Урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема урока: Морфологический разбор местоимения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 124.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Морфологический разбор местоимения.
Учитель: Попова Г.Ю.
Цели урока: 1.Обобщить знания о местоимении, закрепить навыки правописания местоимений, умения находить в тексте местоимения.
2. Развивать и обогащать речь учащихся .
Планируемые результаты: предметные: знать морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений; орфографические правила, определение местоимения как части речи;
понимать, морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений
уметь выделять в тексте местоимения и определять их разряд, определять морфологические признаки местоимений, производить их морфологический разбор, определять синтаксическую роль местоимений, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных местоимениях, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой, уметь находить относительные местоимения в сложноподчинённом предложении, использовать относительные местоимения как средство синтаксической связи в сложноподчинённом предложении, осуществлять синонимическую замену местоимений разных разрядов, использовать местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.
метапредметные: владеть изучающим видом чтения с целью извлечения местоимений, приёмами отбора и систематизации материала, уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, создавать, деформировать текст, вставлять местоимения как средство связи.
личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Оборудование: карточки с заданиями, схемы.
Ход урока:
1. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Итак, начнем наш урок. Предлагаю вам совершить виртуальное путешествие. Путь наш будет долгим. Но как говорили вьетнамские мудрецы: «Дойти можно лишь тогда, когда идешь. Узнать можно лишь тогда, когда учишься». Эти слова мы и возьмём в качестве девиза нашей работы.
2.. Актуализация знаний
Фронтальный опрос:
∙ Уже много уроков подряд мы с вами знакомимся с одной из самостоятельных частей речи. О какой части речи мы сегодня будем говорить? ( Местоимение).
∙ Что такое местоимение? (Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их).
∙ Что еще мы с вами знаем о местоимениях?( Разряды, постоянные и непостоянные признаки).
∙ Какие разряды местоимений мы знаем? В своем ответе называйте разряд и приводите примеры.( Перечисляют разряды и примеры).
Числовой диктант
Чтобы проверить себя, насколько хорошо мы запомнили разряды местоимений, немного поиграем. Правила числового диктанта: я называю местоимение, вы определяете его разряд и записываете число-код. Но наша задача усложняется. Мы должны разгадать не просто число, а зашифрованный код, и понять, что значит полученное число.
1 – личные 2 – возвратные 3 – относительные 4 – вопросительные 5 – неопределенные 6 – отрицательные 7 – притяжательные 8 – указательные 9 – определительные.
Итак, начинаем:
Я (1), себя (2), кто? (4), мы (1), самый (9), никто (6), мы(1)
Какой код у вас получился?
∙ Проверим, правильно ли мы с вами составили код (презентация) (Самопроверка)
Записывают код 1241961
∙ Поднимите руки те, у кого оказался правильный код? Молодцы.
∙ А теперь ответьте, что, по-вашему, обозначает этот код?
∙ Совершенно верно. 12 апреля весь мир отмечает День космонавтики — памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. Задание: Составьте и запишите предложение со словосочетанием День Космонавтики, использовав 2 любых местоимения. ∙ Какие предложения у вас получились? (3 – 4 ученика).
(Составляют и записывают предложения. Зачитывают свои предложения, называя местоимения, определяя их разряд).
3. Постановка цели и учебной задачи.
Эвристическая беседа
Итак, мы вспомнили с вами, что такое местоимение, его разряды, поиграли и даже немного «потворили».
∙ Но что же нового должны мы сегодня узнать? Как вы думаете? (Морфологический разбор местоимения)
∙ Что такое морфологический разбор? (Определение признаков части речи у слова).
∙ Таким образом, какова же тема нашего урока? (Морфологический разбор местоимения).
∙ И какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Научиться выполнять морфологический разбор местоимения).
4. Физкультминутка
Мы с вами активно работали, пришло время немного отдохнуть и поиграть. Наша игра – лингвистическая, на время и сообразительность. Вы разделены на 6 вариантов. На первой парте каждого варианта я кладу листок бумаги надписью вниз. На листке – одно местоимение. По моей команде первый участник команды переворачивает лист, читает про себя местоимение, определяет его разряд и записывает пример своего местоимения того же разряда. После этого участник через голову передает лист на вторую парту следующему участнику. И так – до последнего участника, который записав свой пример встает. Когда задание выполняют все команды, последние участники зачитывают примеры своей команды и называют разряд местоимения. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее и правильнее.
1. Я.
2. Сам.
3. Мой.
4. Тот.
5. Кто.
6. Никто.
5. Открытие новых знаний.
∙ Мы уже знаем с вами, как выполнять разбор именных частей речи: существительных, прилагательных и числительных. Поэтому сегодня мы попробуем сами составить план морфологического разбора местоимения.
∙ Итак, с чего начинается любой морфологический разбор.( С определения части речи, постановки вопроса, определения значения).
∙ Местоимение – изменяемая часть речи? Тогда что еще должен включать первый пункт плана? (Начальную форму)
∙ Что будет начальной формой для местоимения? (Именительный падеж единственного числа)
∙ Каким будет второй пункт нашего плана? (Постоянные и непостоянные признаки местоимения)
∙ Назовите постоянные признаки местоимения? (Разряд, лицо).
∙ Какие непостоянные признаки местоимения мы знаем? (Падеж, число, род).
∙ И наконец, что будет у нас третьим пунктом плана? (Синтаксическая роль местоимения).
∙ Какую синтаксическую функцию могут выполнять местоимения? (Любую).
∙ Итак, посмотрите, что у нас получилось. Прочитайте наш план.
Работа с учебником. (теоретический материал).
А теперь проверить, как мы справились с составлением плана. Откройте учебник на странице 95. Сравните план, данный в учебнике, с тем, что составили мы. Есть ли различия?
∙ Посмотрите на образец письменного разбора. Что мы с вами в него добавим?
∙ Мы молодцы. А теперь применим этот план на практике.
6. Закрепление знаний и умений.
Задание 1:
Выполним письменный морфологический разбор местоимения. На доске записано предложение.12 апреля— день триумфа науки и всех тех, кто сегодня трудится в космической отрасли
∙Запишите его себя в тетрадь
∙Назовите местоимения в этом предложении.
∙Выполните морфологический разбор местоимения письменно в тетради.
∙Проверим, что получилось. (1 ученик зачитывает свой разбор)
7. Кроссворд (на доске)
- Местоимение, которое указывает на 1 лицо множественного числа.(мы)
- Местоимение, которое указывает на отсутствие чего-либо.(ничто)
- Местоимение, которое указывает на другой предмет.(иной)
- Местоимение, которое указывает на неопределенное лицо.(некто)
- Местоимение, которое указывает на данный предмет.(этот)
- Местоимение, которое служит для вопроса.(какой)
- Местоимение, которое указывает на принадлежность другом лицу.(твой)
- Местоимение, которое используется для связи простых в составе сложных предложений.(который)
8.Итоги урока. Рефлексия.
Итак, наш урок подходит к концу. Вспомним, какие цели мы перед собой ставили. Удалось нам их достичь? Подведем итоги нашей совместной работы.
Прочитайте предложения и продолжите их на свой выбор.
1. На уроке я работал (а)… пассивно / активно
2. Материал урок мне был ….. понятен / непонятен
3. Чему я научился (ась)
9.Выставление оценок.
10. Домашнее задание: порядок разбора стр.95-96, контрольные вопросы стр.97.98, упр.497 разборы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....