План урока по русскому языку.Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цель: Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imena_sushchestvitelnye_odushevlyonnye_i_neodushevlyonnye.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
6 класс
Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Цель: Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД:
развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
Познавательные УУД:
развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
формировать умение осознавать и формулировать проблему
Коммуникативные УУД:
формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач,
развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Самоопределение к деятельности | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: « Каждое слово – особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно». Расскажу я вам сейчас лингвистическую сказку: В Морфологическом государстве, в городе Орфография, на горе Культура речи, жила-была самостоятельная часть речи. Она обозначала предмет и отвечала на вопросы кто? что? И было у неё три рода: мужской, женский и средний. И три склонения: первое, второе и третье, было оно собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым и изменялось по падежам и числам. А в предложении чаще всего являлось подлежащим, дополнением и обстоятельством. А звали её… Существительное. - Мы сегодня с вами будем исследователями, открывателями, а для этого требуется выполнение определенных инструкций. - Прослушайте первый инструктаж. Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На «отлично» напишу. – Работа в тетрадях, каллиграфическая минутка. Откройте тетради, запишите число, классная работа, пропишите буквы Сс Щщ Тт Вв Лл Нн | Учащиеся настраиваются на работу |
Актуализация знаний | - Посмотрите на экран. СЛАЙД 1 Б.рёза, ч.л.век, в(?)юга, а.тобус, м.дведь. - Какую работу вы могли бы предложить? -Выполните задание - Проверьте. СЛАЙД 2 - Оцените свою работу. Возьмите свой лист достижений и оцените себя: не допустили ошибок, поставьте +; допустили ошибку - в задании №1 -К какой части речи относятся эти слова? -Что такое имя существительное? -На какие вопросы отвечает? -Что обозначает? - Задайте вопросы к каждому из данных слов. Подчеркните слова красным карандашом, отвечающие на вопрос кто? ,синим – на вопрос что? - Оцените свою работу. Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или - в задании №2 | -Вставить пропущенные буквы и записать слова Записывают слова в тетрадь Учащиеся проверяют себя и оценивают свою работу -К именам существительным -Часть речи -Кто? Что? -Обозначает предмет Учащиеся выполняют задание Учащиеся проверяют себя и оценивают свою работу |
Постановка темы и цели урока | -Как называются слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что? - Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 3 -Какой результат будет в конце урока? Начните со слов: «Уметь … что делать? Сформулируйте тему и цель | -Одушевлённые, неодушевлённые -Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые -Цель: уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
Открытие нового знания | - На какие две группы мы можем разделить имена существительные, в зависимости от вопроса? - Заполним наш кластер (работа на доске) - Что относится к одушевлённым именам существительным? - Что относится к неодушевлённым именам существительным? - Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые -Проверяем свои открытия | -Одушевлённые и неодушевлённые -Люди, животные -Неживые предметы, растения, явления окружающего мира Чтение правила, стр.54 |
Первичное закрепление во внешней речи | Работа в парах(на листочках) Упражнение «Волшебные превращения» -Прочитайте слова: коса; мак; капля; сон. -Какой вопрос зададим к этим словам? -Какие это имена существительные? -Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос Кто? -Как назовем одним словом эти слова? | Учащиеся работают в парах -Что? -Неодушевлённые Коза; рак; цапля; сом. -Одушевлённые |
Физминутка | Упражнение «Внимательные руки». -Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное – показываем на себя, если неодушевленное – присесть, слово относится к другой части речи – потопать: королева; яблоко; желтый; мальчик; метла; волшебник; играет; палочка; лететь; собака; часы; сказочный. | Дети выполняют упражнение |
Закрепление нового знания | 1. Работа в группах -Разделите слова на группы. Как вы думаете, на какие группы? 1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд. 2 группа: хоккеист, группа, играет, мальчик, спорт, тренер. 3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, небо. -Проверим какие слова были лишние, почему? 2. Самостоятельная работа (с применением дифференциации) -Прочитайте группы слов. Что можете сказать про них? 1в. 2в. Охота школа Лес машина Трактор работа -Из неодушевлённых существительных составьте одушевлённые слова по вариантам. Если необходима помощь, можете ею воспользоваться. Перед вами карточки с подсказкой: 1в. 2в. Охота+ник Море+як Учение+ник Школ+ник Лес+ник Машина+ист Трактор+ист Работа+ник Если помощь не требуется, переверните карточку-подсказку. Запишите слова грамотно, без ошибок -Кто записал все слова? -Какое слово было трудно составить? - Кто может назвать способ образования новых слов? - При помощи каких суффиксов образовались слова? -- Оцените свою работу.Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или - в задании №4 | Работают в группах -Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Один из группы отвечает Работают самостоятельно -Неодушевлённые имена существительные Ответы учащихся Суффиксальный |
Творческое применение полученных знаний | Работа в парах -Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы: р л о а з н д ы а ш; м в и у ш х а н я; с о ш и с н ш а к а. -Используя их, выполните следующие задания и ответьте на вопросы: вытащите из букета садовый и лесной цветок из какой ягоды варенье досталось кому-то нам съеденье отделите плод от растения -Прочитайте записанные слова и найдите лишнее -Почему оно лишнее? Задание в группах. -Вставьте вместо точек слова из второго столбика так, чтобы оно служило концовкой для слова перед скобками и началом слова, которое находится за скобками. Чтобы первое слово было неодушевленным существительным, а второе - одушевленным. Образец. Ва (гон) ец что? вагон; кто? гонец т е (…) р о ж бег п о (…) ч и к сто м у (...) о к а лет п о (...) л е ц сор -Тут уж и мне вам помочь нужно | Роза – ландыш Вишня – муха Сосна – шишка Муха – одушевленное существительное Учащиеся работают в группах |
Итог урока. | -Над какой частью речи работали? -Чему учились на уроке? -Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал об имени существительном. Даны вопросы и варианты ответов. Выберите правильный ответ. 1. Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос: а) какой? какая? какое? б) кто? что? 2. Имена собственные пишутся: а) с большой буквы б) с маленькой буквы 3. Имена существительные по числам: а) изменяются б) не изменяются 1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает: а) признак предмета. б) действие предмета, в) предмет | |
Рефлексия учебной деятельности | -Оцените свою деятельность на уроке. Возьмите свой лист достижений и оцените себя: Если вы на уроке не допустили ошибок, считаете, что хорошо усвоили тему, можете четко повторить правило –нарисуйте жёлтый кружок; Если сделали одну или две ошибки, вам еще нужно время, чтобы выучить правило –зелёный кружок; Если допустили в каждом задании ошибку, вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении –красный кружок. | |
Домашнее задание | Подобрать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Упр.126. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс, школа VIII вида, русский язык, тема: "Имена существительные 3 склонения".
Коррекционная школа. 5 класс. Итоговый урок по русскому языку по теме "Имя существительное 3 склонения"...
презентация к уроку русского языка в 5 классе Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
Презентация к уроку русского языку в 5 классе по теме " Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"...
Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "
Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "...
Разработка урока по русскому языку «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». 5 класс
«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)
Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...
Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
Разработка представляет собой урок по теме "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" для 5 класса. Материал выполнен с учётом требований ФГОС и содержит технологическую карту с подро...
Разработка открытого урока по русскому языку. Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые".
Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие одушевлённости и неодушевлённости имён существительных; формировать умение классифицировать одушев...