Конспект урока по теме "Правописание суффиксов ЧИК/ЩИК"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 26.55 КБ |
Презентация | 1.58 МБ |
Интерактивный тест | 311.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК, - ЩИК.
Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с
требованиями ФГОС при решении учебной задачи: открытие способа правописания суффиксов –чик, -щик в существительных.
Личностные результаты:
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми.
Метапредметные результаты:
личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
познавательные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей
регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей
Предметные результаты: применять на практике правило написания существительных с суффиксами –чик, -щик.
Ход урока:
- Организационный момент. Вступительное слово учителя (1 минута).
- Доброе утро, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня. В начале урока я бы хотела проверить,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку? («пять»)!
- Изучение новых знаний и способов действия (10 минут).
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа учителя с классом.
Мотивационная деятельность по формированию темы урока (5 минут).
Использование приёма «Отбрось лишнее».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа учителя с классом.
-Ребята, я предлагаю вам взглянуть на слайд.
Пр..ехать, пол..жить, газет..ик, набор..ик, о Лиди..
-Внимательно посмотрите на слова и скажите, в каких морфемах пропущены орфограммы. При ответе на этот вопрос вспомните, изучали ли мы правописание той или иной орфограммы.
(Приехать – приставка, при пишется, т.к. содержит значение приближения.
Положить –корень. Лож пишется, т.к. перед о – ж.
Газетчик, наборщик – суффиксы. Слышится чик и щик, но правило не изучали.
О Лидии – окончание. Пишется и, т.к. это П.П., существ.на – ия.)
-Ребята, самостоятельно сформулируйте тему сегодняшнего урока, опираясь на исключённые из данного ряда слова («Правописание ч, щ в суффиксах -чик и -щик»).
- Сегодня на нашем уроке мы окунемся в удивительный, огромный мир суффиксов. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Ребята, а какова основная функция суффиксов? (Образовывать слова)
Изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я (постановка проблемного вопроса)
-Мне надо правильно написать слово переписчик. (На доске – перепис…ик). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов.)
- Так какую же выбрать букву: ч или щ? Аргументируйте свой ответ!
-Какую орфографическую и фонетическую проблему вы обнаружили? (Произношение не соответствует написанию. В соответствии с системой нашей артикуляции нам удобнее произносить перепищик).
-А как узнать о том, как правильно писать суффиксы –чик и –щик? Какова цель нашего урока? (Познакомиться с правилом, научиться применять его на практике).
-Вы готовы получить новые знания? Если готовы – поднимите правую руку вверх, как положено настоящему прилежному ученику! Тогда вперёд!
- Записываем в тетради число. Сегодня
Семнадцатое декабря.
Классная работа.
III. Изучение новых знаний и способов действия (5 минут).
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа учителя с классом.
Я предлагаю вам окунуться в сказочный мир. Именно в страну Суффиксляндию мы и отправимся.
Лингвистическая сказка на видео.
«Жили-были суффиксы ЧИК и ЩИК. И хотя ЧИК был тихоня, а ЩИК – задира и непоседа, жили суффиксы дружно. По очереди ходили на работу, по очереди отдыхали. А работали суффиксы строителями, строили слова.
Вот выходит на работу ЧИК, и появляются новые слова». ПАУЗА!!!
- Ребята, давайте попробуем заняться строительством слов, раз мы в сказочной стране!
На доске слова:
буфет – буфетЧИК
смазать – смазЧИК
разведать – разведЧИК
Разносить – разносЧИК
Перебег(//ж)ать- перебежЧИК.
«А потом приходит смена суффикса ЩИК, и он образует новые слова»: ПАУЗА!!!
камень – каменЩИК
прицеп – прицепЩИК
фонарь – фонарЩИК.
И все у братьев шло ладно да складно, пока однажды ЩИК не заявил своему брату:
- Послушай, ЧИК, а ведь я вполне могу обойтись и без тебя. Послушай, как звучат тобой образованные слова: резчик - ре[ЩИК], смазчик - сма[ЩИК], извозчик - изво[ЩИК], перебежчик - перебе[ЩИК]. Ну, что, убедился, что в этих словах вполне могу писаться я, суффикс ЩИК.
- Но это же несправедливо. Мы ведь договаривались с тобой всю работу делить пополам.
- Когда это было! Договаривались мы давно, а теперь я передумал. Словом, я решил: всю работу буду делать я, а ты, ЧИК, сиди дома, в русском языке обойдутся и без тебя.
ЩИК убежал, а ЧИК горько заплакал. Проходила мимо компания друзей- букв , увидели ЧИК и спрашивают:
- Что случилось?
Объяснил суффикс ЧИК, как брат ЩИК его обманул. Стали буквы возмущаться:
- Морфемика – это наука, и все в ней должны соблюдать лингвистические законы. Суффикс – это значимая часть слова, она образует новые слова. Но все-таки суффикс не самая важная часть слова, почему, ребята? ПАУЗА!!!
(Корень важнее. Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов).
-А мы, буквы, часто завершаем корень. Ты, суффикс ЧИК, нам очень нравишься, и мы считаем тебя своим другом. Поэтому запомни: после нас будешь писаться только ты, суффикс ЧИК.
Так с тех пор и пошло: как только в слове, обозначающем лицо по профессии, роду деятельности, корень оканчивается на буквы(??? Что за буквы, ребята???)
Д, Т, З, С, Ж, так пишется суффикс ЧИК, а после других букв пишется суффикс ЩИК.
- Вы сами не заметили, как сформулировали правило! (Суффикс ЧИК пишется после д, з, ж, с, т, а суффикс ЩИК после всех остальных).
Внимательно посмотрите на слова. Что все они обозначают? Какая морфема придает такое значение? (Эти суффиксы обозначают лиц по профессии, роду деятельности. Суффикс играет эту роль).
- Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали правило, откроем учебник на странице 102, параграф 44.
IV. Этап проверки понимания изученного (2 минуты).
Форма организации учебной деятельности: совместно – распределительная работа.
-Молодцы, ребята! Теперь мы сможем решить нашу проблему, которую я поставила перед вами в начале урока. Что напишем на месте пропуска в слове перепис..ик? (чик, потому что после с)
-На слайде вы видите одну фразу: Я тоже здесь. Кто догадался, какая подсказка заключена в этих словах??
- Ребята, вы готовы попробовать применить новое правило на практике? Тогда приготовились к моему первому заданию.
V. Этап закрепления изученного.
- -Давайте для разминки сыграем в игру «Кто я такой?» (5 минут).
Цель данной игры – углубить свои знания по лексике, научиться применять новое правило.
Форма работы: дидактическая игра.
- Ваша задача заключается в том, чтобы угадать, о какой профессии или роде деятельности идет речь, на доске написать угаданное слово, применяя новое правило, свой ответ аргументировать (каждое слово – слайд с картинкой).
- Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик.
- Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик.
- Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.
- Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик.
- Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик.
- Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик.
- Рабочий, работающий посменнос другим – сменщик.
- Рабочий, который замешивает бетон – бетонщик.
- Человек, работающий на экскаваторе – экскаваторщик.
- Работник, который укладывает паркет –паркетчик.
Ребята угадывают слово и выходят записывают его на доске, выделяя суффикс и предшествующую ему букву.
Рефлексия
-Ребята, какой вывод о проделанной работе можно сделать? Чему вы научились на примере этого упражнения? (познакомились с профессиями, научились применять правило)
Физкультминутка 1 мин
2. «Распредели-ка!» (5 минут). (работа в парах с карточками)
–Следующее задание – распределительный диктант. Но вы не будете работать поодиночке. Вообразим себя чиком и щиком. Поэтому один человек в паре будет суффиксом ЧИКом, а другой ЩИКом. От настроя в паре зависит качество вашей работы.
Цель данного задания – научиться на слух определять правописание букв в суффиксах чик, щик.
Переводчик, компьютерщик, переносчик, рассказчик, наборщик, грузчик, разносчик, сборщик, барабанщик, заказчик, сварщик, шарманщик.
–Ребята, какой навык вы отрабатывали в этом упражнении?
(научились на слух определять суффиксы чик и щик)
3.«Корректор» (6 минут)
-Далее я вам предлагаю представить себя взрослым, поработать в роли корректора.
Форма работы: ролевая игра.
Цель игры: научиться видеть ошибки в словах, исправлять их.
-Кто знает, в чём заключается задача этой профессии? (Корректировать написанное, исправлять).
Цель данного задания – научиться видеть орфографические ошибки в словах с изученной орфограммой, формировать умения отстаивать свою точку зрения.
- Работать грузщиком. (грузчик)
- Являться рассказщиком (рассказчик)
- Юный барабанщик (нет ошибки)
- Ответственный приказщик (приказчик)
- Опытный резщик (резчик)
- Подлый доносчик (нет ошибки)
- Профессиональные обходщики (обходчики)
- Он стал подписщиком (посдписчик)
- Усталый фонарьщик (фонарщик)
- Передать сменчикам станки (сменщик)
–Ребята, какой навык вы отрабатывали в этом упражнении? (научились видеть орфографические ошибки в словах)
- Сложно ли исправлять ошибки, если знать правило?
5.Самопроверка (8 минут).
Форма работы: индивидуальная.
Цель задания: формировать умения объективно оценивать свои знания, научиться мысленно строить цепочку логических рассуждений, касаемых той или иной изученной орфограммы.
- Ну что ж, ребята, мы с вами учились применять правило на практике, закрепляли его на примерах интересных упражнений. Теперь остается одно – проверить, на сколько вы освоили тему. Проверять вы будете себя сами. Оценивать тоже. Работа с нетбуками.
Ребята выполняют тест, осуществляют проверку и показывают учителю.
VI. Этап информации о домашнем задании (2 минуты ). (СЛАЙД)
- На выбор:
- В Толковом словаре найти значения 10 слов, обозначающих принадлежность к той или иной профессии, оканчивающихся суффиксами –чик или -щик, составить с ними 3-4 предложения;
- Выполнить упражнения 244, 245.
VII. Этап рефлексии (2 минуты).
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось
Было трудно…
VIII. Подведение итогов (2 минуты).
-Урок был очень увлекательным, интересным. Вы работали очень активно. Оценки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пр. .ехать, по л .. ж ить, газет ..ик , набор ..ик , о Лиди ..
При ехать По лож ить Газет чик Набор щик О Лиди и Газет чик Набор щик
Я т о ж е зд е с ь
Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике –
Солдат, обслуживающий пулемет
Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь
Тот, кто перебежал к врагу, изменник
Работник, который занимается приёмом чего-нибудь
Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание
Рабочий, работающий посменно с другим
Рабочий, который замешивает бетон
Человек, работающий на экскаваторе
Работник, который укладывает паркет
На выбор: Написать сочинение на любую тему, используя 10 слов с изученной орфограммой; В Толковом словаре найти значения 10 слов, обозначающих принадлежность к той или иной профессии, оканчивающихся суффиксами –чик или -щик, составить с ними 3-4 предложения; Выполнить упражнения 244, 245 .
Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось Было трудно…
??? … - это плавучий знак, устанавливаемый для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватеров.
Запомни! Бак е н
Бакен(ь)щик
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
12.10.2022 1. – щик – пишется Свар… ик Перепис … ик Перебеж … ик Извоз… ик
12.10.2022 2. – щик – пишется Объезд… ик Переплет… ик Смаз … ик Обой … ик мебели
12.10.2022 3. – чик – пишется Фасов… ик Формов … ик Перебеж … ик Домен… ик
12.10.2022 4. – чик – пишется Обув… ик Рассказ… ик Камен… ик Прицеп… ик
12.10.2022 5. – чик – пишется Стуль … ик Стеколь … ик Сбор… ик Камен… ик
12.10.2022 6. – чик – пишется Копиров… ик Фасов… ица Лет… ик Гон… ик
12.10.2022 7 . – щик – пишется Свар… ик Огур … ик Помидор… ик Стуль … ик
12.10.2022 8 . – щик – пишется Лет… ик Перевод… ик Погруз … ик Гон… ик
12.10.2022 9. – чик – пишется Упаков … ик Развед … ик Набор… ик Сортиров… ик
12.10.2022 10. – чик – пишется Носиль … ик Камен… ик Развед … ик Упаков … ица
12.10.2022 11. – щик – пишется Камен… ик Маль … ик Лет… ик Диван… ик
12.10.2022 12. – щик – пишется Уклад… ик Лимон… ик Набор…ик духов Набор… ик букв в типографии
12.10.2022 13. – чик – пишется Перевод… ик Свар… ик Носиль … ик Расфасов … ик
12.10.2022 14. – щик – пишется Самовар… ик из меди Вертолет… ик Обой … ик мебели Зай … ик
12.10.2022 15. – щик – пишется Купили барабан… ик Барабан… ик Вася Новый диван… ик Желтый лимон… ик
12.10.2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Суффиксы в названиях профессий"
Конспект логопедического занятия" Суффиксы в названиях профессий –ник-, -чик-, -щик-, -ель-, -ист-. Образование существительных, обозначающие профессии или род деятельности человека" для учащихся 3 кл...
Подготовка к ЕГЭ. Конспект урока "Правописание суффиксов различных частей речи(кроме –н- и –нн-). (2 часа)"
Цели: повторить и обобщить знания учащихся по пройденным темам (правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-); закрепить умение комментировать постановку знаков пре...
Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....
Конспект урока: "Правописание суффиксов существительных -ЧИК- (-ЩИК-)"
Конспект урока по русскому языку для 6 класса...
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...
Конспект урока "Правописание суффиксов – ек -, - ик –".
Цель урока: формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, - ик -;Задачи урока:− организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ...
Конспект урока "Правописание суффиксов -ек, -ик имен существительных"
Урок соответствует требованиям ФГОС....