Урок риторики "Что вы знаете о вежливости?"
план-конспект урока русского языка (5 класс) на тему

Урок риторики знакомит пятиклассников справилами речевого поведения, учит употреблять вежливые слова в соответствии с ситуацией общения. В ходе работы школьники принимают участие в коммуникативных играх, разыгрывают и составляют диалоги, анализируют поведение героев просмотренногофрагмента мультфильма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ritoriki_chto_vy_znaete_o_vezhlivosti.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Что вы знаете о вежливости? (Урок риторики в 5 классе)

Цель урока: научиться быть вежливыми, правильно употреблять вежливые слова. 

Оборудование к уроку: информационная схема «Речевая ситуация», таблица «Этикетные слова», видеомагнитофон или компьютер, фрагменты из мультфильма «День рождения ослика Иа».

Предварительная подготовка к уроку: опережающие групповые задания, индивидуальное задание.

Ход урока

1. Речевая разминка

  1. Дыхательная гимнастика.

Учитель

Как обычно, урок риторики мы с вами начнем с дыхательных упражнений. Представим, что мы идём по цветущему лугу. Вокруг столько запахов! Делаем глубокий вдох… и выдох. Ещё раз! Молодцы! А теперь представьте, что у вас день рождения! Порадуйтесь подаркам, которые вам подарили! Ах! Задержим дыхание. Ещё раз. Молодцы!

  1. Артикуляционная гимнастика

«Проколи щёку»

«Хоботок»

«Язычок змеи»

  1. Звуковая гимнастика

Хвалю халву.

  1. Дикционная гимнастика

Мы отправились в путешествие на поезде. Поезд мчится скрежища, жа-ча-ша-ща.

Разминка окончена. Мы готовы к уроку риторики.

2. Беседа

Учитель

- Здороваетесь ли вы друг с другом? Как?

- Как вы приветствуете учителей?

- Если к нам на урок пришли гости, но они нам незнакомы. Должны ли мы приветствовать их? Почему?

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Тема урока ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ВЕЖЛИВОСТИ? Запишите.

3. Работа с эпиграфом (читает ученик)

Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.

Сервантес

Учитель

- Что имеет в виду автор?

- Почему вежливость обходится так дёшево, а ценится дорого?

- Эпиграф громкий? Почему?

- Определите цель нашего урока

4. Работа по теме урока.

Учитель

Вежливые слова произносятся в определённой речевой ситуации. Информационная схема поможет вам вспомнить коммуникативную задачу. (Вывешивается схема – таблица №1)

Речевая ситуация

Прощание

Извинение

Просьба

Приветствие

Благодарность

- Определим задачи записанных речевых ситуаций.

- Скажите, какие вежливые слова мы употребляем в каждой речевой ситуации?

- Запишем всё, о чём мы говорили, в тетрадь в виде таблицы. (Вывешивается схема №2)

Речевая ситуация

Этикетные слова

Просьба

Пожалуйста

Если Вас не затруднит

Приветствие

Здравствуйте

Добрый день

Благодарность

Очень признателен
Благодарю
Спасибо

Извинение

Извините

Простите

Прощание

До свидания
Всего доброго
До скорой встречи

Учитель

 Даю минуту, чтобы составить предложение с любым вежливым словом.

Учитель

Оцените речевое поведение

Инсценирование диалога (подготовлено заранее)

 - Здравствуй, Сергей.

 - Привет, Ольга Ивановна!

 -Проходи, пожалуйста, сюда, я сделаю тебе прививку.

 -Спасибо.

Учитель

 Какую неучтивость допустил Сергей? Кому можно сказать привет?

Вывод: В ситуации речевого общения необходимо учитывать возраст, пол, степень знакомства.

 Работа с учебником

Учитель

 Давайте рассмотрим речевые ситуации, которые предлагает нам учебник. №117, 119

Наша цель: оценить речевое поведение.

Учитель

Вашему вниманию предлагается ещё один диалог. Посмотрите и скажите, нравится ли вам такая речь?

Инсценирование (подготовлено заранее)

-Ты сегодня собирался в кино?

-Ага.

-А билет ещё не купил?

-Ага.

-Будешь покупать – купи мне.

-Ага.

-Зайти за тобой?

-Ага.

Учитель

Нравится ли вам такая речь?

Разыграйте правильный диалог, употребив слова вежливости и  не нарушив естественности общения.

Учитель

Общаясь по телефону, мы тоже должны соблюдать нормы речевого общения. Но чаще всего бывает так.

Инсценирование (подготовлено заранее)

-Алло. Это кто?

-Маша.

-Какая Маша? А Ирина где?

Учитель А теперь послушайте другой диалог.

-Алло.

-Здравствуйте. Я могу поговорить с Машей?

- Здравствуйте. Маши нет дома. Ей что-нибудь передать?

- Меня зовут Костя, мы учимся с Машей в одном классе. Если Вас не затруднит, передайте, пожалуйста, Маше, что я звонил.

- Хорошо.

- До свидания.

- Всего доброго, Костя.

Учитель

Какой диалог вам понравился больше? Почему?

Вспомним правила общения по телефону.

(Индивидуальное сообщение ученика)

1. Любой разговор начинайте с приветствия: «Добрый день!», «Здравствуйте!».

2. Выясните, туда ли вы попали, куда нужно.

3. Не забудьте представиться.

4. Вежливо обращайтесь с просьбой. Не забывайте слова пожалуйста, будьте добры.

5. Ясно излагайте цель своего звонка.

6. Не занимайте телефон надолго.

Учитель

Составьте свой диалог по телефону.

1 ряд Вы позвонили другу, но ошиблись номером.

2 ряд Вы позвонили другу, а ответила мама.

3 ряд Вы позвонили, к телефону подошёл друг.

5. Физминутка

Учитель

Вы, конечно, помните Вини-Пуха, забавного медвежонка. Он всегда что-нибудь сочиняет: смешные считалки, «сопелки», «шумелки». Но Вини знает и много вежливых слов. Каких? Сейчас услышите.

6. Просмотр фрагментов из мультфильма «День рождения ослика Иа-Иа»

Беседа

Понравился ли Винни-Пух? Чем?  (Весёлый, забавный, добрый, заботливый, вежливый)

Вежливый ли Винни-Пух?

Какие вежливые слова он произносит?

Хочу обратить внимание на Сову. Какая Сова?

Давайте представим, что мы герои мультфильма.

А какие кадры мы можем ещё ввести в кинофильм, чтобы пояснить, что Винни-Пух вежливый? Что он скажет? Какие реплики произнесут другие персонажи?

Разыграйте диалог. Не забудьте, что медвежонок вежливый

1ряд Вини-Пух и Сова

2 ряд Вини-Пух и Ослик

3 ряд Вини-Пух и Пятачок

Учитель

Сова собиралась дарить безвозмездно. Но подарить бесплатно – это бессмыслица, поэтому мы и улыбаемся. Тем более Сова подарила Иа его собственный хвост.

Значит, важны не столько слова, сколько дела. Доброе сердце Винни-Пуха подсказывает ему и добрые слова. И пусть его поздравление коротенькое, но оно идёт от сердца.

7. Домашнее задание

Учитель

Герои мультфильма поздравляют ослика. А как вы поздравите? Что пожелаете? Давайте найдём нестандартные пожелания, чтобы поздравить Ослика с днём рождения.

8. Рефлексия  

Учитель

Чему мы учились сегодня?

Посмотрите ещё раз на нашу информационную схему. Она изображена в виде солнышка. Солнышко улыбается. Как вы думаете, почему?

Что значит настоящая вежливость?(Доброжелательность и благородные поступки)

Закончите предложение (письменно)

Настоящая вежливость – это…

Нарисуйте своё отношение к уроку (смайлик)

Использованная литература:

  1. Ладыженская Т.А. Школьная риторика. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. – М.: ООО «Баласс», ООО «С-инфо»; 2008
  2. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.м. Практическая методика русского языка: 5 кл: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992
  3. Успенский Л. Культура речи.  – М.: 1980.
  4. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте»: Речевой этикет в нашем общении. – М.: 1982
  5. Школьная риторика. 5 класс. Методические рекомендации// Под ред. Т.А.Ладыженской.М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Знаете ли Вы украинскую ночь?"

Урок - Обобщение. Творчество Н.В. Гоголя. "Вечера на хуторе близ Диканьки"...

Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина "Знаете ли вы?"для 5-6 класса

Урок в виде игры по сказкам А. С. Пушкина привлечёт внимание к творчеству великого поэта, к его героям, мудрому и точному слову. Материал можно использовать на уроке внеклассного чтения по сказкам Пуш...

урок мужества "Память о прошлом не знает забвенья"

Цель урока: формирование у детей патриотических чувств, воспитание любви и уважения к защитникам Родины, развития интереса к истории своей страны и к истории малой родины....

Урок английского языка в 9 классе по теме «Знаете ли вы историю рок- и поп- музыки?»

Разработка урока в 9 классе по учебнику Кузовлева.В.П....

Открытый урок. Урок-викторина "Кто знает больше" (фразеологизмов, крылатых слов и т.п.)

Цель урока: 1) Ознакомить с учебными фразеологическими словарями; повторить основные признаки фразеологизмов, их значение и употребление в речи.2) Добиваться умения объяснять значение фразеологизмов п...

Внеклассное мероприятие на уроке английского языка "Знаете ли вы английскую литературу?"

урок в виде конкурсов, направлен на развитие познавательной активности, памяти и желания прочитать книгу....