Урок русского языка в 9 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Задачи урока: закрепить знания о способах сжатия текста, совершенствовать умения излагать свои мысли письменно; формировать умение учеников самостоятельно мыслить, анализировать текст, развивать умения воспринимать текст на слух, выделять главное, высказывать собственные умозаключения по услышанному тексту; расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, воспитывать нравственные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе.
Тема. Подготовка к написанию сжатого изложения по предложенному тексту.
Задачи урока: закрепить знания о способах сжатия текста, совершенствовать умения излагать свои мысли письменно; формировать умение учеников самостоятельно мыслить, анализировать текст, развивать умения воспринимать текст на слух, выделять главное, высказывать собственные умозаключения по услышанному тексту; расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, воспитывать нравственные качества.
План урока.
- Организационный момент.
- Работа по теме урока.
- Вопросы на повторении теории.
- Чем отличается сжатое изложение текста от подробного?
- Какие способы сжатия (компрессии) текста вам известны? (Упрощение, обобщение, исключение).
- Охарактеризуйте каждый из этих способов.
Упрощение – слияние нескольких предложений в одно, замена сложноподчинённого предложения простым, замена части предложения синонимом (синтаксическая синонимия).
Обобщение – замена однородных членов обобщённым членом, замена части предложения обобщённым местоимением.
Исключение – пропуск деталей, подробностей, повторов, вводных и уточняющих конструкций.
- Что необходимо сохранить при сжатом изложении текста? (Логическую последовательность событий в повествовании, главные признаки изображаемого в описании, ход развития мысли в рассуждении.)
Комментарии учителя.
Чтобы пересказать текст, надо его внимательно прочитать или прослушать, выделить основную мысль, найти самые важные предложения, ключевые слова. Необходимо умение отбирать главное, существенное, обобщать услышанное, упрощать сложные синтаксические конструкции. Прежде всего следует определить стиль текста и тип речи, особенности построения текста. Для того чтобы сжать текст, диалоги можно пересказать своими словами, прямую речь перевести в косвенную, обобщить предложения с односторонними членами, опустить второстепенные детали.
- Словарная работа.
Запись и объяснение слов, записанных на доске (компрессия, тезисы, микротема, план, конспект, конспектировать).
- Уточните значение и происхождение этих слов с помощью словаря иностранных
слов.
- Работа с текстом изложения.
Сколько больших интонационных пауз, столько в тексте абзацев. Абзац является показателем микротемы в тексте.
1). Чтением текста учителем.
Исходный текст.
Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку требуется донорская кровь.
Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращение не слышал. Но контролёр всё же у большинства был. Высокий нравственный контролёр - собственная совесть. Но веди и только! Да и только. Но вот это только, это единственная избирательность и оказалась главной в последующие минуты, когда человек начал действовать. На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. Дежурные медсёстры выходили их встречать. За тридцать минут в больницу приехало 320 человек. Пострадавший был спасён.
С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок характеризовался как подвиг. Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг – это одно, а выполнение нравственного долга – это другое. Журналисту это, следовало знать тоже. Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественности.
Одно всегда берёт начало в другом. Большое – в малом, великое – в большом.
( По Г. Бочарову).
- Определите стиль и тип речи, тему текста, а также идею текста, то есть ответить на вопрос: зачем автор написал текст?
2). Составление плана.
-Составьте план текста, а лучше тезисы, оставляя между ни ми большие промежутки, указывая, если нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов, намечаем одним-двумя словами, как можно немного эти тезисы распространить.
План (примерный).
- Обращение с телеэкранов к зрителям.
- Нравственный контролёр – совесть.
- Подвиг и выполнение нравственного долга..
3). Второе чтение текста.
- Во время чтения в пункты плана на оставленных вами пустых строках впишите ключевые слова и словосочетания.
- Опираясь на план, который способствует последовательности изложения материала, а также на ключевые слова и словосочетания, помогающие вспомнить содержание, приступите к сжатию теста. Сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, созданном вами тексте должна быть передана основная мысль исходного текста, отражены все микротексты.
- Посмотрим, как можно сжать прослушанный вами текст.
В вводной части текста главная информация заключается в том, что пострадавшему человеку требуется помощь. В этом случае предложение можно сократить за счёт деталей. Во втором абзаце речь идёт о нравственной основе поступков людей. Сжатие этой части можно осуществить за счёт исключения деталей и обобщения излагаемых фактов. В третьем абзаце текста заключается ответ на вопрос: «Подвиг и выполнение нравственного долга – это одно и то же?» При изложении этой части текста следует сохранить стиль автора, сокращение же произвести за счёт сокращения деталей.
4). Определение микротем текста.
- С телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям о том, что пострадавшему человеку срочно нужна кровь.
- Услышав обращение, люди начали действовать. Их нравственным контролёром была совесть.
- Подвиг и выполнение нравственного долга – это разные понятия, но они тесно взаимосвязаны. Человек, способный переступить личное благополучие ради помощи другому человеку, не допустит столкновения между личным и общественным интересом, так как «одно всегда берёт начало в другом».
Помните, что определение микротем - это ещё не изложение!
4. Самостоятельная работа с черновиком.
5.Орфографическая и пунктуационная работа..
Выполните задания по тексту.
(Задания подготавливают учащихся к выполнению текстовых заданий к экзаменационной работе).
-Каким правилом объясняется написание нн в словах:
телевизионный, нравственный, общественный, единственный?
-Укажите слово с чередующейся гласной в корне (собираться, обращение, контролировать, собеседник).
- В каком слове правописание приставки определяется правилом:
«Пишется приставка пре, если она близка по значению к приставке пере (пр-мчаться, пр-красный, пр-ступить, пр-школьный)?
- Подчеркните грамматическую основу и расставьте знаки препинания в предложении:
Высший нравственный контролер собственная совесть.
-Найдите обособленное определение в предложении:
Каждый человек способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку способен на гораздо большее.
-Каким видом связи связаны части сложного предложения:
Любой человек мог сказать: «Я не смотрел телевизор, я обращение не слышал». (Знаки препинания не расставлены). Расставьте знаки препинания.
6. Заключительный этап урока.
Работа проверяется и переписывается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....