ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАСС «Знаете, на свете так мало счастливых встреч...(по рассказу И.Бунина «Кавказ»)
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Капаева Татьяна Николаевна

Раскрытие идейно - художественного  своеобразия рассказа  И. Бунина "Кавказ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      МКОУ «Брянская СОШ имени Гаджимагомедова Н.Э.»

                

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

                                          «Знаете, на свете так мало счастливых встреч...

(по рассказу И.Бунина «Кавказ»)

https://autogear.ru/misc/i/gallery/45323/2289087.jpg

                                                     Учитель литературы Капаева Т.Н.

Урок по рассказу И.Бунина "Кавказ"

Цели и задачи урока:

развивающая:

  • формировать исследовательские навыки учащихся;
  • развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;
  • познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина;
  • раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Кавказ”;
  • вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;

Оборудование: экран, мультимедиа-проектор,  акустическая система.

Эпиграф:

Любовь, любовь – загадочное слово, 
Кто мог бы до конца его понять? 
Всеволод Рождественский

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

1. Эмоциональная настрой.

Видеоряд с музыкальным сопровождением. (1мин.) Музыка Поля Мориа

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке? (О любви)

- Что же такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, поэты и обычные люди.

Любовь, любовь – загадочное слово, 
Кто мог бы до конца его понять?

- У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. Если бы нам предложили “раскрасить любовь”, какие бы цвета вы использовали?

- Спасибо, мне было интересно ваше мнение. Я вижу, что у вас это слово ассоциируется с яркими, светлыми красками.

2. Целеполагание.

- А мы посвящаем наш урок теме любви в рассказе Бунина “Кавказ”.

(Появляется тема урока на доске) “..... любовь в рассказе И.А.Бунина “Кавказ”.

- Прочитайте тему. Что вас удивило?

- Одно слово в теме пропущено. Его мы попытаемся восстановить в конце нашего занятия. Определите цель нашего урока, используя слова из формулировки темы.

3. Знакомство с личностью Бунина.

- А что вы уже знаете о Бунине? Что он за человек? 

- Посмотрите фрагмент из фильма о Бунине Видеоролик о жизни писателя (2 мин.)

1) Каким предстал перед вами И.А.Бунин?

2) Почему его сборник рассказов о любви называется “Тёмные аллеи”?

Словосочетание “темные аллеи”. Какие ассоциации оно вызывает? (Трагическая любовь, боль, трудная судьба, мука, безысходность, любовь, полная драматизма...)

Обобщение учителя. “Темные аллеи” здесь вовсе не значит “тенистые” – это темные, трагические, запутанные лабиринты любви. “Эта книга, - писал Бунин, - говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое оригинальное, что я написал в жизни”.

II. Исследовательская работа в парах.

Рассказ “Кавказ” открывает знаменитый бунинский цикл, следуя там непосредственно за новеллой “Тёмные аллеи”. Действие рассказа происходит  в конце 19 начало 20 века, это можно определить по отдельным сведениям. например вагоны  1 и 2 класса, которые были в России до революции 1917 года, о белом кителе мужа-офицера, а белые кители были летней формой офицеров до 1907 года (после Русско-японской войны ввели форму защитного цвета)

Сюжет рассказа прост. У героя и героини тайный роман. Они вынуждены скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои совершают дерзкий побег на Кавказ. А в финале мы узнаём: “Он искал её в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое бельё, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрёзом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов”.

- Перед нами “любовный треугольник”. Встречались ли вы с подобной ситуацией в произведениях русской классики? (А.П.Чехов “О любви”).

- В рассказе Бунина нет имён. Почему? (потому что автора больше интересуют не герои, а ситуация, её нравственный аспект. )

- Чтобы ответить на вопрос, поставленный вами в начале урока, заглянем в творческую лабораторию Ивана Алексеевича Бунина и проведём исследование.

Задание уже на партах. Работать вы будете в парах, а свои наблюдения вносить в специальные карты. . Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения, составьте рассказ о героях.

Задание по группам (1 я группа – герой, 2 –я группа –героиня, 3-я группа – муж героини)

2. Отчёт о проделанной работе.

а) Выступление 1 группы

Он молод и, конечно, очень влюблён, так как согласен был жить затворником от свидания до свидания с Нею. Странное чувство, которое потрясало его жалостью и восторгом при встрече с Нею, подтолкнуло героя на осуществление плана, план был дерзок. Желание уехать с Нею на Кавказ было велико, но сердце героя замирало от тревоги и холода. Способность переживать за судьбу другого человека особенно проявилась в сцене “На вокзале”: Он пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу... И даже похолодел от страха. Он ведёт себя так, словно украл что-то. Отшатнулся от окна, чтобы его не заметили. Самая выразительная деталь, характеризующая Его как человека чувствительного, наблюдательного, крайне взволнованного всем происходящим, - “ледяная рука».Бунин представил портрет человека, испытывающего муки любви.

б) Выступление 2 группы.

Наша задача – дать характеристику герою ОНА. В рассказе Бунина “Кавказ” мы нашли достаточно слов и словосочетаний, которые помогли нам представить её портрет.

Она была бледна прекрасной бледностью любящей женщины – так представляет её автор читателю. Мы сразу представили женщину тонкую, хрупкую, красивую. При встрече с героем

(Им) Она волновалась, голос у неё срывался. Она боялась мужа, поэтому считала, что должна быть осторожна. Улыбается жалостно. Ей трудно играть эту страшную роль до конца. Она даже готова принять смерть, чем терпеть такие муки. Чувства, которые Она переживает ,– очень сложные, поэтому часто плачет, закрываясь газовым шарфом. Но находясь рядом с Ним, она плакала радостно.

Тайный роман тяготит героиню и одновременно делает её счастливой. Бунин явно ставит свою героиню в безвыходное положение.

в) Выступление 3-группы.

Составить характеристику героя Мужа из рассказа Бунина “Кавказ” нам помогли слова и словосочетания, взятые из текста автора.

Сначала читатель узнаёт о Муже и уст жены. Он что-то подозревает, прочитал письмо, подобрал ключ к столу. Все эти действия выдают в Муже человека ревнивого. Ревнивый человек при жестоком, самолюбивом характере способен на многое. Он не остановится ни перед чем, защищая свою честь, честь мужа и офицера. Любит ли он свою жену – не ясно, но он привлекателен тем, что провожает её на вокзал, смотрит, хорошо ли устроил её носильщик, целуясь с ней и крестя её. Делает все по-хозяйски.

Измены жены он не вынес – выстрелил себе в виски из двух револьверов.

Этот поступок вызывает сочувствие к мужу.

- В финале рассказа происходит подлинная трагедия, трагедия обманутого мужа. Не потому ли этот финал отделён от основного повествования чертой – последней чертой .

-Смогут ли впоследствии эти люди быть  счастливыми?

- В произведении Бунина есть ещё один главный герой. Читая рассказ, вы обратили внимание, что в нём много пейзажных зарисовок. Какую роль играют картины природы?

Пейзаж в рассказе “Кавказ”

Эпизоды рассказа

Описания природы (ключевые фразы)

Чувства и настроение героев

Вечер в Москве накануне отъезда на юг.

Холодные дожди, грязно, сумрачно, улицы мокро и чёрно блестели; тёмный, отвратительный вечер; холодно.

Волнение, ощущение страха, тревоги и опасности...

Место, которое нашли герои для отдыха.

Солнечно, душно; место первобытное... цветущий кустарник; горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно; душистый туман; предвечная белизна снежных гор; часть моря... имела цвет фиалки и лежала ровно, мирно...

Природа ассоциируется с райским садом, а герои счастливы, испытывают блаженство, безмятежное счастье...Но: ещё две-три недели - и опять Москва!

Южная ночь.

На закате громоздились... удивительные облака; они пылали великолепно; ночи теплы и непроглядны; сверкали, светили топазовым светом огненные мухи; колокольчиками звенели лягушки; выступали звёзды;

НО: страшные тучи, злобная буря; гробовая чернота лесов; раскалывались... удары грома...

Тревога, приближение беды

Учитель:

Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно найти соответствия счастливому состоянию героев.

Место, которое нашли герои для отдыха, великолепное. Бунин назвал его первобытное. Уединённость так необходима влюблённым! Вокруг цветущий кустарник. Днём горячее солнце было сильно, чисто и радостно. Утром поднимался душистый туман, а вечером их восхищала белизна снежных гор. А главное – это море! Оно имело цвет фиалки и лежало ровно, мирно. Для влюблённых это место – райский сад, где они счастливы, и счастье их безмятежно.

Составление синквейна: (примерный)

1.любовь
2.страстная, коварная
3.влюбиться, томиться, предавать
4.любовь приносит страдание и боль.
5.бесценный дар
6.предательство

Рефлексивно-оценочный этап.

1. Обобщение.

- Ребята, а какого “цвета любовь” у Бунина? (Ответы учащихся)

- Теперь, я думаю, вы сможете ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока: “Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа”? Какой эпитет должен стоять в названии темы нашего урока на месте пропуска? (Трагическая)

- “Трагическая хвала сущему” - так охарактеризовал творчество Ивана Алексеевича Бунина один из выдающихся русских философов Федор Степун, друг писателя в эмиграции.

- Наш урок подходит к концу. Мне с вами было интересно работать. Было ли интересно вам? Получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?

- Оцените   сами свою работу на уроке.  Если вам понравился урок – возьмите себе  РОЗОВОЕ СЕРДЕЧКО, если было вам неинтересно на уроке – возьмите  СЕРДЕЧКО  другого цвета.

2. Творческая работа.

- Я согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь.........., потому что........

- Я не согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь.........., потому что........

- А кто-то, может, даст своё определение любви, продолжив одну из фраз:

Заполнение рефлексивной таблицы

С каким утверждением вы согласны, с каким – нет? (Обозначить + или -)                                                                     

   

Да или нет?

Н а       у р о к е

1

2

3

4

5

6

7

8

Я

думал(а)

работал(а)

обсуждал(а)

узнал(а) новое

понял(а) материал

получил(а) ответы на вопросы

вопросы остались

было интересно

да

нет

Домашнее задание :

  • “Любовь – это...”,
  • “Любить – это...”,
  • “С любви начинается...”

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы.

План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы"...

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...

План-конспект открытого урока литературы в 5 классе по теме: «А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Хирургия».

Тип урока: урок освоения новых знанийЦель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятел...