разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Окунева Светлана Вячеславовна

Разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" в 5 классе, к учебнику Зубарева И.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyluchshiy_urok.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Отыскание части от целого и целого по его части»

Тип урока: Изучение нового материала

Цель:

Образовательная: формирование умений и навыков на нахождение части от целого и целого по его части.

Воспитательная: формирование интереса к предмету, воспитание чувства коллективизма, ответственности за результаты своей работы.

Развивающая:  умение сопоставлять и сравнивать, делать самостоятельные выводы.

Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся должны знать, что принято за целое в каждой задаче;
  • Учащиеся должны находить в задаче часть от целого ;
  • Учащиеся должны находить целое по его части;
  • Находить величину, которая приходиться на одну часть.

Ход урока.

  1. Отправляемся в кругосветное путешествие вместе со знаменитым мореплавателем прошлого – первооткрывателем новых земель, Христофором Колумба. Он совершил выдающиеся географические открытия. Однако первооткрывателей было значительно больше. На протяжении ряда веков на лошадях и верблюдах, морских судах, а где и просто пешком они совершили столько путешествий, что для их изображения потребовалось бы не одна карта. (слайд 2). Христофор Колумб предпринял 4 исследовательских экспедиций.
  2. 1 путешествие: Мы вместе с Христофором Колумба отправляемся в путь.

Итак 1492 год. Христофор Колумб отправляется в первую экспедицию, вывел корабли из гавани г. Парос-де-ла-Фронтера. Он снарядил 3 судна – «Санта-Мария» (флагман), «Пинта» и «Нинья». В команду вошло всего 90 человек. (слайд 3)

Разминка:  

Этапы

1 задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Разбивает учащихся на группы

Рассаживаются на группы.

2.

Раздача заданий по группам.

Обрабатывают полученную информацию.

3.

Контроль за ходом работы групп.

Активный поиск решения.

Задания:

1 группа:

Задание

Ответ

 Найдите половину числа 48.


Чему равна треть числа 60?


Найдите четверть часа.

Чему равна половина метра ?

Найдите восьмую часть 80.

           2 группа:

Задание

Ответ

1.

Найдите 1/2 от 48.

2.

Найдите1/3 от 60.

3.

Найдите 1/4  часа.

4.

Найдите1/2метра?

5.

Найдите 1/8 от 80.

         3 группа:

Задание

Ответ

1.

Сколько  граммов в половине килограмма?

2.

Сколько сантиметров в четверти метра?

3.

Найдите треть часа.

4.

Сколько граммов в пятой части килограмма?

5.

Сколько минут составляет десятая часть часа?

4 группа:

Задание

Ответ

1.

Найдите  ½ килограмма.

2.

Найдите 1/4 метра.

3.

Найдите 1/3  часа.

4.

Найдите 1/5 часть килограмма.

5.

Найдите 1/10 часа?

Ребята 1и 2, 3 и 4 групп сверяют свои ответы  (Слайд 4 и 5)и выясняют, что дробь  и половина означает одно и тоже.

Ребята! Что чаще мы употребляем в повседневной жизни  или половина?

На пути экспедиции было много препятствий. Стали появляться пучки зеленых водорослей. Постепенно их становилось все больше. Чтобы преодолеть это препятствие, нужна ваша помощь.

Этапы

2 задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2.

Раздача заданий по группам.

Обрабатывают полученную информацию.

3.

Контроль за ходом работы групп.

Активный поиск решения.

4.

Проверяет, опираясь на слайд 6.

По результатам ответов, соответствующие заданиям, составляют картинку.

Задания оформляются в  виде лото. Открытки с заданиями «Америка», «Остров Гаити», «Багамские острова» и «Куба» разрезаются на кусочки. Учащиеся решают задания и сопоставляют верные ответы. В результате должны получится картинки.

Задания для групп: 1)Выразите в минутах: а) половину часа; б) треть часа; в) четверть часа; г) долю часа; д)  долю часа; е)  долю часа.

2) Выразите в часах: а) 1 минуту; б) 3 минуты; в) 18 минут; г) 25 минут; д) 10 минут: е) 15 минут.

3) Какую часть года составляет: а) 1 месяц; б) 4 месяца; в) 6 месяцев; г) 7 месяцев; д) 12 месяцев; е) 18 месяцев?

4) Выразите в метрах: а) 1 дм; б) 2 дм; в) 4 дм; г)5 дм; д) 7 дм; е) 9 дм.

С  этим заданием вы справились. Экспедиция это странное водное пространство прошла за три недели. Сопоставляя верные ответы с номером задания вы узнаете, что в ходе экспедиции было открыто. Была «открыта» «Америка», «Остров Гаити» (Эспаньола), «Багамские острова», «Куба».

2 путешествие. 1493 год – В ходе экспедиции осуществлено полное покорение Эспаньолы. Проложен наиболее удобный морской путь в Вест-Индию. Открыты Малые Антильские острова, Виргинские острова, острова Пуэрто-Рико, Ямайка.

Испанцы высадились на западном берегу большого острова Пуэрто-Рико.

В  1494 — Колумб совершил поход внутрь острова. Тем временем в городе Изабелле из-за жары испортилась большая часть съестных припасов, и Колумб решил оставить на острове часть кораблей и людей, а остальных отправить в Испанию.

3 задание по группам:

Задача 1: Христофор Колумб оставил на острове 5 кораблей, что составило 1/3 часть всех кораблей. Сколько было всего кораблей ?

Задача 2: Всего было 15 кораблей. Христофор Колумб оставил на острове 1/3 часть. Сколько кораблей было оставлено?

Задача 3: Христофор Колумб оставил на острове 500 человек, что составило 1/5 часть всех членов команды. Сколько было всего людей на корабле?

Задача 4: Всего на корабле было 2500 человек. Христофор Колумб оставил     на острове 1/5 часть. Сколько  людей оставил на острове?

Ответьте на вопросы: (слайд 9)

  1. Какая величина принята за целое в каждой задаче?
  2. В какой из задач эта величина известна, а в какой - нет?
  3. В какой из задач требуется найти часть от целого, а в какой – целое по его части?

Ребята! Скажите пожалуйста, какова тема урока?  Учащиеся от каждой группы отвечают на вопросы. Тему урока и  решение записывают в тетрадь.

3 путешествие: На третью экспедицию средств удалось найти немного, и с Колумбом отправилось лишь шесть небольших кораблей и около 300 человек команды.

Во время третьей экспедиции были открыты острова…  Чтобы узнать какие острова  были открыты, надо выполнить следующее задание. (Тринидад и Тобаго).

4 задание:  Вычислить и заполнить таблицу.

1 и 2 группам:

Найдите:      Н.   от 51;      А.  от 33;     И.  от 72;

                       Д.  от 16;      Р.   от 24;      Т.   от 35.

14

18

40

34

40

10

9

10

3 и 4 группам:

Найдите число, если

Б.  его равны 36;     Т.  его равны 16;     О.  его равны 45;

А.  его равны 8;        Г.    его равны 24.

24

75

84

36

42

75

Сверяют свои ответы (слайд 10)

Вывод:

В каких из заданий находили часть от целого и целое по его части?

Учащиеся делают вывод и записывают в тетрадь правило. (слайд 11)

  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание §20. (слайд 12)

а) составить две задачи на нахождение целого по его части.

б) составить две задачи на нахождение части от целого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по математике к уроку в 5 классе по теме "Отыскание части от целого и целого по его части"

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме " Отвскание части от целого и целого по его части" Урок изучения новой темы....

Презентация к уроку по теме "Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части". Математика. 5 класс.

Презентация к уроку по теме "Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части". Математика. 5 класс....

Урок математики в 5-м классе "Отыскание части от целого и целого по его части". (по учебнику И.И. Зубаревой и А.Г. Мордкович)

Цели урока:  ·         Обобщить понятие обыкновенной дроби;·         продолжить формирование у учащихся умение реша...

План-конспект урока с использованием ЭОР "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс.

План- конспект урока с использованием ЭОР  "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс....