План урока по русскому языку в 8 классе по теме:"Сказуемое. Виды сказуемых"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
План-конспект урока русского языка 8 класс. Урок усвоения новых знаний. "Сказуемое. Виды сказуемых"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
по русскому языку в 8 классе
по теме «Сказуемое. Виды сказуемых»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Образовательная технология: педагогика сотрудничества, групповая технология.
Цель и задачи:
- развитие лингвистической компетенции через умение анализировать текст, строить устное связное высказывание по теме "Виды сказуемых и способы его выражения”;
- развитие коммуникативной компетенции на основе технологии обучения в сотрудничестве;
- воспитание эстетических чувств и эмоциональной сферы личности.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята.
- Для работы на уроке нам понадобится учебник русского языка, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.
2. Актуализация знаний.
- Перед вами несколько высказываний. Прочитайте. Подумайте, что их объединяет? Попытайтесь интонационно выделить ключевые слова.
1. Осень – это время года, сразу после которого начинается ожидание весны.
2. Зима – гравюра, весна — акварель, лето – живопись масляными красками, а осень – мозаика из всех времен года.
3. Весной сердце ошибается, а осенью подводит итоги.
4. Осень холодная, мерзкая, дождливая, ветреная... Но она становится тёплой и уютной, если ты в ней не один.
- Ребята, что вы знаете о грамматической основе предложения?
- Выделите грамматические основы в данных предложениях.
3. Целеполагание.
- Ребята, во всех ли предложениях вы без затруднений обозначили грамматическую основу или где-то возникли сомнения? … А почему? (Не всегда сказуемое выражено глаголом).
- Что вы знаете о сказуемом? (Воспроизведение теоретических сведений параграфа – домашнее задание).
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Да, мы постараемся приобрести более глубокие знания о сказуемом, его видах.)
- Наша задача – провести небольшое исследование с целью выявления грамматических особенностей видов сказуемого.
- А для чего, по-вашему, нам нужны эти знания? …. (Для совершенствования вашей речи).
Итак, тема урока: "Виды сказуемого и способы его выражения” Оформите запись в тетради.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Предлагаю обратиться к "интеллектуальному самоучителю?”. Что я имею в виду? (учебник, параграф 17, стр.132-136).
Каждый ряд будет представлять группу и освещать два из предложенных вопроов. В течение 5 мин. каждый из вас погружается в теоретический материал, чтобы найти ответ на поставленные вопросы и подобрать соответствующие примеры.
- Что обозначает сказуемое?
- Какие виды сказуемых существуют?
- Каковы особенности простого глагольного сказуемого?
- В чем отличие составного глагольного сказуемого?
- Каковы особенности составного именного сказуемого?
- Какими частями речи может выражаться именная часть?
Я буду выступать в роли вашего помощника, консультанта.
Этот этап работы завершен.
Каждый ряд может выбрать инициативную группу для того, чтобы представить свой материал, возможно, в виде опорных схем, интересных аббревиатур. Обсудите и выберите оптимальный вариант представления информации. Время - три минуты.
Я вновь ваш помощник, консультант.
5. Первичная проверка понимания.
Прослушивание мини сообщений. Обмен приобретёнными знаниями обо всех особенностях сказуемого.
В рабочих тетрадях делаются дополнительные записи.
6. Физкультминутка.
Если хочешь строить мост, (Дети идут на месте.)
Наблюдать движение звезд, (Останавливаются и поднимают руки вверх.)
Управлять машиной в поле (Берут в руки воображаемый руль, крутят его.)
Иль вести машину ввысь (Расставив руки в стороны, «летают».)
Хорошо работай в школе, (Руки складывают, как школьники за партой.)
Добросовестно учись! (Дети расставляют руки и ноги в стороны.)
7. Первичное закрепление.
- Напомните, какой теме были посвящены высказывания, с которыми мы работали в начале урока. Предлагаю вам поэтический текст на эту тему.
- Перед вами стихотворение неизвестного автора. Позвольте мне его прочитать. Послушайте и подумайте, каково настроение лирического героя? Совпадает ли оно с вашим восприятием осени?
Осень золотая! – говорят поэты.
Я скорее ржавой назову её.
Пусть меня презреньем наградят эстеты,
Но, увы, такое мнение моё…
Вижу я повсюду слякоть, дождь и лужи,
Лица недовольных, сгорбленных людей.
Треть из них чихает, голос их простужен
(Семьдесят процентов – женщин и детей!).
Осень - это скука... И темнеет рано:
В пять уж ночь настала, тело хочет спать,
Тело покидает мягкости дивана,
К чёрту телевизор - шагом марш в кровать!
Был бы я медведем, я б не знал заботы –
Дрыхнул бы в берлоге мирно до весны,
И к восьми не мчался б рысью на работу,
Спал бы лишь и видел розовые сны.
Напоминаю вопрос: каково настроение лирического героя? Совпадает ли оно с вашим восприятием осени?
- В стихотворении есть строки: "Пусть меня презреньем наградят эстеты”. Кто такие "эстеты”? И почему лирический герой думает, что они "наградят его презреньем”?
Эстеты (древнегреческое - "чувствующий”) – поклонник искусства, ценитель изящного.
Понравилось ли вам стихотворение?
- Вспомните поэтические строки, где тема осени звучит по-иному (А. Пушкин «19 октября” «Роняет лес багряный свой убор…»).
Но вернемся к исходному тексту.
- Как можно соотнести этот поэтический текст с тем языковым материалом, который мы исследовали?
- Приведите примеры простого глагольного, составного глагольного и составного именного сказуемых, запишите их соответственно в три колонки:
ПГС СГС СИС
- Какова их роль в тексте?
- Есть такое высказывание " Сказуемое - это рельсы, по которым движется мысль” Как вы его понимаете?
8. Домашнее задание: напишите небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: " Сказуемое – это рельсы, по которым движется мысль”
9. Рефлексия.
- Сумели ли вы получить более глубокие знания о сказуемом и его видах?
- Что показалось вам наиболее трудным и над чем ещё предстоит поработать?
- Захотелось ли почитать стихи о временах года?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"
Конспект урока по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"...
Урок русского языка 8 класс по теме: "Простое глагольное сказуемое"
Урок русского языка 8 класс...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"
Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...