Рабочая программа по элективному курсу «Различные виды сочинений» (11 класс)
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. М.Шагинян справедливо замечала: «…работа со словом – всегда литература, в каком бы жанре ни велась, – и всегда искусство. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11 классе говорится, что последнее задание теста – небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Причем эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Цели:
– гуманитарное развитие школьников;
– развитие творческих способностей личности;
– овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
– подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи:
– формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
– овладение нормами русского литературного языка;
– обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
– обучение работе над сочинениями в разных жанрах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по элективному курсу «Различные виды сочинений» (11 класс) | 38.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Костромская область
Буйский муниципальный район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТАЛИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
157014 Костромская обл., Буйский р-н п.Талица, ул. Пушкина, д.35
☎ (494 35) 32-8-16
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
На методсовете Директор школы:
Протокол № ____. _________ Соколов Н.Г.
От _________20___ г. Пр.№___от______20___г.
Рабочая программа по элективному курсу
«Различные виды сочинений»
(11 класс)
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. М.Шагинян справедливо замечала: «…работа со словом – всегда литература, в каком бы жанре ни велась, – и всегда искусство. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11 классе говорится, что последнее задание теста – небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Причем эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Цели:
– гуманитарное развитие школьников;
– развитие творческих способностей личности;
– овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
– подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи:
– формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
– овладение нормами русского литературного языка;
– обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
– обучение работе над сочинениями в разных жанрах.
Место элективного курса в учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом в 11 классе на элективный курс отводится 33 часа (из расчёта 1 час в неделю).
Результативность курса
К концу курса учащиеся должны:
• знать основные понятия теории сочинений разных жанров,
• уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением,
• обладать навыками работы со справочным материалом,
• обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать,
• владеть коммуникативными навыками,
• владеть языковым потенциалом, умело использовать художественные средства языка,
• уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров,
• оценивать свои творческие работы, с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесённости.
Календарно-тематическое планирование
Число | Число (фактически) | № урока по порядку | Название темы урока | Домашнее задание |
1 четверть | ||||
1 | Сочинение как жанр литературного творчества учащихся. | Записи лекции | ||
2 | Повторение основных сведений по теории литературы. | заполнение терминологической таблицы, | ||
3 | Основные требования к сочинению. | составление «Памятки» пишущему сочинение | ||
4 | План сочинения. Типы планов. Раскрытия понятий логичность, последовательность речи. | составление разных типов планов сочинений. | ||
5 | Составление плана (план-набросок, цитатный план, подробный план и т.д.) | составление разных типов планов сочинений | ||
6 | Композиционная организация сочинения. | творческая работа | ||
7 | Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему. | творческая работа. | ||
8 | Жанровая классификация сочинений. | Записи лекции | ||
9 | Резерв. | |||
2 четверть | ||||
10 | Сочинение – литературный портрет. | творческая работа. | ||
11 | Особенности создания портретной характеристики. | творческая работа. | ||
12 | Знакомство с эссе как жанром литературного произведения. | чтение образцов литературы, созданных в жанре эссе. | ||
13 | Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся. | творческая работа | ||
14 | Сочинение-рецензия. Особенности жанра. | творческая работа | ||
15 | Сочинение – сравнительная характеристика. Особенности жанра. | творческая работа | ||
16 | Написание сочинения-сравнительной характеристики. | творческая работа. | ||
3 четверть | ||||
17 | Сочинение – анализ эпизода. | творческая работа. | ||
18 | Понятие эпизода как части целого произведения. | творческая работа. | ||
19 | Стилистические ошибки в сочинениях учащихся. | решение теста, составление таблицы. | ||
20 | Нормы литературного языка. | выполнение обучающих упражнений. | ||
21 | Виды грамматических ошибок. | выполнение обучающих упражнений. | ||
22 | Корректировка творческих работ учащихся. | выполнение обучающих упражнений. | ||
23 | Написание сочинений разных жанров . | творческая работа. | ||
24 | Сочинение-рассуждение. | творческая работа. | ||
25 | Формулировка проблемы исходного текста. | творческая работа. | ||
26 | Резерв. | |||
4 четверть | ||||
27 | Комментарий одной из проблем текста. | творческая работа. | ||
28 | Определение позиции автора. | творческая работа. | ||
29 | Собственное мнение по проблеме. | творческая работа. | ||
30 | Работа над смысловой точностью, речевой связностью и последовательностью изложения. | творческая работа. | ||
31 | Написание сочинения-рассуждения. | творческая работа. | ||
32 | Корректировка творческих работ учащихся. | выполнение обучающих упражнений. | ||
33 | Резерв. |
Содержание программы
Сочинение как жанр литературного творчества учащихся.
Форма: лекция с элементами беседы.
Знакомство с тематикой курса. Цель, задачи курса. Актуальность курса.
Изучение представления учащихся о работе над сочинением, уровня подготовленности к освоению курса.
Работа с понятиями художественное произведение, творчество, литературное творчество, результат освоения.
Повторение основных сведений по теории литературы.
Форма: лекция с элементами беседы, практикум, работа со словарями.
Домашнее задание: заполнение терминологической таблицы.
Форма контроля: тест.
Освоение понятий текст, подтекст, контекст. Понятие целостности художественного произведения. Единство формы и содержания. Художественное выражение элементов содержания (тема, идея, проблема, художественный образ, конфликт) и содержательность элементов формы (жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства и т.д.).
Литературный образ, персонаж, тип, характер, литературный герой. Художественная деталь (узнавание, интерпретация, выявление роли детали). Эпическое произведение. Жанры. Пространственно-временная организация, система персонажей, способы их создания (имя, внешность, поведение, речь). Лирическое произведение. Функции и смысловая нагрузка элементов лирического произведения. Реализация лирического переживания (поэтический язык, ритмико-мелодическая организация, лирический сюжет, композиция, жанр).
Драматическое произведение. Характер драматического действия, жанры, конфликт, система действующих лиц и их роль в развитии действия, монолог, диалог. Поэтика (смысл заглавия, символика и др.), способы выражения авторской позиции (ремарки, поэтика имён и др.).
Основные требования к сочинению.
Форма работы: лекция с элементами беседы.
Домашнее задание: составление «Памятки» пишущему сочинение.
Форма контроля: заполнение таблицы «Типы тем сочинений».
Сочинение как отражение интеллектуального, эстетического, нравственного развития учащегося.
Выбор темы. Требования к содержательной стороне сочинения: глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, уместное и умелое использование цитат, смысловая точность эпиграфа.
Требования к речевому оформлению сочинения: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, грамотность.
Объём, соотнесённость композиционных частей работы (вступление, основная часть, заключение). Критерии оценки.
План сочинения. Типы планов. Раскрытия понятий логичность, последовательность речи.
Форма: практикум.
Домашнее задание: составление разных типов планов сочинений.
Типы планов: план-набросок, развёрнутый план, цитатный план и др. Точность, последовательность, логичность речи. Дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему) подходы к выстраиванию рассуждений, умозаключений.
Составление плана (план-набросок, цитатный план, подробный план и т.д.).
Форма: практикум.
Домашнее задание составление разных типов планов сочинений.
Форма контроля: тест.
Композиционная организация сочинения.
Форма: лекция с элементами беседы, практикум.
Домашнее задание: написать вступление.
Форма контроля: практическая работа.
Виды вступлений и выбор вступления в зависимости от темы сочинения: историческое вступление, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое и др.
Основная часть сочинения. Уместное использование различных приёмов выстраивания рассуждения на заданную тему (приёмы индукции и дедукции; сравнение героев одного произведения, сравнение героев разных произведений одного автора, сравнение героев разных авторов, сравнение объекта исследования с другими видами искусства – живописью, музыкой, театром, кино; внутренняя полемичность, доказательство « от противного», спор с воображаемым оппонентом; цитирование и др.).
Заключение. Логическая соотнесённость с вступлением и основной частью.
Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему.
Форма: лекция с элементами беседы.
Домашняя работа: работа со справочным материалом, творческая работа.
Форма контроля: проверка конспекта, защита творческих работ.
Сочинения-характеристики (характеристика одного литературного героя, сравнительная характеристика двух литературных героев, характеристика группы литературных героев, общая характеристика литературного типа).
Сочинения литературно-критические (анализ определённой темы, характеристика определённого периода или темы в творчестве писателя, сочинения по проблемам содержания и формы литературного произведения, анализ критической статьи, анализ определённой проблемы).
Сочинения на «свободную» тему (особенности отбора материала, опора на художественное произведение).
Жанровая классификация сочинений.
Форма: лекция с элементами беседы, практикум.
Домашняя работа: работа со справочным материалом.
Форма контроля: проверка конспекта.
Основополагающие принципы жанровой классификации сочинений: литературный портрет, этюд, эссе, рецензия, обозрение, очерк, дневник, интервью, воспоминание.
Сочинение – литературный портрет.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: чтение образцов литературы, созданных в жанре литературного портрета.
Форма контроля: письменный опрос.
Отличие литературного портрета от портретной зарисовки. Искусство портрета – раскрытие внутреннего облика человека, литературного героя.
Литературный портрет – мемуарно-биографический жанр.
Особенности создания портретной характеристики.
Форма: практическая работа (индивидуальная)
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Описание по памяти, по наблюдениям, на основе прочитанного, по воображению, на основе собеседования с «героем». Приёмы создания портрета героя разными авторами. Роль детали в создании портрета героя. Отбор материала художественного произведения для написания творческой работы.
Знакомство с эссе как жанром литературного произведения.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: чтение образцов литературы, созданных в жанре эссе.
Форма контроля: письменный опрос.
Определение жанра эссе, выявление характерных особенностей строения текста, способов характеристики, выражения авторской позиции и т.д.
Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся.
Форма: практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Формулировка тем, отбор материала, выбор языковых средств для написания творческой работы. Составление плана сочинения (определение композиционных особенностей). Способы выражения позиции пишущего. Образцы сочинений на разные темы, написанные в жанре эссе: исследование материала, наблюдение за использованием языковых средств, над способами введения литературного материала в ткань сочинения.
Сочинение-рецензия. Особенности жанра.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: оформление материала лекции.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Характеристика произведения и его объективная оценка как неотъемлемые составляющие сочинения-рецензии. Логичность, доказательность (с опорой на яркий литературный материал) – способы выражения позиции пишущего. Работа над составлением плана сочинения-рецензии. Требования к написанию сочинения-рецензии.
Сочинение – сравнительная характеристика. Особенности жанра.
Форма: лекция с элементами беседы.
Домашняя работа: практическая работа.
Форма контроля: проверка практической работы.
Общая точка зрения, с которой рассматриваются сравниваемые предметы – исходная позиция всякого сравнения. Выявление сходства и различия, выявление эволюции авторской мысли, чувства, переживания и т.д. – цель сравнения. Сравнение произведений разных авторов. Сравнение произведений разных этапов творчества одного автора. Сравнение произведений, относящихся к различным видам искусства (художественное произведение и спектакль, фильм, картина, музыкальное произведение).
Написание сочинения-сравнительной характеристики.
Форма: практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Выбор темы. Определение оснований для сравнения. Составление плана, подбор эпиграфа. Отбор материала в зависимости от выбора темы и поставленных целей. Выполнение обучающих заданий.
Сочинение – анализ эпизода.
Форма: лекция с элементами беседы.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Роль эпизода в развитии темы, идеи произведения. Выявление художественного своеобразия фрагмента. Осмысление идейно-тематического содержания и своеобразия формы, выяснение связей данной части произведения с другими.
Понятие эпизода как части целого произведения.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Эпизод как часть целого, определённая самостоятельность эпизода и неразрывная вплетённость в художественную ткань произведения. Осмысление идейно-тематического содержания и своеобразия формы, выяснение связей данной части произведения с другими. Внимательное изучение и отбор литературного материала, составление плана, подбор эпиграфа. Требования к творческой работе.
Стилистические ошибки в сочинениях учащихся.
Форма: практическая работа.
Домашняя работа: решение теста, составление таблицы.
Форма контроля: проверочная работа.
Ошибка – нарушение нормы, понятие стилистической нормы. Наиболее характерные стилистические ошибки, их классификация. Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.
Нормы литературного языка.
Форма: практическая работа.
Домашняя работа: выполнение обучающих упражнений.
Форма контроля: проверочная работа.
Нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Виды грамматических ошибок.
Форма: практическая работа.
Домашняя работа: выполнение обучающих упражнений.
Форма контроля: проверочная работа.
Наиболее характерные грамматические ошибки в устных высказываниях и письменных работах учащихся. Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.
Корректировка творческих работ учащихся.
Форма: практическая работа.
Домашняя работа: обучающие упражнения.
Форма контроля: написание творческих работ.
Рецензирование учащимися своих и предложенных творческих работ. Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.
Написание сочинений разных жанров на заданную тему.
Форма: практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Обобщение, повторение изученного материала, использование знаний на практике.
Сочинение-рассуждение.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене.
Формулировка проблемы исходного текста.
Форма: практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема.
Формулировка проблем исходного текста. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
Комментарий одной из проблем.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.
Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет.
Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.
Определение позиции автора.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
Собственное мнение по проблеме.
Форма: практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.
Работа над смысловой точностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения.
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.
Написание сочинения-рассуждения.
Форма: практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Корректировка творческих работ учащихся. Форма: практическая работа. Домашняя работа: обучающие упражнения. Форма контроля: написание творческих работ. Рецензирование учащимися своих и предложенных творческих работ. Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению ошибок |
Список использованной литературы
- Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учеб. пособие для 10-11 классов. Челябинск: Взгляд, 2006.
- Долина Т.А. русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. М.: Айрис-пресс, 2007.
- Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 1992.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Прсвещение, 2001.
- Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе 9-11 класс. – М.: Дрофа,2002.
- Никитина Е.И. Анализ эпизода из художественного произведения как жанр ученического сочинения // Русский язык в школе, 2003. - № 4.
- Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему. Пособие для учителя. – М.:АРКТИ, 1999. 7. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением (Практические советы поступающим в вузы): Учеб. пособие. – М.: Высш. шк.,1990.
- Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2000.
- Руссова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н. Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1994.
- Скоркина Н.М. Сочинение на медаль 9-11 класс. Волгоград: Издательство «Учитель - АСТ», 1999.
- Торкунова Т.В. Как писать сочинение – 2-е изд, испр. – М.: АЙРИС, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу "Задачи повышенной сложности" 10 класс, профильный
Для профильного класса предлагаю программу элективного курса подготовки к решению задач типа С4 ЕГЭ. Работа состоит из следуюших элементов:пояснительная запискацели курсазадачи курса...
рабочая программа по элективному курсу "Практическая стилистика" 10-11 классы
Рабочая программы элективного курса « Практическая стилистика» предназначены для 10-11 классов. Программа составлена с учетом требований нового Государственного образовательного стандарта 2004 г...
Рабочая программа по элективному курсу "Техника написания сочинения по литературе в 11 классе"
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному тво...