План урока по русскому языку.Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Галиева Ляйля Финарисовна

Цель: Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

6 класс

Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Цель: Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока

контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

формировать умение  осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач,

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение

к деятельности

  - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш  урок сегодня пройдет под девизом: « Каждое слово – особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно».

Расскажу я вам сейчас лингвистическую сказку:

 В Морфологическом государстве, в городе Орфография, на горе Культура речи, жила-была самостоятельная часть речи. Она обозначала предмет и отвечала на вопросы кто? что? И было у неё три рода: мужской, женский и средний. И три склонения: первое, второе и третье, было оно собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым и изменялось по падежам и числам. А в предложении чаще всего являлось подлежащим, дополнением и обстоятельством. А звали её… Существительное.

- Мы сегодня с вами будем исследователями, открывателями, а для этого требуется выполнение определенных инструкций.    

- Прослушайте первый инструктаж.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу.

– Работа в тетрадях, каллиграфическая минутка. Откройте тетради, запишите число, классная работа, пропишите буквы

Сс Щщ Тт Вв Лл Нн

Учащиеся настраиваются на работу

Актуализация

знаний

-  Посмотрите на экран. СЛАЙД 1

Б.рёза, ч.л.век, в(?)юга, а.тобус,  м.дведь.

- Какую работу вы могли бы предложить?

-Выполните задание

- Проверьте. СЛАЙД 2

- Оцените свою работу. Возьмите свой лист достижений и оцените себя: не допустили ошибок, поставьте +; допустили ошибку -  в задании №1

-К какой части речи относятся эти слова?

-Что такое имя существительное?

-На какие вопросы отвечает?

-Что обозначает?

- Задайте вопросы к каждому из данных слов. Подчеркните слова красным карандашом, отвечающие на вопрос кто? ,синим – на вопрос что?

- Оцените свою работу. Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или -  в задании №2

-Вставить пропущенные буквы и записать слова

Записывают слова в тетрадь

Учащиеся проверяют себя и оценивают свою работу

-К именам существительным

-Часть речи

-Кто? Что?

-Обозначает предмет

Учащиеся выполняют задание

Учащиеся проверяют себя и оценивают свою работу

Постановка темы

и цели урока

-Как называются слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

- Сформулируйте тему урока.

СЛАЙД 3

-Какой результат будет в конце урока? Начните со слов: «Уметь  … что делать? Сформулируйте тему и цель

-Одушевлённые, неодушевлённые

-Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

-Цель: уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Открытие

нового знания

- На какие две группы мы можем разделить имена существительные, в зависимости от вопроса?

- Заполним наш кластер (работа на доске)

- Что относится к одушевлённым именам существительным?

- Что относится к неодушевлённым именам существительным?

- Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые

-Проверяем свои открытия

-Одушевлённые и неодушевлённые

-Люди, животные

-Неживые предметы, растения, явления окружающего мира

Чтение правила, стр.54

Первичное закрепление

во внешней речи

Работа в парах(на листочках)

Упражнение «Волшебные превращения»

-Прочитайте слова:

коса; мак; капля; сон.

-Какой вопрос зададим к этим словам?

-Какие это имена существительные?

-Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос Кто?

-Как назовем одним словом эти слова?

Учащиеся работают в парах

-Что?

-Неодушевлённые

Коза; рак; цапля; сом.

-Одушевлённые

Физминутка

Упражнение «Внимательные руки».

-Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное – показываем на себя, если неодушевленное – присесть, слово относится к другой части речи – потопать:

королева; яблоко;  желтый; мальчик; метла; волшебник; играет;

палочка; лететь;  собака; часы; сказочный.

Дети выполняют упражнение

Закрепление

нового знания

1. Работа в группах

-Разделите слова на группы. Как вы думаете, на какие группы?

1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.

2 группа: хоккеист, группа, играет, мальчик, спорт, тренер.

3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, небо.

-Проверим какие слова были лишние, почему?

2. Самостоятельная работа (с применением дифференциации)

-Прочитайте группы слов. Что можете сказать про  них?

    1в.                 2в.

Охота              школа

Лес                  машина

Трактор           работа

-Из неодушевлённых существительных составьте одушевлённые слова по вариантам.

Если необходима помощь, можете ею воспользоваться. Перед вами карточки с подсказкой:

1в.                           2в.

Охота+ник             Море+як

Учение+ник           Школ+ник

Лес+ник                 Машина+ист

Трактор+ист          Работа+ник

Если помощь не требуется, переверните карточку-подсказку.

Запишите слова грамотно, без ошибок

-Кто записал  все слова?

-Какое слово было трудно составить?

- Кто может назвать способ образования новых слов?

- При помощи каких суффиксов образовались слова?

-- Оцените свою работу.Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или - в задании №4

Работают в группах

-Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Один из группы отвечает

Работают самостоятельно

-Неодушевлённые имена существительные

Ответы учащихся

Суффиксальный

Творческое применение полученных знаний

Работа в парах

-Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:

р л о а з н д ы а ш;

м в и у ш х а н я;

с о ш и с н ш а к а.

-Используя их, выполните следующие задания и ответьте на вопросы:

вытащите из букета садовый и лесной цветок

из какой ягоды варенье досталось кому-то нам съеденье

отделите плод от растения

-Прочитайте записанные слова и найдите лишнее

-Почему оно лишнее?

Задание в группах.

-Вставьте вместо точек слова из второго столбика так, чтобы оно служило концовкой для слова перед скобками и началом слова, которое находится за скобками. Чтобы первое слово было неодушевленным существительным, а второе - одушевленным.

Образец. Ва (гон) ец

что? вагон; кто? гонец

т е (…) р о ж         бег

п о (…) ч и к        сто

м у (...) о к а        лет

п о (...) л е ц        сор

-Тут уж и мне вам помочь нужно

Роза – ландыш

Вишня – муха

Сосна – шишка

Муха – одушевленное существительное

Учащиеся работают в группах

Итог урока.

-Над какой частью речи работали?

-Чему учились на уроке? -Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал  об имени существительном.

Даны вопросы и варианты ответов. Выберите правильный ответ.

 1. Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос:

а) какой? какая? какое?

б) кто? что?

2. Имена собственные пишутся:

а) с большой буквы

б) с маленькой буквы

3. Имена существительные по числам:

а) изменяются

б) не изменяются

1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета.

б) действие предмета,

в) предмет

Рефлексия

учебной деятельности

-Оцените свою деятельность на уроке. Возьмите свой лист достижений и оцените себя:

Если вы на уроке не допустили ошибок, считаете, что хорошо усвоили тему, можете четко повторить правило –нарисуйте жёлтый кружок;

Если сделали одну или две ошибки, вам еще нужно время, чтобы выучить правило –зелёный кружок;

Если допустили в каждом задании ошибку, вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении –красный кружок.

Домашнее задание

Подобрать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные  Упр.126.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс, школа VIII вида, русский язык, тема: "Имена существительные 3 склонения".

Коррекционная школа. 5 класс. Итоговый урок по русскому языку по теме "Имя существительное 3 склонения"...

презентация к уроку русского языка в 5 классе Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Презентация к уроку русского языку в 5 классе по теме " Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"...

Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "

Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)

Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Разработка представляет собой урок  по теме "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" для 5 класса. Материал выполнен с учётом требований ФГОС и содержит технологическую карту с подро...

Разработка открытого урока по русскому языку. Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые".

Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие одушевлённости и неодушевлённости имён существительных; формировать умение классифицировать одушев...