Элективный курс « Учусь писать сжатое изложение и сочинение по сентенции»
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Современные темпы развития всех сфер общества требуют компетентных, конкурентно способных специалистов, умеющих работать с людьми ,вести конструктивный диалог, аргументировано доказывать свою точку зрения, умение рассуждать .А для этого необходимо уметь кратко ,но ясно и точно, последовательно и логично излагать свою точку зрения.
Завершение 9 класса для школьника можно рассматривать как определенный рубеж в изучении курса русского языка .Объем знаний и круг умений, которыми должны овладеть учащиеся, прописан в нормативных документах, на основании этих документов разработана новая форма экзамена для итоговой аттестации.
Новая форма итоговой аттестации в 9 классе – это современная форма, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Актуальной проблемой для учителей-словесников является подготовка учащихся к основному государственному экзамену. С этой целью разработана программа элективного курса «Учусь писать изложение и сочинение по сентенции»
Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания по части А и В, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от обучающихся не только знания, но и способности эти знания уместно использовать.
Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию и практического применения полученных знаний и умений при самостоятельной работе, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5-9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnyy_elektivnyy_kurs_9.docx | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс « Учусь писать сжатое изложение и сочинение по сентенции» предназначен для учащихся 9 классов.
Современные темпы развития всех сфер общества требуют компетентных, конкурентно способных специалистов, умеющих работать с людьми ,вести конструктивный диалог, аргументировано доказывать свою точку зрения, умение рассуждать .А для этого необходимо уметь кратко ,но ясно и точно, последовательно и логично излагать свою точку зрения.
Завершение 9 класса для школьника можно рассматривать как определенный рубеж в изучении курса русского языка .Объем знаний и круг умений, которыми должны овладеть учащиеся, прописан в нормативных документах, на основании этих документов разработана новая форма экзамена для итоговой аттестации.
Новая форма итоговой аттестации в 9 классе – это современная форма, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Актуальной проблемой для учителей-словесников является подготовка учащихся к основному государственному экзамену. С этой целью разработана программа элективного курса «Учусь писать изложение и сочинение по сентенции»
Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания по части А и В, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от обучающихся не только знания, но и способности эти знания уместно использовать.
Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию и практического применения полученных знаний и умений при самостоятельной работе, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5-9 классах.
Цель элективного курса: подготовить девятиклассников к успешной сдаче основного государственного экзамена через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности.
Данная цель реализуется при решении следующих задач:
-комплексная работа с текстом;
-овладение нормами русского литературного язык;
-развитие устной и письменной речи учащихся;
-овладение учащихся следующими умениями и навыками:
-грамотно писать сжатое изложение по прослушанному тексту;
-владеть формами обработки информации исходного текста;
- умение делать компрессию текста;
-писать сочинение по сентенции( по высказыванию);
-редактировать свое сочинение и изложение;
-воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;
-отрабатывать навыки самопроверки и самооценки;
-развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации.
Формы работы: коллективная и групповая, парная и индивидуальная Используются разнообразные методы работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами. В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль, на основании которых составляется мониторинг успешности учащихся. Также большое внимание уделяется самопроверке и самооценке знаний.
Эффективность данной программы в том, что содержание её соотносится с содержанием образовательного стандарта по предмету, прописанному в нормативных документах: «Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету» ( приказ МО от 15 .05.98 №1236).Необходимость введения курса обусловлена еще и тем периферийным положением ,которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе . Причем ,если в 5-7 классах такая работа еще ведется , то в 8-9 классах она, как правило, сводится к минимуму .Недостаточно времени уделяется и такому сложному виду работы, как сочинение-рассуждение по тезису на лингвистическую тему. Тем более в этом учебном году темы сочинений-рассуждений повторяться не будут! Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация собственных умозаключений и выводов. Не все выпускники ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.
Краткое описание структуры программы
Курс состоит из введения и трех модулей.
Введение. Знакомит с содержанием и структурой экзаменационной работы и нормативными документами по основному государственному экзамену.
1 модуль. Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротексты, абзацы, главную и второстепенную информацию).
2 модуль. Знакомит со способами компрессии текста ( учащиеся учатся приемам сжатия текста по прослушанному тексту (исключение, упрощение, обобщение)
3 модуль. Ориентирован на обучение учащихся приемам создания сочинения-рассуждения.
Курс имеет практическую направленность. В практической работе используются такие методы, как анализ текста, моделирование текста, к текстам предлагаются тестовые задания. Итоговая работа-это составление справочника « Тебе, выпускник!»
Содержание программы
Первая часть работы основного государственного экзамена- это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Компрессия текста –это форма обработки информации исходного текста, поэтому важнейшими умениями являются следующие :
-умение точно определять круг предметов и явлений действительности;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение выявлять главное в тексте;
-умение применять обобщение, упрощение, замену;
-умение правильно излагать свой текст.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы ,ученика необходимо научить определять второстепенную информацию .Главная информация- содержание текста. Поэтому задача учителя – сделать так, чтобы при восприятии художественного текста ученик мысленно «видел и слышал» то, что слушает. Добиться этого, разумеется , непросто .При обучении сжатому изложению соблюдается определенная последовательность действий, которую можно записать в виде инструкции (смотрите далее)
Вторая часть раздела ориентирована на умение писать сочинение. Это задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников .При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать прочитанный текст .Именно это умение необходимо школьникам для дальнейшей деятельности.
Ожидаемые результаты:
-выполнять информационную обработку текста;
-выделять в нем микротексты, определять существенное, отсекать второстепенное;
-правильно использовать различные языковые приемы компрессии исходного текста;
- строить собственное высказывание;
- умело вводить аргументы;
-уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;
-владеть навыками самоконтроля и самопроверки.
Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью тестов, создания презентаций и буклетов по темам, письменных работ: изложения и сочинения . После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа ,либо семинар-смотр знаний. Также организуется презентация справочника по всему курсу « От урока – до экзамена».Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для экзамена .Кроме того, так как на каждом занятии предполагаются развернутые ответы-рассуждения ,целесообразно использовать такие виды оценивания , как самооценка, взаимопроверка по критериям :
Критерии оценивания устного ответа рассуждения:
- композиционная стройность;
-правильность формулировки сентенции;
- логическая последовательность теоретических положений;
- речевая связность ,завершенность;
- аргументация.
2. Успешность проведения итоговой аттестации ;
- повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся;
-осознанность выбора дальнейшего профилируюшего направления собственной деятельности выпускниками основной школы.
Программа рассчитана на 18 часов.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение »Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Чаптынова »
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО на заседании МС____ директор ______
Руководитель МО зам.директора по УВР С.А.Пушпаков.
Протокол №___ Протокол ____№___ Приказ№_____-
«__»____2014 г. «___» 2014 г. «__»____2014г.
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку « Учусь писать сжатое изложение и сочинение по сентенции»
(программа курса предназначена для учащихся 9 классов)
Программа составлена учителем русского языка и литературы Акемеевой Т .А.
2013 -2014 учебный год.
Учебно-тематический план
Модуль | Темы занятий | Количество часов | содержание | Виды деятельности учащихся и формы контроля. |
Введение | Виды итоговой аттестации по русскому языку. Общие методические подходы к работе с текстом . Нормативные документы. | 1ч. | Познакомить учащихся с нормативными документами, с общими методическими подходами к работе в заданиях . | Запись тезисов, составление памятки «Инструкция к сжатому изложению» |
1.Текстоведение | 1.Понятие о тексте. Признаки текста. | 1ч. | Закрепить основные признаки текста(последовательность, логичность, тематическое и смысловое единство, членение на абзацы) | Упражнения, групповая работа, ВЗАИМООЦЕНКА. Тексты-первоисточники, развернутый ответ-рассуждение |
2.Типы и стили речи | 1ч | Отличительные признаки типов речи, структура рассуждения, умелое введение аргументации. Функциональные особенности стилей речи. | Создание сочинения -рассуждения | |
3.Тема текста. Основная мысль | 1ч | Умение определять тему и основную мысль текста | ||
4.Микротема .Микротекст. Абзац. | 1ч | Композиционно-содержательный анализ текста. Выделение абзацев. Исправленный текст, восстановленный по ключевым словам. Выделение микротем, абзацев | ||
5.Практикум по написанию сжатого изложения по прослушанному тексту | 1ч | Закрепление понятий тема текста, абзацы, выявление существенного . | Написание сжатого изложения по прослушанному тексту. | |
2.Способы компрессии текста | 6.Современные подходы к написанию изложения .Основные требования к изложению .Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения | 1ч | Особенности сжатого текста. основные требования. Структурированное восприятие содержания текста , умение выделять в нем микротемы , выделять главное, убирать второстепенное. | |
7.Прием сжатия текста- исключение. | 1ч | Обучение языковым приемам сжатия исходного текста,воспринимать авторский текст , выделять главное , сжимать текст способом исключения | Анализ примеров . сжатие текста приемом исключения. | |
8.Прием сжатия текста- упрощение | 1ч | Научить приему сжатия текста – упрощение . | Сжатие текста приемом упрощения. | |
9.Языковой прием сжатия текста - обобщение | 1ч | Обучить приему сжатия текста- обобщение, правильно , точно излагать содержание текста | Анализ примеров , конспект лекции учителя | |
10.Практикум.Самостоятельная работа | 1ч | Компрессия текста. Познакомить с алгоритмом работы над сжатым изложением | Работа с текстом. Составление памятки «Как писать сжатое изложение» | |
4.Как выполнить часть С ? | 11.Структура сочинения-рассуждения. | 1ч | Записать структуру сочинения -рассуждения | Составление схемы,алгоритма , защита проектов |
12..Анализ исходного текста | 1ч | Анализировать исходный текст. | практикум | |
13.Как написать вступление ? | 1ч | Записать виды вступлений | практикум | |
14..Способы моделирования основной части. Выражение собственного мнения. Аргументация собственных высказываний. | 1ч | Научить писать основную часть, аргументировать позиции..как ввести аргументы из текста? | Практикум Запись аргументов из текста, правильное оформление; роль лексических и грамматических явлений | |
15..Способы записи заключения. Речевые клише. | 1ч | Записать виды заключений, речевые клише . | Практикум: чтение сочинения, рецензирование работы, запись аргументов , указывание ролей лексических и грамматических явлений. | |
16..Контрольное сочинение-рассуждение | 1ч | Проверить полученные знания .Коррекция знаний. | Самостоятельная работа. Оформление мини-брошюрки на тему»Лучшие сочинения» | |
17.. Редактирование. Типы ошибок. Защита справочника» Тебе, выпускник!» или «От урока -до экзамена» | 1ч | Отрабатывать навык самопроверки и самооценки | Анализ текстов, взаимопроверка. Редактирование. Защита справочника | |
18.Итоговая контрольная работа | 1ч |
Литература.
1.Русский язык: типовые экзаменационные варианты. 12 вариантов / под редакцией Цыбулько – М.: Национальное образование.2013 г.
2.Русский язык: типовые экзаменационные задания. 10 вариантов / под редакцией Г.Т.Егораевой-М:Издательство «Экзамен».2013г.
3.Брошюра «Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации» Москва, Педагогический университет»Первое сентября» 2008.г.Н.А.Борисенко, А .Г.Нарушевич, Н .А. Шапиро.
4.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык : 9 класс .Составитель Егорова.
5.Русский язык .9 класс. Авторы Л.А.Тростенцов.
6.Русский язык .Справочные материалы.
7.Материалы курса « Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе».2008г. Первое сентября .Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подробное и сжатое изложение. Анализ микротем. Технология написания сочинения на основе текста.
Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, заканчивая 9 классов, имеют неустойчивую грамотность. И дело не только в том, что они не усвоили орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся не умеют ...
Пишем сжатое изложение. Роль плана при написании сжатого изложения
Для подготовки учашихся к ГИА...
Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"
Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....
Рекомендации для подготовки обучающихся 9 класса к написанию сжатого изложения и сочинения
Все школьники, которые оканчивают 9 классов, должны обязательно сдать Основной Государственный экзамен (ОГЭ) по русскому языку, поскольку сегодня это является главным требованием при получении аттеста...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс...
Из опыта работы подготовки к ГВЭ по русскому языку Сжатое изложение с сочинением
В 2023-2024 году для учащихся 9класса предложена обновленная форма сдачи ГВЭ:сочинение и сжатое изложение текста. ....
Из опыта работы подготовки к ГВЭ по русскому языку Сжатое изложение с сочинением
В 2023-2024 году для учащихся 9класса предложена обновленная форма сдачи ГВЭ:сочинение и сжатое изложение текста....