Урок - игра "Служебные части речи" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок - игра "Служебные части речи" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_sluzhebnye_chasti_rechi.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – игра «Служебные части речи» в 5 классе
Цель:
- повторить разграничение частей речи на служебные и самостоятельные;
- развивать познавательный интерес к занятиям по русскому языку;
- дать понятие предлога и его значений;
- воспитывать внимание, прививать интерес к русскому языку.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
- Организационный момент
- Вводная беседа
- Доброе утро, ребята. Каково ваше настроение сегодня? Давайте улыбнемся друг другу и поработаем. Сегодня мы будем говорить о морфологии. Что изучает морфология? Какие части речи мы знаем? (ответы)
- Как можно обобщенно назвать предлоги, союзы и частицы? (служебные части речи)
III. Разграничение предлогов и союзов
- Выпишите из стихотворения предлоги, а затем союзы.
Нет предлога
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги..
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит — «ПО»?
Что значит — «ЗА»?
И «ЗА» и «ПО» — предлоги..
А хорошо бы—ЗА порог
И — мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
(А. Шибаев)
Ответы: предлоги: под, по, у, за; союзы: а, и, чтоб.
- Какая служебная часть речи ещё встретилась вам в стихотворении? (Частицы «бы» и «не»)
IV. Значение предлогов, их роль в речи
- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных? (Они не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, ни количества и употребляются только с самостоятельными частями речи. Они не изменяются).
- Для чего же они нужны? Послушайте лингвистическую сказку.
Зачем нужны предлоги
Собрались Предлоги все вместе и задумались: может быть, они лишние в языке? Конечно, Существительное, Глагол, Числительное и Местоимение – вполне самостоятельные части речи и сами смогут вступать в отношения с другими словами (например: сказать ему, прибавить три, забивать молотком и так далее).
- Однако без нас далеко не уедешь, - решили они. – Как вы сможете обозначить отношение к месту (уехать в город), совместности (делать с другом), приблизительной меры (пройти с километр), цели (израсходовать на материалы), причины (пропустить из-за болезни) и другие сложные отношения?
Именам, конечно же, хотелось, чтобы их отношения к другим словам были шире и разнообразней, и они согласились использовать Предлоги в качестве своих помощников.
Предлоги, которые сотрудничают с Именами давно, приобрели так много значений, что им уже тяжело с такой ношей. Например, предлогу На приходится нести 33 оттенка значений и 33 значения, предлогу С – 31 значение и 16 оттенков, а молодой производный предлог Вдоль имеет всего одно значение. Не обременены значениями и такие предлоги, как Вследствие, В отношении, В целях и другие.
Предлог в переводе с греческого языка означает «перед словом». Предлогов немного, всего около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).
Никогда не употребляется с предлогами только одна часть речи – глагол.
V. Сообщение учащегося «Это интересно!»
- В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: «туй вылын» («туй» - дорога, «вылын» - предлог на).
В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся.
Например: «Будапештенбен» - «в Будапеште» («бен» - предлог «в»).
Вот вам и предлоги!
- А как предлоги пишутся в русском языке?
(Предлоги со словами пишут раздельно; между предлогом и словом можно вставить другое слово: вдоль улицы – вдоль широкой улицы).
VI. Употребление предлогов в речи
- Слово учителя
- Итак, мы выяснили, что предлоги с самостоятельными частями речи вступают в различные отношения: пространственные (на улице), временные (в 5 часов), причинные (дрожать от страха), целевые (лекарства от простуды) и т.п.
А еще предлоги бывают простыми, составными, непроизводными, производными (дети приводят примеры).
Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.
- Игра «Перевертыши»
- Преобразуйте словосочетания так, чтобы в них появились предлоги.
Классная доска, субботний вечер, мыльная пена, рисовая каша, столовый прибор, зимнее пальто, фабричный работник, арбузный сок, грузинский виноград, пришкольный сад.
Ответы:
Доска для класса, вечер в субботу, пена из мыла, каша из риса, прибор для столовой, пальто для зимы, работник с фабрики, сок из арбуза, виноград из Грузии, сад около школы, при школе.
2. Игра «Редактор»
- Отредактируйте данный текст, используя нужные предлоги (работа с карточками).
Поющие деревья
Звучащие деревья! Есть ли оно по действительности? Да, они, несомненно, существуют в свете. Вы можете их увидеть у сибирской тайги, около склонов Кавказских гор по Карпатам.
…Мы долго, медленно ходим в тайге. Моя спутница, большой специалист своего дела, много раз припадает ухом то по одному, то по другому стволу, как-то особенно постукивает к своему молоточку, а я зачарованно слежу из-за ее таинственных движений.
…Почему-то удивительно грустно у притихшей тайги. Я долго смотрю за ель, и мне кажется, что именно она источает тонкий аромат хвои и что неопределенное звучание по дереву уже рождает мелодию…
(В.Афанасьев)
VII. Подведение итогов урока
Беседа
- Назовите все служебные части речи.
- Что вы узнали о предлоге как о служебной части речи?
- Что показалось вам интересным в употреблении предлогов в речи?
VIII. Домашнее задание
Составить по два предложения с предлогами в, между, на, об, о, под, используя предлоги для образования разных падежных форм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Соединение части вида с частью разреза на чертежах"
Цель урока: познакомить учащихся с правилами ГОСТа использования части вида и части соответствующего разреза, половины вида и половины разреза. Задачи: Закрепить изученный материал по теме "Разрезы". ...
Урок презентация в 5 классе по теме: "Задачи на нахождение части от числа и числа по его части".
В презентацию включены задачи на нахождение части от числа и числа по его части. Задачи даются парами, чтобы дети могли научиться отпределять к какому типу отнети задачу. Представлены различные способ...
Методическая разработка урока «Нахождение части от числа и числа по его части»
Тема урока: «Нахождение части от числа и числа по его части»Урок в 5 классе . Цели:повторение и обобщение изученного материала;контроль за усвоением знаний;развитие математического кругозора, мышления...
разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс
Разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" в 5 классе, к учебнику Зубарева И.И....
Разработка урока математики в 6 классе по теме "Нахождение части от целого и целого по его части"
Для визуализации образовательного процесса урок сопровождается презентациями....
План-конспект урока с использованием ЭОР "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс.
План- конспект урока с использованием ЭОР "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс....
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....