Конспект урока "Всё ли вы знаете о наречии?"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок обобщения знаний по теме "Наречие". УМК: учебный комплекс под редакцией Л.М. Рыбченкова и др. Русский язык. 7класс. 2 часть
Тема урока: Обобщение изученного по теме «Наречие как часть речи» (1 час)
Тип урока: общеметодологической направленности: практикум
Образовательный аспект: формирование у учащихся способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности через осмысление условий выбора в теме «Наречие»; речевой деятельности учащихся.
Развивающий аспект:
способствовать овладению умением высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.
продолжить формирование навыков самостоятельной работы,
Воспитательный аспект:
способствовать осознанию того, что контроль, оценка, коррекция деятельности человека являются важными регулятивными функциями, обеспечивающими жизнедеятельность человека.
Программные требования
Планируемые образовательные результаты:
Ученик по окончании изучения данной темы:
Личностные результаты
Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану.
развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения;
проявляет заинтересованность в приобретении способов действий.
Метапредметные результаты
Регулятивные: Преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
- анализирует уровень своих знаний и способностей;
- обнаруживает и формулирует проблему;
- планирует способы решения возникших проблем;
- формулирует цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;
- умеет слушать и слышать собеседника;
- выполняет учебную задачу в сотрудничестве;
- -переживает за успех учащихся.
Предметные результаты
- умеют находить наречия в тексте, называют их отличительные признаки, создают тексты, проводят самоконтроль
- формулируют правило правописания наречий
- применяют правило правописания при решении лингвистических задач;
- объясняют выбор написания .
Технология обучения:
Технология деятельностного подхода
Информационно-коммуникационные технологии
Форма урока: урок - практикум
Формы работы и ресурсы: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
- Мотивация к учебной деятельности
- Актуализация и пробное учебное действие
- Систематизация знаний.
- Включение системы знаний в учебную деятельность.
- Закрепление системы знаний с формулированием проблемы.
- Рефлексия учебной деятельности.
- Информация о домашнем задании.
ТИП УРОКА: Повторение и систематизация изученного.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ:
- совершенствовать учебно-исследовательские навыки решения лингвистических задач;
- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развивать память, работать над развитием речи, развивать творческие способности, познавательную и мыслительную активность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhukova_v.v._konspekt_narechie.zip | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС ООО
Обобщение изученного по теме «Наречие» (7класс)
Тема: « А знаете ли вы наречие?»
Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» г. Воркуты » Жукова В.В.
УМК: учебный комплекс под редакцией Л.М. Рыбченкова и др. Русский язык. 7класс. 2 часть
Тема урока: Обобщение изученного по теме «Наречие как часть речи» (1 час)
Тип урока: общеметодологической направленности: практикум
Цели:
Образовательный аспект: формирование у учащихся способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности через осмысление условий выбора в теме «Наречие»; речевой деятельности учащихся.
Развивающий аспект:
способствовать овладению умением высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.
продолжить формирование навыков самостоятельной работы,
Воспитательный аспект:
способствовать осознанию того, что контроль, оценка, коррекция деятельности человека являются важными регулятивными функциями, обеспечивающими жизнедеятельность человека.
Программные требования
Планируемые образовательные результаты:
Ученик по окончании изучения данной темы:
Личностные результаты
Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану.
развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения;
проявляет заинтересованность в приобретении способов действий.
Метапредметные результаты
Регулятивные: Преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
- анализирует уровень своих знаний и способностей;
- обнаруживает и формулирует проблему;
- планирует способы решения возникших проблем;
- формулирует цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;
- умеет слушать и слышать собеседника;
- выполняет учебную задачу в сотрудничестве;
- -переживает за успех учащихся.
Предметные результаты
- умеют находить наречия в тексте, называют их отличительные признаки, создают тексты, проводят самоконтроль
- формулируют правило правописания наречий
- применяют правило правописания при решении лингвистических задач;
- объясняют выбор написания .
Технология обучения:
Технология деятельностного подхода
Информационно-коммуникационные технологии
Форма урока: урок: практикум
Формы работы и ресурсы: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
- Мотивация к учебной деятельности
- Актуализация и пробное учебное действие
- Систематизация знаний.
- Включение системы знаний в учебную деятельность.
- Закрепление системы знаний с формулированием проблемы.
- Рефлексия учебной деятельности.
- Информация о домашнем задании.
ТИП УРОКА: Повторение и систематизация изученного.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ:
- совершенствовать учебно-исследовательские навыки решения лингвистических задач;
- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развивать память, работать над развитием речи, развивать творческие способности, познавательную и мыслительную активность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- Таблицы орфограмм в наречиях. Карточки дифференцированных заданий.
- На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши, рабочий лист.
СТРУКТУРА УРОКА:
- Организационный этап.
- Этап всесторонней проверки знаний.
- Подведение итогов урока.
- Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:
- Устный и письменный.
- Фронтальный, групповой, индивидуальный.
3. Итоговый по теме
Ход урока.
- Организационный этап.
- Подготовка учащихся к работе по теме урока (цель, задачи).
1.Слово учителя: - Доброе утро, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.
Слайд 2
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Мне бы хотелось, чтобы урок у нас прошел:
-активно
-превосходно
-плодотворно
-успешно
-удачно
- К какой части речи относятся все эти слова? (наречие)
-Что называется наречием? (самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признаки действия предмета и отвечает на вопросы как? Куда? Где? В предложении является обстоятельством, реже определением, сказуемым)
2. Мотивация.
Слайд3. Записаны слова: одет по –зимнему, певуче, уж, настежь, налево, слева, некогда, не хорошо, а плохо, искренне, впустую.
- Что вы можете сказать, глядя на них? Это наречия, орфограммы наречий.
- Тема нашего урока? Повторение по теме «А знаете ли вы наречия?». Запишем в рабочих тетрадях число, классная работа, тема Повторение изученного о наречии.
- А знаете ли вы наречия? Сформулируйте цели урока.
3.Целеполагание.
Какова цель нашего урока?
а) обобщить и расширить сведения о наречии как части речи; б) повторить орфограммы, связанные с изучением наречий; в) уметь находить наречия в тексте
Проверка домашнего задания.
Ученики подготовили сообщения о происхождении этого слова.
– Давайте послушаем рассказ самого Наречия.
Творчество учащихся. Познавательная информация.
1. Выступление ученика в роли Наречия.
– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие (показывает рисунок)
2.И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
3.Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Спасибо.
3.Актуализация знаний.
Итак, что же мы еще знаем о наречии? 2.Наречие имеет разряды. Какие? Места – где? там, времени – когда? вчера, цели – зачем?- нарочно, умышленно, степени – сколько? - много, образа действия – как? хорошо, причины – почему? – сослепу, сдуру)
Записать самостоятельно:
1р. – примеры наречий образа действия 5 записать: быстро, холодно, красиво, жарко, грустно
2р. – места: далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь,
3р – времени: далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь,
Что еще знаем о наречии?
Имеет степени сравнения: сравнительную : простую и составную форму, превосходную составную форму).
Что мы знаем о простой форме сравнительной степени? (Образуется при помощи суффиксов е,ей,ее,ше.) Хорошо. Определите, где наречие: стебелек тоньше, выстругал тоньше. А как определить, что это форма наречия? Относится к глаголу и является в предложении обстоятельством, а прилагательное? Относится к существительному и является определением.
Выдаются карточки.
3.Определить наречия и их выписать.
1) стало легче;
2) брат сильнее меня;
3) действовал увереннее
4) Сумка тяжелее,
5) идти было тяжелее,
6)Тигр сильнее котенка
7)бежит быстрее
4.Синтаксическая роль в предложении.
Синтаксический разбор предложения.
Мой друг всегда учился очень легко.
(Повеств., невоскл., прост., распр., не осл.)
5.Как образуются наречия? Суф, прист, прист- суф.сложение. (на доске)
Быстро – быстрый, досуха – сухой, нехорошо – хорошо, еле-еле
-Мы неплохо поработали и нам пора отдохнуть.
6) Физминутка для глаз и осанки.
Посмотрим налево-
Посмотрим направо
А теперь поближе
А потом подальше
Руки вверх поднимем дружно
И помашем влево –вправо
А сейчас опустим ниже
Головы поднимем выше.
Дружно хлопаем руками.
Тихо топаем ногами.
Чтобы веселее стало,
Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку/.
- Отдохнули! Давайте проверим вашу память. Назовите все наречия, которые мы с вами использовали для отдыха.
4.Систематизация знаний о правописании наречий
Контроль усвоения знания
Слайд 4. Сказка
7.Найдите в сказке фразеологизмы, выпишите их и подберите к ним синонимы – наречия.
Сказка.
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.
Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
- Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Самопроверка. (слайд 5)
Сломя голову – быстро.
Рукой подать – близко.
Куры не клюют – много.
Спустя рукава – плохо.
Орфограммы:
8.Слайды 6-17. Выписать только наречия, вставить пропущенную букву.
Спряч.., настеж.., меч.., молодеж..,
смотриш.., уж.., напроч.., могуч..,
свеж.., наотмаш.., замуж.., проч..,
мелоч.., туш.., мыш.., ветош..,
грош.., вскач.., невтерпеж…
Задание 3 уч. вставить во всех словах, где необходимо ь. Работа по карточкам.
Настеж…
Уж…
Напроч…
Наотмаш…
Замуж…
Проч…
Вскач…
Невтерпеж…
Взаимопроверка:
настежЬ, уж, напрочЬ, наотмашЬ, замуж, прочЬ,, вскачЬ, невтерпеж.
8б. – 5
7-6б. -4
5-4б. – 3
3б.- 0б- 2
9.Слитно-дефис-раздельно?
(по) меньше
(по) французски
(по) лучше
(по) старому
(по) просту
(во) первых
(по)моему
(еле)еле
(давным)давно
Взаимопроверка
поменьше
по-французски
получше
по-старому
попросту
во-первых
по-моему
еле-еле
давным-давно
9б.-5
8-7б.-4
6-5б.-3
4б-0б.-2
10.Напишите А или О на конце наречий.
1. Издавн..
2. Влев..
3. Изредк..
4. Затемн..
5. Досух..
6. Сначал..
Проверьте себя.
1. А
2. О
3. А
4. О
5. А
6. А
6б.-5
5б.-4
4-3б.-3
2-1б.-2
11.Сколько «Н» надо писать в данных наречиях? Вспомните правило!
1) взволнованно
2) интересно
3) организованно
4) медленно
5) отважно
Проверка
5б. -5
4б.-4
3б.-3
2б.-2
12.Раскрой скобки: сразу - орфограммы1 в: не – раздельно; 2в. – не - слитно
(Не) далеко от дома р..стет дуб.
На душе (не) весело, а очень грус…но.
Мы разговаривали нисколько (не)громко.
Работа выполнена (не)ак..уратно.
Мальчик одет (не)ряшливо.
(Не)громко звучала музыка.
Самопроверка
НЕдалеко от дома рАстет дуб.
На душе НЕ весело, а очень грусТно.
Мы разговаривали нисколько НЕ громко.
Работа выполнена НЕаККуратно.
Мальчик одет НЕряшливо.
НЕгромко звучала музыка.
13.Пожелания гостям!
Подберите наречия к пожеланиям.
Мы Вам желаем …… .
1. ________________ не болеть.
2. ________________ выглядеть.
3. ________________ улыбаться.
4. ________________ быть преданными своему делу.
5. Живите _______________ . (Никогда, всегда, постоянно, великолепно, чаще, счастливо)
16.Рефлексия.
Итог. - Что повторили на уроке ?
-С какими орфограммами мы сегодня работали на уроке?
- Где в жизни можно использовать полученные знания?
- Ребята, как вы оценили свою работу на уроке?
Закончи одно из предложений.
- Сегодня на уроке я пришёл к выводу …
- Мне было сложно … .
- Мне было легко … .
- Хочу пожелать … .
- Сегодняшний урок … .
17.Оценить работу учащихся -Спасибо за вашу работу на уроке. Надеюсь, что всё сказанное и сделанное не будет напрасным. - С каким настроением вы покидаете урок, «просигнальте», пожалуйста
18.Дом.зад.пар. готовиться к контрольному диктанту.
19.Слово учителя: Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Куклиной
Наш язык и скромен и богат
В каждом слове скрыт чудесный клад
Слово «высоко» произнеси-
И представишь сразу неба синь,
Ты скажи: «Кругом белым – бело»-
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспомнится наречие «светло»
И увидишь солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»
Перед тобою сразу вся Россия.
Спасибо большое за активную работу на уроке.
Приложения
1. Выступление ученика в роли Наречия.
– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие (показывает рисунок)
2.И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
3.Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Таблица результатов
ФИ____________________________________Класс___________________
Тема урока______________________________________________________
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
балл | |||||||||||
отметка | |||||||||||
Закончи одно из предложений.
- Сегодня на уроке я пришёл к выводу …
- Мне было сложно … .
- Мне было легко … .
- Хочу пожелать … .
- Сегодняшний урок … .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок риторики "Что вы знаете о вежливости?"
Урок риторики знакомит пятиклассников справилами речевого поведения, учит употреблять вежливые слова в соответствии с ситуацией общения. В ходе работы школьники принимают участие в коммуникативных игр...
Презентация к открытому уроку -соревнованию "Что вы знаете о Великобритании?"
Презентация к открытому уроку -соревнованию "Что вы знаете о Великобритании?" представляет собой наглядное сопровождение урока-соревнования между двумя командами .В презентации даны матери...
Урок риторики "Что Вы знаете о вежливости?"
Также подойдет как материал для классного часа...
Презентация к открытому уроку с носителем языка "Знаете ли вы Великобританию"
Вопросы презентации к открытому уроку с носителем языка "Знаете ли вы Великобританию". Учащимся предлагается обсудить страну изучаемого языка и практикаться в устной речи...
Технологическая карта урока в 9 классе "Знаете ли вы?"
Разработка урока английского языка в 9 классе "Знаете ли вы?" Учебник Spotlight....
План-конспект родительского собрания по теме «Знаете ли Вы своего малыша»
Подготовила: музыкальный руководительМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской области Гоняева Елена Ивановна...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАСС «Знаете, на свете так мало счастливых встреч...(по рассказу И.Бунина «Кавказ»)
Раскрытие идейно - художественного своеобразия рассказа И. Бунина "Кавказ"...