Конспект урока "Правописание суффиксов – ек -, - ик –".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель урока: формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, - ик -;
Задачи урока:
− организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_-_1.docx | 36.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Тема урока: Правописание суффиксов – ек -, - ик –
Учитель: Романова Оксана Владимировна
Цель урока: формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, - ик -;
Задачи урока:
− организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: познакомиться с образованием существительных с помощью суффиксов –ЕК,-ИК, формировать умение владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК, -ИК;
метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.
Оборудование: презентация к уроку, видеофрагмент, раздаточный материал (приложение 1)
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с правилом написания гласных в суффиксах существительных
-ек и –ик;
- научить правильно писать гласные в суффиксах -ек и –ик;
- научить применять на письме алгоритм написания суффиксов;
Развивающие:
- развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;
- продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
- развивать орфографическую зоркость;
Воспитательные:
- воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;
- формирование целостного мировоззрения;
- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению,
Тип урока: изучение нового материала.
Формирование ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых (выбирать целевые и смысловые установки для своих действий);
- коммуникативных (владеть литературным языком);
-учебно-познавательных (добывать знания на основе наблюдений, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу);
Методы обучения: изложение нового материала, дедуктивные, практическая работа.
Формы организации обучения: фронтальная, самостоятельная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат:
А) учащиеся должны узнать:
- правило правописания гласных в суффиксах существительных -ек и –ик;
- алгоритм написания суффиксов;
Б) учащиеся должны уметь:
- применять на письме алгоритм написания суффиксов существительных –ек-,-ик-;
- уметь самостоятельно воспроизводить полученные знания на практике.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», учебник
Ход урока.
- Мотивация. Приветствие учителя.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2.Лингвистическая разминка. Укажи верное утверждение.
Цель: проверка и закрепление знания по теме «Имя существительное».
(«Верно» - +, «неверно» - -)
1. Имя существительное - часть речи, которая обозначает действие предмета (-) /обозначает предмет/
2. Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (+)
3. Имена существительные изменяются по родам. (-) /имеет грамматические признаки: склонение, род, число, падеж…/
4. Имя существительное – служебная часть речи (-) /самостоятельная часть речи; самостоятельные слова являются членами предложения, включают слова, называющие предметы, признаки и действия, к ним можно поставить вопрос/
5. Имена существительные изменяются по падежам (+) /и числам/
3.Проверка домашнего задания.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с суффиксами имен существительных, и нам предстоит встретиться с милыми и ласковыми братьями – суффиксами. Их имена пусть пока останутся в секрете. А мы вспомним наших старых знакомых – суффиксы –чик, -щик.
- Что такое суффикс? /значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса, обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм, суффикс не является обязательной частью слова/
ПОСЛЕ БУКВ Т-Д, С-З, Ж = ЧИК
ОСТАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ = ЩИК
4.Актуализация субъективного опыта.
- открываем тетради, записываем число и классная работа, пропускаем строчку для темы, ее мы запишем позже
Задание: исправь деформированное предложение (записать в тетрадь).
Вечер, каждый, фонарщиком, наблюдал, за, золотистые, мальчик, зажигал, на улицах, он, умело, фонарики.
Каждый вечер мальчик наблюдал за фонарщиком, он умело зажигал на улицах золотистые фонарики.
4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.
- найдите однокоренные слова (фонарщик, фонарики), выделите в них корень и суффикс;
- в каком слове суффикс нам уже хорошо знаком (фонарщик)
А в слове ФОНАРИКИ какой суффикс?
- в каких словах можем встретить такой же суффикс –ИК, который обладает уменьшительно-ласкательным значением? /домик, ключик, фонарик, дворик/
- назовите способ образования таких слов? /суффиксальный/
- а какой суффикс, созвучный с суффиксом -ик существует в русском языке? /ек/
- Достаточно ли у Вас знаний, чтобы решить, когда пишется ЕК, а когда ИК?
- Как Вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ЕК, -ИК.
- Цель урока? /ознакомление с правилом написания гласных в суффиксах существительных -ек- и –ик-/ или /формирование умения правильно писать суффиксы – ек -, - ик -/
- Задачи урока? А что нам нужно узнать на уроке? Чему научиться, или все и так ясно и понятно? А как Вы думаете, зачем нам знать правописание этих суффиксов?
Знать
Уметь
Научиться
(чтобы быть грамотным, писать без ошибок). Да, Вы правы, ребята, грамотность важна.
Жили ключик и замочек,
Домик сторожили.
Но без ключика (Р.п.) замочка (Р.п.)
Вы бы не открыли.
В словах «ключик, замочек» пишется суффиксы –ек, -ик. Как узнать, какой суффикс нужно писать?
Решить орфографическую задачу нам поможет интересная история, в которой содержится подсказка.
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ик- был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ек-, был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс –тель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе –ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом –ек-, гласная е всегда выпадает, становится беглой. Вот посмотрите: замочек-замочка, платочек-платочка.
- Кто догадался, как узнать, когда в суффиксах –ек-, -ик- пишется е, а когда и?
- Сформулируем правило…
5. Работа с учебником. Самостоятельно прочитать материал, обсудить в паре прочитанное
- Мы сделали свой вывод, сравним его с правилом в учебнике. (стр. 252)
- Какое открытие Вы для себя сделали? (еще раз повторяем)
6.Составление алгоритма. Цель: развитие умения учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности.
- Ребята, как вы думаете, это правило как-то может вам пригодиться в жизни?
- Предлагаю заглянуть в сказку, где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Давайте посмотрим и узнаем, как же он справился с этой задачей.
- Какой первый шаг нужно сделать? (поставить слово в родительном падеже ед.ч., или в именительном мн.ч. ).
- Следующий шаг? (если гласная не выпадает, пишу –ик, если выпадает - -ек )..
Запись в тетради: Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-
1 шаг. Измени форму слова (Р.п.)
2 шаг. Определи, «не убегает ли» гласный
Да Нет
пиши -ЕК- пиши -ИК-
Физкультминутка. Все встали. Ноги на ширине плеч. Слушаем слова. Если слово пишется с –ИК- садитесь, если с –ЕК-, поднимаетесь и делаете хлопок над головой.
Овражек, человечек, костюмчик, веничек, ножичек, ключик, фонтанчик, кулёчек, замочек, зайчик.
7.Первичная проверка понимания. Задание : распределительный диктант (распределить слова в два столбика : с гласной –е и –и в суффиксе существительных –ек, -ик; объясни свои действия.
Горошек, годик, гаражик, глазик, волосик, вопросик, бантик, подарочек, дождик, ежик, желточек, мячик, нолик.
Составьте 2-3 предложения с данными словами. /зачитать/
8.Первичное закрепление. Работа в парах, РТ упр.196, стр. 73– устная взаимопроверка
9. Работа с текстом
Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.
- Докажите, что это текст (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)
- Как можно озаглавить текст? (После дождя)
- Выполняем выборочный диктант (самостоятельная работа): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).
10. Анализ. Тестовое задание
- В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к
- В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к
- В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к
- В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к
- В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к
- В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к
- В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек
- В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик
- В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник
- В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик
Ответы:
№задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | 3 | 1 | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | 1 | 3 | 3 |
11. Итог занятий. Цель: формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.
- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?
- Смогли мы её достичь?
- Так от чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек, –ик?
Рефлексия. Приём «Микрофон»
- я узнал(а)…
- Мне было трудно…
- мне было интересно…
- я доволен своей работой на уроке…
12. Оценивание.
Интерактивный опрос.
- Я знаю правило правописания (да, нет, сомневаюсь)
- 2. Я умею проверять, подбирать проверочные слова на изученное правило правописания суффиксов -ек-, -ик-
3. Я могу записывать слова, пользуясь правилом правописания суффиксов -ек-, -ик-
4.Мне было легко. Мне было трудно. Мне все равно.
5.Как ты считаешь, какую оценку ты заслужил сегодня? (3, 4,5)
6. Ваше настроение: смайлик.
(на столе лежат замочки и ключики. Если вы открыли для себя новое правило, возьмите ключик. Если остались ещё вопросы, не до конца разобрались, то возьмите замочек)
Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание слов с суффиксами –ек,-ик.
13. Домашнее задание.
- Параграф 90, упр. 711;
- РТ №199;
- составить рассказ на тему «Зоопарк».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 7 классе"Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных" с ЭОР.
Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов) пробуждает интерес к изучаемому предмету, способствует во...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...
План-конспект урока "Суффикс, его назначение в слове"
Урок закрепления и применения новых знаний на практике с использованием технологии деятельностного метода....
Конспект урока "Суффиксы -чик, -щик".
Урок в 5 классе по УМК Рыбченковой...
Конспект урока. Суффиксы деепричастий
Цель: закрепление изученного материала (видеть в предложении деепричастия, выделять суффиксы деепричастий)...
Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"
/Тема : «Суффикс – значимая часть слова» Цели урока: • Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о ...
Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»
Теоретический и практический материал урока связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и тема урока, связана с музыка...