Урок русского языка в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема: Морфологический разбор имени прилагательного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Морфологический разбор имени прилагательного
Учитель: Попова Г.Ю.
Цели урока:
познавательные:
- создать условия для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание), умения работать с алгоритмом морфологического разбора, применять полученные знания на практике;
личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-умение проводить самооценку.
коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- развитие умения слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение работать в группе.
регулятивные:
- развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;
- оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозирование предстоящей работы;
- осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная, работа в группе.
Методы обучения: словесные, наглядно – иллюстративный, частично поисковый, проблемный.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся:
- морфологическому разбору имени прилагательного
Получат возможность научиться:
- безошибочно применять алгоритмы и правила при решении учебных задач.
Тип урока: обобщение знаний и рефлексия.
Оборудование: раздаточный материал.
Эпиграф (зачитать):
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!(слайд №1)
Ход урока:
1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель: Добрый день, ребята! С каким настроением вы пришли в школу на урок?
Слова какой части речи вы использовали в своих ответах?
2. Фронтальный опрос:
Что же такое прилагательное? Дайте точное определение этой части речи (слайд №3):
1) Что обозначает имя прилагательное?
2) На какие вопросы отвечает?
3) Как изменяются имена прилагательные?
4) Какую форму могут иметь имена прилагательные?
5) С какой частью речи согласуются прилагательные?
6) Каким членом предложения являются? (слайд №4)
Проблемный вопрос: А как вы думаете, с какой целью мы с вами повторили морфологические признаки имени прилагательного? Как называется разбор, который характеризует слово как часть речи?
Формулирование темы и целей урока: Давайте уточним тему нашего урока.
3. Синтаксическая 5-минутк
Велика роль прилагательных и в художественной литературе: они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся к поэтическому тексту (на доске)
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
( «Жаворонок» В. Жуковский).
Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?
Самостоятельно
1) Определите количество грамматических основ в предложении.
2) Какими членами предложения являются прилагательные?
На доске:
- Выписать словосочетания (прил. + сущ.)
4. Морфологический разбор прилагательного.
А теперь рассмотрим алгоритм морфологического разбора прилагательного.
План разбора(на доске)
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки: начальная форма (Им.п., ед.ч.), краткая или полная форма; род (в ед.ч.), падеж, число.
III. Синтаксическая роль.
На доске разбор: тёмный лес.
5. Самостоятельно
А теперь самостоятельно по рядам запишите предложения (1 человек с каждого ряда у доски), найдите словосочетание с прилагательным и проведите его морфологический разбор.
1-ый ряд: Приятно побродить в лесу, подышать свежим воздухом.
2-ой ряд: В осеннем лесу растёт много грибов.
3-ий ряд: Птичка сидела на верхушке большой ели.
Проверим все вместе.
6.Физкультминутка
- Вы, наверное, устали?
- Да!
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
7. Игра: «Найди лишнее»
Представьте, что мы прибыли на экскурсию на остров Прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным: веселый, грустный, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, озеро, волна, играют, радостные
8. Разгадать шарады, но не забывайте, зашифрованные слова должны быть прилагательными (на доске)
1) Суффиксы взяты из слова «значительный»,
Корень из слова «переполненный»,
Приставка и окончание – из слова «исключительный».
2) Суффикс и окончание ищи в слове «терпеливый»,
Приставку – в слове «выписать»,
Корень – в слове «преподносить».
3) Суффикс и окончание те же, что и в слове «железный»,
Приставка та же, что и в слове «приезд»,
Корень тот же, что и в слове «подлежащее».
9. Тест. Закрепление материала (самостоятельно, на партах)
1-Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:
а) предмет; б) признак; в) действие.
2- Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:
а) медленный, верное, желтизна, белеть;
б) медленный, верное, жёлтый, белый;
в) медленный, верность, жёлтый, белый;
г) медлительность, белый, верность, жёлтый.
3- Укажите род прилагательных в предложении: В весеннем лесу песню раннюю запел жаворонок звонкий. Выберите подходящую строку: а), б) или в):
а) весеннем (ср.), раннюю (ж.), звонкий (м.);
б) весеннем (м.), раннюю (ср.), звонкий (м.);
в) весеннем (м.), раннюю (ж.), звонкий (м.);
4- Определите падеж прилагательных в предложении: На зелёной полянке мы увидели небольшой куст с необычной листвою. Выберите подходящий ответ: а), б) или в):
а) зелёной (Т.), небольшой (И.), необычной (Т.);
б) зелёной (П.), небольшой (И.), необычной (Т.);
в) зелёной (П.), небольшой (В.), необычной (Т.);
Ответы: 1-б, 2-б, 3-в, 4-в.
Проверим вместе и поставим оценку самим себе.
10. Рефлексия: отметьте на листиках
1-Урок: интересный, яркий, полезный, скучный
2-Узнали что-то новое: да, нет.
11. Подведение итогов:
Итак, сегодня на уроке мы с вами были прилежными, исполнительными и выносливыми. Что нового вы узнали на уроке? Какие у вас возникли вопросы? Понравился ли урок? Какое задание было сложным для вас? Поднимите руку, у кого на уроке было хорошее настроение?
12. Выставление оценок
13. Домашнее задание: Порядок разбора стр.94-95, контрольные вопросы стр.96, упр.599 разборы прилагательных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....