Урок риторики "Что Вы знаете о вежливости?"
классный час (5 класс) на тему

Елина Марианна Альбертовна

Также подойдет как материал для классного часа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ritoriki_v_5_klasse.doc31 КБ
Microsoft Office document icon vezhlivyy.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon nado_li_zdorovatsya_s_uchitelyami.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок риторики в 5 классе по теме: « Что вы знаете о вежливости»

Цели: 1.Обучающие: изучение этикетных правил речевого поведения,

                                    помогающих деликатно выразить просьбу;

                                    изучение правил приветствия;

           2.Развивающие: расширить кругозор учащихся в выборе языковых

                                       средств при формировании высказывания;

                                       умение вводить в речь вежливые слова;

           3.Воспитательная: воспитание уважительного отношения к человеку.

Методы работы: частично-поисковый, беседа, игровой.

Оборудование: учебник, тетрадь, словарные статьи, магнитофон для прослушивания пьесы, карточки с проблемными заданиями.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

    Сегодня мы начинаем очень важную тему для каждого человека. Мы будем говорить о вежливости. Почему, как вы считаете, тема важна для каждого?

 

2. Речевая разминка, которую проводят дети.

3.Основная часть урока.

   1). Итак, что же такое вежливость? У каждого на парте лежит листок, который содержит статьи из словарей со словом вежливость. Ознакомьтесь , пожалуйста, с ними. Какого человека мы называем вежливым? (статья  из словаря Ожегова, затем этимологического, синонимы к слову вежливый).

  2). Работа со стихотворением Вл. Солоухина «Здравствуйте!».

         

   - Здравствуйте! –

      Поклонившись, мы друг другу сказали,

      Хоть были совсем незнакомы.

   - Здравствуйте! –

     Что особого тем мы друг другу сказали?

     Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

     Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

     Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

     Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

 Вопросы к тексту: - Какова основная мысль этого стихотворения?

                                 - Как вам кажется, какие слова являются главными в

                                   стихотворении? Давайте их подчеркнем.

Выводы: Итак, что несет приветствие? (радость, солнце, счастье, просто хорошее настроение, очень важно, учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу).

3). А теперь я вам предлагаю оценить собственную вежливость. У меня заготовлены карточки с проблемными ситуациями, по одному вытаскиваем их, затем читаем вслух и решаем их вместе).

 

4). Оцените разговор ребят о вежливости на стр. учебника 90, упр. № 119.

     - чтение про себя;

     - по ролям вслух (за автора, Лиду, Оганеса, Диму).

     - как характеризует ребят этот разговор?

5). Мы очень много говорили о приветствии, о том, что оно дает слушающему. А теперь давайте поговорим о том, что такое просьба ( ведь можно просить вежливо или нет, а от этого зависит результат).

           Дети высказываются.

Запись в тетради. Просьба – 1).побудительное речевое действие;

                                                 2).но не повелительного характера .

  - Как вы думаете, чем просьба отличается от команды, приказа, требования?

        Анализ схемы на стр. 94 учебника. Проговорить ее.

6). Пьеса Г.Свиридова «Ласковая просьба».

 - Как музыкой композитор передает тему произведения?

 - Уместно ли композитор выбрал название пьесы?

7). А в речи какие слова нужно применять, чтобы вам не отказали в просьбе? (стр.96 учебника, схемы)

8). Упражнение № 129 выразите просьбу в более мягкой форме

      1 ряд – первое предложение;

      2 ряд – третье предложение;                      сделайте это всевозмож-

      3 ряд – пятое предложение.          ными способами.

   

     Опрос каждого по одной фразе без повторов.

4.Итоги урока. Чему мы научились, что вспомнили?

                           Объявить оценки за урок.

5. Домашнее задание 1. речевая разминка на стр 102 учебника

                                     2. упр. 130 в парах диалоги как почтальон отдает

                                        телеграмму соседу, а тот в свою очередь передает ее

                                        вам.



Предварительный просмотр:

Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.

                                                                    ( «Толковый словарь» Ожегов)

 

Вежливый. От вежа – «знаток, сведущий человек»

                                                                    ( Этимологический словарь)

Вежливый – учтивый (слово несколько устарело), любезный (слово

                       подчеркивает большую степень вежливости), корректный

                       (указывает на сдержанность и холодную вежливость в

                       общении), деликатный ( не только вежливый, но и мягкий в

                       общении), обходительный ( не только вежливый, но и

                       приветливый), предупредительный, галантный (манера

                       обращения).

                                                                      ( Словарь синонимов)

Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.

                                                                    ( «Толковый словарь» Ожегов)

 

Вежливый. От вежа – «знаток, сведущий человек»

                                                                    ( Этимологический словарь)

Вежливый – учтивый (слово несколько устарело), любезный (слово

                       подчеркивает большую степень вежливости), корректный

                       (указывает на сдержанность и холодную вежливость в

                       общении), деликатный ( не только вежливый, но и мягкий в

                       общении), обходительный ( не только вежливый, но и

                       приветливый), предупредительный, галантный (манера

                       обращения).

                                                                      ( Словарь синонимов)

Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.

                                                                    ( «Толковый словарь» Ожегов)

 

Вежливый. От вежа – «знаток, сведущий человек»

                                                                    ( Этимологический словарь)

Вежливый – учтивый (слово несколько устарело), любезный (слово

                       подчеркивает большую степень вежливости), корректный

                       (указывает на сдержанность и холодную вежливость в

                       общении), деликатный ( не только вежливый, но и мягкий в

                       общении), обходительный ( не только вежливый, но и

                       приветливый), предупредительный, галантный (манера

                       обращения).

                                                                      ( Словарь синонимов)



Предварительный просмотр:

Надо ли здороваться с учителями , которые не преподают в вашем классе?

Нужно ли благодарить за услуги библиотекаря, работников столовой, вахтера, открывающего раздевалки?

 

Надо ли здороваться со своими знакомыми в общественном транспорте, если вы стоите на передней площадке, а они на задней? Если надо, то как это сделать?

Вы идете по улице с другом.Он здоровается с незнакомым вам человеком. Надо ли поздороваться вам?

Надо ли здороваться с человеком, которого вы очень часто встречаете в то время, когда, например, вы выгуливаете свою собаку?

Приходилось ли вам извиняться  за что – нибудь? Как вы это делаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Знаете ли Вы украинскую ночь?"

Урок - Обобщение. Творчество Н.В. Гоголя. "Вечера на хуторе близ Диканьки"...

Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина "Знаете ли вы?"для 5-6 класса

Урок в виде игры по сказкам А. С. Пушкина привлечёт внимание к творчеству великого поэта, к его героям, мудрому и точному слову. Материал можно использовать на уроке внеклассного чтения по сказкам Пуш...

урок мужества "Память о прошлом не знает забвенья"

Цель урока: формирование у детей патриотических чувств, воспитание любви и уважения к защитникам Родины, развития интереса к истории своей страны и к истории малой родины....

Урок риторики "Что вы знаете о вежливости?"

Урок риторики знакомит пятиклассников справилами речевого поведения, учит употреблять вежливые слова в соответствии с ситуацией общения. В ходе работы школьники принимают участие в коммуникативных игр...

Урок английского языка в 9 классе по теме «Знаете ли вы историю рок- и поп- музыки?»

Разработка урока в 9 классе по учебнику Кузовлева.В.П....

Открытый урок. Урок-викторина "Кто знает больше" (фразеологизмов, крылатых слов и т.п.)

Цель урока: 1) Ознакомить с учебными фразеологическими словарями; повторить основные признаки фразеологизмов, их значение и употребление в речи.2) Добиваться умения объяснять значение фразеологизмов п...