Модули
рабочая программа по русскому языку (5, 8 класс)
Программа модуля «К тайнам слова: увлекательная грамматика» предназначена для учащихся 8 класса, готовящихся сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Программа кружка составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта. В современном мире востребованы грамотные люди, способные логично и точно формулировать свои мысли. Данная рабочая программа помогает учащимся комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их. Актуальность программы определена тем, что свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой. Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. При хорошей постановке работы у школьников воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и аккуратно выполнять задания. Поэтому учителя в своей работе стараются применять такие приёмы, которые активизируют умственную деятельность учащихся, вносят элементы занимательности в занятия по языку. Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках. Благотворное влияние оказывает внеклассная работа на развитие речи учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений.
Занятия по данной программе пробуждают у учащихся интерес к явлениям живой речи, развивают свойственную детям пытливость ума, любознательность. Поэтому работа здесь должна строиться таким образом, чтобы не дублировать материал урока, а расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание и любовь к слову.
Деятельность курса «К тайнам слова: увлекательная грамматика» является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Содержание и методы обучения программы «К тайнам слова: увлекательная грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Благодаря данным видам работы повышается мотивация к обучению предмета, так как обучающиеся получают знания, не связанные непосредственно со школьной программой, знакомятся с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
Цель - осмысление в процессе обогащения активного и потенциального словарного запаса русского языка как средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Задачи:
Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке; выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку. Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы. Развивающие: развивать смекалку и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.Программа модуля «Талантливый читатель» реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Данный модуль способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.
Цель курса:
1. Формирование осмысленного и глубокого чтения;
2. формирование читательской культуры и умения находить способы проявления авторской позиции;
3. формирование восприятия произведения как художественного целого, осмысление его в этой целостности, видение авторского замысла;
4. формирование стремления размышлять над прочитанным, умения выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения.
Задачи:
1. обучать стратегии, приёмам смыслового чтения;
2. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
3. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
4. владеть разными видами чтения; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
5. находить в тексте требуемую информацию
6. формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
7. формировать умения работать в сотрудничестве, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:
- беседа;
- объяснение учителя;
- исследование;
- наблюдение;
- сопоставление и анализ;
- учебные дискуссии;
- творческие задания;
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
- создание и редактирование текстов;
- использование разных каналов поиска информации;
Программа модуля «Талантливый читатель» реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Данный модуль способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.
Цель курса:
- Формирование осмысленного и глубокого чтения;
- формирование читательской культуры и умения находить способы проявления авторской позиции;
- формирование восприятия произведения как художественного целого, осмысление его в этой целостности, видение авторского замысла;
- формирование стремления размышлять над прочитанным, умения выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения.
Задачи:
- обучать стратегии, приёмам смыслового чтения;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- находить в тексте требуемую информацию
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- формировать умения работать в сотрудничестве, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:
- беседа;
- объяснение учителя;
- исследование;
- наблюдение;
- сопоставление и анализ;
- учебные дискуссии;
- творческие задания;
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
- создание и редактирование текстов;
- использование разных каналов поиска информации;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_modulya_8kl.docx | 25.54 КБ |
rabochaya_programma_modulya_talantlivyy_chitatel_5kl.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоягодинская средняя общеобразовательная школа»
Знаменского муниципального района Омской области
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № 1 от . 2022г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________ В.В.Попова | «Утверждаю» Директор школы __________ О.В.Громова |
Рабочая программа модуля
«К тайнам слова: увлекательная грамматика»
Класс-8
Уровень образования-основное общее образование
Уровень изучения предмета- базовый уровень
Срок реализации программы- 2022/2023 учебный год
Количество часов по учебному предмету: 1 ч/неделю, всего – 34 ч/год
Рабочую программу составил: Фесюк Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы
Год составления: - август 2022года
Новоягодное 2022,
Пояснительная записка
Программа модуля «К тайнам слова: увлекательная грамматика» предназначена для учащихся 8 класса, готовящихся сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Программа кружка составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта. В современном мире востребованы грамотные люди, способные логично и точно формулировать свои мысли. Данная рабочая программа помогает учащимся комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их. Актуальность программы определена тем, что свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой. Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. При хорошей постановке работы у школьников воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и аккуратно выполнять задания. Поэтому учителя в своей работе стараются применять такие приёмы, которые активизируют умственную деятельность учащихся, вносят элементы занимательности в занятия по языку. Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках. Благотворное влияние оказывает внеклассная работа на развитие речи учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений.
Занятия по данной программе пробуждают у учащихся интерес к явлениям живой речи, развивают свойственную детям пытливость ума, любознательность. Поэтому работа здесь должна строиться таким образом, чтобы не дублировать материал урока, а расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание и любовь к слову.
Деятельность курса «К тайнам слова: увлекательная грамматика» является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Содержание и методы обучения программы «К тайнам слова: увлекательная грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Благодаря данным видам работы повышается мотивация к обучению предмета, так как обучающиеся получают знания, не связанные непосредственно со школьной программой, знакомятся с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
Цель - осмысление в процессе обогащения активного и потенциального словарного запаса русского языка как средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Задачи:
Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке; выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку. Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы. Развивающие: развивать смекалку и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Планируемые результаты модуля «К тайнам слова: увлекательная грамматика»
Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; интерес к изучению языка, его истории; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; ответственность за произнесённое и написанное слово; умение работать в паре, коллективе.
Метапредметными результатами изучения курса «К тайнам слова: увлекательная грамматика» для учащихся 8 класса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); ¬ пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления; применять полученные знания, умения и навыки на уроках русского языка; создавать творческие работы, доклады с помощью взрослых или самостоятельно; вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
В результате изучения данного курса обучающийся должен иметь представление: о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
знать: основные понятия культуры речи, основные качества речи; показатели индивидуальной культуры человека; языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи; основные нормы литературного языка; назначение речевого этикета; значение различных видов словарей в жизни человека; качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).
Формы работы на уроке: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная. Формами контроля, выявляющего подготовку уч-ся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения уч-ся, письменные работы типа изложения с творческим заданием. сочинения разнообразных жанров, составление схем, таблиц, тестовые работы и т.д.
Средства обучения:
- пособия
- таблицы
- средства наглядности
- условные схемы и т. п.
Методы обучения:
• Объяснительно - иллюстративный метод, при котором учитель даёт образец знания, а затем требует от учащихся воспроизведение знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом.
• Частично-поисковый метод, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу.
• Исследовательский метод - это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем.
Основное содержание модуля.
Раздел 1. Введение. Речь
Тема 1. Заговори, чтоб я тебя увидел.(Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов).
Тема 2. Типы речи или типы в речи. (Работа с текстами, определение типов речи).
Раздел 2. Орфография
Тема 3. Необычные правила. (Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил.).
Тема 4. Н+Н=НН. (Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание н и нн в разных частях речи. Но подсказки есть не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)
Тема 5. Путеводные звёзды орфографии.(Рассказ об этимологии - разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов). Тема 6. Слитно, раздельно иль через дефис? (Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)
Тема 7. Не и Ни бывают в слове. (Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания. Не и НИ в загадках.).
Тема 8. Различай и отличай.(Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).
Раздел 3. Морфология
Тема 9. Морфологическая семейка. (Повторение и закрепление сведение о самостоятельных и служебных частях речи. Игра- конкурс «Кто больше?»).
Тема10.Тайна в имени твоём.(Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Сочинения-миниатюры «Осенняя симфония»).
Тема 11. Именная родня.(Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Лингвистические игры «Давайте поиграем».)
Тема12.Братство глагольное.(Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Практическое занятие, определение, как образуются глагольные формы слова).
Тема 13. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.(Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на письме. Лингвистические игры. «Применение слов».)
Раздел 4. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание
Тема 14. Сочетание или словосочетание? (Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.)
Тема 15. Примыкай, управляй, согласуй. (Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием. Согласование различных названий.)
Тема 16. Работа над проектом. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).
Тема17.Это непростое простое предложение. (Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)
Тема 18. Главнее главного. (Подлежащее и способы его выражения. Решение лингвистических примеров и задач.)
Тема 19. Действую по-разному. (Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых. Игра «Кто быстрее?»).
Тема 20. Определяй и дополняй.(Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в загадках.)
Тема21.Где? Когда? Куда? Откуда? (Обстоятельство как второстепенный член предложения, его применение в предложении. Работа с деформированным текстом).
Тема22.Назывные именные.(Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения).
Тема 23. Личные отличные. (Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом.)
Раздел 5. Предложения с однородными членами
Тема24.Тройное доказательство родства.(Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)
Тема25.Соединю родных и разделю. (Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Дидактические игры с однородными членами. Лингвистическая игра «Найди несоответствие»).
Тема 26. Обратись ко мне красиво! (Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов.)
Раздел 6. Предложения с вводными конструкциями
Тема 27. Водные или вводные. (Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста. Игры на внимание.)
Тема28. Сочетай, конструируй и вставляй. (Вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения. Использование при них знаков препинания. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)
Раздел 7. Предложения с обособленными членами предложения
Тема 29. Обособим мы тебя. (Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с деформированным текстом).
Тема30. Квадратное обособление. (Основные принципы обособления слов в речи и на письме. Обособление второстепенных членов предложения. Сочинение-миниатюра «Весёлая семейка»).
Тема 31. Распространённые одиночки. (Обособление приложения, распространённого и нераспространённого. Решение кроссвордов.)
Раздел 8. Прямая и косвенная речь.
Тема 32. Скажи прямо, не молчи. (Строение прямой речи, виды речи. Конкурс высказываний на лингвистическую тему.) Тема 33. Косвенно чужая речь. (Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи).
Тема 34. Итоговое занятие.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2022-2023 учебный год
Модуль: к тайнам слова: увлекательная грамматика
Класс8
Учитель__Фесюк.О.В.____________
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Формы текущего контроля | Дата по плану | Дата по факту |
Введение. Речь | |||||
1 | Заговори, чтоб я тебя увидел. | 1 | Устный опрос | ||
2 | Типы речи или типы в речи | 1 | Устный опрос | ||
Орфография | |||||
3 | Необычные правила | 1 | Практическая работа | ||
4 | Правописание н и нн в разных частях речи | 1 | Письменная работа | ||
5 | Путеводные звёзды орфографии. | 1 | Письменная работа | ||
6 | Слитно, раздельно иль через дефис? | 1 | Письменная работа | ||
7 | Не и Ни бывают в слове. | 1 | Письменная работа | ||
8 | Различай и отличай. | 1 | Практическая работа | ||
Морфология | |||||
9 | Морфологическая семейка. | 1 | Реферат | ||
10 | Тайна в имени твоём | 1 | Устный опрос | ||
11 | Именная родня | 1 | Устный опрос | ||
12 | Братство глагольное | 1 | Практическая работа | ||
13 | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. | 1 | Практическая работа | ||
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание | |||||
14 | Сочетание или словосочетание? | 1 | Практическая работа | ||
15 | Примыкай, управляй, согласуй.. | 1 | Практическая работа | ||
16 | Работа над проектом. | 1 | |||
17 | Это непростое простое предложение | 1 | Практическая работа | ||
18 | Главнее главного | 1 | Практическая работа | ||
19 | Действую по-разному. | 1 | Устный опрос | ||
20 | Определяй и дополняй | 1 | Письменная работа | ||
21 | Где? Когда? Куда? Откуда? | 1 | Письменная работа | ||
22 | Назывные именные | 1 | Устный опрос | ||
23 | Личные отличные. | 1 | Практическая работа | ||
Предложения с однородными членами | |||||
24 | Тройное доказательство родства. | 1 | Устный опрос; пр.раб. | ||
25 | Соединю родных и разделю | 1 | Пр.раб. | ||
26 | Обратись ко мне красиво! | 1 | Устный опрос | ||
Предложения с вводными конструкциями | |||||
27 | Водные или вводные. | 1 | Устный опрос | ||
28 | Сочетай, конструируй и вставляй. | 1 | Практическая работа | ||
Предложения с обособленными членами предложения | |||||
29 | Обособим мы тебя | 1 | Практическая работа | ||
30 | Квадратное обособление. | 1 | Практическая работа | ||
31 | Распространённые одиночки. | 1 | Защита реферата | ||
Прямая и косвенная речь. | |||||
32 | Скажи прямо, не молчи... | 1 | Практическая работа | ||
33 | Косвенно чужая речь | 1 | Практическая работа | ||
34 | Подведение итогов | 1 |
Список литературы
1. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся
5-8 кл.-М.: Просвещение, 2019.
2. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 2017.
3. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности.2005.
4. Иванова В. А., Потиха Э. А, Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке.- М.: Просвещение, 1990
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
1.http://rus-gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8-1-0-96 2.http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-6
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоягодинская средняя общеобразовательная школа»
Знаменского муниципального района Омской области
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № 1 от . 2022г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________ В.В.Попова | «Утверждаю» Директор школы __________ О.В.Громова |
Рабочая программа модуля
«Талантливый читатель»
Класс-5
Уровень образования-основное общее образование
Уровень изучения предмета- базовый уровень
Срок реализации программы- 2022/2023 учебный год
Количество часов по учебному предмету: 1 ч/неделю, всего – 34 ч/год
Рабочую программу составил: Фесюк Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы
Год составления: - август 2022года
Новоягодное 2022,
Пояснительная записка
Программа модуля «Талантливый читатель» реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Данный модуль способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.
Цель курса:
- Формирование осмысленного и глубокого чтения;
- формирование читательской культуры и умения находить способы проявления авторской позиции;
- формирование восприятия произведения как художественного целого, осмысление его в этой целостности, видение авторского замысла;
- формирование стремления размышлять над прочитанным, умения выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения.
Задачи:
- обучать стратегии, приёмам смыслового чтения;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- находить в тексте требуемую информацию
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- формировать умения работать в сотрудничестве, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:
- беседа;
- объяснение учителя;
- исследование;
- наблюдение;
- сопоставление и анализ;
- учебные дискуссии;
- творческие задания;
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
- создание и редактирование текстов;
- использование разных каналов поиска информации;
2.Планируемые результаты модуля «Талантливый читатель» в 5 классе
Личностные результаты:
- осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);
- умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;
- умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой;
- умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- удерживать цель деятельности до получения её результата.
- учиться анализу достижения цели.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
- извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
Предметные результаты:
Пятиклассник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы,);
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- делать выводы;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
3.Основное содержание модуля.
РАЗДЕЛ I: Работа с текстом. Поиски информации и понимание прочитанного. Содержание текста, его смысл. Главная тема, подтемы текста, назначение текст. Заголовок. Виды планов. Текстовые и внетекстовые компоненты. Приёмы нахождения требуемой информации в тексте .Система аргументов. Авторская позиция.
РАЗДЕЛ II. Работа с текстом. Преобразование и интерпретация информации. Структура текста (нумерация страниц ,сноски, ссылки, оглавление, преобразование текста в таблицу).Интерпретация текста. Сравнение и противопоставление информации. Вывод, авторская позиция.
РАЗДЕЛ III. Работа с текстом. Оценка информации. Оценка содержания текста. Оценка достоверности информации. Оценочные суждения.
Введение
- Введение. Понятие текста.
Тема, идея текста.
- Формирование умения определять тему, идею произведения.
- Практическая работа по определению темы, идеи.
Микротемы текста. Абзацное членение
Ориентировка в выделении смысловых частей текста, выделение опорных слов. Формирование исполнительских умений (воссоздание содержания текста с опорой на словесную картину), умения корректировки и контроля (умения перечитать текст с целью уточнения его содержания, соотнести с первичным представлением, проверка по тексту выделенных смысловых частей, адекватности словесной картины авторскому тексту).
- Представление общей картины. Деление текста на смысловые части. Выделение опорных слов. Раскрытие темы. Работа по формированию основных читательских умений.
Работа с текстом художественного произведения
- Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых составляющих (основная мысль, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе). Особенности построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий). Выявление авторской позиции в тексте. Инсерт. Формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Синквейн. Работа по выделению ключевых понятий в прочитанном. Синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности
Работа с учебными и научно-познавательными текстами
Понимание структуры научно-популярного и учебного текстов, выделение в тексте отдельных частей, ключевых слов, составление плана пересказа. Умение пользоваться аппаратом учебника, навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Понятие о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Систематическое обращение к словарной и справочной литературе на уроках и дома.
Комплексный анализ текста.
- Проверка знаний учащихся, полученных на занятиях курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
- Обобщающее занятие. Использование полученных знаний работы с текстами разных жанров на практике. Работа учащихся в группах. Каждая группа работает со своим произведением.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2022-2023 учебный год
Модуль: талантливый читатель
Класс5
Учитель__Фесюк.О.В.____________
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Формы текущего контроля | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение. Понятие текста. Его особенности | 1 | Устный опрос | ||
2 | Работа с текстом любимого художественного произведения. Славянские мифы. | 1 | Письменная работа | ||
3 | Устные высказывания, чтение. Знакомство с новыми понятиями. | 1 | Устный опрос | ||
4 - 5 | Тема текста. Лексическая работа с текстом. | 2 | Письменная работа | ||
6 | Работа с понятийным материалом текста, комментарий. | 1 | Устный опрос | ||
7-8 | Создание алгоритма работы. Идея текста. Определить и записать идею прочитанного текста. | 2 | Письменная работа | ||
9-10 | Микротемы текста. Абзацное членение | 2 | Устный опрос; Письменная работа | ||
11 | Составление схем по выделению абзацев текста | 1 | Письменная работа | ||
Работа с текстом художественного произведения | |||||
12 | Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текст | 1 | Письменная работа | ||
13-14 | Анализ заголовка читаемого текста, роль заголовка в прогнозировании содержания текста | 2 | Письменная работа | ||
15-16 | Работа со схемой: кодирование и декодирование. | 2 | Письменная работа | ||
17-18 | Аспектный анализ текста | 2 | Письменная работа | ||
19 | Практическая работа по аспектному анализу текста | 1 | Письменная работа | ||
20 | Развитие орфографической зоркости. Работа с текстами | 1 | Письменная работа | ||
21 | Особенности построения текста. Композиция | 1 | тестирование | ||
22 | Практическая работа «Особенность построения предложенного текста» | 1 | Письменная работа | ||
23-24 | Изучение теоретического материала. Составление схемы. Выявление авторской позиции в тексте. Выявить и записать в тетради авторскую позицию в читаемом тексте | 2 | Устный опрос; Письменная работа | ||
25 | Работа с текстами. Чтение с пометками. Сделать пометки к читаемому тексту | 1 | создание и редактирование текстов; | ||
26 | Формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. | 1 | создание и редактирование текстов; | ||
27 | Практическая работа «Сформулировать в тетради мысли автора своими словами» | 1 | Письменная работа | ||
Работа с учебными и научно-познавательными текстами | |||||
28 | Структура научно-популярного и учебного текстов. Особенности данных текстов | 1 | Устный опрос | ||
29-30 | Анализ и прогнозирование текста. Микротемы текста. Роль терминов в текстах | 2 | Письменная работа | ||
31-32 | Работа с текстом по алгоритму. Работа со словарём в процессе работы с текстом. | 2 | Письменная работа | ||
33 | Комплексный анализ текста. Анализировать текст. (Определять тему, идею, составлять план, объяснять правописание). | 1 | Письменная работа | ||
34 | Подведение итогов. | 1 | Устный опрос |
Список использованной литературы
1.Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс.— М.: Издательство «Экзамен», 2020.
2.Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2021.
3.Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2019.
4.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2019. ,
5.Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015. Русский язык
Интернет-ресурсы
1.Федеральный портал «Российское образование» http://www. edu. ru
2.Служба русского языка, словари, справочная литература http://www. slovari. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» для специальностей230115 Программирование в компьютерных сист...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов на 2012-2013 учебный год. Универсальный модуль. Социально-правовой модуль.
Предлагается рабочая программа и КТП индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов(универсальный и социально-правовой модули). Программа ориентирована на УМК Ю.М. Кол...
Программа элективного курса «Модуль. Решение задач, содержащих модуль». 11 класс.
Модуль. Решение задач, содержащих модуль. Курс выстроен с учётом возрастных особенностей восприятия учебного материала учащимися....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» для специальности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
Модуль вектора магнитной индукции. Модуль силы Ампера 9 класс
Тема: Модуль вектора магнитной индукции. Модуль силы АмпераЦель урока: сформировать понятие о модуле магнитной индукции и силе Ампера; уметь решать задачи на определение этих величин.Оборудование: ист...
Контрольные работы к модулю 2 и к модулю 3(учебник Spotlight 10)
Контрольные работы по материалам модуля 2 и модуля 3 (учебник Spotlight 10) состоят из грамматических и лексических упражнений....