Конспект урока: "Правописание суффиксов существительных -ЧИК- (-ЩИК-)"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока "Правописание суффиксов -ЧИК (-ЩИК)"
Тип урока: объяснение нового материала
Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв ч и щ в суффиксах.
Задачи:
- Обучающие:
- научиться узнавать суффиксы -чик (-щик);
- научить правильно писать суффиксы -чик (-щик);
- устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах;
- обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
- Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
- Воспитательные:
- вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
Ход урока
- Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучение новой темы и мне хочется, чтобы наш урок был интересным и полезным для каждого.
- Проверка домашнего задания.
- Упр. 290
1. Не _ работа сушит, а забота. 2. Не _ место красит человека, а человек место. 3. Друзья в несчастье познаются. 4. В осеннее ненастье семь погод на дворе. 5. Не _ печь кормит, а руки. 6. Не _ котел варит, а стряпуха.
- Один человек работает у доски, выполняет упражнение:
Раскройте скобки, графически обозначьте орфограмму.
Хроническое (не) досыпание, жду письма с (не) терпением, самолечение принесло (не) пользу, а вред, это уже (не) щенок, (не) аккуратность в одежде, отнеслись с (не) доверием, вскрикнул от (не) ожиданности, старит горе, а не годы, допустил (не) точность в решении, берет (не) силой, а умением, бедность (не) порок.
III. Изучение нового материала.
- Ребята! Мы с вами продолжаем изучение суффиксов. Напомните, что такое суффикс? А как называется способ образования слова с помощью суффикса?
- На доске вы видите слова, разбитые на два столбика. Прочитайте их вслух и определите, можно ли по произношению определить выбор букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик)?
Объездчик обойщик
прокатчик фонарщик
грузчик танцовщик
разносчик прицепщик
перебежчик съемщик
- Действительно, нет. Почему?
- Как видите, и в том и в другом слове произносится суффикс [щ'ик], а пишется в первом столбике -чик, а во втором -щик. Почему?
- Верно, произношение не соответствует написанию.
- Что общего у этих слов? Какое значение у суффиксов в записанных словах?
- Так какой вопрос возникает после проведённого нами небольшого исследования. Верно, мы с вами должны определить, когда в суффиксе мы пишем букву ч, а когда щ.)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Записываем число и тему урока: "Правописание суффиксов -ЧИК (-ЩИК)"
- Вы верно заметили, что эти суффиксы обозначают человека по профессии, специальности и роду деятельности, давайте внимательно рассмотрим столбики, попробуем ответить на вопрос: когда в суффиксе –чик-(-щик-) у существительных пишется буква ч? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность?
- А когда пишется щ?
- Давайте сделаем вывод и сформулируем правило: в суффиксе существительных –чик-(-щик-) после букв д,т,з,с,ж пишется буква ч, в остальных случаях пишется буква щ.
- Откроем страницу 153 в учебнике и сверим, правильно ли мы сформулировали правило.
- Хорошо, молодцы. Откроем теоретическую тетрадь и запишем краткий алгоритм для заучивания:
Выписать: д-т, з-с, ж – -чик
Остальные – -щик
- Вы также можете запомнить высказывание: дети за сажей. В этой фразе собраны все буквы, после которых пишется суффикс -чик-.
- С каким еще правилом знакомит нас автор учебника? Верно, перед суффиксом -чик (-щик) буква ь пишется только после л (например, пильщик).
- Обязательно обратить внимание на образец рассуждения, который предлагает нам автор. Именно по этому образцу мы будем работать(стр.153).
Образец: грузчик — тот, кто грузит. Перед суффиксом есть буква з, поэтому пишется суффикс -чик. Каменщик — тот, кто работает с камнем. Перед суффиксом нет букв д, т, з, с, ж, поэтому пишется суффикс -щик.
IV. Закрепление
- Выполнение №292 упражнения письмеено по цепочке у доски.
- Упр. 293 письменно по заданию
- Ребята, ответьте на вопрос, почему в словах: стаканчик, сарафанчик, блинчик пишется -чик, хотя перед ним нет букв д, т, з, с, ж? Запишите 3-4 слова с уменьшительно суффиксом -чик. Не путайте с суффиксом -ик!
3. Выполнение задания по карточкам (самостоятельно с взаимопроверкой): вставьте в текст существительные с суффиксами -чик (-щик). Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Обозначьте орфограммы.
Как строили нашу школу
Чтобы построить нашу школу работало много людей. Сначала взялись за дело инж...неры-................................., которые намет...ли гр...ниц...
котлована. …............................. вырыли котлован для фундамента и
…............................. г...товились к его закла...к... . Арм...туру уст...навливали …......................... и ….............................. . Когда стены были закончены …............................. возвели крышу. Пока клали стены и возв...дили крышу …................................... (з,с)гружали стройм...т...риалы. Слесари-............................. т...нули к дому трубы и уст...навливали б...тареи для от...пления.
Зав...ршили работу плотники, ….................................... штукатуры, м...ляры.
Слова для справок: пл...ниров...ики, экск...ватор...ики, б...тон...ики, арм...тур...ики, свар...ики, камен...ики, гру...ики, вод...прово.....ики, кров...ль...ики, ст...коль...ики.
V Итог урока.
– Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?
– Были ли у вас затруднения?
VI Домашнее задание.
Упр. 298 (подготовиться к диктанту), упр. 294.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Правописание НЕ с существительными"
Конспект урока по теме "Правописание НЕ с существительными" (к презентации)...
конспект урока "Правописание НЕ с существительными" 6 класс
Данный план-конспект урока составлен уже несколько лет назад, когда школы ещё не были так оснащены современными техническими средствами, но дидактический материал к уроку по данной теме, я думаю, може...
план-конспект урока "Правописание не с существительными".
Это урок усвоения новых знаний....
Конспект урока "Правописание сложных имен существительных"
Конспект урока русского языка...
конспект урока "Правописание существительных с суффиксом – чик- - щик – 5 А класс
Урок изучения нового материала. Материал соответствует требованиям ФГОС( по УМК Л.М.Рыбченковой)...
Конспект урока "Правописание суффиксов -ек, -ик имен существительных"
Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)
Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....