План урока по русскому языку в 5 классе. Тема. Как вести беседу.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Тема данного урока включается в ряд предыдущих уроков о речи, речевом общении, его формах. Культура общения предполагает выполнение определенных правил речевого поведения, которые приняты в данном обществе. Какие из них помогают вести беседу так, чтобы общение было приятным, полезным, интересным?
Некоторые правила изложены в упражнении 13. Задание предусматривает не только знакомство с советами А. Дорохова, как вести беседу, но и установку на самоконтроль.
Рисунки на с. 12 отражают ситуации, в которых возможно общение в форме диалога (беседы) и монолога. На уроке я использую презентацию, где расширяю круг речевых ситуаций. Учащимся я предлагаю «озвучить» ситуации. Темой беседы может стать любая учебная или бытовая ситуация из жизни учащихся (на уроке, перемене, в общении со старшими и т. д.) На уроке я использую русские пословицы и поговорки о речевом общении, они отвечают теме урока и полезны для формирования умений поискового чтения.
Разновидностью беседы является телефонный разговор, и некоторые правила его ведения прослеживаем на уроке при выполнении упр. 17 – 19.
Выразительное чтение стихотворных диалогов (упр. 20) и творческие работы детей, созданные по рисунку (упр. 21), позволяют завершить занятие в эмоциональном ключе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи в 5 классе. Тема. Как вести беседу. | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока русского языка в 5 классе.
Урок развития речи.
Тема. Как вести беседу.
Пояснительная записка.
Тема данного урока включается в ряд предыдущих уроков о речи, речевом общении, его формах. Культура общения предполагает выполнение определенных правил речевого поведения, которые приняты в данном обществе. Какие из них помогают вести беседу так, чтобы общение было приятным, полезным, интересным?
Некоторые правила изложены в упражнении 13. Задание предусматривает не только знакомство с советами А. Дорохова, как вести беседу, но и установку на самоконтроль.
Рисунки на с. 12 отражают ситуации, в которых возможно общение в форме диалога (беседы) и монолога. На уроке я использую презентацию, где расширяю круг речевых ситуаций. Учащимся я предлагаю «озвучить» ситуации. Темой беседы может стать любая учебная или бытовая ситуация из жизни учащихся (на уроке, перемене, в общении со старшими и т. д.) На уроке я использую русские пословицы и поговорки о речевом общении, они отвечают теме урока и полезны для формирования умений поискового чтения.
Разновидностью беседы является телефонный разговор, и некоторые правила его ведения прослеживаем на уроке при выполнении упр. 17 – 19.
Выразительное чтение стихотворных диалогов (упр. 20) и творческие работы детей, созданные по рисунку (упр. 21), позволяют завершить занятие в эмоциональном ключе.
Цели урока.
Образовательная. Познакомить учащихся с некоторыми правилами ведения беседы с кем-либо, чтобы общение было приятным, полезным, интересным.
Пояснить, что телефонный разговор является разновидностью беседы, поэтому необходимо познакомить учащихся с правилами ведения разговора по телефону.
Развивающая. Развивать и формировать умение поискового, выборочного чтения, развивать навыки культурного общения с товарищами, со старшими.
Отрабатывать формулы речевого этикета, умения пользоваться ими в своем речевом поведении.
Воспитывающая. Воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к нему. Воспитывать культуру поведения в речевом общении.
Оборудование урока.
- АРМ учителя;
- Презентация «Как вести беседу», автор-составитель Сергеев Н.П.;
- Учебное пособие по развитию связной речи для учащихся 5 – 7 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2007г.
Ход урока.
- Оргмомент. Мобилизация внимания школьников, Создание мотивации к действиям на уроке развития речи. Знакомство учащихся с целями и задачами урока.
- Психологическая подготовка учащихся к изучению новой темы.
Установка на запоминание и практическое применение новых знаний. Высокая культура речи, общения, ведения беседы на различные темы в различных ситуациях – вот то, чему шестиклассники должны учиться на данном уроке развития речи. Эту цель необходимо сообщить учащимся, как и другие цели урока.
Учитель знакомит учащихся с содержанием презентации, что и будет,
в основном, составлять этапы урока.
Слайд № 2
- Повторение ранее изученного на уроках развития речи.
- Для чего людям нужна речь?
- Как различают формы речи?
- Что такое диалог и монолог?
- Что такое эпиграф?
- Объяснение нового материала. Наблюдения над языковым и речевым материалом. Решение ситуационных задач. Формулировка правил ведения беседы. Запись в тетради ключевых слов каждого правила ведения беседы.
Слайд № 3 Беседуй на интересную тему для собеседника.
Слайд № 4 Поменьше говори о себе.
Слайд № 5 Внимательно слушай собеседника, не перебивай его.
Слайд № 6 Не старайся говорить громче собеседника.
Ученик читает стихотворение.
В музее, кинотеатре и трамвае
О том, о сем друг другу мы кричим,
Но часто одного не замечаем,
Что, как в лесу дремучем, мы кричим.
Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать!
Ведь вас и так услышат,
Попробуйте все тихо рассказать!
Слайд № 7 Не говори одновременно с собеседником.
Слайд № 8 Привлекай внимание собеседника словами, а не руками.
- Применение новых знаний на новой речевой ситуации.
Самостоятельна работа по формулировке правил ведения беседы.
Учитель предлагает учащимся на основе новых картин сформулировать правило речевого общения №7. Обсуждение ситуаций.
Лучшие, удачные варианты учащиеся записывают в тетради.
Слайд № 9 Правила речевого общения во время игры, оказание помощи девочкам.
- Правила речевого общения во время беседы по телефону.
Работа с учебником (упр.18 В, 19) и с презентацией. Учащимся предлагается решить ситуационную задачу, выбрать правильные варианты начала разговора по телефону, аргументировать их.
Слайд № 10
Слайд № 11
Ученик читает стихотворение.
Звенящий в доме телефон-
Явление типичное.
«Алло, алло!» со всех сторон
Летит словцо привычное.
По телефону там и тут
Встречаются, прощаются,
Советы разные дают,
Грустят и улыбаются.
-Алло! Привет! Ну, как живешь?
Какое настроеньице.
Ты что жуешь? Пирог жуешь?
А я грызу печеньице.
-Алло! Ну, как дела идут?
Давай сыграем в шахматы.
Получишь мат за 5 минут
И не успеешь ахнуть ты.
-Алло! Мне крупно повезло
Достал вчера новиночку,
Ты слышишь музыку? Алло!
Станцуем под пластиночку?
-Алло! Я сел на мель опять,
Спасай меня, как водится,
Скорей задачку дай списать,
Опять ответ не сходится!
/Н. Песков/
- Дальнейшая работа над усвоением нового материала. Межпредметная связь (литература). Фольклор. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы и выполнить задания:
- что такое фольклор?
- перечислите основные жанры фольклора,
- знаете ли вы пословицы и поговорки, которые уместно использовать в ответе на вопрос: «Как вести беседу?»
Работа с учебником (упр.15)
- Работа с презентацией.
Слайд № 12
Учащимся предлагаю объяснить смысл пословиц, написанных на слайде, привести примеры речевых ситуаций, когда можно было бы применить в речи эти пословицы.
Слайд № 13
- Введение понятия «Крылатые слова». Предлагаю учащимся почитать высказывания о речевом этикете Д.С. Лихачева, Л.Н. Толстого, С.И. Ожегова. Если учащиеся 6 класса уже знакомы с именем Л.Н. Толстого, то имя Д.С. Лихачева для ново, поэтому я знакомлю шестиклассников с выдающимся ученым-литературоведом-исследователем. Имя Ожегова на уроках звучит часто, однако с его портретом многие ученики встречаются впервые.
Слайд № 14
Слайд № 15
Слайд № 16
Каждое высказывание прочитываем вслух. Я обязательно комментирую каждую крылатую фразу, поясняю то, что не всегда понятно ученикам. Я предлагаю шестиклассникам записать в тетрадь высказывание С.И. Ожегова о том, что такое высокая культура речи. Таким образом, урок имеет кольцевую композицию, т.к. именно с культуры речевого общения я начал урок.
- Закрепление и обобщение приобретенных знаний. Фронтальный контроль усвоенного материала.
- Назовите основные правила ведения беседы, с которыми мы с вами познакомились на уроке.
- Как нужно разговаривать по телефону в ситуации «звонят вам» и
«звоните вы».
Как правильно поставить ударение «Телефон звонит»?
- Домашнее задание. Упражнение 21 В («Русская речь»).
Читаем задание в учебнике, отвечаю на вопросы, если задание в упражнении не всем понятно.
- Итог урока. Комментирование работы учащихся на уроке, выставление оценок в журнал, дневники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"
Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...
Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"
Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...
Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".
План урока:1) Организационный момент – 2 мин.2) Актуализация знаний – 3 мин.3) Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...
Презентация урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Собирательные числительные".
Цель урока: - дать понятие о собирательных числительных; - сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...