Урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Тема урока: Морфологический разбор местоимения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx124.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Морфологический разбор местоимения.

Учитель: Попова Г.Ю.

Цели урока: 1.Обобщить знания о местоимении, закрепить навыки правописания  местоимений, умения находить в тексте местоимения.            

 2. Развивать и обогащать речь учащихся .

Планируемые результаты: предметные: знать морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений; орфографические правила, определение местоимения как части речи;

понимать, морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений

уметь выделять в тексте местоимения и определять их разряд, определять морфологические признаки местоимений, производить их морфологический разбор, определять синтаксическую роль местоимений, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных местоимениях, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой, уметь находить относительные местоимения в сложноподчинённом предложении, использовать относительные местоимения как средство синтаксической связи в сложноподчинённом предложении, осуществлять синонимическую замену местоимений разных разрядов, использовать местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.

метапредметные: владеть изучающим видом чтения с целью извлечения местоимений,  приёмами отбора и систематизации материала, уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,  создавать, деформировать текст, вставлять местоимения как средство связи.

личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование:  карточки с заданиями, схемы.

Ход урока:

1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Итак, начнем наш урок. Предлагаю вам совершить виртуальное путешествие. Путь наш будет долгим. Но как говорили вьетнамские мудрецы: «Дойти можно лишь тогда, когда идешь. Узнать можно лишь тогда, когда учишься». Эти слова мы и возьмём в качестве девиза нашей работы.

2.. Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

 Уже много уроков подряд мы с вами знакомимся с одной из самостоятельных частей речи. О какой части речи мы сегодня будем говорить? ( Местоимение).

 Что такое местоимение? (Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их).

 Что еще мы с вами знаем о местоимениях?( Разряды, постоянные и непостоянные признаки).

 Какие разряды местоимений мы знаем? В своем ответе называйте разряд и приводите примеры.( Перечисляют разряды и примеры).

Числовой диктант

Чтобы проверить себя, насколько хорошо мы запомнили разряды местоимений, немного поиграем. Правила числового диктанта: я называю местоимение, вы определяете его разряд и записываете число-код. Но наша задача усложняется. Мы должны разгадать не просто число, а зашифрованный код, и понять, что значит полученное число.

1 – личные 2 – возвратные 3 – относительные 4 – вопросительные 5 – неопределенные 6 – отрицательные 7 – притяжательные 8 – указательные 9 – определительные.

Итак, начинаем:

Я (1), себя (2), кто? (4), мы (1), самый (9), никто (6), мы(1)

 Какой код у вас получился?

 Проверим, правильно ли мы с вами составили код (презентация) (Самопроверка)

Записывают код 1241961

 Поднимите руки те, у кого оказался правильный код? Молодцы.

 А теперь ответьте, что, по-вашему, обозначает этот код?

 Совершенно верно. 12 апреля весь мир отмечает День космонавтики — памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. Задание: Составьте и запишите предложение со словосочетанием День Космонавтики, использовав 2 любых местоимения.  Какие предложения у вас получились? (3 – 4 ученика).

(Составляют и записывают предложения. Зачитывают свои предложения, называя местоимения, определяя их разряд).

3. Постановка цели и учебной задачи.

Эвристическая беседа

Итак, мы вспомнили с вами, что такое местоимение, его разряды, поиграли и даже немного «потворили».

 Но что же нового должны мы сегодня узнать? Как вы думаете? (Морфологический разбор местоимения)

 Что такое морфологический разбор? (Определение признаков части речи у слова).

 Таким образом, какова же тема нашего урока? (Морфологический разбор местоимения).

 И какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Научиться выполнять морфологический разбор местоимения).

4. Физкультминутка

Мы с вами активно работали, пришло время немного отдохнуть и поиграть. Наша игра – лингвистическая, на время и сообразительность. Вы разделены на 6 вариантов. На первой парте каждого варианта я кладу листок бумаги надписью вниз. На листке – одно местоимение. По моей команде первый участник команды переворачивает лист, читает про себя местоимение, определяет его разряд и записывает пример своего местоимения того же разряда. После этого участник через голову передает лист на вторую парту следующему участнику. И так – до последнего участника, который записав свой пример встает. Когда задание выполняют все команды, последние участники зачитывают примеры своей команды и называют разряд местоимения. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее и правильнее.

1. Я.

2. Сам.

3. Мой.

4. Тот.

5. Кто.

6. Никто.

5. Открытие новых знаний.

 Мы уже знаем с вами, как выполнять разбор именных частей речи: существительных, прилагательных и числительных. Поэтому сегодня мы попробуем сами составить план морфологического разбора местоимения.

 Итак, с чего начинается любой морфологический разбор.( С определения части речи, постановки вопроса, определения значения).

 Местоимение – изменяемая часть речи? Тогда что еще должен включать первый пункт плана? (Начальную форму)

 Что будет начальной формой для местоимения? (Именительный падеж единственного числа)

 Каким будет второй пункт нашего плана? (Постоянные и непостоянные признаки местоимения)

 Назовите постоянные признаки местоимения? (Разряд, лицо).

 Какие непостоянные признаки местоимения мы знаем? (Падеж, число, род).

 И наконец, что будет у нас третьим пунктом плана? (Синтаксическая роль местоимения).

 Какую синтаксическую функцию могут выполнять местоимения? (Любую).

 Итак, посмотрите, что у нас получилось. Прочитайте наш план.

Работа с учебником. (теоретический материал).

А теперь проверить, как мы справились с составлением плана. Откройте учебник на странице 95. Сравните план, данный в учебнике, с тем, что составили мы. Есть ли различия?

 Посмотрите на образец письменного разбора. Что мы с вами в него добавим?

 Мы молодцы. А теперь применим этот план на практике.

6. Закрепление знаний и умений.

Задание 1:

Выполним письменный морфологический разбор местоимения. На доске записано предложение.12 апреля— день триумфа науки и всех тех, кто сегодня трудится в космической отрасли

Запишите его себя в тетрадь

Назовите местоимения в этом предложении.

Выполните морфологический разбор местоимения письменно в тетради.

Проверим, что получилось. (1 ученик зачитывает свой разбор)

7. Кроссворд (на доске)

8.JPG

  1. Местоимение, которое указывает на 1 лицо множественного числа.(мы)
  2. Местоимение, которое указывает на отсутствие чего-либо.(ничто)
  3. Местоимение, которое указывает на другой предмет.(иной)
  4. Местоимение, которое указывает на неопределенное лицо.(некто)
  5. Местоимение, которое указывает на данный предмет.(этот)
  6. Местоимение, которое служит для вопроса.(какой)
  7. Местоимение, которое указывает на принадлежность другом лицу.(твой)
  8. Местоимение, которое используется для связи простых в составе сложных предложений.(который)

8.Итоги урока. Рефлексия.

Итак, наш урок подходит к концу. Вспомним, какие цели мы перед собой ставили. Удалось нам их достичь? Подведем итоги нашей совместной работы.

Прочитайте предложения и продолжите их на свой выбор.

1. На уроке я работал (а)… пассивно / активно

2. Материал урок мне был ….. понятен / непонятен

3. Чему я научился (ась)

9.Выставление оценок.

10. Домашнее задание: порядок разбора стр.95-96, контрольные вопросы стр.97.98, упр.497 разборы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...