Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Казьмина Елена Петровна

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Слово и его лексическое значение

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: сформировать представление о способах определения лексического значения слова, способность определять лексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарём; показать важность изучения лексики.Планируемые результаты обучения:

Личностные:

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность

сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- воспитание чувства гордости за своё Отечество, его историю, развитие мотивов учебной деятельности, формирование

личностного смысла учения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения

находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

Коммуникативные: учатся формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; инициативно сотрудничать в парах; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: умеют самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, корректируют деятельность на основе оценки работы и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием,

адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: учатся развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, искать и выделять необходимую информацию, воспроизводить её по памяти, производить универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения; учатся понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные:

-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Используемые технологии: педагогики сотрудничества, игровая деятельность, критическое мышление, здоровьесберегающая технология.

Основные понятия: лексика, лексикология, лексическое значение.

Ресурсы: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, словари, учебник (Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.), смайлики, карточки, кроссворд.

      

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Слово и его лексическое значение

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: сформировать представление о способах определения лексического значения слова, способность определятьлексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарём; показать важность изучения лексики.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность

сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- воспитание чувства гордости за своё Отечество, его историю, развитие мотивов учебной деятельности, формирование

личностного смысла учения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения

находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

Коммуникативные: учатся формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; инициативно сотрудничать в парах; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: умеют самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, корректируют деятельность на основе оценки работы и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием,

адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: учатся развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, искать и выделять необходимую информацию, воспроизводить её по памяти, производить универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения; учатся понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные:

-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Используемые технологии: педагогики сотрудничества, игровая деятельность, критическое мышление, здоровьесберегающая технология.

Основные понятия: лексика, лексикология, лексическое значение.

Ресурсы: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, словари, учебник (Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.), смайлики, карточки, кроссворд.

       

Этапы урока

(время)

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся 

                                                      Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуника

тивные

Познава

тельные  

1. Мотивация к учебной

деятельноси

(3 мин.)

Цель:

мотивировать

обучающихся научебную

деятельности через

создание

эмоциональной обстановки;

-осознанное

вхождение

обучающихся в учебную

деятельность;

-создание комфортной

обстановки на уроке.

эмоционально

- Здравствуйте, ребята! Какая

замечательная сегодня погода! И

настроение у вас сегодня должно

быть хорошим. Закрепите на

доске тот смайлик, который

соответствует вашему

настроению. (У каждого на парте

по три смайлика).

- Как много улыбок засветилось.

Спасибо!

- А это моё настроение... Я

готова работать вместе с вами.

Желаю всем удачи.

Ученик выполняет на доске

фонетический разбор слова

Приветствуют учителя,

проверяют готовность к

уроку, психологически

настраиваются на урок.

Выбирают смайлик,

соответствующий

настроению, и

закрепляют на доске.

Выполняют

фонетический разбор

(один ученик работает у

доски, остальные в

тетрадях).

Самоопределение

- осуществление

гражданской

идентификации

личности.

Целеполагание

Общение и

взаимодействие,

планирование

учебного

сотрудничества;

ориентировка на

позицию

партнера.

Построение

речевого

высказывания в

устной форме;

использование

знаково-

символических

средств для

решения задач;

Построение

речевого

высказывания в

устной форме;

использование

знаково-

символических

средств для

решения задач;

анализ объектов

с выделением

существенных и

несущественных

признаков

2.Определение

темы, цели и задач урока.

Актуализация

знаний, пробное учебное действие.

(10 мин.)

Цель:

актуализировать

учебное содержание,

необходимое для

изучения нового

материала;

актуализировать

мыслительные

операции:

сравнение, анализ,

обобщение;

зафиксировать

затруднения

обучающихся при

выполнении

пробного учебного

действия.

На доске предложение: «Рыжая

белка скачет по высокой сосне».

- Распределите слова по группам.

- Оцените работу соседа по парте.

- По каким признакам

распределяли слова? (На доске:

рыжая – высокой; белка – сосне).

-Что нужно знать, чтобы понять

смысл предложения?

А сейчас поднимите свои тетради

(карандаши, дневники и т.д.).

Почему, когда я попросила

поднять тетради, вы подняли

тетради, а не ручки?

Что нужно знать, чтобы не

ошибиться?

(Лексическое значение слова).

- Как думаете, какова тема урока?

(Какой термин есть для

определения смысла, значения

слов?)

-Откроем тетради и запишем

число и тему урока.

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

- С чего же начать «открытие

нового знания»? Чтобы ответить

на этот вопрос, предлагаю

разгадать кроссворд. (Ключевое

слово- «лексика»).

- Что такое лексика? (Чтение

определения стр.150).

- Сколько слов в русском языке?

- А конкретнее? (Работа с

упражнением No327)

Так сколько же слов в русском

языке?

Что такое лексическое значение

слова?

(На доске спроектированы слова:

школа, друг, учиться,

бесстрашный)

- Объясните лексическое

значение слов, указанных на

доске. Работаете в парах.

- Проанализируйте работу другой

пары, дополните её, исправьте

ошибки.

Выступает каждая группа.

- Оцените свою работу?

- Дайте лексическое значение

слов авеню, таймер, интерьер ?

- Какие трудности возникли?

-Это слова, пришедшие к нам из

других языков.

- Нужно ли нам знать

лексическое значение слов? Что

нам это даёт?

Работа со словарями: упр.No329.

Работа с карточками: «Закончи

предложение»:

–словарный состав языка

называется... (лексика)

– словарный состав языка

изучает наука...(.лексикология)

Распределяют слова и

осуществляют

самопроверку

Дают ответ

Выделяют признак

Работают в группе по

заданию

Рефлексия, вывод

Формулируют тему

урока (Слово и его

лексическое значение)

Формулируют цель

(узнать, что такое

лексическое значение

слова).

Определяют задачи:

(научиться определять

лексическое значение

слова).

Решают кроссворд.

Называют лексическое

значение слов.

Работа в парах.

Оценивают работы,

делают вывод.

Выполняют

упражнение: работают с

толковым словарём.

Работа в парах,

осуществляют

взаимопроверку.

Работают с карточками.

Формирование

позитивной

самооценки.

Формирование

картины мира

культуры как

порождения

предметно-

преобразующей

деятельности

человека.

Выполнение

пробного

учебного

действия;

фиксирование

индивидуально

го затруднения;

саморегуляция

в ситуации

затруднения

Выражение своих

мыслей;

аргументация

своего мнения;

учёт разных

мнений

Анализ

объектов с

целью

выделения

признаков;

подведение под

понятие;

целеполагание.

3. Закрепление

материала (10

мин.)

Цель: обеспечение

прочности и

систематизации

знаний изученного материала,

формирование

умения работать в

группе; привитие

чувства уважения к

общечеловеческим

ценностям

(социальная

компетенция).

Организация учебной

деятельности, консультация по

мере необходимости, контроль

выполнения задания; организация

индивидуальной работы и работы

в парах.

- Прочитайте лексическое значение слов. Запишите слова,

которые соответствуют этим

значениям.

1.Относится к кому

-, чему

-

нибудь с глубоким уважением и

любовью.

2.Старый, бывалый, опытный

воин.

3.Успех в битве, войне, полное

поражение противника. - Проверьте себя по словам для

справок и оцените свою работу. - Какой темой объединены эти

слова? Случайно ли такое

объединение? - Что для вас эта победа? - Выполнить морфологический

разбор слова «с уважением».

Выполняют задание в

парах

Проверяют и

оценивают.

Дают краткий ответ.

Работают

индивидуально и в парах

Оценивание

содержания

Контроль,

коррекция,

оценка

Точное и полное

выражение своих

мыслей;

формулирование и

аргументация

своего мнения;

учёт разных мнений.

Подведение под

понятие; анализ

объектов с

целью

выделения

признаков;

выдвижение гипотез и их

обоснование.

4.Динамическая

пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид

деятельности.

- Мы устали работать. Давайте

передохнем. Отгадайте загадки:

1. Есть она у чемодана

И у школьницы любой,

Есть у двери ресторана

И у чашки голубой. (ручка)

2. Может напоить водою,

Может гайку отвинтить,

А еще замок откроет,

Чтоб хозяев в дом впустить. (ключ).

3. Кто с него снимает кожу,

Будет в три ручья реветь,

Без него стрела не сможет

До мишени долететь. (лук). - О каком явлении эти загадки?

(омонимии). Мотивация и координация

деятельности обучающихся,

контроль выполнения задания.

Обучающиеся

отгадывают загадки,

связанные с темой.

Установка на

здоровый образ

жизни и ее

реализация на

уроке.

5. Включение

изученного в

систему знаний.(15

мин.)

Цель:

-мотивировать

обучающихся к

деятельности;

-координировать их

деятельность;

-контролировать

выполнение заданий.

-Работаем в парах.

Игра «Угадай-ка»

- Первая пара даёт толкование

какого-нибудь слова, вторая

старается угадать это слово.

Можно пользоваться толковым

словарём. Но постарайтесь

сначала составить

самостоятельно.

Самостоятельно выполняют упр.

No334 (записывают лексическое

значение слов по образцу).

Оценивают свою

работу.

Играют.

Работают с толковым

словарём.

Самостоятельно

работают с учебником.

Формирование

адекватной

позитивной

самооценки,

самоуважения и

самопринятия.

Контроль,

коррекция,

выделение и

осознание

усвоенного.

Осуществлени

е пошагового

контроля;

адекватное

восприятие

оценки;

внесение

необходимых

корректив на

основе его

оценки и учета

характера

сделанных

ошибок.

учителя

Действовать с

учётом позиции

другого, уметь

согласовывать

свои действия;

практическое

освоение

морально-

этических и

психологических

принципов

общения и

сотрудничества.

Развитие

стратегий

смыслового

чтения и работе

с информацией.

6.Рефлексия.

(5 мин.)

Цель:

-оценить результаты

собственной

деятельности

-повторить способ

нового знания

- О чём мы говорили сегодня на

уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную

задачу?

- Чему вы сегодня научились?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые

знания?

- Оцените свою работу на уроке.

-Оцените себя (слайд на

интерактивной доске)

1.На уроке я работал

активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен/недоволен

3.Урок для меня показался

коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5.Мое настроение стало лучше/

стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен/ не понятен.

Работу класса

- Выберите смайлик своего

настроения. Изменилось ли оно?

Почему?

Домашнее задание:

Упр.No336

Всем спасибо за урок. До

свидания.

Дают ответы на

вопросы

Анализируют работу

свою и одноклассников.

Записывают домашнее

задание.

Самооценка;

следование в

поведении

моральным

нормам и

этическим

требованиям

Осуществлять

выбор

эффективных

путей и средств

достижения

целей,

контролироват

ь и оценивать

свои действия,

корректировать

их выполнение.

Выражение своих

мыслей полно и

точно;

формулирование и

аргументация

своего мнения,

учёт разных

мнений.

Рефлексия

способов и

условий

действия;

контроль и

оценка процесса

и результатов

деятельности

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»

Презентация содержит подробное описание составления технологической карты урока в соответствии требованиями ФГОС второго поколения...

Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий –требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая авторамитехнологическая карта...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС  учитель русского языка и литературы А.В.Незнанов предназначена для учителей русского языка и литературы в 8 классах....

Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)

Учитель химии Якимчик Е.Е.     ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: "Технология. Индустриальные технологии"Класс: 5Тема урока: Выпиливание лобзиком.Тип урока: комбинированный...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

«UK souvenirs.Culture Corner. ». Сувениры из Великобритании. 5 класс...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    русский языкКласс:      5Тема урока:    Лексика. Культура речи. ...