Эффективные педагогические технологии, используемые на уроках литературы для развития коммуникативных умений
статья по русскому языку (7, 8, 9 класс)
Мне импонирует высказывание автора толкового словаря С. И. Ожегов, что «высокая культура речи — это умение точно и выразительно передавать свои мысли бесконечно разнообразными средствами языка», и мы полагаем, что современный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Поэтому перед нами, педагогами, ставится очень важная цель: подготовить не отдельных элитных обучающихся к жизни, а коммуникативно подкованных личностей, способных при необходимости быстро осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособными. Но стоит помнить, что при этом воспитать человека в духе доброжелательности и толерантности, что приводит и к культуре общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бурганова Евдокия Емельяновна,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ «СОШ№33 с углублённым
изучением английского языка»
НМР Республики Татарстан
Эффективные педагогические технологии, используемые на уроках литературы для развития коммуникативных умений
Введение. Мне импонирует высказывание автора толкового словаря С. И. Ожегов, что «высокая культура речи — это умение точно и выразительно передавать свои мысли бесконечно разнообразными средствами языка», и мы полагаем, что современный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Поэтому перед нами, педагогами, ставится очень важная цель: подготовить не отдельных элитных обучающихся к жизни, а коммуникативно подкованных личностей, способных при необходимости быстро осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособными. Но стоит помнить, что при этом воспитать человека в духе доброжелательности и толерантности, что приводит и к культуре общения.
Что же приводит к качеству коммуникации? Безусловно, большую роль играет в процессе обмена информации коммуникативные навыки участников. Вербальные:
1) слушание (слушать собеседника и воспринимать информацию). Чтобы верно понять говорящего, интерпретировать его речь верно, требуется немалое умственное напряжение;
2) речь (вести деловые беседы, переговоры, декламировать перед слушателем). Уметь привлечь внимание слушателя, заинтриговать, заставить вести диалог, владеть способностью дать адекватный ответ исходному отправителю, т.е. создать обратную связь и замкнуть коммуникативный круг;
3) чтение и письмо (работать с художественными текстами, письмами, документами и т.п.). Здесь работа направлена на систематическое развитие у школьников умений и навыков, необходимых для создания текста.
Невербальные:
1) язык телодвижений;
2) зрительный контакт;
3) параметры голоса;
4) внешность. (Рис.1)
Л.С. Выготский подчеркивал, что литературное творчество становится доступным ребенку «только на очень высокой степени развития личного внутреннего мира». Учитывая все эти факты, и строятся уроки, предоставляя широкие возможности для формирования и развития коммуникативных умений и навыков у ребят.
Актуальность. Обучающийся, вступая в отношение с внешней средой, должен быть максимально подготовлен, так как современная технология развивается с неимоверной скоростью. И молодой человек должен быстро приспособиться и функционировать в обществе, он должен грамотно и понятно выразить свою мысль, объяснить, оказать такое воздействие на своих слушателей, к которому сам стремится. Коммуникативное воспитание обучающихся обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития. Своевременная работа по формированию информационной грамотности позволит реализовать возможность адаптироваться в конкретном культурном обществе: самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию с использованием коммуникативной технологии.
Новизна. Умение владеть речевым аппаратом является показателем коммуникативной грамотности. Поэтому перед учителями русского языка и литературы ставится важная задача: научить обучающегося обучаться – создать условия для самореализации (самостоятельного добывания знаний), учитывая формирование следующих коммуникативных качеств речи: правильность, доступность, точность, чистота, логичность, уместность, богатство, выразительность.
Я стараюсь на своих уроках применять следующие технологии:
1.Технология ПОПС – формула как интерактивного метода обучения, направленный на рефлексию учащихся, созданный профессором права Дэвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР.
ПОПС–простая форма работы, когда нужно выработать аргументы, позволяющие сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Данная формула позволяет формировать коммуникативные навыки, индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании. Задача учителя – активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе работы, способствовать повышению мотивации к учению, индивидуализировать этот процесс.
2. «Кубик Блума» - один из приёмов технологии развития критического мышления на уроке литературы и позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань (лепесток ромашки) укажет, какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. И позволяет развитию склонностей к установлению эффективного общения.
3. Прием «Кластер» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. На стадии осмысления прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.
4.Ментальная карта (Mind maps) - это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Эта технология позволяет формировать следующие общие компетенции:
-коммуникативная - владение технологиями устного и письменного общения, в том числе программирования, умение пользоваться Internet.
-информационная - владение информационными технологиями, критичное отношение к полученной информации.
-когнитивная - готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребность в реализации личностного потенциала, стремление к постоянному обогащению своей профессиональной компетентности. Данная технология обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. (Рис.2)
5.Плодотворна также такая форма работы на уроке внеклассного чтения, как Творческая мастерская. Ее мы проводим при изучении прозаических произведений. Особенно интересны занятия по группам (каждая группа получает свое задание: художники должны нарисовать, например, образ Родины в восприятии подростка военных лет, музыканты – передать в музыке атмосферу военного времени, книголюбы – впечатление о прочитанном, а любители слога пишут литературному герою письмо и т.д.) Творческая мастерская позволяет получить зримый образ того, как ребята понимают произведение, какие чувства они испытывают после его прочтения. В данной творческой работе развивается лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.
Например, урок «Фронтовые письма». Нами должны руководствоваться чувства ответственности и благодарности. Фронтовые письма - это источники знаний, которые погружают нас в свою историю, показывая самые сокровенные сюжеты жизни людей того времени.
Мини-сценка. Фронт: солдаты пишут письма домой родным. И домашняя обстановка: мать собирает на фронт посылку и пишет письмо сыну, а ребенок рисует звезду и тоже пишет письмо. Другие учащиеся на заднем плане читают наизусть стихи, соответствующие сценке: письма с фронта и на фронт.
Следует отметить, что чтение наизусть должно производиться осмысленно, т.е. способствовать не только улучшенному знанию текста, а и его пониманию, раскрытию основных мотивов автора перед учеником. Проникнуть в глубинную суть произведения и связать его с современностью поможет метод проблемного вопроса. Развивая познавательные интересы и творческие способности учащихся, воспитывая патриотизм и чувства уважения к защитникам Родины, применяем различные методы и приемы работы с детьми.
Таким образом, как сказал В.А. Сухомлинский: «Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры». Поэтому процесс формирования коммуникативных способностей является частью общего процесса развития личности, целью которого является создание условий для творческой самореализации и самореализации человека. (Рис.2)
Литература
1.Апуневич О.А., Арсенова М.А., Гольцова Н.В., Иванова Н.В., Ильинская И.В., Мироненко С.Н., Перченко Е.Л., Яковлева Е.В. Форматы и технологии сопровождения одарённых детей и молодёжи в образовательных организациях (книга 1) /Авторы- составители ФГБОУ ВО Череповецкий государственный университет. - Череповецк,2018.
2.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. (Классическая учебная книга).
3.Леонтьев, А.А. От психологии чтения к психологии обучения чтению [Текст] // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (26–28 марта 2001 г.): в 2 ч. — Ч. 1 / под ред. И.В. Усачевой. — М., 2002.
4.Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников. 2011.
5.Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Текст.: дис.канд.пед.наук/С.В. Проняева. — Екатеринбург, 1999. 164 с.
Рис.1
Рис.2
Рис.3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии, используемые на уроках иностранного языка.
Данный материал может быть использован в работе учителями иностранного языка...
Эффективные педагогические технологии, используемые при организации деятельности школьных СМИ
В работе рассмативаются современные технологии, используемые в организации работы кружка "Школьная газета" и издании школьной газеты....
Педагогические технологии, используемые на уроках русского языка и литературы
Современные технологии:· Развивающее обучение· КСО· Реше...
Педагогические технологии, используемые на уроке английского языка в младшей группе.
Главной целью занятий английского языка в дошкольном возрасте я считаю пробуждение у детей интереса к изучению языка. Для реализации этой цели на уроках педагог должен использовать современные педагог...
Педагогические технологии, используемые на уроках информатики
В свете информатизации современного образовательного процесса профессиональная подготовка учителя информатики должна включать в себя способность и готовность решать профессиональные задачи средствами ...
педагогические технологии,используемые на уроках географии
педагогические технологии, используемые на уроках географии...
выступление "Педагогические технологии, используемые на уроках ИЗО"
Использую технологию классно-урочного обучения, групповые технологии обучения, технология проблемного обучения, ИКТ – технологии, зачетная система обучения....