Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Знаки препинания в предложениях с обращениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Знаки препинания в предложениях с обращениями.
Цель урока: обучающая: углубить знания учащихся о понятии обращение, его ролью в речи и предложении, с постановкой знаков препинания при обращении; развивающая: закреплять навыки определения обращений в предложении, обоснование постановки знаков препинания и правильного чтения предложений с обращением, вырабатывать навыки синтаксического разбора предложений, осложнённых обращением; воспитывающая: обогащать речь учащихся, воспитывать уважительное отношение к языку и культуру общения.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного на предыдущем уроке. (+ карточки)
-Что такое обращение?
-В каком падеже могут стоять обращения?
-Каких знаков препинания требуют обращения?
-Каким членом предложения является обращение?
- Работа по закреплению полученных знаний.
Синтаксическая разминка:
Определите на слух место обращения в следующих предложениях:
- Ветер, веете! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!
- Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу…
- Очень хочется мне, лисонька, поесть, в подворотню я попробую пролезть.
- Не горюй, голубчик Петя, Поживёшь ещё на свете, будешь песнями опять солнце красное встречать!
- Работа по новой теме.
Слово учителя.
При помощи обращений одного человека можно назвать по-разному: выразить к нему уважение или недовольство им, проявит участие, дружеское понимание. По обращению легко понять, каков тот человек, который обращается к другому, можно определить его отношение к окружающим, его воспитанность.
- Какие слова должны быть в вашем обращении, чтобы произвести на окружающих хорошее впечатление?
- Вспомните, как к вам обращаются, когда вы смотрите телевизор или слушаете радио?
Давайте запишем предложение.
Уважаемый Дмитрий Иванович, пожалуйста, помогите мне.
Ты не горюй, человечек, я помогу тебе4. - совместный разбор.
Я вижу вас, родные степи! (А.Фет) – самост. разбор.
ФИЗМИНУТКА
5. Работа с синонимичными синтаксическими конструкциями.
1) Люди Земли борются за охрану окружающей среды. – люди Земли! Боритесь за охрану окружающей среды!
2) Ребята охраняют зелёные насаждения. – Ребята, охраняйте зелёные насаждения!
3) Ребята делают вывод о роли существительных в предложениях. – Ребята, сделайте вывод о роли существительных в предложениях.
- Работа с учебником §41стр.87. Упр. 208.
- Выводы. Итоги.
- Дз §41, упр.212
Карточка№1
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте обращения специальным значком.
- Эй, братец загораешь?
- Слушай Незнайка выручи меня отсюда!
- Получай свою одежду братец по несчастью.
- Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
- Цветик научи меня сочинять стихи.
________________________________________________________________
Карточка №2
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте обращения специальным значком.
1) Не трещите морозы в заповедном лесу.
2) Вылезайте муравьи после зимней стужи!
3) Ах ты Петя лихой петушок, у тебя золотой гребешок!
4) Расцветай наш край родной!
5) Скоро ночь Иван начнётся и тебе стеречь придётся.
__________________________________________________________________
Карточка№1
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте обращения специальным значком.
1) Эй, братец загораешь?
- Слушай Незнайка выручи меня отсюда!
- Получай свою одежду братец по несчастью.
- Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
- Цветик научи меня сочинять стихи.
__________________________________________________________________
Карточка №2
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте обращения специальным значком.
1) Не трещите морозы в заповедном лесу.
2) Вылезайте муравьи после зимней стужи!
3) Ах ты Петя лихой петушок, у тебя золотой гребешок!
4) Расцветай наш край родной!
5) Скоро ночь Иван начнётся и тебе стеречь придётся.
Карточка№1
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте обращения специальным значком.
- Эй, братец загораешь?
- Слушай Незнайка выручи меня отсюда!
- Получай свою одежду братец по несчастью.
- Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
- Цветик научи меня сочинять стихи.
______________________________________________________________
Карточка №2
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте обращения специальным значком.
1) Не трещите морозы в заповедном лесу.
2) Вылезайте муравьи после зимней стужи!
3) Ах ты Петя лихой петушок, у тебя золотой гребешок!
4) Расцветай наш край родной!
5) Скоро ночь Иван начнётся и тебе стеречь придётся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....