План урока по русскому языку в 8 классе по теме:"Сказуемое. Виды сказуемых"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Беккер Дарья Ярославовна

План-конспект урока русского языка 8 класс. Урок усвоения новых знаний. "Сказуемое. Виды сказуемых"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

по русскому языку в 8 классе

по теме «Сказуемое. Виды сказуемых»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 Образовательная технология: педагогика сотрудничества, групповая технология.

Цель и задачи:

  • развитие лингвистической компетенции через умение анализировать текст, строить устное связное высказывание по теме "Виды сказуемых и способы его выражения”;
  • развитие коммуникативной компетенции на основе технологии обучения в сотрудничестве;
  • воспитание эстетических чувств и эмоциональной сферы личности.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята.

- Для работы на уроке нам понадобится учебник русского языка, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

2. Актуализация знаний.

- Перед вами несколько высказываний. Прочитайте. Подумайте, что их объединяет? Попытайтесь интонационно выделить ключевые слова.

1. Осень – это время года, сразу после которого начинается ожидание весны.
2. Зима – гравюра, весна — акварель, лето – живопись масляными красками, а осень – мозаика из всех времен года.
3. Весной сердце ошибается, а осенью подводит итоги.
4. Осень холодная, мерзкая, дождливая, ветреная... Но она становится тёплой и уютной, если ты в ней не один.

- Ребята, что вы знаете о грамматической основе предложения?
- Выделите грамматические основы в данных предложениях.

3. Целеполагание.

- Ребята, во всех ли предложениях вы без затруднений обозначили грамматическую основу или где-то возникли сомнения? … А почему? (Не всегда сказуемое выражено глаголом).
- Что вы знаете о сказуемом?
 (Воспроизведение теоретических сведений параграфа – домашнее задание).

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Да, мы постараемся приобрести более глубокие знания о сказуемом, его видах.)

- Наша задача – провести небольшое исследование с целью выявления грамматических особенностей видов сказуемого.
- А для чего, по-вашему, нам нужны эти знания? ….
 (Для совершенствования вашей речи). 

Итак, тема урока: "Виды сказуемого и способы его выражения” Оформите запись в тетради.

4.Первичное усвоение новых знаний. 

Предлагаю обратиться к "интеллектуальному самоучителю?”. Что я имею в виду? (учебник, параграф 17, стр.132-136).

Каждый ряд будет представлять группу и освещать два из предложенных вопроов. В течение 5 мин. каждый из вас погружается в теоретический материал, чтобы найти ответ на поставленные вопросы и подобрать соответствующие примеры.

  1. Что обозначает сказуемое?
  2. Какие виды сказуемых существуют?
  3. Каковы особенности простого глагольного сказуемого?
  4. В чем отличие составного глагольного сказуемого?
  5. Каковы особенности составного именного сказуемого?
  6.  Какими частями речи может выражаться именная часть?

Я буду выступать в роли вашего помощника, консультанта.

Этот этап работы завершен.

Каждый ряд может выбрать инициативную группу для того, чтобы представить свой материал, возможно, в виде опорных схем, интересных аббревиатур. Обсудите и выберите оптимальный вариант представления информации. Время - три минуты.

Я вновь ваш помощник, консультант.

5. Первичная проверка понимания.

Прослушивание мини сообщений. Обмен приобретёнными знаниями обо всех особенностях сказуемого.

В рабочих тетрадях делаются дополнительные записи.

6. Физкультминутка.

Если хочешь строить мост, (Дети идут на месте.)

Наблюдать движение звезд, (Останавливаются и поднимают руки вверх.)

Управлять машиной в поле (Берут в руки воображаемый руль, крутят его.)

Иль вести машину ввысь  (Расставив руки в стороны, «летают».)

Хорошо работай в школе, (Руки складывают, как школьники за партой.)

Добросовестно учись! (Дети расставляют руки и ноги в стороны.)

7. Первичное закрепление.

- Напомните, какой теме были посвящены высказывания, с которыми мы работали в начале урока. Предлагаю вам поэтический текст на эту тему. 

- Перед вами стихотворение неизвестного автора. Позвольте мне его прочитать. Послушайте и подумайте, каково настроение лирического героя? Совпадает ли оно с вашим восприятием осени?

Осень золотая! – говорят поэты.
Я скорее ржавой назову её.
Пусть меня презреньем наградят эстеты,
Но, увы, такое мнение моё…

Вижу я повсюду слякоть, дождь и лужи,
Лица недовольных, сгорбленных людей.
Треть из них чихает, голос их простужен
(Семьдесят процентов – женщин и детей!).

Осень - это скука... И темнеет рано:
В пять уж ночь настала, тело хочет спать,
Тело покидает мягкости дивана,
К чёрту телевизор - шагом марш в кровать!

Был бы я медведем, я б не знал заботы –
Дрыхнул бы в берлоге мирно до весны,
И к восьми не мчался б рысью на работу,
Спал бы лишь и видел розовые сны.

Напоминаю вопрос: каково настроение лирического героя? Совпадает ли оно с вашим восприятием осени?

- В стихотворении есть строки: "Пусть меня презреньем наградят эстеты”. Кто такие "эстеты”? И почему лирический герой думает, что они "наградят его презреньем”?

Эстеты (древнегреческое -  "чувствующий”) – поклонник искусства, ценитель изящного.

Понравилось ли вам стихотворение?

- Вспомните поэтические строки, где тема осени звучит по-иному (А. Пушкин «19 октября” «Роняет лес багряный свой убор…»).

Но вернемся к исходному тексту.

- Как можно соотнести этот поэтический текст с тем языковым материалом, который мы исследовали?
- Приведите примеры простого глагольного, составного глагольного и составного именного сказуемых, запишите их соответственно в три колонки:

         ПГС                                            СГС                                              СИС                      

- Какова их роль в тексте?

- Есть такое высказывание " Сказуемое - это рельсы, по которым движется мысль” Как вы его понимаете?

8. Домашнее задание: напишите небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: " Сказуемое – это рельсы, по которым движется мысль”

 9. Рефлексия.

- Сумели ли вы получить более глубокие знания о сказуемом и его видах?

- Что показалось вам наиболее трудным и над чем ещё предстоит поработать?

- Захотелось ли почитать стихи о временах года?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"

Конспект урока по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"

Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...