план урока по русскому языку "Лексика"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

план урока для 6 класса по теме "Лексика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Лексика »

(обобщающий урок-путешествие; 6 класс)

Учитель: Колбина Марианна Михайловна

Тема

Повторение и обобщение по теме «Лексика »

Класс

Тип урока

Урок- путешествие

Цель

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика»

Задачи

Образовательные:

- формировать умение применять полученные знания на практике;

- закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

Развивающие:

- развивать творческое мышление, активность учащихся;

- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

- привить любовь к слову, повысить интерес к изучению  русского языка.

Оборудование

Проектор, ноутбук, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент.

 

Добрый день, дорогие ребята и гости.

Одному или одной трудно справиться с бедой,

Слово Мы сильней, чем Я

Мы – семья, и мы – друзья!

Нам пора начать урок,

Все волнения отбросьте-

Не забудьте: у нас гости!

Оглянитесь, улыбнитесь,

Тихо по местам садитесь.

II

Определение темы и цели урока

Создание проблемной ситуации

-Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем число, «Классная работа»

-Ребята, любите ли вы решать задачи?

У вастрюли было 7 брукостей, а брякостей в 5 раз больше. Сколько брякостей у вастрюли? (ответ : 35 брякостей)

- А что обозначают все эти слова? Почему мы не можем о них ничего сказать?

- А какой раздел науки изучает слова и их лексическое значение?

-Правильно. «Лексикология» мы знакомы давно. Значит цель нашего урока какова?

А пройдет наш урок в форме путешествия

III

Работа по теме урока

Станция «Теоретическая»

Терминологический диктант

1) Как называется раздел языкознания, изучающий лексическое значение, употребление  и происхождение слов?

2) Как называется раздел русского  языка, изучающий лексическое значение?  

3) Какие слова называются диалектными? 

4) Какие слова называются профессиональными?        

5) Какие слова называются общеупотребительными? 

6) Какие слова называются заимствованными? 

7)Как называются  некоторые слова, уходящие из нашего употребления в силу определенных причин? 

8)Чем объяснить  появление новых слов, как они называются? 

9) Какие слова называются историзмами, архаизмами? 

Станция «Распределительная»

Задание: Распределить слова на 2 группы: «слова-пенсионеры» и «слова-младенцы»  

Слова: Зеница – зрачок глаза (архаизм); ботфорты – высокие сапоги (историзм); принтер – (неологизм); флеш-карта – (неологизм); чело – лоб (архаизм); очи – глаза (архаизм); чипсы – (неологизм); гамбургер – (неологизм); уста – губы (архаизм); дворянин – (историзм); алтын – денежная единица (историзм); лакей – комнатный слуга (историзм); потчевать – угощать (архаизм); раб – (историзм); ди-джей – (неологизм), ноутбук – (неологизм).

-На каком основании вы распределяли слова? Почему я одни назвала  пенсионерами, а другие младенцами? (по ходу проверки выполнения задания и беседы вспоминаем , что такое устаревшие слова, а что такое неологизмы)

- Слова-пенсионеры – устаревшие слова, которые вышли из активного повседневного употребления.

- Мы знаем, что устаревшие слова делятся на 2 группы. Назовите их. (Историзмы и архаизмы.)

- Слова-младенцы – это неологизмы – новые слова, возникающие в языке.

                                  Физминутка

                         Вытяните выю (шею)

                         Расправьте рамена (плечи)

                         Поднимите десницу (правая рука)

                         И шуйцу (левая рука)

                         Укажите перстами чело, очи, уста, ланиты

                         Ударьте дланью о долонь (ладонь)

Станция «Сообразительная»

Задание: замените заимствованные слова исконно русскими.  (Работа в парах, взаимопроверка)

1) брошюра – небольшая книжечка                                        

2) финал – завершение, конец

1) инструкция – указание                                                                

2) антракт - перерыв                                                        

1) шоссе – дорога                                                                      

2) контролировать - проверять

1) агрессивный – враждебный                                  

2) анонс – предварительное объявление

1) аккомпанемент – музыкальное сопровождение              

2) директор – руководитель учреждения

1) колоссальный – очень большой, огромный (успех)        

2)стабильный – прочный, постоянный

- Хорошо. Давайте проверим, правильно ли мы справились с этим зданием. Внимание на доску – правильные ответы .

Станция «Определительная»

Задание: Определи, к какой сфере деятельности относятся следующие слова: медицина, математика, спортивная сфера деятельности     

Слова: кардиограмма, периметр, волейбол, инъекция, пенальти, рентген, сумма, нокаут, треугольник, флюорография, баскетбол, защитник, уравнение, хирург,  фонедоскоп,  гол, атлет,  скальпель , множитель .

- Хорошо. Давайте проверим, правильно ли мы справились с этим зданием. Внимание на доску – правильные ответы. (по ходу проверки выполнения задания и беседы вспоминаем , что  такое профессионализмы )

 Станция  «Диалектная»

Задание: Подобрать к диалектному слову из 1 столбика диалектное слово из 2 столбика 

- Ребята, а что мы называем диалектными словами? 

 - А что такое диалект, говор? 

1. Бредень

1. Обувь

2. Баять

2. Хорошая погода

3. Вёдро

3. Петух

4. Кочет

4. Говорить

5. Катанки

5. Валенки

6. Коты

6. Невод

- Молодцы.Отлично справились с этим заданием.

Станция «Поэтическая»

Составить синквейн со словом «Лексика»

IV

Рефлексия

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: работал спустя рукава,

 хлопал ушами,

 шевелил мозгами,

 считал ворон,

 работал не покладая рук.

V

Д\з

Подготовиться к контрольной работе по теме «Лексика »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по русскому языку в 5 классе

Чередующиеся и безударные гласные в корне слова...

План урока по русскому языку в 5 классе. Тема. Как вести беседу.

        Тема данного урока включается в ряд предыдущих уроков о речи, речевом общении, его формах. Культура общения предполагает выполнение определенных правил речевого пове...

План урока по русскому языку

Разработка урока для 7 класса...

Сценарный план урока по русскому языку в 5 классе

Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе...

План урока по русскому языку.Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Цель: Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные...

План урока по русскому языку в 8 классе по теме:"Сказуемое. Виды сказуемых"

План-конспект урока русского языка 8 класс. Урок усвоения новых знаний. "Сказуемое. Виды сказуемых"...

план урока по русскому языку "Лексика"

тексты для 1 задания ВПР по русскому языку 6 класс...