План урока по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА:. Морфология и орфография.
Цель: закрепить знания о морфологии разных частей речи, навыки анализа морфологического разбора.
Методические приемы: лингвистический разбор, взаимопроверка, самостоятельная работа, занимательная лингвистика.
Ход урока
J. Лингвистическая разминка
Словообразовательный разбор и разбор слов по составу:
пустынный *— пустыня <— пустой (суффиксальный способ);
надвинулась - начальная форма надвинуться *— двинуться <— двинуть (приставочный способ).
Заметим, что нельзя путать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Например, надвинулась - форма прошедшего времени глагола надвинуться, она не является однокоренным словом.
П. Проверка домашнего задания
1. Упражнение 31: взаимопроверка. В это время трое учеников выполняют у доски морфологический разбор слов: глухарь, попробовал, любимым.
2. Упражнение 37: проверка по цепочке, пояснение выбора орфограмм.
III. Закрепление темы «Морфология и орфография»
Практическая работа: выполнение упражнений по морфологии глагола.
Пояснение учителя.
Особое внимание глаголу уделяется потому, что это одна из сложных, с точки зрения орфографии, частей речи. Кроме того, успешное изучение тем 7-го класса: «Причастие» и «Деепричастие» - обеспечивается хорошим знанием морфологии и орфографии глагола.
Повторим основные морфологические признаки глагола: вид, переходность, спряжение, наклонение, число, время, лицо, род. Не забудем, что время определяется только в изъявительном наклонении.
1. Упражнения 38, 39: устно, с объяснением выбора орфограмм.
2. Упражнение 40: письменно, морфологический разбор слов ложится, село (сесть) выполняют два ученика у доски.
; 3. Упражнение 41: устно. 4. Упражнение 42: письменно; 1-й вариант - предложения 1-4; 2-й вариант - предложения 5-8.
IV. Занимательная лингвистика
Придумать предложения со словом «жгут». Определить его Морфологические признаки.
Морфологические признаки слова можно правильно определить, если увидеть, что перед нами два слова: существительное «жгут»
и его омоформа - глагол 3 лица множественного числа настоящего времени «жгут». Чтобы проявилось значение слова, необходимо поставить его в определенный контекст:
Чтобы остановить кровотечение, надо потуже затянуть жгут выше раны.
В конце сентября по всему городу тянется острый ароматный дымок: жгут опавшие листья.
Домашнее задание
1. Упражнение 44.
2. Вопросы с. 20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по русскому языку в 5 классе
Чередующиеся и безударные гласные в корне слова...
План урока по русскому языку в 5 классе. Тема. Как вести беседу.
Тема данного урока включается в ряд предыдущих уроков о речи, речевом общении, его формах. Культура общения предполагает выполнение определенных правил речевого пове...
Сценарный план урока по русскому языку в 5 классе
Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе...
План урока по русскому языку.Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
Цель: Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные...
План урока по русскому языку в 8 классе по теме:"Сказуемое. Виды сказуемых"
План-конспект урока русского языка 8 класс. Урок усвоения новых знаний. "Сказуемое. Виды сказуемых"...
план урока по русскому языку "Лексика"
план урока для 6 класса по теме "Лексика"...
план урока по русскому языку "Лексика"
тексты для 1 задания ВПР по русскому языку 6 класс...