Конспект урока "Правописание суффиксов -ек, -ик имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_suffiksov_-ek_-ik_imen_sushchestvitelnyh.docx | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5 классе на тему:
«Правописание суффиксов -ек, -ик имен существительных»
Цели урока: создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.
Планируемые результаты:
Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Метапредметные:
Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его.
Тип урока: комбинированный
Методы и формы обучения: поисковый, групповая, фронтальная.
Оборудование:
- Презентация урока;
- фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»;
- рабочие тетради;
- лист оценивания;
- учебник русского языка для 5 класса .
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Начнем наш урок с улыбки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы, настроены на продуктивную работу в течение урока. Всё у нас получится.
Деление на группы (каждый ученик получает слово, относящееся к одному из трех склонений. Далее учащиеся формируют группы «1 скл», «2 скл» и «3 скл» )
Группа «1 склонение»: луна, поляна, книга, парта, река, стена, вода, улыбка, ручка.
Группа «2 склонение»: слон, дом, окно, поле, небо, счастье, мир, цветок.
Группа «3 склонение»: степь, ночь, мышь, дочь, площадь, метель, тетрадь, радость.
Отлично, вы сформировали группы. А сейчас давайте вместе вспомним правила работы в группе.
Каждая группа, пожалуйста, выберете лидера, заполните лист оценивания.
Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить то, что вам уже известно об имени существительном. Отложите ручки и приготовьтесь работать.
2. Актуализация знаний
На дом я задавала повторить всё, что мы изучили об имени существительном, пользуясь учебником. Чтобы проверить, насколько хорошо вы подготовились, предлагаю вам игру «Верно-неверно». Каждой группе по очереди я говорю утверждение. В случае, если оно неверно, ваша задача – исправить его.
Игра «Верно-неверно»
- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
- Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
- Имена существительные изменяются по родам.
- Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.
- Существительные сирота, задира, забияка относятся к женскому роду.
- Имена, фамилии, географические названия – это нарицательные существительные.
- Изменение существительного по падежам называется спряжением
- В русском языке 7 падежей
- Все падежи, кроме именительного, называются косвенными
3. Создание проблемной ситуации. Постановка цели и задач урока.
Молодцы. Вы успешно справились с работой. Видно, что домашнее задание к сегодняшнему уроку выучили. А значит, сможете помочь одному горе-ученику, Вите Перестукину. Он из-за своей нерадивости очутился в стране невыученных уроков. Посмотрите, что с ним приключилось.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)
Поможем Вите выбраться из страны невыученных уроков?
На какой вопрос не смог ответить Витя?
Какова же тема и цель нашего урока?
Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: "Правописание суффиксов -ек,-ик". Запишите в тетрадках.
А какая же цель нашего урока? (Цель нашего урока – выяснить, в каких случаях пишется суффикс ик, а в каких – суффикс ек.)
Чтобы достичь цели урока, у нас есть два пути. Первый – я дам вам готовое правило, второй – мы вместе попытаемся создать его. Какой же путь мы выберем?
4. Первичное усвоение новых знаний.
Ответить на вопрос, с которым не справился Витя, нам поможет лингвистическая сказка. Предлагаю вам поработать со сказкой в группах. Прочитайте и ответьте на вопросы.
Лингвистическая сказка.
Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК.
Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К: замочЕК, замочКа, замочКу, замочКом, о замочКе.
Слабая, пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.
Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает: ключИК, ключИКа, ключИКу, ключИКом, о ключИКе.
Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.
(по материалам газеты» Русский язык»)
Задания.
Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом?
Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер?
К каким же выводам вы пришли, познакомившись с лингвистической сказкой?
А теперь подумайте, что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать в слове? Посовещайтесь в группах. У вас есть 1 минута. (Учащиеся озвучивают ответы на вопросы)
- А теперь попробуйте составить правило написания гласных в суффиксах существительных –ЕК и – ИК – . (Учащиеся озвучивают варианты правила)
- Проверим выводы, сделанные вами. Откройте учебник на странице __ и прочитайте правило.
- Как вы считаете, мы сумели помочь Вите?
(Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»)
Ребята, открою вам небольшой секрет. В русском языке есть слово, которое поможет вам написать правильный суффикс. Это слово НЕТ.
Есть кубик –нет кубика.
Потренируемся вместе (работа у доски)
Есть арбузик – нет арбузика
Есть барашек – нет барашка
Есть бантик – нет бантика
- Первичное осмысление и закрепление.
Жители страны невыученных уроков оставили для Вити несколько заданий. Без нас ему не справиться. Первое задание очень интересное. Сейчас мы напишем необычный вид диктанта – фотодиктант. Ваша задача записать то, что изображено на картинке, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ек, -ик.
А сейчас каждой группе необходимо составить небольшой рассказ, используя данные слова.
Учащиеся вносят результаты в лист оценивания
6.Физминутка.
Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки.
Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.
7. Первичное закрепление нового материала.
Ребята, за окном весна, греет солнышко…А в стране, где оказался Витя Перестукин, погода испортилась. Сильный ветер унес все листочки с деревьев и перепутал их. Ваша задача – определить, с какого дерева упал листочек. Сделайте два столбика, в первом запишите слова с суфф. –ек, во втором - -ик.
Игра «С какого дерева упал листочек?»
Учащиеся вносят результаты в лист оценивания
Молодцы, отлично справились. А нас ждет следующее задание. Будьте внимательны. Витя решил вас запутать. Перед вами слова. Но не все из них написаны верно. Вам нужно найти те слова, в которых есть ошибки, и записать верный вариант.
Кармашек, слоник, хвостик, лучик, кузнечик, мячик, орешек, столик, песочек, кусочек, кирпичик, зубик
Учащиеся вносят результаты в лист оценивания
Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.
8. Итог урока.
Молодцы, ребята! Благодаря вам Витя сумел выполнить все задания. Можно с уверенностью сказать, что он больше не окажется в стране невыученных уроков.
А сейчас вернемся к началу нашего урока и вспомним, какую цель мы ставили перед собой?
- Смогли мы её достичь?
- Так от чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек, –ик?
Пожалуйста, внесите результаты в листы оценивания
9.Рефлексия.
На столе лежат замочки и ключики. Если вы открыли для себя новое правило, разобрались в нем, возьмите ключик. Если остались ещё вопросы, не до конца разобрались, то возьмите замочек.
10. Домашнее задание:
- Составить словарный диктант из 10 слов на тему «Правописание суффиксов –ек, -ик.
- Выучить правило.
- (Доп.) Придумать сказку, используя как можно больше слов с суффиксами -ек, -ик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"
В игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....
Конспект к уроку в 6-м классе по русскому языку "Ч и Щ в суффиксах имен существительных ЧИК и ЩИК"
Данный урок содержит в себе элементы деятельностного подхода....
Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"
Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...
План-конспект по русскому языку на тему "Правописание суффиксов имен существительных".
Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Знание правила - ...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...
Правописание суффиксов –ЕК/–ИК имен существительных
Тема урока: «Правописание суффиксов –ЕК/–ИК имен существительных»Тип урока: объяснение нового материалаКласс: 5Цели:обучающие:– познакомить с правилом написания гла...