Элективный курс "Пишем изложение и сочинение- рассуждение" для 9 класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Элективный курс будет полезен учителям русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28
Пишем изложение и сочинение-рассуждение
программа элективного курса по русскому языку
для учащихся 9-х классов
Составитель:
Чанцева Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
МБОУ г.Иркутска СОШ № 28
г.Иркутск 2019 г.
ПАСПОРТ
программы элективного курса по русскому языку
"Пишем изложение и сочинение-рассуждение"
I. Раздел (заполняется составителем программы).
а) Чанцева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ
г. Иркутска СОШ № 28, г.Иркутск, ул.М.Конева, 22. Тел.30-05-30
(фамилия, имя, отчество составителя; должность, учреждение, адрес, телефон)
б)"Пишем изложение и сочинение- рассуждение", филология, русский язык , 34 часа в год
(название программы, предметная область, кол-во часов)
в) Программа для 9-х классов, элективный курс
(для каких классов предназначена программа, направленность программы: спецкурс, факультативный курс, элективный курс, рабочая программа, модуль к программе, дополнительная общеразвивающая программа)
г) Программа реализуется с сентября 2019 г. на базе МБОУ г.Иркутска СОШ № 28
(с какого времени реализовывается программа, на базе какого ОО)
д) Программа направлена на подготовку учащихся к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения, решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования в сфере функционирования языка. Соответствует требованиям ФГОС при формировании предметных и метапредметных результатов. Программа составлена на основе
(авторская оценка программы, на базе каких образовательных программ, пособий составлена)
II. Раздел (заполняется администрацией образовательной организации).
Программа обобщает опыт педагога преподавания русского языка, используется в общеобразовательных классах для формирования умений и навыков осмысленного чтения , интерпретации текста и совершенствования речевой практики учащихся через работу с текстами. Администрация МБОУ г.Иркутска СОШ № 28 предлагает внести программу в муниципальный банк программ для использования её педагогами г.Иркутска с целью повышения качества образования по предмету.
(оценка программы администрацией ОО, её востребованность в ОО, рекомендации для внесения в информационный банк муниципального уровня)
М.П. Руководитель ОО: __________/________________ "____"______201__г.
III. Раздел (заполняется методической службой г.Иркутска)
Программа зарегистрирована в МКУ ИМЦРО, дата регистрации ___________ регистр №_________.
Рассмотрено предложение ОО, программа рекомендована для включения в муниципальный банк программ с целью использования в образовательной деятельности педагогическими работниками ОО г.Иркутска. Протокол НМС МКУ ИМЦРО № ________ от _________________.
Директор МКУ ИМЦРО ___________/ ____________, "_____"__________201__г.
Рецензия
на элективный курс
"Пишем изложение и сочинение-рассуждение"
учителя русского языка и литературы
МБОУ г.Иркутска СОШ № 28
Чанцевой Татьяны Владимировны
Программа элективного курса по русскому языку "Пишем изложение и сочинение - рассуждение учителя русского языка и литературы Чанцевой Татьяны Владимировны предназначена для обучающихся 9-х классов.
Данный элективный курс нацелен для школьников, которым необходима углублённая подготовка при написании сжатого изложения и сочинения- рассуждения, что способствует совершенствованию навыков работы с текстами. Язык речевого развития - это и степень развития мышления, что является условием для успешной работы по всем учебным предметам.
Задачи:
- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста;
- совершенствовать речевую практику учащихся;
- совершенствовать навык работы с тестами;
-воспитывать языковое чутьё;
-расширять лингвистический кругозор школьников;
-выявить одарённых в лингвистическом отношении учеников, воспитывать у слабоуспевающих учащихся веру в свои силы.
Осуществление этих задач ведёт к выполнению основной цели обучения в школе- развитию у обучающихся интереса к русскому языку как к учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к богатствам языка, к слову и стремления настойчиво овладевать этими богатствами, воспитанию бережного отношения к русскому языку.
Заместитель директора по НМР МБОУ г.Иркутска СОШ № 28 ___________ Н.Л. Власик
01.09.2019г.
Подпись Власик Н.Л. "заверяю" - секретарь МБОУ г. Иркутска СОШ № 28 __________ Ф.И.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Пишем изложение и сочинение-рассуждение» для 9 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и авторской программы учителя русского языка и литературы Чанцевой Т.В.
Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения.
Задачи курса:
- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,
- совершенствовать речевую практику учащихся;
- совершенствовать навык работы с тестами.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;
- устойчивая познавательная мотивация к обучению, навыки анализа, работа в группе;
- достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств;
- учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками
Предметные:
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
Метапредметные:
- владение всеми видами речевой деятельности :понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информацией);
- восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников,
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способствовать к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
Место учебного предмета в учебном плане
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения.
На программу изучения факультативного курса в 9 классе выделяется 1 час в неделю. Общее количество часов за год обучения составляет 34 часа.
Календарно – тематическое планирование курса
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
Раздел 1. Сжатое изложение | 11 | ||
1 | Как готовиться к написанию сжатого изложения. Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. | 1 | |
2 | Компрессия текста. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста. | 1 | |
3 | Создание собственного текста изложения, оценивание работы. | 1 | |
4 | Компрессия текста. Выполнение тренировочных упражнений. | 1 | |
5 | Компрессия текста. Выполнение тренировочных упражнений. | 1 | |
6 | Составление плана. | 1 | |
7 | Как пишется сжатое сочинение. | 1 | |
8 | Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения. | 1 | |
9 | Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения. | 1 | |
10 | Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения. | 1 | |
11 | Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения. | 1 | |
Раздел 2. Сочинение- рассуждение | 17 | ||
12 | Структура сочинения-рассуждения. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. | 1 | |
13 | Сочинение 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Алгоритм написания. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | 1 | |
14 | Сочинение 15.1Речевые клише. Шаблон написания сочинения. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. | 1 | |
15 | Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. | 1 | |
16 | Сочинение 15.2. Структура сочинения. Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. | 1 | |
17 | Сочинение 15.2 Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Практическая работа. | 1 | |
18 | Сочинение 15.2 Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. | 1 | |
19 | Сочинение 15.3. Сходство и различие в структуре. | 1 | |
20 | Сочинение 15.3. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. | 1 | |
21 | Сочинение 15.3. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. | 1 | |
22 | Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. | 1 | |
23 | Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. | 1 | |
24 | Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. | 1 | |
25 | Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. | 1 | |
26-28 | Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. | 3 | |
Раздел 3. Задания с кратким ответом | 4 | ||
29-30 | Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2) | 2 | |
31-32 | Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3) | 2 | |
33-34 | Контроль знаний | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс « Учусь писать сжатое изложение и сочинение по сентенции»
Современные темпы развития всех сфер общества требуют компетентных, конкурентно способных специалистов, умеющих работать с людьми ,вести конструктивный диалог, аргументировано доказывать с...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/13/picture-725268-1607883377.jpg)
Рабочая программа по элективному курсу «Различные виды сочинений» (11 класс)
Пояснительная запискаВ современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельнос...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/12/picture-1086481-1689172237.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс...
ПРОГРАММА элективного курса «Учимся писать сочинение» 10 класс
Элективный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/10/picture-1489038-1696944156.jpg)
Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. Теория и практика написания изложения и сочинения. 9 класс
Теория и практика написания изложения и сочинения....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/16/picture-1093752-1544938263.jpg)
Элективный курс по русскому языку в 7 классе Успешно пишем изложения и сочинения
Научиться правильно, выразительно красиво излагать свои мысли на бумаге в соответствие с коммуникативным замыслом очень сложно. Именно на это направлен элективный курс «Успешно пишем...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/16/picture-1093752-1544938263.jpg)
Элективный курс по русскому языку в 7 классе Успешно пишем изложения и сочинения
Для успешного написания изложений и сочинений разработан элективный курс "Успешно пишем изложение и сочинение"...