Технологическая карта урока русского языка на тему "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка на тему "Сложные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_2.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №579 Приморского района

Санкт-Петербурга Соловьева Мария Анатольевна

Тема урока

Сложные слова

Класс

5

Цель урока

Расширение знаний о строении и образования слов в русском языке.

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

  • познакомить с понятием «сложные слова».
  • Научиться определять способ образования сложных слов;

  • развивать орфографическую зоркость; обогащать письменную и устную речь обучающихся;
  • обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия;
  • формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений;
  • воспитывать чувства уважения к языку;

Планируемые результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Личностные результаты

  • использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения;
  • делать выводы на основе обобщения знаний;
  • извлекать информацию представленную в разных формах;
  • проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения;
  • планировать и согласовывать общий способов работы в группе;
  • определяет последовательность действий для решения предметной задачи;
  • расширить понятийную базу о лексике русского языка;  
  • обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения;
  • совершенствование коммуникативных навыков;
  • установление  обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее  мотивом, самоопределение;

Вид урока

Изучение нового материала.

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

Учебник:  Русский язык 5: Учебник, ч.1,2 / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2015.;  презентация, компьютер, раздаточный материал.

        

Дидактическая структура урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма организации взаимодействия на уроке (фронтальная, индивидуальная, парная групповая)

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

3 мин.

Приветствие. Мотивация на активную работу в ходе урока. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание рабочих групп ( по 5 человека).

Приветствие учителя. Полная готовность к уроку. Определение своей рабочей группы.

Индивидуальная

Актуализация знаний.

5 мин.

Организация разминки для рабочих групп. Игра «Мудрый ворон». Все знают, как кричит ворон? Вот и напишите слова, в которых встречается кар.

(Макароны, карты, картина, карточка, Икар, Икарус, каравай, пекарня, картон, карбонат, карбонарий, карабин, картуз, картинг, карабкаться, шикарный, карлик, картофель и т.д.)

Работа в группах по подбору слов.

Групповая

Улучшение навыков групповой работы. Развитие логическое мышление.

Целеполагание. Постановка учебной задачи.

10 мин

Каждой группе загадывается загадка, отгадки  записывают все.

1. И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает.

Ответ: СамОвар ( сам + варить)

2. Здесь кончается река

Что течёт издалека

И срываясь с высоты

Тонны падают воды

Завораживает взгляд

Ниагарский ...

Ответ: Водопад ( вода + падать)

3. Режу лёд я мощной грудью,

Кораблям очищу путь я.

Ведь, как самый старший брат,

Кораблям помочь я рад.

Ответ: ЛедОкол ( лёд + колоть)

4. На дорогу, поле, лес

Звёзды падали с небес.

Собирал я их, ребята,

Целый день большой лопатой.

Ответ: СнегОпад ( снег + падать)

5. Ветки  в парке  шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у  дуба, у березки

Разноцветный , яркий , броский. ЛистОпад (лист+падать).

Проверка правильных ответов.

Работа в группах. Поиск и запись правильных ответов.

Групповая

Совершенствование навыков логического мышления.

Проанализируйте слова и выделите корни. Что общего у всех слов?

Выделяют корни слов, делают вывод об их структуре.

Индивидуальная Фронтальная

Повторяют морфемный состав слова.

Смогут проанализировать полученную информацию и сделать выводы.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь  на уроке? Какова тема урока? Формулировка темы,  цели и задачи урока.

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют  тему, цель и задачи урока.

Фронтальная

Узнают особенности строения сложных слов.

Смогут сформулировать тему урока, его цели и задачи

Изучение нового материала

10 мин

Как же образуются новые слова? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к записанным словам.

- Как же получаются сложные слова? Путем сложения двух основ.

- Какими буквами соединены корни?

-Что мы можем сказать о соединительной гласной?

-Какая соединительная гласная используется, после парных твердых? Какая- после парных мягких? Что мы можем сказать о согласных в словах пешеход и птицелов?

Вывод: Когда же пишем О, когда - Е?

Анализируют полученные данные, отвечают на поставленные вопросы.  

Фронтальная.

Изучат новое понятие. Сформулируют правило правописания сложных слов.

Научатся формулировать правило на основе собственных наблюдений. Смогут проанализировать проделанную работу.

Предлагает каждой группе составить блок-схему к правилу правописания  сложных слов и провести презентацию.

Составляют блок-схему к правилу на основе проведённых наблюдений и проводят презентацию.

Групповая

Структурируют полученные знания.

Отработают навыки составления схем и презентации собственной работы.

Динамическая пауза.

3 минуты

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.    

Выполняют предложенные движения

Фронтальная.

Создание настроя на дальнейшую работу.

Закрепление нового материала

 5 мин

Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу.

В горах.

Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _______________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках не поросших лесом, возникла опасность _______________. Всех поразила красота горной речки. ________________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – _________________.

Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать)..

Выполняют задание и самопроверку.

Индивидуальная.

Закрепят полученные знания по теме.

Отработают навыки логического мышления.

Подведение итогов

5 мин

Помощь в обобщении знаний и подведении итогов.

Постановка и пояснение домашнего задания. (по выбору.)

  1. Придумать собственные сложные слова и объяснить их значение.
  2. Выполнить упражнение №117  

Обобщение полученных знаний. Отвечают на вопросы, поставленные самими учащимися в начале урока.  Осуществляют вывод по пройденной теме урока.

Записывают домашнее задание.

Фронтальная

Смогут обобщить полученные знания.

Рефлексия

2 мин

Осуществляют самооценку по проделанной работе в группе.

Я понял…….

Я узнал…….

Мне понравилось больше(меньше)……

Было интересно…….

Что запомнилось тебе на уроке?

Как ты чувствовал себя на уроке?

Комфортно ли было работать в группе?

Выполнение анализа проделанной работы.

Индивидуальная.

Смогут оценить степень усвоения учебного материала на уроке. Смогут написать, что осталось непонятно.

Научатся осуществлять самоанализ своей деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка "Секреты художественного слова".

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Секреты художественного слова"....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Вводные слова и словосочетания"

Конспект (технологическая карта) урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Водные слова и словосочетания»Технология(-и) урока: элементы пробле...

Урок - исследование трудных слов.(Технологическая карта урока русского языка).

Технологическая карта урока разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС ООО. Урок - исследование трудных по теме"Множественное число имён существительных"....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Вводные слова и их употребление. Знаки препинания при них.

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. На протяжении всего урока идёт закрепление постановки знаков препинания и отработка в определении значений вводных слов.  Авто...

Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием &laq...