Методическая разработка урока «Нахождение части от числа и числа по его части»
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Тема урока: «Нахождение части от числа и числа по его части»
Урок в 5 классе .
Цели:
- повторение и обобщение изученного материала;
- контроль за усвоением знаний;
- развитие математического кругозора, мышления, речи; воспитание интереса к математике.
На уроке проблемная ситуация создается при помощи ролевой игры. Перед учениками возникает проблема по разрешению ситуации, в которой необходимо проявить умение оперировать обыкновенными дробями..
Учебно-методическое обеспечение:
- Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. Математика. 5 класс. – М.: Ювента, 2004.
- Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1978.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parfenova-skazka.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Парфенова Елена Витальевна
Образовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Колпашева
Предмет: Математика
Класс: 5
Тема: «Нахождение части от числа и числа по его части»
Время реализации занятия: 45 минут
Цели:
- повторение и обобщение изученного материала;
- контроль за усвоением знаний;
- развитие математического кругозора, мышления, речи; воспитание интереса к математике.
Учебно-методическое обеспечение:
- Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. Математика. 5 класс. – М.: Ювента, 2004.
- Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1978.
Ход урока
1 этап. Мотивационно-ориентировочный
Разъяснение цели деятельности учащихся.
2 этап. Актуализация опорных знаний
Ответы учеников на вопросы учителя по теоретическому материалу:
- Как найти часть числа, выраженную дробью?
- Как найти число по его части, выраженной дробью?
- Как найти часть, которую одно число составляет от другого?
3 этап. Выполнение заданий, контроль и оценка полученных результатов
- Подберите подходящие схемы, определите тип задач и решите, выполнив одно действие.
- Антон прочитал 15 страниц, что составило всей книги. Сколько всего страниц в этой книге?
- В книге 25 страниц. Антон прочитал книги. Сколько страниц прочитал Антон?
- Антон прочитал 15 страниц. Какую часть книги прочитал Антон, если всего в книге 25 страниц?
- Подберите подходящие выражения. Обоснуйте свой ответ.
- В коробке было h конфет. 5 конфет были шоколадные, остальные карамель. Какую часть всех конфет составляет карамель?
- В коробке было h шоколадных конфет, остальные карамель. Шоколадные конфеты составляют всех конфет. Сколько было карамели?
- В коробке h шоколадных конфет и 5 карамелек. Какую часть всех конфет составляют шоколадные?
4 этап. Сказка
Чтение сказки по ролям.
Давным-давно, в стародавние времена приключилась такая история. Четверо крестьян - Сидор, Карп, Пахом и Фока возвращались из города и говорили, что ничего не заработали.
.- Эх! -- сказал Сидор, - если бы мне найти кошель с деньгами, я бы взял себе только третью часть, а остальные с кошелем даже отдал бы вам.
- А я, - молвил Карп, - поделил бы между всеми нами поровну.
- Я доволен был бы всего пятой частью, - отозвался Пахом.
- С меня довольно бы и шестой части; - сказал Фока. - Да что толковать ... Статочное ли дело - деньги на дороге найти! Кто это их для нас бросит?
Вдруг и на самом деле видят на дороге кошелек, подняли его и решили поделить деньги так, как каждый только что говорил, т. е. Сидор получит треть, Карп - четверть, Пахом - пятую, а Фока - шестую часть найденных денег.
Открыли кошелек, и нашли в нем 8 кредитных билетов: один в 3 рубля, а остальные рублевые, пятирублевые и десятирублевые. Но ни один крестьянин не мог взять своей части без размена.
-Эх, хоть бы кто мимо ехал да помог нам! - говорит Сидор. Только успел это сказать, как глядь, а перед ним черт стоит.
- Так и так, - рассказывает Карп, - нашли кошелек с деньгами; деньги хотим разделить так-то. Будь такой добрый, разменяй нам рубль!
- Рубля я вам не разменяю, а давайте мне кошелек с деньгами: я положу туда свою рублевку и из всех денег выдам каждому его долю, а кошелек мне.
Крестьяне с радостью согласились. Сложил черт все деньги вместе, выдал первому 1/3, второму 1/4, третьему 1/5, четвертому 1/6 всех денег, а кошелек спрятал себе за пазуху.
- Ну, спасибо вам, братцы, большое: и вам хорошо, и мне хорошо! - и исчез.
Задумались мужики.
- За что же он нас поблагодарил? - удивился Сидор.
- Ребята, сколько у нас всего бумажек? - спросил Карп.
Сосчитали - оказалось 8.
- А где же трехрублевка? У кого она? - спрашивает Фока.
- Ни у кого нет! – отозвались хором.
- Как же так, ребята? Черт-то, значит, надул нас? Давай считать, на сколько он обидел каждого .- расстроился Пахом...
Прикинули в уме.
-Нет, братцы, я получил больше, чем мне следовало! - сказал Сидор.
-И я получил на 25 копеек больше, - сказал Карп.
-Как же так? Всем дал больше, чем нужно, и трехрублевку унес! Ишь ты, как ловко нас обошел!- решили крестьяне.
- Сколько денег нашли крестьяне?
- Обманул ли их черт?
- Сколько получил каждый, а сколько должен был получить?
- Сложите все части, на которые крестьяне хотели поделить находку, и ответьте на вопрос: Умели ли они складывать дроби?
(Нет, не умели, так как при сложении должно получиться целое, то есть .
А у нас получилось:
- На сколько частей были поделены найденные деньги?
(На 60.)
- Какую часть получил черт, а какую крестьяне?
(Крестьяне получили 57 частей. А черт получил 3 части из 60. Значит 3 рубля это есть всех денег, то есть - делили.
Карп получил часть, значит
Но он рассчитывал получить на 25 копеек меньше, значит
должен был получить Карп.
- было найдено.
С деньгами черта стало 60 рублей, то есть он действительно вложил 1 рубль, а забрал 3 рубля. 2 рубля он выгадал себе за то, что смог поделить деньги, можно сказать, что он и не обманул крестьян. Надо им было умнее дроби складывать!
Пахом получил
Хотел получить:
- выгода Пахома.
Фока получил:
Рассчитывал получить:
~ 17 копеек – выгода Фоки
Сидор получил:
Рассчитывал получить
~ 33 копейки – выгода Сидора.)
5 этап. Итог урока: Сказка ложь, да в ней намек…
Знание различных правил действий с дробями необходимо, так как может пригодиться в любой жизненной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок презентация в 5 классе по теме: "Задачи на нахождение части от числа и числа по его части".
В презентацию включены задачи на нахождение части от числа и числа по его части. Задачи даются парами, чтобы дети могли научиться отпределять к какому типу отнети задачу. Представлены различные способ...
Как на Руси колокола отливали да на звонницу поднимали или Нахождение части от числа и числа по величине его части Интегрированный урок математики и истории в 6 классе
1.Отработка навыка решения задач на нахождение части от числа и числа по величине его части....
Методическая разработка урока по теме: "Логарифм числа. Свойства логарифмов
Представлен ход урока, презентация, работа по устному счету, письменная работа....
Методическая разработка урока по теме: "Нахождение дроби от числа"
Урок в 6 классе....
Решение задач на нахождение части от числа и числа по его части.
Занятие пропедевтического курса алгебры в 5 классе....
Конспект урока «Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби».
Самоанализ «Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби»....
Презентация к уроку "Нахождение части от целого и целого по его части"
Презентация к уроку "Нахождение части от целого и целого по его части", 5 класс...