по новой теме.

Слово учителя.

Ребята, какие звуки вокруг мы слышим? (Шум ветра, сигналы машин, звук идущего поезда, музыку, разговор, пение птиц и мн.др.) В русском языке есть такой раздел науки о языке как Фонетика.

Фоно- греч. – звук. Вспомните, в состав каких ещё слов входит слог  фон?

(телефон, магнитофон, фонотека, микрофон, мегафон и тд.)

И звуки для этого раздела науки являются строительным материалом…  Но не все подряд звуки, а звуки речи.  Звуки, которые мы с вами произносим и слышим.

А что мы можем видеть и писать – буквы. Есть в фонетике и специальные обозначения для передачи и буквенного и звукового состава языка. Буквы – это наш алфавит, а звуки мы оформляем в квадратных скобках. Кто помнит, как мы называем такой вид записи слов? – транскрипция.

Т.о., все слова состоят из звуков. Слова могут состоять как из одного звука – предлог В, из двух – мы, ум, трёх – мел, петь, и более. Звук – наименьшая языковая единица, его роль – способствовать различению слов, их смысла. Из одинаковых звуков можно составить разные слова.

- Какие слова можно составить из звуков [р],  [д ],  [а],  [ы]? (Дыра, дары, рады).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вот послушайте высказывание русских писателей о языке.

Куприн «Русский язык… красив, певуч, выразителен».

А.Толстой «Русский народ создал язык яркий,… певучий и богатый…»

-Что общего в высказываниях писателей о языке?

Оба отмечают певучесть.

 По наблюдениям учёных мелодичных звуков почти 75%. В других языках, например, тюркских, их меньше.

  1. Повторение ранее изученных сведений по теме «Фонетика».

-  Что мы знаем о звуках - гласные, согласные.

- Почему так называются гласные?

5. Работа с учебником по закреплению темы.

§50 ,51, 52 стр. 108.   Выполнение упр. 260 (8 слов), 261.

  1. Выводы. Итоги.
  2. Дз §50, 51, 52., упр.268.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...