ПРОГРАММА элективного курса «Учимся писать сочинение» 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Элективный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_elektiv_uchimsya_pisat_sochineniya_10_klass_borisova_s.g.docx | 462.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
элективного курса
«Учимся писать сочинение» 10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса создана на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку:
1) М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., , 2011 г.
2) А.И. Власенков «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., Просвещение, 2013 г.
Элективный курс рассчитан на 35 часов 1 час в неделю
Элективный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи.
Основные задачи – вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе части С ЕГЭ.
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.
В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.
Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением.
Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
- самостоятельно анализировать эпизод;
- самостоятельно анализировать литературное произведение;
- подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
- составить конспекты критической или литературоведческой работы;
- самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками основного полного образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей много национального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
- Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «Литература».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета:
- уметь читать осмысленно и понимать прочитанное;
- уметь монологически высказываться;
- уметь вести учебный диалог;
- уметь ставить вопросы, формулировать проблемы;
- уметь заполнить и производить по памяти устный и письменный текст;
- уметь действовать по предписанной учителем инструкции, алгоритму;
Предметные результаты
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/ понимать:
- Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью;
- Производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
- Уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, научно-популярного, публицистического текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
- Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания;
- Пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
- Писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
- писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
- Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Содержание обучения:
- Структура и виды сочинений (23 часа)
- Лингвистический анализ текста (12 часов)
Календарно-тематическое планирование
Список литературы
- Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
- Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.
- Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
- Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
- Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.
- Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
- Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.
- Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
- Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.
- Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.
- Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
- Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1999
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основные требования к сочинению
Школьное сочинение имеет вполне конкретные цели:
- проверить знание литературы.
- умение анализировать художественное произведение.
- грамотно, хорошим литературным языком излагать результаты такого анализа.
Сочинение должно соответствовать:
- Раскрытие темы.
- Анализ художественной формы, эстетическая значимость произведения (почему классика, зачем изучаем).
- Использование минимальной терминологии литературоведения.
- Правильное логическое построение (V частей, их связь).
- Стилевое оформление (сочинение должно быть прежде всего доказательным рассуждением на заданную тему: выдвигается идея, мысль – следует доказательство: примеры из текста, анализ фрагментов текста, анализ образов; - собственные выводы.
- Умелое использование знаний художественных текстов, литературно - критических работ, фактов литературной жизни (эпохи, направления, течения, кружки и т.д.), общей эрудиции.
- Не забудьте высказать и отстоять свою точку зрения, свое отношение к рассматриваемому материалу.
- Стилистическая и языковая грамотность.
Схема анализа прозаического произведения
- «Выходные данные»
- Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, прототипы, «протособытия» и т.д.
- Место произведения в литературном контексте эпохи: направление, метод, как приняла произведение литературная общественность и критика и т.д.
- Идейно - тематическая основа произведения
- Структура содержания.
- Тема, главная проблема и мысль.
- Идея как авторское отношение к изображаемому.
- Основные герои, их портреты и характеры.
- Специфика сюжета (количество сюжетных линий, степень напряженности, завязка, кульминация, развязка).
- Особенности моделирования реального мира
- Время и пространство в произведении (временные периоды, скорость течения времени, пейзаж, интерьер).
- Характер изображения истории и современности.
- Авторская позиция в произведении.
- Жанрово – родовая принадлежность, художественный метод и стиль.
- Языковая структура произведения (лексика, синтаксис, внутренний ритм).
- Мое восприятие произведения.
Схема анализа лирического произведения
- «Выходные данные»:
- Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, кому посвящено и т.д.
- Сведения о литературной ситуации: как приняли стихотворение, к кому был близок автор (литературные течения и направления), жанр произведения.
- Структура образов и развитие конфликтов:
- Тема и идея произведения.
- Движение мысли и чувства в художественном тексте. Развитие конфликта и сюжета (если они есть). Композиция (возможное деление на части, их связь).
- Система художественных образов стихотворения. Прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека и его чувствами.
- Основные особенности поэтического языка:
- Тропы и фигуры:
сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, повтор, инверсия, анафора, эпифора и т.д.
- Языковой поуровневый анализ:
а) поэтическая фонетика – ассонанс,
аллитерация, звукопись.
б) поэтическая лексика – синонимы, антонимы
архаизмы, неологизмы
фразеологизмы
высокие слова
старославянские, церковнославянские диалектизмы.
в) использование явлений морфологии и синтаксиса:
период, повтор,
преобладание одних час гей речи
обращение, восклицание, вопрос.
- Ритм. Стихотворный размер: ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дактиль. Рифма: мужская, женская, дактилическая и парная, перекрестная, кольцевая.
- Жанровое своеобразие (ода, гимн, сонет, романс, элегия, послание).
- Черты лирического героя (настроение, состояние души).
- Мое восприятие произведения.
Лингвистический анализ текста.
- Назвать род литературы, к которому принадлежит анализируемый текст: проза, поэзия, драма.
- Указать тему (о чем) и основную мысль (идею) текста.
- Определить жанр и его основные черты.
- Выявить особенности организации (строения) анализируемого отрывка:
- наличие/отсутствие абзацев в прозаическом тексте, их начало и конец, смысловая особенность;
- количество строф, их построение, начало и конец; стихотворный размер, ритмика
- поэтического произведения;
- соотношение реплик и ремарок, длина реплик, их смысловое соответствие и взаимосвязь в драматическом произведении;
5. Произвести анализ каждой строки (строфы, реплики) по плану:
- фонетическая организация и ее особенности («звукопись», т.е. наличие аллитераций, повторов и перекличек звуковых рядов или их очевидное отсутствие);
- морфологическая структура (слова каких частей речи преобладают и почему; в каких формах стоят слова, соотношение форм времени глаголов, взаимосвязь с ними причастий и деепричастий; роль прилагательных и наречий при конкретизации названого существительными или глаголами предмета речи и его действия, состояния);
- синтаксическая организация (сложные и простые предложения, однотипность/разнотипность частей сложного предложения; наличие союзов и их роль; повторы или пропуски слов и их значение; связь слов в тексте; использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений);
- образный речевой строй (употребление слов в переносных значениях: использование метафор, в том числе олицетворения, овеществления; использование метонимий, в том числе синекдохи; стилистические фигуры и тропы; приемы, например, градация); употребление стилистически окрашенной лексики (книжные просторечные, разговорные и др.);
- особенности языка данного автора (излюбленные фразеологизмы, создание индивидуально-авторских неологизмов, опорные ключевые слова).
6. Использовать метод стилистического эксперимента (искусственно заменить, предложив свой вариант слова, словосочетания, оборота, конструкции, порядок частей) для доказательства целесообразности отбора автором и точности применения именно тех изобразительно-выразительных средств, которые служат в анализируемом тексте для воплощения его основной мысли (идеи).
План – схема рецензии
- Представление книги, библиографические данные:
- Когда и где вышла книга, ее адресат, автор.
- История создания произведения.
- Немного об авторе, его судьбе в период создания произведения.
- Название произведения, его смысл.
- Краткий пересказ содержания (сюжет) от 3 л., события, поступки героев.
- Тема произведения, главная мысль – идея, как раскрывается это автором (обратить внимание на начало содержания и эпилог, какие изменения происходят).
- Анализ понравившегося эпизода книги. Почему на них обратил внимание?
- Кто действующие лица (герои), отношение к ним автора, ваше отношение к героям.
- Какова композиция произведения, как она помогает в раскрытии идеи, темы.
- В чем художественное своеобразие книги, языка произведения, какими художественными средствами автор достигает выразительности?
- Традиции и новаторство писателя в создании образов, стиль писателя (особенности).
- Ваша субъективная оценка произведения:
- Что написано хорошо.
- Что недостаточно убедительно, не совсем удачно, недостаточно понятно и раскрыто.
Рецензия | ||||
библиография, презентация книги | пересказ, содержание, сюжет, композиция, поступки и характер героев | анализ текста; проблемы, идея, эпизоды | анализ формы, средства художественной выразительности | традиции, новаторство |
Высказывание собственного мнения, рассуждение, собственный анализ |
Цитирование
- Цитата – дословная передача чужой речи.
- При цитировании необходимо дословно передавать текст, замена слов не допускается.
- Цитатами лучше не злоупотреблять. Цитата необходима не просто для того, чтобы подготовить вашу мысль, а она призвана ее дополнить.
- Прозаический текст лучше передавать своими словами, т.е. косвенная речь = СПП.
- Знаки препинания при цитировании:
а) цитата = прямая речь
* А : «С»
б) если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием на месте пропуска
* А.М.Горький писал, что «Поэты до Пушкина совершенно не знали народ, <...>, редко писали о нем».
в) если цитата оформляется как ССП с союзом что, то первая буква цитаты строчная
* А.М.Горький писал, что «следуя правде жизни, по эт не мог наделить своего героя всем, что нашел в своей душе, а если бы он сделал это - Печорин был бы не правдив».
г) если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит ... или !, то после них ставятся кавычки и точка
* А.М.Горький в одной из своих статей писал, что «Руд и и - это и Бакунин, и Герцен, и отчасти и сам Тургенев ...».
д) цитирование стихов может быть и в столбик, и в строчку:
1. если в строчку, то перед цитатой ставится: «» и каждая стихотворная строка начинается с большой буквы, сохраняются авторские знаки препинания
* Пушкин в своем стихотворении обращается к любимой женщине: «Я вас любил безмолвно, безнадежно, то робостью, То ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.».
2. если столбиком, то ставится : и пишется с большой буквы
* Лермонтов говорит о душевном состоянии своего героя:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой…
Как правильно выбрать тему сочинении
Для начала необходимо ответить на несколько вопросов:
- знаю ли я материал;
- интересна ли мне эта тема;
- понимаю ли я смысл этой темы (о чем писать);
- есть ли у меня опыт в написании сочинений на подобный материал;
- успею ли я уложиться в срок (не велик ли объем выбранной темы).
!!! Хочу предупредить – свободная тема – самая опасная. Она требует не только прекрасного и уверенного знания внепрограммной литературы, она требует и абсолютной свободы общения с пером. В общем, эта тема – для людей, имеющих опыт и навык собственного письма.
Состав сочинения: | введение (В) основная часть (ОЧ) заключение (З) | 1 – 1,5 стр. 4 – 5 стр. 1 – 1,5 стр. |
В + З = 1/3 Vсочинения | 6 – 8 стр. (3 – 4 листа) |
Как известно, едва ли не самое трудное — это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению:
1. Историческое введение, («жизнь в те еще годы»): это характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально – экономических, нравственных, политических, культурных сторон.
Например: тема «Социально-философская проблематика спора «отцов и детей» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
2. Аналитическое введение. Анализ центрального понятия темы сочинения.
Например: «Народность поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин»
(размышление о том, что такое народность), «Милосердие и жестокость на страницах произведения советских писателей» (размышление о том, что есть милосердие и жестокость).
3. Биографическое введение. Факты биографии жизни писателя, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника.
Например: «Любовь и дружба в лирике А.С.Пушкина» (вспомнить о «лицейском братстве», о женщинах – идеалах). «Мое восприятие лирического произведения» (см. план – анализ).
4. Сравнительное введение. Необходимо вспомнить предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения.
Например: «Тема Родины в лирике ...»
«Тема назначения поэта в поэзии...»
«Нравственные искания героев романа...»
«Тема «маленького человека»…»
«Тема «лишнего человека»...»
5. Характеристика произведения. Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем, то начать лучше с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости.
Например:
«Образы Чацкого и Молчалина в комедии Л.С.Грибоедова «Горе от ума»,
«Образы Онегина и Ленского в романе Л.С. Пушкина «Евгений Онегин»,
«Образы Обломова и Штольца в романе И. Гончарова «Обломов».
6. «Лиричность» введения». Увязать тему сочинения с личным жизненным или духовным опытом.
«Ах, как я люблю (ф. и. поэта или писателя)»
Далее несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на вас поэт, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его творчество.
7. Перекличка с современностью. «В наше время, когда ... особенно большую роль играет»
Например: | темы | о нравственности об экологии о патриотизме о гуманизме | современная литература |
Основные правила написания заключения
- Обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения.
- Наиболее часто используются заключения, связывающие выводы сочинения с современностью или с личным опытом автора.
- Выводы связываются с развитием современной литературы.
- Если тема общая, то целесообразно закончить повторением теоретического понятия, подтверждая своими выводами.
Типы сочинений по темам
№ пп | Тип сочинения | Пример темы | Что требуется | О чем писать |
1. | Анализ целого литературного произведения. | 1. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. 2.«Мертвые души» – гениальная сатира на крепостную Русь. | Раскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость в русской литературе. | Использовать понятия: тема, идея, сюжет, замысел, традиции, новаторство. Избегать: простого пересказа произведения. |
2 | Анализ литературного героя. | 1. В чем трагедия Печорина? 2. Трагизм образа Базарова. | Раскрыть идейную сущность образа, показать средства его художественного воплощения (черты характера, анализ поступков, внутренние моно логи и споры с другими героями и т.д.) | Использовать понятия: литературный тип, типичный характер, портрет, речевая характеристика. |
3. | Анализ художественной формы. | 1. Мастерство Н.В.Гоголя - сатирика в «Ревизоре». 2. Мастерство А.С.Грибоедова в обрисовке характеров и развитие действия в комедии «Горе от ума». | Провести литературный анализ художественных средств. | Использовать понятия: роды и жанры литературы, художественный метод, стиль, композиция, сюжет, портрет, пейзаж, язык. |
4. | Анализ образа автора. | 1 .Образ автора в романе «Евгений Онегин. 2. Образ автора в поэме «Мертвые души». 3.Автор и его герой в романе «Отцы и дети». | Раскрыть авторскую позицию, его отношение к действительности и к человеку. | Использовать понятие: образ автора. |
5. | Анализ лирического героя (в поэзии). | 1. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». 2. Бунтующая личность в поэзии М.Ю.Лермонтова. 3. «Я лиру посвятил народу своему». | На основании образа лирическогогероя дать целостное представление о творчестве поэта. | Разобрать существо понятия «лирический герой» (чувства, мысли, настроения, переживания героя как отражение мировоззрения самого поэта). |
По количеству предметов и способу рассуждения | ||||
6. | Простая. | 1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин». 2. Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов». | Свободное всестороннее описание образа: внешность, характер, увлечения, оценка героями, самооценка, типичность или особенность, место в произведении (для чего нужен). | Посмотреть на предмет с разных точек зрения. |
7. | Проблемная. | 1. «Татьяна, русская душой…» (А.С.Пушкин). | Углубленное объяснение одной стороны предмета, указанной в теме («русская душой). | Необходимо понять существо проблемы, поставленной в заголовке. |
8. | Сопоставитель-ная | 1.Татьяна и Ольга в романе «Евгений Онегин». 2. Чацкий и Молчалин. 3.Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. 4. Обломов и Штольц. 5. Тема Родины в лирике А.Блока и С.Есенина. | Сопоставительный анализ образов (произведений, авторов, проблем и пр.), определение их сходства и различия. | Выделить признаки, по которым ведется сопоставление (сходство и различия), сделать выводы. |
9. | Обобщающая | 1. «Лишние люди в изображении классиков первой половины XIX в. 2. Образы «новых людей» в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?». 3. Галерея помещиков в поэме «Мертвые души». | Обобщающее рассуждение о нескольких сходных предметах (упор на общие качества, что объединяет в целое). | Вести сопоставление, сделать вывод. |
10. | Проблемно – обобщающая | 1. Проблема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. 2. Природа и человек в современной литературе. 3. Нравственные проблемы рассказов В.Шукшина. 4.Идейно-философская проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. | Обобщающее рассуждение, которое ведется в рамках заявленной темы – проблемы (начало – выступление: общее рассуждение о проблеме и её значимости и приемственности в литературе). | Раскрыть существо проблемы и вести сопоставление не менее чем на 2-х произведениях, если нет оговорки в теме «на примере одного произведения». |
Классификации ошибок
I. Ошибки в содержании:
1. Ф – фактическая ошибка, неточность (годы, жанр произведения, имя героя и т.д.).
[ ] – лишняя часть слово, выражение.
V – пропуск мысли, слова, выражения.
Z – не выделен абзац (новая часть, мысль).
Л И – нарушена логическая последовательность.
2. Речевые ошибки
Р – нарушение законов употребления в речи лексических единиц (слов), построении предложении:
а) употребление слова в несвойственном ему значении
* П.Корчагин – зачинщик соревнования. /инициатор/
б) нарушение лексической сочетаемости
* Образ Печорина противоречив. /характер/
в) употребление лишнего слова (плеоназм)
* Бесчисленное множество.
г) употребление рядом однокоренных слов (тавтология)
* В рассказе «Бежин луг» рассказывается /повествуется/
д) повторы
*Недавно я прочитал одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге рассказывается о ...
е) употребление слова иной стилистической окраски (рагов)
* Попечитель богоугодных заведений подлизывается
/ведет себя заискивающе/
ж) смешение лексики разных исторических эпох
* На богатырях кольчуги, брюки, варежки.
II. Ошибки на письме:
- Орфографические – │ – в написании слов
- Пунктуационные – V – знаки препинания.
- Грамматические – Г – нарушение норм слово – и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
а) чаще всего несогласование в числе, роде и падеже сущ. + прил., сущ. + прич.;
б) несогласование в числе сущ. + глагол;
в) несогласование времени глагола в рамках одною предложения.
Основные критерии оценки
Оценка | Содержание | Грамотность |
«5» |
| Допускается 1 (│) на исключение из правил или 1 (V) или 1 (Г) |
«4» |
|
всего │ + V + Г – 4 |
«3» |
|
всего │ + V + Г – 6 |
«2» |
| 5 (│) и 5 (V) всего │ + V + Г – 7 |
1. При проверке исправляются, но не учитываются следующие │ и V ошибки:
1). При переносе слов
2). Авторская пунктуация.
3). Описки, искажающие звуковой облик слова: «мемля» (земля), «рапотает» (работает).
2. Однотипными считаются ошибки на одно правило (кроме «Безударные гласные в корне слова»). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая подобная ошибка учитывается отдельно.
З. Если в одном непроверяемом слове (словарном) допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
- При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений) оценка снижается на 1 балл.
- Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
План - схема анализа эпизода
художественного текста (литературоведческий)
- Определить автора и название произведения, место отрывка в произведении.
- Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно – образным содержанием.
- Отразить авторскую позицию, образ автора.
- Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально – авторского стиля.
- Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно – выразительные средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов. Может использоваться в 10-11 классах....
Курс по выбору "Учимся писать сочинения разных жанров" 9 класс
Главная задача курса для 9 класса – научиться писать сочинения различных жанров на основе знаний, умений и навыков, полученных в предыдущих классах. Хорошо известно, что огра...
Программа факультативного курса "Учимся писать изложение и сочинение-рассуждение" 9 класс
Подлинной грамотностью следует считать не только умение писать и читать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно понимать текст, интерпретировать и анализировать его, рассужд...
Программа элективного курса "Учимся писать сочинение"
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности.Сочинение – один из самых трудных видов деятельности учащ...
Презентация элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение"
В этом учебном году представляла восьмиклассникам элективный курс "Учимся писать сочинение-рассуждение", который вела в 9 классе. Разработала данный курс Наумова И.Е., учитель МОУ «СОШ № 1 им. 39...
Презентация элективного курса «Учимся писать сочинение-рассуждение».
Данный материал пригодиться учителям при презентации элективного курса. Папка содержит презентацию и методическую разработку....
Программа элективного курса "Учимся писать сочинение"
Элективный курс "Учимся писать сочинение" рассчитан на детей 16-17 лет (11 класс). Занстия предполагают интенсивную подготовку к написанию итогового сочинения и сочинения на ЕГЭ по русскому ...