Программа внеурочной деятельности "Музеи Санкт-Петербурга в гости к нам"
проект (7, 8 класс)

Дмитриева Марина Николаевна

Программа  « Музеи СПб в гости к нам » действует на базе ГБОУ школа №258 для детей 13-14 лет. Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая, индивидуально - групповая.

         Программа «Музеи СПб в гости к нам» позволит ребятам окунуться в удивительный мир музея, где каждый экспонат несёт в себе историю. Учащиеся кружка также на практике смогут провести свою научную исследовательскую работу, попробовать себя в роле экскурсовода.

Цели программыСодержание программы “ Музеи СПб в гости к нам ” позволит:

  • познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России и за рубежом;
  • дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;
  • побудить учащихся к созидательной деятельности;
  • курс будет способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.

Задачи курса. Задачи реализации программы “ Музеи СПб в гости к нам ” состоят в том, чтобы учащиеся

  • составили целостное представление о многогранности музейного мира .
  • исследовали на практике собственные познавательные интересы, способности;
  • интегрировали полученные в школе знания на качественно новом уровне.
  • воспитание патриотизма, гражданственности;
  • формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;
  • способствование формированию коммуникативной культуры;
  • развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;
  • совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейный проект:   «Музеи Санкт-Петербурга – в гости к нам» (на уроках географии и во внеклассной деятельности)»

Выполнила:

Дмитриева Марина Николаевна

учитель географии ГОУ СОШ №258

Колпинского района  Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2018 г

1.Введение

2.Программа курса «Музеи СП-б в гости к нам»

3.Актуальность и новизна программы.

4.Возможности использования материалов курса на уроках географии России в 8-9 классах.

5. Методы отслеживания и диагностики результатов.

6.Список  используемых источников.

7.Приложения

  1. Введение

Программа  « Музеи СПб в гости к нам » действует на базе ГБОУ школа №258 для детей 13-14 лет. Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая, индивидуально - групповая.

         Программа «Музеи СПб в гости к нам» позволит ребятам окунуться в удивительный мир музея, где каждый экспонат несёт в себе историю. Учащиеся кружка также на практике смогут провести свою научную исследовательскую работу, попробовать себя в роле экскурсовода.

         Музей - это посредник между прошлой и будущей жизнью, её духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей - актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой жило и живет общество. Благодаря познанию музея, его экспонатов, у детей  рождается или укрепляется любовь и бережное отношение к истории, к своей стране, а значит и патриотичность.

        Музей является одной из форм дополнительного образования, участвующих в развитии социальной активности учащегося, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность. Изучение программы “ Музеи СПб в гости к нам ” представляется целесообразным, т.к. музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности.     Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал

При составлении данной программы использован не только опыт работы авторов всевозможной литературы о музеях и музееведение, изучение учебных программ по музееведению, но и анализ детских интересов и возможностей.

  1. Цели и задачи программы.

Цели программыСодержание программы “ Музеи СПб в гости к нам ” позволит:

  • познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России и за рубежом;
  • дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;
  • побудить учащихся к созидательной деятельности;
  • курс будет способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.

Задачи курса. Задачи реализации программы “ Музеи СПб в гости к нам ” состоят в том, чтобы учащиеся

  • составили целостное представление о многогранности музейного мира .
  • исследовали на практике собственные познавательные интересы, способности;
  • интегрировали полученные в школе знания на качественно новом уровне.
  • воспитание патриотизма, гражданственности;
  • формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;
  • способствование формированию коммуникативной культуры;
  • развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;
  • совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Условия достижения поставленной цели.

Для успешной реализации необходимы основные принципы распределения материала:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
  • Принцип интеграции и дифференциации обучения
  • Принцип взаимодействия человека с музейной средой

Ожидаемые результаты и способы их проверок.

         По окончании курса дети должны знать: историю музейного дела, ведущие музеи СПб, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

         Выпускники должны уметь: общаться с людьми,  вести исследовательские записи, систематизировать и обобщать собранный  материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

В более полной форме знания  и умения выпускников программы «Музеи СПб в гости к нам» можно отобразить в таблице.

Выпускники  знают

Выпускники умеют

- основную музейную терминологию;

- функции и задачи музея;

- этапы становления и развития музеев в СПб,

- основные теоретические взгляды - цели, методы и этапы научно- исследовательской работы музея;

- роль выставочной работы в социокультурной деятельности музея;

- особенности хранения и экспонирования музейных предметов;

- характеристику музейной экспозиции;

- особенности экспозиционно - выставочной работы;

- основные этапы научного проектирования экспозиций и выставок;

- виды культурно-просветительной деятельности музея;

- правила написания, подготовки и проведения экскурсии;

- роль рекламы в работе музея;

механизм проведения экскурсии;

- правила поведения экскурсовода.

- работать с различными источниками  музееведческой информации, самостоятельно добывать знания;

- применять полученные знания на практике;

- свободно ориентироваться в музейной терминологии;

- соотносить основные теоретические положения основоположников отечественной музейной педагогики с опытом современной музейной практики;

- правильно пользоваться музейной терминологией;

-работать с основной документацией при подготовке научной концепции выставки, музея;

- работать с основной документацией на стадии комплектования материалов;

- умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки;

- работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки;

- грамотно пользоваться письменной речью;

- учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии, уметь адаптировать текст;

- определять наиболее действенные способы воспитательного воздействия музея на посетителя в различных условиях;

- систематизировать музейные материалы, выбирать наиболее важное и интересное;

- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

- строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.

Организация деятельности учащихся.

         Процесс преподавания программы дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения.

         В основу реализации программы курса “ Музеи СПб в гости к нам ” может быть положен проектный метод организации учебной деятельности (разработка и создание выставки, разработка и проведение экскурсии, разработка рекламного проспекта музея). Такой вид деятельности позволит школьникам актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях. Определив содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, можно будет реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить учащихся в исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов внутри изучаемого курса (поисковая, фондовая, экспозиционная, экскурсионная, художественно-оформительская работа, рекламная работа).

Данная программа рассчитана на возраст учащихся от 13 до 14 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Режим организации занятий: 2 часа в неделю. Общее количество часов 68.

Оптимальная наполняемость учебной группы – 28 человек.

Особенности набора учащихся - по желанию детей и их родителей.

Содержание программы.

Тема занятия.

Содержание занятия.

Универсальные учебные действия (УУД).

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами.

Музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и т.д. Становление и развитие государственно - общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений учащихся в музеях образовательных учреждений.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

анализ - выделение признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

ориентация на партнера по общению,

умение слушать собеседника

Регулятивные УУД:

целеполагание;      планирование;

прогнозирование;

контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Личностные УУД:

формирование основ грахданской идентичности личности:

сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

сформированность учебных мотивов;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

2

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека.  Основные социальные функции музея. Структура подразделений школьного  музея.

3

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование  (от Античности до конца 18 века).

Начало коллекционирования  древностей. Коллекционирование в Атичную эпоху (святилища, храмы, пинакотеки) и в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы, частное коллекционирование). Кабинеты эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры…). Естественно - научные кабинеты и художественное коллекционирование. Формирование концепции публичного музея.

4

История музейного дела в России. Коллекционирование.

Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт - Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце 18- первой половине 19 веков. Практикум. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России.

5

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный музей.

Классификация музеев: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи…

6

Фонды музея. Работа с фондами.

Понятие « фонды музея». Какую функцию они выполняют. Работа с фондами.

7

Музейная экспозиция и её виды.

Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс». Особенности экспозиций разных групп музеев (исторические, художественные, этнографические). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном  музее. Обновление экспозиций.

8

Экскурсия в музей «Ижорские Заводы». Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами.

Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.

9

Экскурсия в музей «Реки Ижоры» (школы №476). Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея

Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.

10

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

Понятие поисково-исследовательской, научной, деятельности музея.

Поиск экспонатов для музея. Исследование найденных экспонатов (года выпуска или изготовления экспоната, его история).

11

Выставочная деятельность музея.

Понятие выставочной деятельности музея. Выставка найденных экспонатов.

Творческое задание: придумать свой проект музея и выставки.

12

Культурно-образовательная деятельность музея.

Понятие культурно - образовательной деятельности музея.

Каждый учащийся пробует себя в роле экскурсовода. Совершенствует умение в проведении экскурсии, развивает навыки ораторского искусства

13

Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея.

Понятие научно – исследовательской и поисковой  деятельности музея.

Практика: Поиск экспонатов. Исследовательская работа по изучению одного из экспонатов  музея.

14

Организация исследовательской работы.

Формы выполнения  исследований: индивидуальные, коллективные, групповые. Права и обязанности исследователя. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.

15

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

Выступление на научной конференции в конце года

План работы на 2017-2018 уч.год

Курс «Музеи СПб в гости к нам»

Кол-во

Тема

1.

2 часа

Вводное занятие.

2.

2 часа

Знакомство с музеями СПб , распределение по группам. Выбор музея.

3.

2 часа

Поездка в музей «Музыкальных инструментов»  гр.№1

4.

2 часа

Обработка материалов поездки ,создание  презентации, проведение классного часа.

5.

2 часа

Поездка в музей «Музыкальных инструментов»  гр.№2

6.

2 часа

Обработка материалов поездки  ,создание  презентации, проведение классного часа.

7.

2 часа

Поездка в музей Воды гр.№4

8.

2 часа

Обработка материалов поездки , создание  презентации, проведение классного часа.

9.

2 часа

Поездка в музей Оптики гр.№5

10.

2 часа

Обработка материалов поездки ,создание  презентации, проведение классного часа.

11.

2 часа

Поездка в Планетарий  гр.№1

12.

2 часа

Обработка материалов поездки ,создание  презентации, проведение классного часа.

13.

2 часа

Поездка в музей Искусств гр.№7

14.

2 часа

Обработка материалов поездки ,создание  презентации, проведение классного часа.

15.

2 часа

Итоги 1 полугодия.

16.

2 часа

Итоги 1 полугодия.

17.

2 часа

Поездка в музей Леса  гр.№6

18.

2 часа

Обработка материалов поездки ,создание  презентации, проведение классного часа.

19.

2 часа

Поездка в музей «ФК команды Зенит»  гр.№6

20.

2 часа

Обработка материалов поездки ,создание  презентации, проведение классного часа.

21.

2 часа

Поездка в музей «Гигиены»гр.№11

22.

2 часа

Обработка материалов поездки ,создание  презентации, проведение классного часа.

23.

2 часа

Поездка в музей «»  гр.№1

24.

2 часа

Обработка материалов поездки ,создание  презентации, проведение классного часа.

25.

2 часа

Поездка в музей «Оружие»  гр.№10

26.

2 часа

Обработка материалов поездки ,создание  презентации, проведение классного часа.

27.

2 часа

Поездка в музей «Уникальные физические явления»  гр.№9

28.

2 часа

Обработка материалов поездки ,создание  презентации, проведение классного часа.

29.

2 часа

Поездка в здание Арсенала г.Пушкин  гр.№3

30.

2 часа

Обработка материалов поездки ,создание  презентации, проведение классного часа.

31.

2 часа

Конкурс творческих работ

32.

2 часа

Конкурс творческих работ

33.

2 часа

Поездка классом в понравившейся  музей.

34.

2 часа

Подведение итогов.

  1. Актуальность и новизна.

         Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

         Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

         Программа «Музеи Сб в гости к нам» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

         Программа имеет интегрированный характер.

         В  условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой деятельности руководителя школьного  музея и учащихся.

         Значительное число занятий направлено на ПРАКТИЧЕСКУЮ деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая собственный творческий проект (выставку, научно- исследовательскую работу),  школьник раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

  1. Возможности использования материалов музеев

на уроках географии России в курсах 8-9 классов

класс

Тема урока

Возможности музея

8

1

«Минеральные ресурсы и их

Использование»

Геологический музей

8

2

«Почвы»

Музей почвоведения

8

3

«Природа арктических пустынь»

Музей Арктики и Антарктики

8

4

«Природа лесной зоны»

Музей леса

8

5

«Народы»

Музей Реки Ижоры

9

1

«Машиностроение»

Музей Ижорских Заводов

9

2

«Машиностроение»

Музей Оптики

9

3

«Транспорт»

Музей транспорта

9

4

«Европейский Северо-Запад»

Природа

Музей Реки Ижоры

9

5

«Европейский Северо-Запад»

Внутренние воды

Музей Реки Ижоры

9

6

«Европейский Северо-Запад»

Население

Музей Реки Ижоры

9

7

«Европейский Северо-Запад»

Экономика

Музей Ижорских Заводов

  1. Методы отслеживания и диагностики результатов.
  • Тестирование, викторины;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • контрольные задания.    

                                                                                                                                               Подведение итогов:

         В течение учебного года учащиеся разрабатывают и готовят временные  выставки.  В течение года каждый ученик  защищает своей проект после посещения  музея на классном часе ( в виде презентации в PowerPoint)

  1. Список используемых источников

Список основной литературы:

  1. Багаутдинова Ф.Г.  Туристско - краеведческая деятельность учащихся начальных классов: ( в помощь учителю, руководителю кружка). - М., 1992;
  2. Голованов В.П. Педагогикадополнительного образования детей.- Йошкар-ола, 2006;
  3. Горский В.А. Живое образование .- Ногинск, 2007;
  4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение.- М., 2000;
  5. Краеведение: пособие для учителя/ под ред.А.В. Даринского.- М., 1987;
  6. Музей и школа: пособие для учителя/ под ред. Т.А. Кудриной._ М., 2001;
  7. Российская музейная энциклопедия. В 2 т.-М., 2001;
  8. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных.- М., 1988;
  9. Юренева Т.Ю. Музееведение.- М., 2003;
  10. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003;
  11. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. –М., 2001.

Литература, использованная при написании программы:

1. В мире школьных музеев. Выпуск 1. Отв. редактор: В.П. Моисеенко. М., Центр “Школьная книга”, 2007.

2. Галкина, Е. Все можно трогать руками. // Сов. музей. – 2000. – №4.

3. Детский музей г. Ноябрьска: концепция развития / под ред. Н.А. Никишина. – Ноябрьск; М., 1997. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика. практика: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1989.

4. Законом Российской Федерации “Об образовании”.

5. Культурно-образовательная деятельность музеев: сб. тр. творческ. лаборатории “Музейная педагогика” кафедры музееведения. – М., 1997.

6. О деятельности музеев образовательных учреждений. Письмо Министерства Образования . 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16.

7. Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в России.

8. Решетников Н.И. Экспозиция школьного музея: методич. рекомендации – М., 1986.

9. Решетников, Н.И. Музейный праздник. Организация и проведение: методич. рекомендации. – М., 1985.

10. Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. № 73 – Ф3, 25 июня 2002 г.

11. Федеральным законом “О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”. № 54- Ф3, 26 мая 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по теме: «Маршрут по Петропавловскому собору» в рамках программы «Гиды по Санкт-Петербургу и его пригородам»

План открытого урока по теме:«Маршрут по Петропавловскому собору» в рамках программы «Гиды по Санкт-Петербургу и его пригородам»...

Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга - 5 класс.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 5 классов общеобразовательных учреждений Л. К. Ермолаева, Санкт-Петербург....

Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга - 6 класс.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса история и культура Санкт-Петербурга для 6 классов общеобразовательных Л. К. Ермолаева Санкт-Петербург....

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга Ермолова 8 класс

Данная рабочая программа составлена на основе образовательной программы Л.К.Ермолаевой «Санкт-Петербург – история и культура», рассчитанной на два года обучения по 1 часу в неделю. Рабочая программа д...

День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург» Открытое внеурочное мероприятие для 4-х классов «ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО САНКТ- ПЕТЕРБУРГУ»

День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург»Открытое мероприятие для 4-х классов Внеурочная деятельность. Английский язык.«ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО С...

Программа "Гид по Санкт-Петербургу"

Эта программа разработана для школьников 7-9 классов, чтобы помочь изучать английский язык и узнать больше о прекрасном городе Санкт-Петербурге....