Конспект урока "Всё ли вы знаете о наречии?"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Жукова Валентина Валентиновна

Урок обобщения знаний по теме "Наречие".  УМК: учебный комплекс под редакцией Л.М. Рыбченкова и др. Русский язык. 7класс. 2 часть

Тема урока: Обобщение изученного по теме «Наречие как часть речи» (1 час)

Тип урока: общеметодологической направленности: практикум

Образовательный аспект: формирование у учащихся способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности через осмысление условий выбора в теме «Наречие»; речевой деятельности учащихся.

Развивающий аспект:

способствовать овладению умением высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.

продолжить формирование навыков самостоятельной работы,

Воспитательный аспект:

способствовать осознанию того, что контроль, оценка, коррекция деятельности человека являются важными регулятивными функциями, обеспечивающими жизнедеятельность человека.

 

Программные требования

Планируемые образовательные результаты:

Ученик по окончании изучения данной темы:

Личностные результаты

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану.

развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения;

проявляет заинтересованность в приобретении способов действий.

Метапредметные результаты

Регулятивные: Преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

 - анализирует уровень своих знаний и способностей;

 - обнаруживает и формулирует проблему;

 - планирует способы решения возникших проблем;

 - формулирует цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;

 - умеет слушать и слышать собеседника;

 - выполняет учебную задачу в сотрудничестве;

 - -переживает за  успех учащихся.

Предметные результаты

- умеют находить наречия в тексте, называют их отличительные признаки, создают тексты, проводят самоконтроль

 - формулируют правило правописания наречий

 - применяют правило правописания при решении лингвистических задач;

 - объясняют выбор написания .

 

Технология обучения:

Технология деятельностного подхода  

Информационно-коммуникационные технологии

 

Форма урока: урок - практикум

Формы работы и ресурсы: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности
  2. Актуализация и пробное учебное действие
  3. Систематизация знаний.
  4. Включение системы знаний в учебную деятельность.
  5. Закрепление системы знаний с формулированием проблемы.
  6. Рефлексия учебной деятельности.
  7. Информация о домашнем задании.

ТИП УРОКА: Повторение и систематизация изученного.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • совершенствовать учебно-исследовательские навыки решения лингвистических задач;
  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развивать память, работать над развитием речи, развивать творческие способности, познавательную и мыслительную активность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zhukova_v.v._konspekt_narechie.zip1.04 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС ООО

Обобщение изученного по теме «Наречие» (7класс)

Тема: « А знаете ли вы наречие?»

Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» г. Воркуты » Жукова В.В.

 

УМК: учебный комплекс под редакцией Л.М. Рыбченкова и др. Русский язык. 7класс. 2 часть

Тема урока: Обобщение изученного по теме «Наречие как часть речи» (1 час)

Тип урока: общеметодологической направленности: практикум

Цели:

Образовательный аспект: формирование у учащихся способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности через осмысление условий выбора в теме «Наречие»; речевой деятельности учащихся.

Развивающий аспект:

способствовать овладению  умением высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.

продолжить формирование навыков самостоятельной работы,

Воспитательный аспект:

способствовать осознанию того, что контроль, оценка, коррекция деятельности человека являются важными регулятивными функциями, обеспечивающими жизнедеятельность человека.

Программные требования

Планируемые образовательные результаты:

Ученик по окончании изучения данной темы:

Личностные результаты

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану.

развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения;

проявляет заинтересованность в приобретении способов действий.

Метапредметные результаты

Регулятивные: Преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

 - анализирует уровень своих знаний и способностей;

 - обнаруживает и формулирует проблему;

 - планирует способы решения возникших проблем;

 - формулирует цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;

 - умеет слушать и слышать собеседника;

 - выполняет учебную задачу в сотрудничестве;

 - -переживает за  успех учащихся.

Предметные результаты

- умеют находить наречия в тексте, называют их отличительные признаки, создают тексты, проводят самоконтроль

 - формулируют правило правописания наречий

 - применяют правило правописания при решении лингвистических задач;

 - объясняют выбор написания .

Технология обучения:

Технология деятельностного подхода  

Информационно-коммуникационные технологии

Форма урока: урок: практикум

Формы работы и ресурсы: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности
  2. Актуализация и пробное учебное действие
  3. Систематизация знаний.
  4. Включение системы знаний в учебную деятельность.
  5. Закрепление системы знаний с формулированием проблемы.
  6. Рефлексия учебной деятельности.
  7. Информация о домашнем задании.

ТИП УРОКА: Повторение и систематизация изученного.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • совершенствовать учебно-исследовательские навыки решения лингвистических задач;
  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развивать память, работать над развитием речи, развивать творческие способности, познавательную и мыслительную активность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  1. Таблицы орфограмм в наречиях. Карточки дифференцированных заданий.
  2. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши, рабочий лист.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организационный этап.
  2. Этап всесторонней проверки знаний.
  3. Подведение итогов урока.
  4. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

  1. Устный и письменный.
  2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.

      3.  Итоговый по теме

Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Подготовка учащихся к работе по теме урока (цель, задачи).

1.Слово учителя: - Доброе утро, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.

Слайд 2

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

 Мне бы хотелось, чтобы урок у нас прошел:

-активно

-превосходно

-плодотворно

-успешно

-удачно

- К какой части речи относятся все эти слова? (наречие)

-Что называется наречием? (самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признаки действия предмета и отвечает на вопросы как? Куда? Где?  В предложении является обстоятельством, реже определением, сказуемым)

2. Мотивация.

Слайд3. Записаны слова: одет по –зимнему, певуче, уж, настежь, налево, слева, некогда, не хорошо, а плохо, искренне, впустую.

 - Что вы можете сказать, глядя на них? Это наречия, орфограммы наречий.

   - Тема нашего урока? Повторение по теме «А знаете ли вы наречия?». Запишем в рабочих тетрадях число, классная работа, тема Повторение изученного о наречии.

- А знаете ли вы наречия? Сформулируйте цели урока.

3.Целеполагание.

Какова цель нашего урока?

а) обобщить и расширить сведения о наречии как части речи;                                            б) повторить орфограммы, связанные с изучением наречий;                                                          в) уметь находить наречия в тексте

Проверка домашнего задания.

Ученики подготовили сообщения о происхождении этого слова.

– Давайте послушаем рассказ самого Наречия.

Творчество учащихся. Познавательная информация.

1. Выступление ученика в роли Наречия.

– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие          (показывает рисунок)

11-1

2.И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

3.Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

Спасибо.

3.Актуализация знаний. 

Итак, что же мы еще знаем о наречии?                                                                                  2.Наречие имеет разряды. Какие? Места – где? там, времени – когда? вчера, цели – зачем?- нарочно, умышленно, степени – сколько? - много, образа действия – как? хорошо, причины – почему? – сослепу, сдуру)

Записать самостоятельно:

1р. – примеры наречий образа действия 5 записать: быстро, холодно, красиво, жарко, грустно

2р. – места: далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь,

3р – времени: далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь,

Что еще знаем о наречии?

 Имеет степени сравнения: сравнительную : простую и составную форму, превосходную составную форму).

Что мы знаем о простой форме сравнительной степени? (Образуется при помощи суффиксов е,ей,ее,ше.) Хорошо. Определите, где наречие: стебелек тоньше, выстругал тоньше. А как определить, что это форма наречия? Относится к глаголу и является в предложении обстоятельством, а прилагательное? Относится к существительному и является определением.

Выдаются карточки.

3.Определить наречия и их выписать.

1) стало легче
2) брат сильнее меня;
3) действовал
увереннее

4) Сумка тяжелее,

5) идти было тяжелее,

6)Тигр сильнее котенка

7)бежит быстрее

4.Синтаксическая роль в предложении.

 Синтаксический разбор предложения.

Мой друг всегда учился очень легко.

(Повеств., невоскл., прост., распр., не осл.)

5.Как образуются наречия? Суф, прист, прист- суф.сложение. (на доске)

Быстро – быстрый, досуха – сухой, нехорошо – хорошо, еле-еле

-Мы неплохо поработали и нам пора отдохнуть.

6) Физминутка для глаз и осанки.

Посмотрим  налево-
Посмотрим направо

А теперь поближе

А потом подальше

Руки вверх поднимем дружно

И помашем влево –вправо
А сейчас опустим
ниже

Головы поднимем выше.
Дружно хлопаем руками.

Тихо топаем ногами.

Чтобы веселее стало,

Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку/.

- Отдохнули! Давайте проверим вашу память. Назовите все наречия, которые мы с вами использовали для отдыха.

4.Систематизация знаний о правописании наречий

Контроль усвоения знания

Слайд 4. Сказка

7.Найдите в сказке фразеологизмы, выпишите их и подберите к ним синонимы – наречия.

Сказка.

В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.

        Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:

- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!

А Муравей ей в ответ:

- Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!

Самопроверка. (слайд 5)

Сломя голову – быстро.

Рукой подать – близко.

Куры не клюют – много.

Спустя рукава – плохо.

Орфограммы:

8.Слайды 6-17. Выписать только наречия, вставить пропущенную букву.

 Спряч.., настеж.., меч.., молодеж..,

смотриш.., уж.., напроч.., могуч..,

свеж.., наотмаш.., замуж.., проч..,

мелоч.., туш.., мыш.., ветош..,

грош.., вскач.., невтерпеж…

Задание 3 уч. вставить во всех словах, где необходимо ь. Работа по карточкам.

Настеж…

 Уж…

Напроч…

Наотмаш…

Замуж…

Проч…

Вскач…

Невтерпеж…

Взаимопроверка:

настежЬ, уж, напрочЬ, наотмашЬ, замуж, прочЬ,, вскачЬ, невтерпеж.

8б. – 5

7-6б. -4

5-4б. – 3

3б.- 0б- 2

9.Слитно-дефис-раздельно?

(по) меньше

(по) французски

(по) лучше

(по) старому

(по) просту

(во) первых

(по)моему

(еле)еле

(давным)давно

Взаимопроверка

поменьше

по-французски

получше

по-старому

попросту

во-первых

по-моему

еле-еле

давным-давно 

9б.-5

8-7б.-4

6-5б.-3

4б-0б.-2

10.Напишите А или О на конце наречий.

1. Издавн..

2. Влев..

3. Изредк..

4. Затемн..

5. Досух..

6. Сначал..

Проверьте себя.

1. А

2. О

3. А

4. О

5. А

6. А

6б.-5

5б.-4

4-3б.-3

2-1б.-2

11.Сколько «Н» надо писать в данных наречиях? Вспомните правило!

1) взволнованно

2) интересно

3) организованно

4) медленно

5) отважно

Проверка

5б. -5

4б.-4

3б.-3

2б.-2

12.Раскрой скобки:  сразу - орфограммы1 в: не – раздельно;  2в. – не - слитно

(Не) далеко от дома р..стет дуб.

На душе (не) весело, а очень    грус…но.

Мы разговаривали нисколько (не)громко.

Работа  выполнена (не)ак..уратно.

Мальчик одет (не)ряшливо.

(Не)громко звучала музыка.

Самопроверка

НЕдалеко от дома рАстет дуб.

На душе НЕ весело, а очень грусТно.

Мы разговаривали нисколько НЕ громко.

Работа  выполнена НЕаККуратно.

Мальчик одет НЕряшливо.

НЕгромко звучала музыка.

13.Пожелания гостям!
Подберите наречия к пожеланиям.

Мы Вам желаем …… .

1. ________________ не болеть.
2. ________________ выглядеть.
3. ________________ улыбаться.  
4. ________________ быть преданными своему делу.
5. Живите _______________ . (Никогда, всегда, постоянно, великолепно, чаще, счастливо)

16.Рефлексия.

Итог. - Что повторили на уроке ?                                                                                                        

-С какими орфограммами мы сегодня работали  на уроке?                                            

- Где в жизни можно использовать полученные знания?

 - Ребята, как вы оценили свою работу на уроке?                

Закончи одно из предложений.

  • Сегодня на уроке я пришёл к выводу …    
  • Мне было сложно …       .
  • Мне было легко …    .
  • Хочу пожелать …  .
  • Сегодняшний урок …   .

                                     

17.Оценить работу учащихся                                                                                               -Спасибо за вашу работу на уроке. Надеюсь, что всё сказанное и сделанное не будет напрасным.                                                                                                                  - С каким настроением вы покидаете урок, «просигнальте», пожалуйста

18.Дом.зад.пар. готовиться к контрольному диктанту.

19.Слово учителя: Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Куклиной

Наш язык и скромен и богат

В каждом слове скрыт чудесный клад

Слово «высоко» произнеси-

И представишь сразу неба синь,

Ты скажи: «Кругом белым – бело»-

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло»

И увидишь солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»

Перед тобою сразу вся Россия.

Спасибо большое за активную работу на уроке.

Приложения

1. Выступление ученика в роли Наречия.

– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие          (показывает рисунок)

11-1

2.И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

3.Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

Таблица результатов

ФИ____________________________________Класс___________________

Тема урока______________________________________________________

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

балл

отметка

Закончи одно из предложений.

  • Сегодня на уроке я пришёл к выводу …    
  • Мне было сложно …       .
  • Мне было легко …    .
  • Хочу пожелать …  .
  • Сегодняшний урок …   .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок риторики "Что вы знаете о вежливости?"

Урок риторики знакомит пятиклассников справилами речевого поведения, учит употреблять вежливые слова в соответствии с ситуацией общения. В ходе работы школьники принимают участие в коммуникативных игр...

Презентация к открытому уроку -соревнованию "Что вы знаете о Великобритании?"

Презентация к открытому  уроку -соревнованию "Что вы знаете о Великобритании?" представляет собой наглядное сопровождение урока-соревнования между двумя командами .В презентации даны матери...

Урок риторики "Что Вы знаете о вежливости?"

Также подойдет как материал для классного часа...

Презентация к открытому уроку с носителем языка "Знаете ли вы Великобританию"

Вопросы презентации к открытому уроку с носителем языка "Знаете ли вы Великобританию". Учащимся предлагается обсудить страну изучаемого языка и практикаться в устной речи...

Технологическая карта урока в 9 классе "Знаете ли вы?"

Разработка урока английского языка в 9 классе "Знаете ли вы?" Учебник Spotlight....

План-конспект родительского собрания по теме «Знаете ли Вы своего малыша»

Подготовила: музыкальный руководительМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской области Гоняева Елена Ивановна...