Урок риторики "Что вы знаете о вежливости?"
план-конспект урока русского языка (5 класс) на тему
Урок риторики знакомит пятиклассников справилами речевого поведения, учит употреблять вежливые слова в соответствии с ситуацией общения. В ходе работы школьники принимают участие в коммуникативных играх, разыгрывают и составляют диалоги, анализируют поведение героев просмотренногофрагмента мультфильма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ritoriki_chto_vy_znaete_o_vezhlivosti.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Что вы знаете о вежливости? (Урок риторики в 5 классе)
Цель урока: научиться быть вежливыми, правильно употреблять вежливые слова.
Оборудование к уроку: информационная схема «Речевая ситуация», таблица «Этикетные слова», видеомагнитофон или компьютер, фрагменты из мультфильма «День рождения ослика Иа».
Предварительная подготовка к уроку: опережающие групповые задания, индивидуальное задание.
Ход урока
1. Речевая разминка
- Дыхательная гимнастика.
Учитель
Как обычно, урок риторики мы с вами начнем с дыхательных упражнений. Представим, что мы идём по цветущему лугу. Вокруг столько запахов! Делаем глубокий вдох… и выдох. Ещё раз! Молодцы! А теперь представьте, что у вас день рождения! Порадуйтесь подаркам, которые вам подарили! Ах! Задержим дыхание. Ещё раз. Молодцы!
- Артикуляционная гимнастика
«Проколи щёку»
«Хоботок»
«Язычок змеи»
- Звуковая гимнастика
Хвалю халву.
- Дикционная гимнастика
Мы отправились в путешествие на поезде. Поезд мчится скрежища, жа-ча-ша-ща.
Разминка окончена. Мы готовы к уроку риторики.
2. Беседа
Учитель
- Здороваетесь ли вы друг с другом? Как?
- Как вы приветствуете учителей?
- Если к нам на урок пришли гости, но они нам незнакомы. Должны ли мы приветствовать их? Почему?
- О чём пойдёт речь на уроке?
- Тема урока ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ВЕЖЛИВОСТИ? Запишите.
3. Работа с эпиграфом (читает ученик)
Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.
Сервантес
Учитель
- Что имеет в виду автор?
- Почему вежливость обходится так дёшево, а ценится дорого?
- Эпиграф громкий? Почему?
- Определите цель нашего урока
4. Работа по теме урока.
Учитель
Вежливые слова произносятся в определённой речевой ситуации. Информационная схема поможет вам вспомнить коммуникативную задачу. (Вывешивается схема – таблица №1)
Речевая ситуация | Прощание |
Извинение | |
Просьба | |
Приветствие | |
Благодарность |
- Определим задачи записанных речевых ситуаций.
- Скажите, какие вежливые слова мы употребляем в каждой речевой ситуации?
- Запишем всё, о чём мы говорили, в тетрадь в виде таблицы. (Вывешивается схема №2)
Речевая ситуация | Этикетные слова |
Просьба | Пожалуйста Если Вас не затруднит |
Приветствие | Здравствуйте Добрый день |
Благодарность | Очень признателен |
Извинение | Извините Простите |
Прощание | До свидания |
Учитель
Даю минуту, чтобы составить предложение с любым вежливым словом.
Учитель
Оцените речевое поведение
Инсценирование диалога (подготовлено заранее)
- Здравствуй, Сергей.
- Привет, Ольга Ивановна!
-Проходи, пожалуйста, сюда, я сделаю тебе прививку.
-Спасибо.
Учитель
Какую неучтивость допустил Сергей? Кому можно сказать привет?
Вывод: В ситуации речевого общения необходимо учитывать возраст, пол, степень знакомства.
Работа с учебником
Учитель
Давайте рассмотрим речевые ситуации, которые предлагает нам учебник. №117, 119
Наша цель: оценить речевое поведение.
Учитель
Вашему вниманию предлагается ещё один диалог. Посмотрите и скажите, нравится ли вам такая речь?
Инсценирование (подготовлено заранее)
-Ты сегодня собирался в кино?
-Ага.
-А билет ещё не купил?
-Ага.
-Будешь покупать – купи мне.
-Ага.
-Зайти за тобой?
-Ага.
Учитель
Нравится ли вам такая речь?
Разыграйте правильный диалог, употребив слова вежливости и не нарушив естественности общения.
Учитель
Общаясь по телефону, мы тоже должны соблюдать нормы речевого общения. Но чаще всего бывает так.
Инсценирование (подготовлено заранее)
-Алло. Это кто?
-Маша.
-Какая Маша? А Ирина где?
Учитель А теперь послушайте другой диалог.
-Алло.
-Здравствуйте. Я могу поговорить с Машей?
- Здравствуйте. Маши нет дома. Ей что-нибудь передать?
- Меня зовут Костя, мы учимся с Машей в одном классе. Если Вас не затруднит, передайте, пожалуйста, Маше, что я звонил.
- Хорошо.
- До свидания.
- Всего доброго, Костя.
Учитель
Какой диалог вам понравился больше? Почему?
Вспомним правила общения по телефону.
(Индивидуальное сообщение ученика)
1. Любой разговор начинайте с приветствия: «Добрый день!», «Здравствуйте!».
2. Выясните, туда ли вы попали, куда нужно.
3. Не забудьте представиться.
4. Вежливо обращайтесь с просьбой. Не забывайте слова пожалуйста, будьте добры.
5. Ясно излагайте цель своего звонка.
6. Не занимайте телефон надолго.
Учитель
Составьте свой диалог по телефону.
1 ряд Вы позвонили другу, но ошиблись номером.
2 ряд Вы позвонили другу, а ответила мама.
3 ряд Вы позвонили, к телефону подошёл друг.
5. Физминутка
Учитель
Вы, конечно, помните Вини-Пуха, забавного медвежонка. Он всегда что-нибудь сочиняет: смешные считалки, «сопелки», «шумелки». Но Вини знает и много вежливых слов. Каких? Сейчас услышите.
6. Просмотр фрагментов из мультфильма «День рождения ослика Иа-Иа»
Беседа
Понравился ли Винни-Пух? Чем? (Весёлый, забавный, добрый, заботливый, вежливый)
Вежливый ли Винни-Пух?
Какие вежливые слова он произносит?
Хочу обратить внимание на Сову. Какая Сова?
Давайте представим, что мы герои мультфильма.
А какие кадры мы можем ещё ввести в кинофильм, чтобы пояснить, что Винни-Пух вежливый? Что он скажет? Какие реплики произнесут другие персонажи?
Разыграйте диалог. Не забудьте, что медвежонок вежливый
1ряд Вини-Пух и Сова
2 ряд Вини-Пух и Ослик
3 ряд Вини-Пух и Пятачок
Учитель
Сова собиралась дарить безвозмездно. Но подарить бесплатно – это бессмыслица, поэтому мы и улыбаемся. Тем более Сова подарила Иа его собственный хвост.
Значит, важны не столько слова, сколько дела. Доброе сердце Винни-Пуха подсказывает ему и добрые слова. И пусть его поздравление коротенькое, но оно идёт от сердца.
7. Домашнее задание
Учитель
Герои мультфильма поздравляют ослика. А как вы поздравите? Что пожелаете? Давайте найдём нестандартные пожелания, чтобы поздравить Ослика с днём рождения.
8. Рефлексия
Учитель
Чему мы учились сегодня?
Посмотрите ещё раз на нашу информационную схему. Она изображена в виде солнышка. Солнышко улыбается. Как вы думаете, почему?
Что значит настоящая вежливость?(Доброжелательность и благородные поступки)
Закончите предложение (письменно)
Настоящая вежливость – это…
Нарисуйте своё отношение к уроку (смайлик)
Использованная литература:
- Ладыженская Т.А. Школьная риторика. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. – М.: ООО «Баласс», ООО «С-инфо»; 2008
- Ладыженская Т.А., Зельманова Л.м. Практическая методика русского языка: 5 кл: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992
- Успенский Л. Культура речи. – М.: 1980.
- Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте»: Речевой этикет в нашем общении. – М.: 1982
- Школьная риторика. 5 класс. Методические рекомендации// Под ред. Т.А.Ладыженской.М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Знаете ли Вы украинскую ночь?"
Урок - Обобщение. Творчество Н.В. Гоголя. "Вечера на хуторе близ Диканьки"...
Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина "Знаете ли вы?"для 5-6 класса
Урок в виде игры по сказкам А. С. Пушкина привлечёт внимание к творчеству великого поэта, к его героям, мудрому и точному слову. Материал можно использовать на уроке внеклассного чтения по сказкам Пуш...
урок мужества "Память о прошлом не знает забвенья"
Цель урока: формирование у детей патриотических чувств, воспитание любви и уважения к защитникам Родины, развития интереса к истории своей страны и к истории малой родины....
Урок английского языка в 9 классе по теме «Знаете ли вы историю рок- и поп- музыки?»
Разработка урока в 9 классе по учебнику Кузовлева.В.П....
Урок-игра "Вы знаете?" (с приложением методических материалов к уроку)
Урок-игра "Вы знаете?" для учащихся 8 класса...
Открытый урок. Урок-викторина "Кто знает больше" (фразеологизмов, крылатых слов и т.п.)
Цель урока: 1) Ознакомить с учебными фразеологическими словарями; повторить основные признаки фразеологизмов, их значение и употребление в речи.2) Добиваться умения объяснять значение фразеологизмов п...
Внеклассное мероприятие на уроке английского языка "Знаете ли вы английскую литературу?"
урок в виде конкурсов, направлен на развитие познавательной активности, памяти и желания прочитать книгу....