Программа внеурочной деятельности "Музеи Санкт-Петербурга в гости к нам"
проект (7, 8 класс)
Программа « Музеи СПб в гости к нам » действует на базе ГБОУ школа №258 для детей 13-14 лет. Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая, индивидуально - групповая.
Программа «Музеи СПб в гости к нам» позволит ребятам окунуться в удивительный мир музея, где каждый экспонат несёт в себе историю. Учащиеся кружка также на практике смогут провести свою научную исследовательскую работу, попробовать себя в роле экскурсовода.
Цели программы. Содержание программы “ Музеи СПб в гости к нам ” позволит:
- познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России и за рубежом;
- дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;
- побудить учащихся к созидательной деятельности;
- курс будет способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.
Задачи курса. Задачи реализации программы “ Музеи СПб в гости к нам ” состоят в том, чтобы учащиеся
- составили целостное представление о многогранности музейного мира .
- исследовали на практике собственные познавательные интересы, способности;
- интегрировали полученные в школе знания на качественно новом уровне.
- воспитание патриотизма, гражданственности;
- формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;
- способствование формированию коммуникативной культуры;
- развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;
- совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейный проект: «Музеи Санкт-Петербурга – в гости к нам» (на уроках географии и во внеклассной деятельности)»
Выполнила:
Дмитриева Марина Николаевна
учитель географии ГОУ СОШ №258
Колпинского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2018 г
1.Введение
2.Программа курса «Музеи СП-б в гости к нам»
3.Актуальность и новизна программы.
4.Возможности использования материалов курса на уроках географии России в 8-9 классах.
5. Методы отслеживания и диагностики результатов.
6.Список используемых источников.
7.Приложения
- Введение
Программа « Музеи СПб в гости к нам » действует на базе ГБОУ школа №258 для детей 13-14 лет. Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая, индивидуально - групповая.
Программа «Музеи СПб в гости к нам» позволит ребятам окунуться в удивительный мир музея, где каждый экспонат несёт в себе историю. Учащиеся кружка также на практике смогут провести свою научную исследовательскую работу, попробовать себя в роле экскурсовода.
Музей - это посредник между прошлой и будущей жизнью, её духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей - актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой жило и живет общество. Благодаря познанию музея, его экспонатов, у детей рождается или укрепляется любовь и бережное отношение к истории, к своей стране, а значит и патриотичность.
Музей является одной из форм дополнительного образования, участвующих в развитии социальной активности учащегося, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность. Изучение программы “ Музеи СПб в гости к нам ” представляется целесообразным, т.к. музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал
При составлении данной программы использован не только опыт работы авторов всевозможной литературы о музеях и музееведение, изучение учебных программ по музееведению, но и анализ детских интересов и возможностей.
- Цели и задачи программы.
Цели программы. Содержание программы “ Музеи СПб в гости к нам ” позволит:
- познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России и за рубежом;
- дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;
- побудить учащихся к созидательной деятельности;
- курс будет способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.
Задачи курса. Задачи реализации программы “ Музеи СПб в гости к нам ” состоят в том, чтобы учащиеся
- составили целостное представление о многогранности музейного мира .
- исследовали на практике собственные познавательные интересы, способности;
- интегрировали полученные в школе знания на качественно новом уровне.
- воспитание патриотизма, гражданственности;
- формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;
- способствование формированию коммуникативной культуры;
- развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;
- совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Условия достижения поставленной цели.
Для успешной реализации необходимы основные принципы распределения материала:
- Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
- Принцип интеграции и дифференциации обучения
- Принцип взаимодействия человека с музейной средой
Ожидаемые результаты и способы их проверок.
По окончании курса дети должны знать: историю музейного дела, ведущие музеи СПб, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Выпускники должны уметь: общаться с людьми, вести исследовательские записи, систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
В более полной форме знания и умения выпускников программы «Музеи СПб в гости к нам» можно отобразить в таблице.
Выпускники знают | Выпускники умеют |
- основную музейную терминологию; - функции и задачи музея; - этапы становления и развития музеев в СПб, - основные теоретические взгляды - цели, методы и этапы научно- исследовательской работы музея; - роль выставочной работы в социокультурной деятельности музея; - особенности хранения и экспонирования музейных предметов; - характеристику музейной экспозиции; - особенности экспозиционно - выставочной работы; - основные этапы научного проектирования экспозиций и выставок; - виды культурно-просветительной деятельности музея; - правила написания, подготовки и проведения экскурсии; - роль рекламы в работе музея; - механизм проведения экскурсии; - правила поведения экскурсовода. | - работать с различными источниками музееведческой информации, самостоятельно добывать знания; - применять полученные знания на практике; - свободно ориентироваться в музейной терминологии; - соотносить основные теоретические положения основоположников отечественной музейной педагогики с опытом современной музейной практики; - правильно пользоваться музейной терминологией; -работать с основной документацией при подготовке научной концепции выставки, музея; - работать с основной документацией на стадии комплектования материалов; - умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки; - работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки; - грамотно пользоваться письменной речью; - учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии, уметь адаптировать текст; - определять наиболее действенные способы воспитательного воздействия музея на посетителя в различных условиях; - систематизировать музейные материалы, выбирать наиболее важное и интересное; - ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве; - строить коммуникацию, вести диалог со слушателями. |
Организация деятельности учащихся.
Процесс преподавания программы дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения.
В основу реализации программы курса “ Музеи СПб в гости к нам ” может быть положен проектный метод организации учебной деятельности (разработка и создание выставки, разработка и проведение экскурсии, разработка рекламного проспекта музея). Такой вид деятельности позволит школьникам актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях. Определив содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, можно будет реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить учащихся в исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов внутри изучаемого курса (поисковая, фондовая, экспозиционная, экскурсионная, художественно-оформительская работа, рекламная работа).
Данная программа рассчитана на возраст учащихся от 13 до 14 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим организации занятий: 2 часа в неделю. Общее количество часов 68.
Оптимальная наполняемость учебной группы – 28 человек.
Особенности набора учащихся - по желанию детей и их родителей.
Содержание программы.
№ | Тема занятия. | Содержание занятия. | Универсальные учебные действия (УУД). |
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами. | Музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и т.д. Становление и развитие государственно - общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений учащихся в музеях образовательных учреждений. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ - выделение признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Личностные УУД: формирование основ грахданской идентичности личности: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому; стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью. |
2 | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея. | Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Основные социальные функции музея. Структура подразделений школьного музея. | |
3 | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18 века). | Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в Атичную эпоху (святилища, храмы, пинакотеки) и в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы, частное коллекционирование). Кабинеты эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры…). Естественно - научные кабинеты и художественное коллекционирование. Формирование концепции публичного музея. | |
4 | История музейного дела в России. Коллекционирование. | Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт - Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце 18- первой половине 19 веков. Практикум. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России. | |
5 | Музейная сеть и классификация музеев. Школьный музей. | Классификация музеев: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи… | |
6 | Фонды музея. Работа с фондами. | Понятие « фонды музея». Какую функцию они выполняют. Работа с фондами. | |
7 | Музейная экспозиция и её виды. | Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс». Особенности экспозиций разных групп музеев (исторические, художественные, этнографические). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном музее. Обновление экспозиций. | |
8 | Экскурсия в музей «Ижорские Заводы». Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами. | Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея. | |
9 | Экскурсия в музей «Реки Ижоры» (школы №476). Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея | Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея. | |
10 | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | Понятие поисково-исследовательской, научной, деятельности музея. Поиск экспонатов для музея. Исследование найденных экспонатов (года выпуска или изготовления экспоната, его история). | |
11 | Выставочная деятельность музея. | Понятие выставочной деятельности музея. Выставка найденных экспонатов. Творческое задание: придумать свой проект музея и выставки. | |
12 | Культурно-образовательная деятельность музея. | Понятие культурно - образовательной деятельности музея. Каждый учащийся пробует себя в роле экскурсовода. Совершенствует умение в проведении экскурсии, развивает навыки ораторского искусства | |
13 | Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея. | Понятие научно – исследовательской и поисковой деятельности музея. Практика: Поиск экспонатов. Исследовательская работа по изучению одного из экспонатов музея. | |
14 | Организация исследовательской работы. | Формы выполнения исследований: индивидуальные, коллективные, групповые. Права и обязанности исследователя. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности. | |
15 | Подготовка и проведение итогового мероприятия. | Выступление на научной конференции в конце года |
План работы на 2017-2018 уч.год
Курс «Музеи СПб в гости к нам»
№ | Кол-во | Тема |
1. | 2 часа | Вводное занятие. |
2. | 2 часа | Знакомство с музеями СПб , распределение по группам. Выбор музея. |
3. | 2 часа | Поездка в музей «Музыкальных инструментов» гр.№1 |
4. | 2 часа | Обработка материалов поездки ,создание презентации, проведение классного часа. |
5. | 2 часа | Поездка в музей «Музыкальных инструментов» гр.№2 |
6. | 2 часа | Обработка материалов поездки ,создание презентации, проведение классного часа. |
7. | 2 часа | Поездка в музей Воды гр.№4 |
8. | 2 часа | Обработка материалов поездки , создание презентации, проведение классного часа. |
9. | 2 часа | Поездка в музей Оптики гр.№5 |
10. | 2 часа | Обработка материалов поездки ,создание презентации, проведение классного часа. |
11. | 2 часа | Поездка в Планетарий гр.№1 |
12. | 2 часа | Обработка материалов поездки ,создание презентации, проведение классного часа. |
13. | 2 часа | Поездка в музей Искусств гр.№7 |
14. | 2 часа | Обработка материалов поездки ,создание презентации, проведение классного часа. |
15. | 2 часа | Итоги 1 полугодия. |
16. | 2 часа | Итоги 1 полугодия. |
17. | 2 часа | Поездка в музей Леса гр.№6 |
18. | 2 часа | Обработка материалов поездки ,создание презентации, проведение классного часа. |
19. | 2 часа | Поездка в музей «ФК команды Зенит» гр.№6 |
20. | 2 часа | Обработка материалов поездки ,создание презентации, проведение классного часа. |
21. | 2 часа | Поездка в музей «Гигиены»гр.№11 |
22. | 2 часа | Обработка материалов поездки ,создание презентации, проведение классного часа. |
23. | 2 часа | Поездка в музей «» гр.№1 |
24. | 2 часа | Обработка материалов поездки ,создание презентации, проведение классного часа. |
25. | 2 часа | Поездка в музей «Оружие» гр.№10 |
26. | 2 часа | Обработка материалов поездки ,создание презентации, проведение классного часа. |
27. | 2 часа | Поездка в музей «Уникальные физические явления» гр.№9 |
28. | 2 часа | Обработка материалов поездки ,создание презентации, проведение классного часа. |
29. | 2 часа | Поездка в здание Арсенала г.Пушкин гр.№3 |
30. | 2 часа | Обработка материалов поездки ,создание презентации, проведение классного часа. |
31. | 2 часа | Конкурс творческих работ |
32. | 2 часа | Конкурс творческих работ |
33. | 2 часа | Поездка классом в понравившейся музей. |
34. | 2 часа | Подведение итогов. |
- Актуальность и новизна.
Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Музеи Сб в гости к нам» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Программа имеет интегрированный характер.
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой деятельности руководителя школьного музея и учащихся.
Значительное число занятий направлено на ПРАКТИЧЕСКУЮ деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая собственный творческий проект (выставку, научно- исследовательскую работу), школьник раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.
- Возможности использования материалов музеев
на уроках географии России в курсах 8-9 классов
класс | № | Тема урока | Возможности музея |
8 | 1 | «Минеральные ресурсы и их Использование» | Геологический музей |
8 | 2 | «Почвы» | Музей почвоведения |
8 | 3 | «Природа арктических пустынь» | Музей Арктики и Антарктики |
8 | 4 | «Природа лесной зоны» | Музей леса |
8 | 5 | «Народы» | Музей Реки Ижоры |
9 | 1 | «Машиностроение» | Музей Ижорских Заводов |
9 | 2 | «Машиностроение» | Музей Оптики |
9 | 3 | «Транспорт» | Музей транспорта |
9 | 4 | «Европейский Северо-Запад» Природа | Музей Реки Ижоры |
9 | 5 | «Европейский Северо-Запад» Внутренние воды | Музей Реки Ижоры |
9 | 6 | «Европейский Северо-Запад» Население | Музей Реки Ижоры |
9 | 7 | «Европейский Северо-Запад» Экономика | Музей Ижорских Заводов |
- Методы отслеживания и диагностики результатов.
- Тестирование, викторины;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Подведение итогов:
В течение учебного года учащиеся разрабатывают и готовят временные выставки. В течение года каждый ученик защищает своей проект после посещения музея на классном часе ( в виде презентации в PowerPoint)
- Список используемых источников
Список основной литературы:
- Багаутдинова Ф.Г. Туристско - краеведческая деятельность учащихся начальных классов: ( в помощь учителю, руководителю кружка). - М., 1992;
- Голованов В.П. Педагогикадополнительного образования детей.- Йошкар-ола, 2006;
- Горский В.А. Живое образование .- Ногинск, 2007;
- Емельянов Б.В. Экскурсоведение.- М., 2000;
- Краеведение: пособие для учителя/ под ред.А.В. Даринского.- М., 1987;
- Музей и школа: пособие для учителя/ под ред. Т.А. Кудриной._ М., 2001;
- Российская музейная энциклопедия. В 2 т.-М., 2001;
- Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных.- М., 1988;
- Юренева Т.Ю. Музееведение.- М., 2003;
- Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003;
- Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. –М., 2001.
Литература, использованная при написании программы:
1. В мире школьных музеев. Выпуск 1. Отв. редактор: В.П. Моисеенко. М., Центр “Школьная книга”, 2007.
2. Галкина, Е. Все можно трогать руками. // Сов. музей. – 2000. – №4.
3. Детский музей г. Ноябрьска: концепция развития / под ред. Н.А. Никишина. – Ноябрьск; М., 1997. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика. практика: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1989.
4. Законом Российской Федерации “Об образовании”.
5. Культурно-образовательная деятельность музеев: сб. тр. творческ. лаборатории “Музейная педагогика” кафедры музееведения. – М., 1997.
6. О деятельности музеев образовательных учреждений. Письмо Министерства Образования . 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16.
7. Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в России.
8. Решетников Н.И. Экспозиция школьного музея: методич. рекомендации – М., 1986.
9. Решетников, Н.И. Музейный праздник. Организация и проведение: методич. рекомендации. – М., 1985.
10. Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. № 73 – Ф3, 25 июня 2002 г.
11. Федеральным законом “О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”. № 54- Ф3, 26 мая 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План открытого урока по теме: «Маршрут по Петропавловскому собору» в рамках программы «Гиды по Санкт-Петербургу и его пригородам»
План открытого урока по теме:«Маршрут по Петропавловскому собору» в рамках программы «Гиды по Санкт-Петербургу и его пригородам»...
Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга - 5 класс.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 5 классов общеобразовательных учреждений Л. К. Ермолаева, Санкт-Петербург....
Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга - 6 класс.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса история и культура Санкт-Петербурга для 6 классов общеобразовательных Л. К. Ермолаева Санкт-Петербург....
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...
Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга Ермолова 8 класс
Данная рабочая программа составлена на основе образовательной программы Л.К.Ермолаевой «Санкт-Петербург – история и культура», рассчитанной на два года обучения по 1 часу в неделю. Рабочая программа д...
День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург» Открытое внеурочное мероприятие для 4-х классов «ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО САНКТ- ПЕТЕРБУРГУ»
День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург»Открытое мероприятие для 4-х классов Внеурочная деятельность. Английский язык.«ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО С...
Программа "Гид по Санкт-Петербургу"
Эта программа разработана для школьников 7-9 классов, чтобы помочь изучать английский язык и узнать больше о прекрасном городе Санкт-Петербурге....