Педагогические технологии, используемые на уроках русского языка и литературы
консультация на тему

Кудряшова Виктория Владимировна

Современные технологии:

·         Развивающее обучение

·         КСО

·         Решение исследовательских задач

·         Исследовательские и проектные методы

·         Методы модульного и блочно-модульного обучения

·         Использование в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр

·         Обучение в сотрудничестве

·         ИКТ

·         Здоровьесбергающие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_tehnologii.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии, используемые

на уроках русского языка и литературы

 учителем Кудряшовой В.В.

в 2015/2016 учебном году.

Современные технологии:

  • Развивающее обучение
  • КСО
  • Решение исследовательских задач
  • Исследовательские и проектные методы
  • Методы модульного и блочно-модульного обучения
  • Использование в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр
  • Обучение в сотрудничестве
  • ИКТ
  • Здоровьесбергающие

Мною используются следующие технологии:

1. Учебный процесс в информационно-образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:

  1. Увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
  2. Обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев;
  3. Повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счёт наглядности, занимательности, усиления межпредметных связей;
  4. Повысить мотивации самостоятельного обучения, развития критического мышления;
  5. Развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся.

Результат: активизирует деятельность учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал, создаёт возможность дифференцированной работы с каждым учеником…

      Дидактические принципы проектирования урока в информационной среде.

Принцип научности

Принцип системности

Принцип активности

Принцип индивидуального подхода

Принцип кооперации

 

Компоненты урока:

Ценностно-целевой (совокупность задач учебного процесса в информационной образовательной среде)

2.  Технологии  личностно-ориентированного образования.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, сотрудничество, модульное обучение.

Педагогические мастерские.

Сущность данной технологии заключается в том, что во время урока учащиеся сами добывают и осмысливают знания по изучаемому материалу. В основном я использую данную технологию при изучении произведений литературы в старших классах, например, при изучении романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в 9 классе.

Обучение как исследование.

Под исследовательским методом обучения понимается работа, требующая от учащихся самостоятельности и творчества. Это возможно при повторении, обобщении, во внеклассной работе.

                                               

 3.  Игровые технологии.

        В структуре любой игры можно найти элементы планирования, целеполагания, реализации цели, анализа результатов. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.

        В работе с детьми различают учебно-ролевые и дидактические игры.

Особенностью ролевых игр становиться исполнение различных ролей. Такая работа развивает фантазию, воображение и речь, укрепляет долговременную память, умение работать в коллективе.

        Дидактические игры используются как развивающие и познавательные.

В школьной деятельности учителя использую повсеместно (как на уроке, так и во внеклассной работе) игры-путешествия, КВН, уроки-викторины,  клуб Эрудитов и т.д.

     4. Технологии развивающего обучения.

        Для применения таких технологий необходимо работать в постоянной адаптации не только по возрасту, но и по разному первоначальному уровню развития детей.

Эту технологию приходиться применять на уроках в 6 «Г».

Система Развивающего обучения Л.В.Занкова.

Её основными принципами является следующее:

- обучение нужно вести на высоком уровне трудности;

- в обучении ведущую роль должны играть теоретические знания;

- включать в процесс обучения эмоциональную сферу;

- приходиться обращать внимание на развитие каждого учащегося.

Технология Эльконина – Давыдова.

В ней делается акцент на теоретические знания учащихся. Вообще-то эта теория хороша для учащихся начальной школы, но так как дети из 7 «Г» отстают от своих сверстников, приходиться компенсировать полученные ими знания и в старших классах. Ученик в таком случае поставлен в условия исследователя, способного к рефлексивному рассмотрению оснований собственных действий. Стараюсь на каждом уроке организовать коллективную мыслительную деятельность – диалоги, дискуссии, деловое общение детей. Особенности содержания обучения отражаются в  теоретически существенных свойствах материала, в  специальном построении учебного предмета, организующем познании теоретических знаний:

- понятия, в которых выделены не внешние, а внутренние связи;

- наиболее общие понятия науки, выражающие причинно-следственные связи и закономерности;

Формирование у учащихся основных понятий строится как движение по спирали от центра к периферии.

При развивающем обучении качество и объём выполненной учеником работы оцениваются не с точки зрения её соответствия о посильности, доступности знаниям учащегося, а с точки зрения субъективной возможности ученика. За весьма посредственный ответ  ученик  непременно заслуживает высшей оценки, несмотря на то, что при ответе другого ученика это весьма посредственный ответ. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя – не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития.

5. Здоровьесберегающая технология.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья.

 - условия обучения в школе без стрессов,  адекватность требований;

- рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями;

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям учащегося.

              6.   Технология перспективно-опережающего обучения.

Главное в этой технологии нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении;  предупреждение ошибок, а не работа над совершёнными ошибками;

дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).

        С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема даётся на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.

В обсуждение нового материала (перспективной темы) вовлекаются сначала сильные, затем средние, а лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.

        Другой особенностью данной технологии является комментирующее управление.

Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю, записываю. Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает, чем помогает включить в работу весь класс. При этом развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; ученик ставиться в положение учителя, управляющего классом и предвосхищающего результат.

          Третий «кит» системы С.Н.Лысенковой – опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые  рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Для многих это является очень важным элементом, т.к. такой переход является наглядно-образным и помогает перейти от конкретных предметов к абстрагированию. Такой метод снимает у ученика скованность, страх ошибок. Всё его внимание направлено на осознание причинно-следственных зависимостей и осмысление связей. Хоть этот метод предложен для учащихся начальной школы, но он по моим наблюдениям, очень нужен нашим детям и даёт хороший результат в овладении грамотного письма.

       7.  Технология модульного обучения.

Его сущность в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

      Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика.

          Модуль состоит из циклов уроков (двух-и четырёх-урочных). Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жёстко определённую структуру. Например:

Первый урок цикла предназначен для изучения нового материала с опорой на максимально доступный комплекс средств обучения. Как правило, на этом уроке каждый учащийся получает конспект или развёрнутый план работы ( возможно использование монитора или экрана). На этом же уроке проводится первичное закрепление материала, конкретизация информации в специальной тетради (тетрадь-памятка).

Цель второго урока – заменить  собой домашнюю проработку материала, обеспечить его усвоение и проверку усвоения. Работа проводится в парах или малых группах. Перед уроком учитель воспроизводит на экране конспект, известный учащимся по первому уроку цикла, и проектирует вопросы, на которые необходимо им ответить. По организационной форме этот урок является разновидность практикума.

Третий урок полностью отводится под закрепление. Сначала это работа в тетради (возможны тетради специальные на печатной основе), а затем выполнение индивидуальных заданий.

Четвёртый урок цикла включает предварительный контроль, подготовку к самостоятельной работе и собственно самостоятельную работу. В модульно-блочной технологии применяются объяснительно-иллюстративные, эвристический, программированный методы обучения.

            8. Технологии проблемного обучения.

   Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуаций. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формирует её и решает. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное правило написания отдельных орфограмм.

   Проблемное обучение включает такие этапы:

-  осознание общей проблемы;

-  её анализ, формулировку конкретной проблемы;

-  решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);

-  проверку правильного выбора.

    Существует четыре уровня проблемности в обучении:

1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

2.  Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет их на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3.  Ученик сам ставит проблему и сам её решает (исследовательский метод).

      В проблемном обучении главным является исследовательский метод – такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методами добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.

     В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство удовлетворения, уверенности в своим возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

    Однако  проблемное обучение всегда связано с трудностями для ученика, на осмысление и поиски  путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционное мастерство. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять такое обучение.

Класс

Предмет

Тема урока

Технология

Результат

9

литература

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Педагогические мастерские

Сами добывают и осмысливают знания

5, 6, 7

Русский язык

Изучение частей речи

(имя существительное, прилагательное…)

Технология перспективно-обучающего обучения

Для многих это является очень важным элементом, т.к. такой переход является наглядно-образным и помогает перейти от конкретных предметов к абстрагированию. Такой метод снимает у ученика скованность, страх ошибок. Всё его внимание направлено на осознание причинно-следственных

связей

8

Русский язык

Изучение сказуемого

Технология модульного обучения

Его сущность в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

8

Русский язык

Односоставные предложения

Технология модульного обучения

5, 6

Литература

Устное народное творчество.

Сказки Г.Х.Андерсена,

В структуре любой игры можно найти элементы планирования, целеполагания, реализации цели, анализа результатов. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.

6, 7

Литература

5 - 9

Русский язык

Литература

П о с т о я н н о

Здоровьесберегающие технологии

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования...

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Из опыта работы использования современных педагогических технологий на уроках русского  языка и литературы...

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы...

"Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы" статья по русскому языку на тему

quot;Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"статья по русскому языку на тему...