АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Ерофеева Татьяна Викторовна

 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knr_10_kl_uchimsya_pisat_izlozh._i_sochinenie_-_kopiya.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Учимся писать сжатое изложение и сочинение» для учащихся 10 класса реализуется, исходя из особенностей психического развития и индивидуальных возможностей учащихся, и составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами:

  1.  федерального уровня:

     – Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

   – Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

   - Закон «Об образовании в Республике Бурятия» от 13.12.2013 г. (с изменениями)

  1.3. правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации:

- Устав ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;

- Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для слепых и слабовидящих обучающихся ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;

- Учебный план ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида».

Курс «Учимся писать  сжатое изложение и сочинение» предусматривает систему работы по формированию у учащихся умений, необходимых при написании сжатого изложения и сочинения на итоговой аттестации в X классе.

Сжатое изложение (часть 1) пишется на основе прослушанного публицистического текста и проверяет такие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

В части 3 ( задания 15.1, 15.2, 15.3 ) экзаменационной работы помещается задание, требующее развернутого ответа в форме сочинения - рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и создания собственных текстов.

Проблема в том, что современному ученику работа над сжатым изложением и сочинением часто кажется совершенно бессмысленным занятием, так как он убежден, что после окончания школы писать изложения он не будет. Именно поэтому очень важно, чтобы обучающийся понимал, что работа над сжатым изложением и сочинением значима не сама но себе, а направлена на формирование умений воспринимать, понимать и интерпретировать текст, извлекать из текста необходимую информацию, аргументировать собственную позицию, используя материалы прочитанного текста и создавать собственные тексты. Эти универсальные умения будут востребованы не только на экзаменах, но и в  в дальнейшей жизни.

           Данная программа составлена для 2 учащихся: Помишиной Дарьи и Торховой Марии, которые обучаются по программе III вида с учетом специфики образовательного процесса специального коррекционного учреждения: с учетом состояния здоровья и индивидуальных возможностей, характера учебной мотивации, образовательных потребностей. Актуальность программы заключается в ее коррекционной направленности, которая обусловлена тем, что нарушение зрительного анализатора и, как следствие изменения психического развития детей, предполагает обеспечение детям данной категории благоприятных условий для обучения.  Коррекционная школа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.

        Учитель в своей работе руководствуется следующими предпосылками: 1-учет зрительного заболевания, 2-учет особенностей психического развития, 3-изучение и учёт типологических индивидуальных различий, 4-учет уровня обученности.  Ввиду состояния здоровья обучающихся, психофизических особенностей детей, с целью усиления практической направленности обучения, проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

-совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук;

-развитие артикуляционной моторики.

-коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция - развитие внимания;

-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

-развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

-развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

-развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

-развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;

-коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

-формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств;

- формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;

-коррекция - развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Цель курса - формирование  коммуникативных умений, которые позволят создавать тексты сжатого изложения и сочинения в соответствии с заданными параметрами.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих учебных задач:

-учить адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

-учить обрабатывать информацию звучащего текста;

познакомить с основными приемами сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);

-учить сжато излагать содержание прослушанного текста;

-учить анализировать содержание читаемого текста;

развивать умение формулировать собственное мнение и аргументировано его доказывать;

развивать умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

-учить ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста собственного сочинения;

развивать умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

-учить и использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

-учить оформлять речь в соответствии с орфографическими пунктуационными и грамматическими и речевыми нормами.

Курс рассчитан на 34 часа

Критерии оценивания

Контрольные и практические работы в рамках курса оцениваются в баллах по критериям ИК/ГК для изложения, СК/ГК для сочинения. Баллы пересчитываются в оценку по шкале пересчета первичного балла за выполнение работы в отметку по пятибалльной шкале.

1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Выпускник научится:

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

Выпускник получит возможность научиться: 

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

2. Содержание курса коррекционной деятельности.

1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).

Структура экзаменационной работы в формате ГВЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационными вариантами разных лет. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Текст. Сжатое изложение (11 часов).

Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. . Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему (10 часов).

Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.

3. Текст. Сочинение на тему, связанную с анализом прочитанного текста (8 часов).

Критерии оценки задания 15.2 и 15.3. Структура сочинения на тему, связанную с анализом прочитанного текста. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения 15.2 и комментарий к нему. Формулировка определения сочинения 15.3. Комментарий в сочинении 15.3 Аргументы в сочинении 15.2 и 15.3.Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения15.2 и 15.3 по текстам с сайта ФИПИ.

5. Заключение. Итоговый контроль (3 часа).

Диагностическая работа. Анализ ошибок.

3.Тематическое планирование

№ п/п

Основное содержание

Планируемые результаты

1.

Введение -2 ч.

Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

Знать структуру экзаменационной работы в формате ГВЭ, число и вид заданий. Познакомиться с демонстрационным вариантом 2019. Знать особенности заполнения бланков экзаменационной работы

2.

Знакомство  с  образцами  КИМов,  предназначенных  для  проведения  письменного  экзамена.

Знать критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

3.

Сжатое изложение – 11 ч.

Понятие  об  изложении.   Алгоритм  написания  изложения.

Знать структуру сжатого изложения. Понимать, что такое микротема. Уметь находить микротемы исходного текста. Понимать принцип абзацного членения текста.

4.

Приемы   работы   по  первичному  восприятию  текста.  Разбор  текста.

Уметь воспринимать текст на слух, определять границы микротемы, слышать абстрактные и оценочные слова. Уметь записывать прослушанный текст по алгоритму.

5

Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения.

Уметь разделять информацию на главную и второстепенную, исключать несущественную и второстепенную информации.

6.

Приемы компрессии. ИСКЛЮЧЕНИЕ.

Понимать суть приема ИСКЛЮЧЕНИЕ, уметь применить прием ИСКЛЮЧЕНИЕ при работе с текстом.

7.

Приемы компрессии. ОБОБЩЕНИЕ.

Понимать суть приема ОБОБЩЕНИЕ, уметь применить прием ОБОБЩЕНИЕ при работе с текстом.

8.

Приемы компрессии. УПРОЩЕНИЕ.

 Понимать суть приема УПРОЩЕНИЕ, уметь применить прием УПРОЩЕНИЕ при работе с текстом.

9.

Подготовка  рабочих  материалов  к  изложению.

Уметь самостоятельно восстановить текст изложения, применить приемы компрессии. Выделить микротемы, составить план изложения

10.

Написание сжатого изложения.

Совершенствование умение писать сжатое изложение

11.

Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.

Совершенствование  умение писать сжатое изложение

12.

Контрольная работа  №1

Определение уровня изучения материала

13

Работа над ошибками.

Анализ изложения по критериям оценивания

Проверяется умение писать сжатое изложение

14.

Сочинение на лингвистическую тему-10 ч.

Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Знать структуру сочинения-рассуждения на лигвистическую тему, критерии его оценивания. Понимать роль ключевых слов в теме сочинения. Уметь по алгоритму определять группу тем сочинения.

15.

Учимся формулировать тезис.

Знать понятие «тезис». Уметь выделить в теме сочинения ключевые слова, определить группу тем сочинения, сформулировать тезис и прокомментировать его.

16.

Учимся аргументировать.

Знать понятие «аргумент» Уметь подбирать аргументы и приводить примеры из текста

17.

Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Знать понятие вывод. Уметь делать вывод сочинения. Проверять соответствие вывода тезису и теме работы

18.

Сочинение на лингвистическую тему из группы тем «Части речи»

Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы

19.

Сочинение на лингвистическую тему из группы тем «Синтаксис»

Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы

20

Сочинение на лингвистическую тему из группы тем «Пунктуация»

Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы

21

Сочинение на лингвистическую тему из группы тем «Язык и речь»

Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы

22.

Контрольная работа  № 2.

(Сочинение на лингвистическую тему из группы тем «Стилистика»)

Проверяется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы

23.

Работа над ошибками.

Анализ сочинения по критериям оценивания

Проверяется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы

24.

Сочинение  на тему, связанную с анализом текста - 8 часов

Структура сочинения –рассуждения по тексту.

Критерии оценивания заданий 15.2, 15.3

Знать структуру сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста, критерии его оценивания.

25.

Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Знать понятие «тезис». Уметь с помощью пособия составить определение к заданию 15.3. Уметь выделить ключевые слова с теме задания 15.2. Уметь находить и подчеркивать в тексте ключевые слова, на которых будет строиться определение

26.

Учимся аргументировать.

Знать понятие «аргумент» Уметь подобрать аргументы и привести примеры из текста по алгоритму . Уметь подобрать правильный пример из жизни.

27.

Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Знать понятие вывод. Уметь делать вывод сочинения. Проверять соответствие вывода тезису и теме работы.

28.

Создание сочинения-рассуждения 15.2

Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на тему , связанную с анализом текста

29.

Создание сочинения-рассуждения 15.3

Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на тему , связанную с анализом текста

30.

Контрольная работа  № 3

Проверяется умение писать сочинение-рассуждение на тему , связанную с анализом текста

31.

Анализ контрольной работы

Проверяется умение писать сочинение-рассуждение на тему , связанную с анализом текста

32-33

Диагностическая работа в форме ГВЭ.

Проверяется умение писать изложение и сочинение в формате ДКР

34.

Анализ ошибок.

Проверяется умение писать изложение и сочинение в формате ДКР

Учебно-методическое обеспечение программы.

Архарова Д.И. Пишем сочинение на тему, связанную с анализом прочитанного текста. Екатеринбург 2011.

Архарова Д.И. Пишем сжатое изложение. Екатеринбург. 2011.

Архарова Д.И. Пишем сочинение на тему, связанную с анализом прочитанного текста. Екатеринбург 2010.

Архарова, Д.И. Подготовка к ОГЭ по русскому языку: алгоритмы подготовки и написания сочинений на лингвистическую тему и на тему, связанную с анализом текста: Методическое пособие для учителя и ученика./Д.И.Архарова. – Екатеринбург, 2015.

Долинина.Т.А. Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сжатого изложения и сочинения –рассуждения . Методическое пособие для учителей., Екб. 2011 ГБОУ ДПО СО « ИРРО» 2011

Долинина Т.А. Учимся писать сочинение . Методическое пособие Екб. 2011 ГБОУ ДПО СО « ИРРО» 2011

Долинина Т.А., «Методические вопросы подготовки обучающихся к написанию сочинения (ОГЭ, итоговое сочинение в 11 классе, ЕГЭ); Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015.

Егораева Т. Г. Практикум по русскому языку. Работаем над сочинением на лингвистическую тему. Издательство «Экзамен» М.2013.

Егораева Г.Т авторские презентации по вопросам подготовки к ЕГЭ и ГИА, изд. «Экзамен» http://www.examen.biz/shkolam_i_metodkabinetam 

ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под редакцией И.П.Цыбулько -_М.: Издательство «Национальное образование», 2015.-240с.-(ОГЭ.ФИПИ-школе.)

Материалы Интернета

Демоверсии ОГЭ 2014- 2016г.

Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

Сайты для подготовки к ОГЭ

Капканы ЕГЭ :

http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/

По уши в ГИА!

http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/09/2013.html

pro-ucheba.com

http://pro-ucheba.com/topic/491-kak-napisat-sochinenie-po-russkomu-jaziku-ege/

ГИА-онлайн

http://ege.yandex.ru/russian-gia/

Подготовка к ГИА русский язык

http://rulit.ucoz.ru/index/podgotovka_k_gia_russkij_jazyk/0-5

Материально-техническое обеспечение программы

Компьютер учителя, оборудованный выходом в интернет, колонками для прослушивания текстов

Мультимедийный проектор

Белый экран

Принтер

Копировальный аппарат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Элективный курс « Учусь писать сжатое изложение и сочинение по сентенции»

Современные темпы развития всех  сфер общества требуют компетентных, конкурентно способных специалистов, умеющих работать с людьми ,вести конструктивный диалог, аргументировано доказывать с...

Рабочая программа элективного курса "Все о сжатом изложении"

Программа данного курса предназначена для подготовки школьников к написанию сжатого изложения в рамках Основного государственного экзамена(ОГЭ) по русскому языку в 9-ом классе. На занятиях учащиеся бу...

Рабочая программа группового курса "Учись решать задачи по химии", 8 класс

Рабочая программа группового курса для 8 класса " Учись решать задачи по химии "...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Русский язык» ФГОС ООО 5- 9 класс

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Русский язык" 5-9 класс ФГОС ООО...

Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа элективного курса "Отработка вычислительных навыков" для ученицы 6 класса

Основными целями данных занятий являются овладение учебным предметом на практическом уровне, расширение знаний об окружающем мире и развитие навыков планирования своей деятельности, контроля и самокон...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность) По курсу «Учимся писать сжатое изложение».8 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность)    По курсу  «Учимся писать сжатое изложение».8 класс...