Урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Однородные члены предложения как синтаксическое средство изобразительности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.tolstoy_posle_bala.docx | 45.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Однородные члены предложения как синтаксическое средство изобразительности (на примере рассказа Л.Н. Толстого "После бала")
Экспрессивные возможности однородных членов предложения в рассказе Л.Н. Толстова «После бала».
Цель урока: формирование представления об экспрессивных возможностях конструкций с однородными членами предложения через анализ рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Задачи урока:
- Показать, как используются экспрессивные возможности конструкций однородными членами в рассказе для выражения авторской идеи.
- Попытаться понять некоторые аспекты мировоззрения Л.Н. Толстого, погрузившись в его язык.
- Развивать исследовательские способности учащихся.
- Уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме.
Оборудование: иллюстрации к рассказу «После бала», запись мазурки Ф.Шопена, презентация, распечатка стихотворения А.Фета «Это утро, радость эта».
Ход урока.
- Организационно мотивационный этап урока.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне
-Чтение стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»
Это утро, радость эта
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод.
Эти нивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья.
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё-весна.
Сегодняшний урок я начала с чтения стихотворения прекрасного поэта А. Фета.
- Как вы думаете, почему?
- Скажите, пожалуйста, сколько предложений в этом стихотворении? Одно.
- Чем осложнено данное предложение? (В стихотворении поэт использовал однородные члены предложения, обобщающее слово всё).
- А что автор сумел выразить с помощью конструкции предложения с однородными членами предложения?
(Фет рисует очень полную и яркую картину весны: и оживающую природу, и движение человеческой души)
- Постановка цели и задач урока.
Подведение учащихся к формулировке проблемы урока. Какова проблема урока? Узнать, в каких эпизодах рассказа «После бала» встречаются конструкции предложений с однородными членами, и выяснить их роль.
Почему из всего многообразия конструкций писатель использует предложения с однородными членами?
Обращение к печатной таблице.
3. Актуализация знаний. Систематизация знаний о художественном произведении.
А) Лингвистический эксперимент.
На уроках литературы мы познакомились с рассказом Л.Толстого «После бала». А как хорошо вы знаете это произведение, мы сейчас узнаем.
3.1. На доске предложение: Она была прелес..на высокая стройная грац..озная и величестве..ая.
- прочитать, соблюдая интонацию
- определить конструкцию предложения (простое, сложное, осложнённое, доказать)
- каким членом предложения являются однородные чл. предложения ( именная часть составного именного сказуемого)
- списать , расставив знаки препинания, вставив пропущенные буквы(вопросы по орфографии)
В. Только ли внешность Вареньки описывается в данном предложении (характер).
- Предложение какой синтаксической конструкции выбирает автор?
(Из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбирает именно предложения с однородными членами)
- Какую цель он преследует?
(Это даёт ему возможность лаконично и ясно описать героиню, использовать ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние её черты, и качества характера).
Словарная работа со словом величественная (печатная основа)
Понятие градации как стилистической фигуры речи (печатная основа)
3.2. Вывод с помощью учителя: ненавязчиво, легко, виртуозно автор использует конструкцию О: О,О,О и О для создания образа в целом.
4. Анализ эпизодов
1). Портрет Вареньки.
- Какой вам представляется героиня? (нежная лилия, грациозная лань, распустившаяся роза, звезда)
- А теперь посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову писателя. Предлагаю восстановить текст как можно ближе к авторскому.
«Она была в … платье с … поясом и в … перчатках, немного не доходивших до …, .. локтей, и в … башмачках.»
- Какие определения преобладают в предложении? (передающие цвет)
- Как называется такой приём? (Цветопись)
-Является ли повтор слова белый речевой ошибкой? Нет
- С какой целью использует его Толстой? Белый цвет-олицетворение чистоты, света, радости, подчеркивает ощущение праздника, передаёт душевное состояние рассказчика.
- А как ещё Толстой передаёт душевное состояния Ивана Васильевича? Через мазурку.
- Найдите в тексте это предложение. В чём его особенность?
«Я танцевал и кадрили …»
- Почему автор повторяет союз и? (мысль выражается эмоционально.)
Перестройте это предложение по схеме { о,о,о }
Что меняется?
Исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению.
(Да, перечисление однородных членов без союзов более спокойное, с союзами – подчеркивается роль каждого однородного члена, усиливается выразительность речи.)
Такой прием называется многосоюзием.
Многосоюзие (полисиндетон) – стилистическая фигура, основанная на намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. (Словарь-справочник лингвистических терминов).
- Найдите примеры с многосоюзием в тех предложениях, которые вы записали в домашнем задании.
И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими, все было мне особенно мило и значительно.
(конструкция с повторяющимся союзом, усиливающая роль каждого из однородных членов. Обобщающее слово стоит после однородных членов. Это тоже усиливает перечисление. Полнота и яркость описания.)
Итак, в душе Ивана Васильевича звучала музыка (музыкальный фрагмент, мазурка)
- Опишите прослушанную музыку, используя однородные члены, эмоциональные эпитеты.
Сообщение учеников
(Там, где Висла сливается с Западным Бугом, на земле Мазовецкой, с давних пор жило смелое польское племя мазуров. Это были лихие наездники и не менее лихие танцоры. Здесь и родился танец, который называют мазуркой. Многое в этом танце связано с образом блистательного кавалериста: особая выправка, пружинистый шаг, пришпоривающие удары каблуков.
Мазурка (польск. mazurek) — польский народный танец, который характеризуется быстрым темпом и трехдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта Мазурка – легкая и жизнерадостная, лиричная и грациозная – отобразила в себе душу польского народа
Мазурка – это парный танец. Кавалер в процессе выказывает всяческое уважение даме, ведя ее, немного впереди себя. Партнеру в мазурке принадлежит роль лидера: он определяет движения, меняет фигуры, устанавливает темп. Гордо демонстрирует он свою даму всему залу. Польскому народу свойственны чувство собственного достоинства и гордость. Несмотря на быстрый темп мазурки, движения танцоров, тем не менее, проникнуты именно этими чувствами.
«Сколько в этом танце гордости, нежности и вызова, - писал Ференц Лист – В Польше мазурка – не только танец. Она род национальной поэмы, назначение которой – передать пламень патриотических чувств под прозрачным покровом народной мелодии».
Прекрасные, глубоко народные по духу мазурки для фортепиано писал замечательный польский композитор Шопен. В начале 19 столетия мазурка стала популярным бальным танцем. Модные парижские танцмейстеры поспешили придать ей салонный характер. В этом виде мазурку танцевали и в петербургском свете. Но в русской провинции она сохранила подлинные народные черты.
- Что перебивает музыку, звучавшую у рассказчика в душе?
Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка.
... не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.
- Как связаны однородные члены? ( намеренный пропуск соединительных союзов)
Еще один прием (запись в тетрадь по теории):
Бессоюзие (асиндетон) - стилистическая фигура, заключающаяся в опущении союзов для оживления и усиления речи.
- Что он дает здесь? (придает впечатление стремительности, быстрой смены картин)
- Приведите примеры предложений, в которых используется прием бессоюзия.
...увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне.
Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.
И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный.
(Речь рассказчика становится напряженной. Он неоднократно возвращается к одному и тому же, внося новые подробности. Такие повторения, нагромождения деталей убедительно передают душевное смятение рассказчика, нарастание охватившего его ужаса, которое передается читателю.)
- Какой еще прием использует Л.Толстой?
Сравните:
Мелодия мазурки – визгливая, неприятная музыка;
Белый, розовый – что-то черное, красное, неестественное.
(антонимичные эпитеты, прием антитезы)
Выводы:
- Какие же речевые эффекты предложений с однородными членами?( См. таблицу)
- Какие изобразительные средства языка, приемы, стилистические фигуры основаны на предложениях с однородными членами? ( Градация, многосоюзие, бессоюзие)
Заключительное слово учителя:
Чтобы не только почувствовать эстетические достоинства, но и понять глубоко и всесторонне содержание литературного произведения, необходимо относиться со вниманием и пониманием к языку.
Я надеюсь, что и проделанная работа на уроке помогла нам многое понять в характере рассказчика и в позиции автора в рассказе Л.Н.Толстого “После бала”.
Д.З. Написать сочинение по высказыванию русского писателя Салтыкова-Щедрина, который говорил: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....