Эффективные педагогические технологии, используемые при организации деятельности школьных СМИ
материал на тему

Салмина Марина Львовна

В работе рассмативаются современные технологии, используемые в организации работы кружка "Школьная газета" и издании школьной газеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ СМИ

Салмина Марина Львовна,

С.Новое Аделяково, ГБОУ СОШ

Очевидно, что в современном обществе изменяются требования, предъявляемые к человеку. Его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе. В связи с этим на заседании школьного Парламента появилась идея создать команду репортеров, редакторов и авторов, которые будут освещать события и вопросы, важные для школы или района. Министерство печати школьного парламента вошло в состав членов кружка «Школьная газета».

Кружок «Школьная газета», который состоит из разделов  «Азбука журналистики» и «Издательское дело», призван научить создавать газету.

Задачи кружка

  • Научить детей использовать различные источники информации.
  • Сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации
  • Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы.
  • Изучить этические вопросы, связанные с издательской деятельностью: авторское право, плагиат, цензуру.
  • Изучить рекомендации по написанию статей и журнальные стили.
  • Разработать структуру и оформление газеты, создать газету.
  • Привлечь детей к использованию современных технологий для создания, проверки и выпуска газеты.
  • Разместить результаты работы в сети Интернет, привлечь местное сообщество к проблемам школы.

Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности, на развитие творческой активности учащихся.

На занятиях теоретического блока преобладает практикум с элементами творческих заданий.

 На занятиях практического блока используется метод проектов, интерактивная форма, игровая форма организации деятельности учащихся, коллективные способы работы и другие элементы личностно-ориентированных технологий обучения

Создание школьной газеты – один из способов повышения познавательной и творческой активности ребят и одновременно результат проектной деятельности школьников.
           
Проектная деятельность предполагает решение какой-то проблемы или задачи, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой – интегрирование знаний и умений из разных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
         
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
– самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
– приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
– развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, анализа, построения гипотез, обобщения);
– развивают системное мышление.

Проблема при создании печатного издания всегда чётко обозначена: создать яркое, оригинальное печатное издание. Какое и как? – это и есть проблема. Возможные направления, пути её решения отчасти помогают найти традиционные рубрики, сложившийся формат газеты, но, в целом, каждый выпуск – это принципиально новый творческий вариант проекта.
       Школьная газета - это не просто официальное печатное издание, отражающее школьную действительность, прежде всего это особый детский социум, сообщество близких по духу людей, объединенных общей идеей и готовых реализовать свой творческий потенциал. Развитию творческой активности способствуют интерактивные технологии.

Интерактивные технологии

  • интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

  • Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели.

  • Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

В процессе интерактивной игры по созданию макета газеты участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу работы трудностях, идеях, приходивших в голову.

Работа происходит в  малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Группы организуются чаще всего в зависимости от преобладающих интересов: одна группа готовит  интервью, другая обсуждает спортивные мероприятия и способы их освещения, третья – оформление следующего номера и т.п.

Интерактивные  технологии имеют свои достоинства:

  • Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач
  • В ходе диалогового общения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми
  • Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Создание газеты немыслимо без использования информационных технологий.  Учащиеся должны владеть навыками работы в Microsoft Word, Publicher. Быстрый набор текста, его  форматирование и правка, использование разных текстовых и иллюстративных макетов – эти умения вырабатываются на занятиях кружка «Издательское дело».  Благодаря групповым практическим занятиям происходит взаимообучаемость  всех участников. Учащиеся получают положительный опыт коллективного сотрудничества при создании сложного печатного издания, способны оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по выпуску изданий.

Издание газеты требует от ее создателей мобильности, умения быстро ориентироваться в происходящих событиях, эффективно соорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.  Таким образом , с помощью интерактивных и информационных технологий формируются у учащихся ключевые компетентности. Одна из ключевых компетентностей – это готовность к социальному взаимодействию, то есть способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу. Эта способность  позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач

Редакция газеты «Факел» тесно общается  с представителями местного поселенческого самоуправления: берет интервью у главы поселения, публикует статьи администрации поселения.

Освещая  различные стороны жизни школьного коллектива, мы не проходим мимо острых проблем, разворачиваем на страницах газеты полемику, например, о взаимоотношениях учителей и учеников. Учащиеся учатся цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к точке зрения других людей. Это служит формированию коммуникативных компетентностей .

 Наша газета «Факел» выходит регулярно 1 раз в месяц на протяжении 3 лет.   Ежегодно мы принимаем участие в различных конкурсах самодеятельных периодических школьных изданий. В 2011 году заняли 1 место  на районном конкурсе газет «Улицы, транспорт и мы». В этом же году заняли 3 место во Всероссийском конкурсе периодических изданий «Печатник.net», который проводил Томский государственный педагогический университет. В 2012 году заняли 2 место на районном конкурсе «Улицы, транспорт и мы», в 2015 – 1 место.

Таким образом, в процессе работы школьного Министерства печати и кружка «Школьная газета» решаются следующие задачи

1) воспитание коммуникативной культуры школьников;

2) расширение и углубление запаса знаний учеников;

3) выявление и поддержка одаренных учащихся;

4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников,

5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

6) развитие индивидуальных способностей учащихся.

Литература

  1. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся. Самара, 2004 г
  2. festival.1september.ru
  3. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.-М.: Педагогическое общество России, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические технологии и методики организации деятельности органов самоуправления детей и учащейся молодежи» Доценко Т.Н.

Авторский проблемно-тематический курсобучения  координаторов самоуправления детей и учащейся молодежи:«Педагогические технологии и методики организации деятельностиорганов самоуправления детей и ...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогические технологии, используемые в организации учебной и внеучебной деятельности

В своей практике использую как традиционные, так  и современные образовательные технологии:...

Педагогические технологии, используемые в организации учебной и внеучебной деятельности

Педагогические технологии, используемые в организации учебной и внеучебной деятельности...

Используемые технологии. Методы, формы организации деятельности

Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний....

Эффективные педагогические технологии, используемые на уроках литературы для развития коммуникативных умений

Мне импонирует высказывание автора толкового словаря С. И. Ожегов, что «высокая культура речи — это умение точно и выразительно передавать свои мысли бесконечно разнообразными средствами я...

"Педагогические, образовательные технологии, используемые в профессиональной деятельности учителя-логопеда"

    Образовательный процесс организуется с использованием современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на развитие звуковой и смысловой сторон речи, а также связан...