Станция «Теоретическая» Терминологический диктант
1) Как называется раздел языкознания, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов? 2) Как называется раздел русского языка, изучающий лексическое значение? 3) Какие слова называются диалектными? 4) Какие слова называются профессиональными? 5) Какие слова называются общеупотребительными? 6) Какие слова называются заимствованными? 7)Как называются некоторые слова, уходящие из нашего употребления в силу определенных причин? 8)Чем объяснить появление новых слов, как они называются? 9) Какие слова называются историзмами, архаизмами?
Станция «Распределительная» Задание: Распределить слова на 2 группы: «слова-пенсионеры» и «слова-младенцы» Слова: Зеница – зрачок глаза (архаизм); ботфорты – высокие сапоги (историзм); принтер – (неологизм); флеш-карта – (неологизм); чело – лоб (архаизм); очи – глаза (архаизм); чипсы – (неологизм); гамбургер – (неологизм); уста – губы (архаизм); дворянин – (историзм); алтын – денежная единица (историзм); лакей – комнатный слуга (историзм); потчевать – угощать (архаизм); раб – (историзм); ди-джей – (неологизм), ноутбук – (неологизм). -На каком основании вы распределяли слова? Почему я одни назвала пенсионерами, а другие младенцами? (по ходу проверки выполнения задания и беседы вспоминаем , что такое устаревшие слова, а что такое неологизмы) - Слова-пенсионеры – устаревшие слова, которые вышли из активного повседневного употребления. - Мы знаем, что устаревшие слова делятся на 2 группы. Назовите их. (Историзмы и архаизмы.) - Слова-младенцы – это неологизмы – новые слова, возникающие в языке.
Физминутка Вытяните выю (шею) Расправьте рамена (плечи) Поднимите десницу (правая рука) И шуйцу (левая рука) Укажите перстами чело, очи, уста, ланиты Ударьте дланью о долонь (ладонь)
Станция «Сообразительная» Задание: замените заимствованные слова исконно русскими. (Работа в парах, взаимопроверка) 1) брошюра – небольшая книжечка 2) финал – завершение, конец 1) инструкция – указание 2) антракт - перерыв 1) шоссе – дорога 2) контролировать - проверять 1) агрессивный – враждебный 2) анонс – предварительное объявление 1) аккомпанемент – музыкальное сопровождение 2) директор – руководитель учреждения 1) колоссальный – очень большой, огромный (успех) 2)стабильный – прочный, постоянный
- Хорошо. Давайте проверим, правильно ли мы справились с этим зданием. Внимание на доску – правильные ответы .
Станция «Определительная» Задание: Определи, к какой сфере деятельности относятся следующие слова: медицина, математика, спортивная сфера деятельности Слова: кардиограмма, периметр, волейбол, инъекция, пенальти, рентген, сумма, нокаут, треугольник, флюорография, баскетбол, защитник, уравнение, хирург, фонедоскоп, гол, атлет, скальпель , множитель . - Хорошо. Давайте проверим, правильно ли мы справились с этим зданием. Внимание на доску – правильные ответы. (по ходу проверки выполнения задания и беседы вспоминаем , что такое профессионализмы )
Станция «Диалектная» Задание: Подобрать к диалектному слову из 1 столбика диалектное слово из 2 столбика - Ребята, а что мы называем диалектными словами? - А что такое диалект, говор? 1. Бредень | 1. Обувь | 2. Баять | 2. Хорошая погода | 3. Вёдро | 3. Петух | 4. Кочет | 4. Говорить | 5. Катанки | 5. Валенки | 6. Коты | 6. Невод |
- Молодцы.Отлично справились с этим заданием.
Станция «Поэтическая» Составить синквейн со словом «Лексика»
|