Конспект урока по теме "Правописание суффиксов ЧИК/ЩИК"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок изучения нового материала 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока 26.55 КБ
Office presentation icon Презентация 1.58 МБ
Файл Интерактивный тест 311.03 КБ

Предварительный просмотр:

Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК,  - ЩИК.

Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с

требованиями ФГОС при решении учебной задачи: открытие способа правописания суффиксов –чик, -щик в существительных.

Личностные результаты:

- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми.

Метапредметные результаты:

личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

коммуникативные УУД: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

познавательные УУД: осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей 

регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей

Предметные результаты: применять на практике правило написания существительных с суффиксами –чик, -щик.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя (1 минута).

- Доброе утро, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня. В начале урока я бы хотела проверить,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку? («пять»)!

  1. Изучение новых знаний и способов действия (10 минут).

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа учителя с классом.

Мотивационная деятельность по формированию темы урока (5 минут).

Использование приёма «Отбрось лишнее».

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа учителя с классом.

-Ребята, я предлагаю вам взглянуть на слайд.

Пр..ехать, пол..жить, газет..ик, набор..ик, о Лиди..

-Внимательно посмотрите на слова и скажите, в каких морфемах пропущены орфограммы. При ответе  на этот вопрос вспомните, изучали ли мы правописание той или иной орфограммы.

(Приехать – приставка, при пишется, т.к. содержит значение приближения.

Положить –корень. Лож пишется, т.к. перед о – ж.

Газетчик, наборщик – суффиксы. Слышится чик и щик, но правило не изучали.

О Лидии – окончание. Пишется и, т.к. это П.П., существ.на – ия.)

-Ребята,  самостоятельно сформулируйте тему сегодняшнего урока, опираясь на исключённые из данного ряда слова («Правописание ч, щ в суффиксах  -чик и -щик»).

- Сегодня на нашем уроке  мы  окунемся в удивительный, огромный мир суффиксов. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Ребята, а какова основная функция суффиксов? (Образовывать слова)
Изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я (постановка проблемного вопроса)

-Мне надо правильно написать слово переписчик. (На доске – перепис…ик). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов.)
- Так какую же выбрать букву: ч или щ? Аргументируйте свой ответ!

 -Какую орфографическую  и фонетическую проблему вы обнаружили? (Произношение не соответствует написанию. В соответствии с системой нашей артикуляции нам удобнее произносить перепищик).

-А как узнать о том, как правильно писать суффиксы –чик и –щик? Какова цель нашего урока? (Познакомиться с правилом, научиться применять его на практике).

-Вы готовы получить новые знания? Если готовы – поднимите правую руку вверх, как положено настоящему прилежному ученику! Тогда вперёд!

- Записываем в тетради число. Сегодня

Семнадцатое декабря.

Классная работа.

III. Изучение новых знаний и способов действия (5 минут).

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа учителя с классом.

Я предлагаю вам окунуться в сказочный мир. Именно в страну Суффиксляндию мы и отправимся.

Лингвистическая сказка на видео.

«Жили-были суффиксы ЧИК и ЩИК. И хотя ЧИК  был тихоня, а ЩИК – задира и непоседа, жили суффиксы дружно. По очереди ходили на работу, по очереди отдыхали. А работали суффиксы строителями, строили  слова.

 Вот выходит на работу ЧИК, и появляются новые слова». ПАУЗА!!!

- Ребята, давайте попробуем  заняться строительством слов, раз мы в сказочной стране!

На доске слова:

буфет – буфетЧИК

смазать – смазЧИК

разведать – разведЧИК

Разносить – разносЧИК

Перебег(//ж)ать- перебежЧИК.

«А потом приходит смена суффикса ЩИК, и он образует новые слова»: ПАУЗА!!!

камень – каменЩИК

прицеп – прицепЩИК

фонарь – фонарЩИК.

И все у братьев шло ладно да складно, пока однажды ЩИК не заявил своему брату:

 - Послушай, ЧИК, а ведь я вполне могу обойтись и без тебя. Послушай, как звучат тобой образованные слова:  резчик -  ре[ЩИК],  смазчик - сма[ЩИК],  извозчик - изво[ЩИК],  перебежчик - перебе[ЩИК]. Ну, что, убедился, что в этих словах вполне могу  писаться  я, суффикс ЩИК.

 - Но это же несправедливо. Мы ведь договаривались с тобой всю работу делить пополам.

 - Когда это было! Договаривались мы давно, а теперь я передумал. Словом, я решил: всю работу буду делать я, а ты, ЧИК, сиди дома, в русском языке обойдутся и без тебя.

ЩИК убежал, а ЧИК горько заплакал. Проходила мимо компания друзей- букв , увидели ЧИК и спрашивают:

 - Что случилось?

Объяснил суффикс ЧИК, как брат ЩИК его обманул. Стали буквы возмущаться:

 - Морфемика – это наука, и все в ней должны соблюдать лингвистические законы.  Суффикс – это   значимая часть слова, она  образует новые слова. Но все-таки суффикс не самая важная часть слова, почему, ребята? ПАУЗА!!!

(Корень важнее. Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов).

-А мы, буквы, часто завершаем корень. Ты, суффикс ЧИК,  нам очень нравишься, и мы считаем тебя своим другом. Поэтому запомни:  после нас будешь писаться только ты, суффикс ЧИК.

Так с тех пор и пошло: как только в слове, обозначающем лицо по профессии, роду деятельности, корень оканчивается на буквы(??? Что за буквы, ребята???)

Д, Т, З, С, Ж, так пишется суффикс ЧИК, а после других букв пишется суффикс ЩИК.

- Вы сами не заметили, как сформулировали правило! (Суффикс ЧИК пишется после д, з, ж, с, т, а суффикс ЩИК после всех остальных).

Внимательно посмотрите на слова. Что все они обозначают? Какая морфема придает такое значение? (Эти суффиксы обозначают лиц по профессии, роду деятельности. Суффикс играет эту роль).

- Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали правило, откроем учебник на странице 102, параграф 44.

IV. Этап проверки понимания изученного (2 минуты).

Форма организации учебной деятельности: совместно – распределительная работа.

-Молодцы, ребята! Теперь мы сможем решить нашу проблему, которую я поставила перед вами в начале урока. Что напишем на месте пропуска в слове перепис..ик? (чик, потому что после с)

-На слайде вы видите одну фразу: Я тоже здесь. Кто догадался, какая подсказка заключена в этих словах??

- Ребята, вы готовы попробовать применить новое правило на практике? Тогда приготовились к моему первому заданию.

V. Этап закрепления изученного.

  1. -Давайте для разминки сыграем в игру «Кто я такой?» (5 минут).

Цель данной игры – углубить свои знания по лексике, научиться применять новое правило.

Форма работы: дидактическая игра.

- Ваша задача заключается в том, чтобы угадать, о какой профессии или роде деятельности  идет речь, на доске написать угаданное слово, применяя новое правило, свой ответ аргументировать (каждое слово – слайд с картинкой).

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик.
  2. Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик.
  3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.
  4. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик.
  5. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик.
  6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик.
  7. Рабочий, работающий посменнос другим – сменщик.
  8. Рабочий, который замешивает бетон бетонщик.
  9. Человек, работающий на экскаваторе – экскаваторщик.
  10.  Работник, который укладывает паркет –паркетчик.

Ребята угадывают слово и выходят записывают его на доске, выделяя суффикс и предшествующую ему букву.

Рефлексия

-Ребята, какой вывод о проделанной работе можно сделать? Чему вы научились на примере этого упражнения? (познакомились с профессиями, научились применять правило)

Физкультминутка 1 мин

2. «Распредели-ка!» (5 минут). (работа в парах  с карточками)

–Следующее задание распределительный диктант. Но вы не будете работать поодиночке. Вообразим себя чиком и щиком.  Поэтому один человек в паре будет суффиксом ЧИКом, а другой ЩИКом. От настроя в паре зависит качество вашей работы.

 Цель данного задания – научиться на слух определять правописание букв в суффиксах чик, щик.

Переводчик, компьютерщик,  переносчик, рассказчик, наборщик, грузчик, разносчик, сборщик, барабанщик, заказчик,  сварщик, шарманщик.

–Ребята, какой навык вы отрабатывали в этом упражнении?

(научились на слух определять суффиксы чик и щик)

3.«Корректор» (6 минут)

-Далее я вам предлагаю представить себя взрослым, поработать в роли корректора.

Форма работы: ролевая игра.

Цель игры: научиться видеть ошибки в словах, исправлять их.

-Кто знает, в чём заключается задача этой профессии? (Корректировать написанное, исправлять).

Цель данного задания – научиться видеть орфографические ошибки в словах с изученной орфограммой,  формировать умения отстаивать свою точку зрения.

  1. Работать грузщиком. (грузчик)
  2. Являться рассказщиком (рассказчик)
  3. Юный барабанщик (нет ошибки)
  4. Ответственный приказщик (приказчик)
  5. Опытный резщик (резчик)
  6. Подлый доносчик (нет ошибки)
  7. Профессиональные обходщики (обходчики)
  8. Он стал подписщиком (посдписчик)
  9. Усталый фонарьщик (фонарщик)
  10. Передать сменчикам станки (сменщик)

–Ребята, какой навык вы отрабатывали в этом упражнении? (научились видеть орфографические ошибки в словах)

- Сложно ли исправлять ошибки, если знать правило?

5.Самопроверка (8 минут).

Форма работы: индивидуальная.

Цель задания: формировать умения объективно оценивать свои знания, научиться мысленно строить цепочку логических рассуждений, касаемых той или иной изученной орфограммы.

 - Ну что ж, ребята, мы с вами учились применять правило на практике, закрепляли его на примерах интересных упражнений. Теперь остается одно – проверить, на сколько вы освоили тему. Проверять вы будете себя сами. Оценивать тоже. Работа с нетбуками.

Ребята выполняют тест, осуществляют проверку и показывают учителю.

VI. Этап информации о домашнем   задании (2 минуты ). (СЛАЙД)

  • На выбор:
  1. В Толковом словаре найти значения 10 слов, обозначающих принадлежность к той или иной профессии, оканчивающихся суффиксами –чик или -щик, составить с ними 3-4 предложения;
  2. Выполнить упражнения 244, 245.

VII. Этап рефлексии (2 минуты).

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из

рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…

Я научился…
У меня получилось

Было трудно…  

VIII. Подведение итогов (2 минуты).

-Урок был очень увлекательным, интересным. Вы работали очень активно. Оценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Крутовская СОШ» Правописание суффиксов ЧИК/ЩИК УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ФЕДОРОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

Слайд 3

Пр. .ехать, по л .. ж ить, газет ..ик , набор ..ик , о Лиди ..

Слайд 4

При ехать По лож ить Газет чик Набор щик О Лиди и Газет чик Набор щик

Слайд 5

Я т о ж е зд е с ь

Слайд 6

Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике –

Слайд 7

Солдат, обслуживающий пулемет

Слайд 8

Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь

Слайд 9

Тот, кто перебежал к врагу, изменник

Слайд 10

Работник, который занимается приёмом чего-нибудь

Слайд 11

Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание

Слайд 12

Рабочий, работающий посменно с другим

Слайд 13

Рабочий, который замешивает бетон

Слайд 14

Человек, работающий на экскаваторе

Слайд 15

Работник, который укладывает паркет

Слайд 16

На выбор: Написать сочинение на любую тему, используя 10 слов с изученной орфограммой; В Толковом словаре найти значения 10 слов, обозначающих принадлежность к той или иной профессии, оканчивающихся суффиксами –чик или -щик, составить с ними 3-4 предложения; Выполнить упражнения 244, 245 .

Слайд 17

Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось Было трудно…

Слайд 18

??? … - это плавучий знак, устанавливаемый для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватеров.

Слайд 19

Запомни! Бак е н

Слайд 20

Бакен(ь)щик


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

12.10.2022 Тест по русскому языку для 6 класса Буквы Ч-Щ в суффиксах – чик –/– щик – имен существительных

Слайд 2

12.10.2022 1. – щик – пишется Свар… ик Перепис … ик Перебеж … ик Извоз… ик

Слайд 3

12.10.2022 2. – щик – пишется Объезд… ик Переплет… ик Смаз … ик Обой … ик мебели

Слайд 4

12.10.2022 3. – чик – пишется Фасов… ик Формов … ик Перебеж … ик Домен… ик

Слайд 5

12.10.2022 4. – чик – пишется Обув… ик Рассказ… ик Камен… ик Прицеп… ик

Слайд 6

12.10.2022 5. – чик – пишется Стуль … ик Стеколь … ик Сбор… ик Камен… ик

Слайд 7

12.10.2022 6. – чик – пишется Копиров… ик Фасов… ица Лет… ик Гон… ик

Слайд 8

12.10.2022 7 . – щик – пишется Свар… ик Огур … ик Помидор… ик Стуль … ик

Слайд 9

12.10.2022 8 . – щик – пишется Лет… ик Перевод… ик Погруз … ик Гон… ик

Слайд 10

12.10.2022 9. – чик – пишется Упаков … ик Развед … ик Набор… ик Сортиров… ик

Слайд 11

12.10.2022 10. – чик – пишется Носиль … ик Камен… ик Развед … ик Упаков … ица

Слайд 12

12.10.2022 11. – щик – пишется Камен… ик Маль … ик Лет… ик Диван… ик

Слайд 13

12.10.2022 12. – щик – пишется Уклад… ик Лимон… ик Набор…ик духов Набор… ик букв в типографии

Слайд 14

12.10.2022 13. – чик – пишется Перевод… ик Свар… ик Носиль … ик Расфасов … ик

Слайд 15

12.10.2022 14. – щик – пишется Самовар… ик из меди Вертолет… ик Обой … ик мебели Зай … ик

Слайд 16

12.10.2022 15. – щик – пишется Купили барабан… ик Барабан… ик Вася Новый диван… ик Желтый лимон… ик

Слайд 17

12.10.2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Суффиксы в названиях профессий"

Конспект логопедического занятия" Суффиксы в названиях профессий –ник-, -чик-, -щик-, -ель-, -ист-. Образование существительных, обозначающие профессии или род деятельности человека" для учащихся 3 кл...

Подготовка к ЕГЭ. Конспект урока "Правописание суффиксов различных частей речи(кроме –н- и –нн-). (2 часа)"

Цели: повторить и обобщить знания учащихся по пройденным  темам  (правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-); закрепить умение комментировать постановку знаков пре...

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

Конспект урока: "Правописание суффиксов существительных -ЧИК- (-ЩИК-)"

Конспект урока по русскому языку для 6 класса...

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...

Конспект урока "Правописание суффиксов – ек -, - ик –".

Цель урока:  формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, - ик -;Задачи урока:−  организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ...