Педагогические технологии, используемые на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему

Юдина Людмила Ильинична

В свете информатизации современного образовательного процесса профессиональная подготовка учителя информатики должна включать в себя способность и готовность решать профессиональные задачи средствами информационно-коммуникационных технологий, как в предметной области, так и в области управления образовательным процессом. Профессиональная компетентность педагога информатики и ИКТ находится в постоянной динамике, адекватно реагируя на изменения потребностей педагогической практики, активно влияя на состояние информационно-образовательной среды и формируя меняющиеся образовательные потребности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические технологии, используемые на уроках информатики

В свете информатизации современного образовательного процесса профессиональная подготовка учителя информатики должна включать в себя способность и готовность решать профессиональные задачи средствами информационно-коммуникационных технологий, как в предметной области, так и в области управления образовательным процессом.

Профессиональная компетентность педагога информатики и ИКТ находится в постоянной динамике, адекватно реагируя на изменения потребностей педагогической практики, активно влияя на состояние информационно-образовательной среды и формируя меняющиеся образовательные потребности.

В настоящее время актуально использование в педагогической практике дистанционных образовательных технологий как в рамках учебного процесса учреждений высшего профессионального образования, так и в учреждениях других уровней образования (например, общего и специального).

Главная задача современного учителя состоит в том, чтобы «научить учиться», помочь учащимся самостоятельно осваивать знания и создавать собственные образовательные траектории, а также формировать качества личности и ценностные отношения к окружающей действительности. Чтобы правильно подобрать средства ИКТ для изучения того или иного раздела, отдельного вопроса курса информатики, учитель должен:

 - проанализировать цели и задачи изучения определенного материала курса, современные требования к результатам его обучения;

- отобрать виды учебной деятельности, реализация которой позволит достигать планируемых образовательных результатов;

- спланировать учебные ситуации и сформулировать учебные задачи, решаемые в этих ситуациях;

- подобрать средства ИКТ, электронные ресурсы (опираясь на их типологию по методическим функциям) для осуществления планируемой учебной деятельности, решения сформулированных задач

Функции педагогических технологий обусловлены их сущностью и характерными признаками и осуществляются в органичном единстве. Основные функции педагогических технологий: гуманистическая, развивающая функция предусматривает реализацию образовательных целей учебного процесса: создание комфортных психологических условий для развития личности обучаемого, подготовку его к жизнедеятельности в информационно-технологическом обществе;

методологическая функция выражает общую стратегическую направленность модели обучения и предполагает внедрение стратегии обучения в практику через систему процедур и операций;

функция проектирования и конструирования позволяет запланировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения и со значительной степенью вероятности гарантировать желаемые результаты.

К принципам педагогических технологий относят:

-принцип целостности технологий, предусматривающий закономерности развития технологической системы: инновационность ее структуры при гармоническом взаимодействии всех составных ее элементов;

-принцип вариативно-личностной организации обучения предполагает адаптивность технологии к личностным особенностям учащихся, их типологическим и индивидуальным свойствам, оказывающим существенное влияние на учебную деятельность;

-принцип фундаментализации и профессиональной направленности технологии, обеспечивающий формирование и развитие профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности специалиста в соответствии с сегодняшними и перспективными требованиями;

-принцип информационной поддержки технологичности обучения, ориентированный на применение в образовательном процессе педагогически оправданных средств информационной компьютерной техники (персональных компьютеров, информационных банков данных, компьютерных экспертных систем и т.п.).

Структурными компонентами педагогической технологии как системной категории являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства обучения; организация учебного процесса; субъекты процесса обучения; результат деятельности (в том числе уровень профессиональной подготовки).

Педагогические технологии, используемые учителем информатики и ИКТ:

  1. Групповая деятельность на уроке позволяет добиваться распределения ролей в группе, (что дает практически каждому учащемуся успешно проявить себя в ходе обсуждений, выработки совместных решений), происходит корректировка уровня знаний по предмету, развивается способность к самостоятельной работе и проявляются лидеры-координаторы.
  2. Диалоговые технологии (организация обучения в форме дискуссии)

  1. Одна из основных целей общего образования — формирование коммуникативной компетентности выпускников, основанной на общении и сотрудничестве в образовательном процессе, а главный его результат — развитие у них толерантности, ответственности  за выполняемое дело, способности к коллективному решению социальных и личностно значимых проблем
  2. Технология разноуровнего обучения

Уровневая дифференциация осуществляется не за счёт уменьшения объёма изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.   Цель технологии разноуровнего обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъективного опыта.

  1. Информационно-коммуникационные технологии

Используя интеграцию предметов школьного цикла, учащиеся могут составлять тесты по не только по различным разделам информатики, но и по другим предметам, помогая учителям предметникам.

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.
  2. Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям, основанным на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучаемых в самом процессе обучения.
  3. Учебные проекты

Учебные проекты применяются как одна из форма работы по информатике. Здесь же они формируют первичную схему работы над проектом с применением вычислительной техники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии, используемые на уроках иностранного языка.

Данный материал может быть использован в работе  учителями иностранного языка...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогические технологии, используемые на уроках русского языка и литературы

Современные технологии:·         Развивающее обучение·         КСО·         Реше...

Педагогические технологии, используемые на уроке английского языка в младшей группе.

Главной целью занятий английского языка в дошкольном возрасте я считаю пробуждение у детей интереса к изучению языка. Для реализации этой цели на уроках педагог должен использовать современные педагог...

педагогические технологии,используемые на уроках географии

педагогические технологии, используемые на уроках географии...

выступление "Педагогические технологии, используемые на уроках ИЗО"

Использую технологию классно-урочного обучения, групповые технологии обучения, технология проблемного обучения, ИКТ – технологии, зачетная система обучения....

Эффективные педагогические технологии, используемые на уроках литературы для развития коммуникативных умений

Мне импонирует высказывание автора толкового словаря С. И. Ожегов, что «высокая культура речи — это умение точно и выразительно передавать свои мысли бесконечно разнообразными средствами я...