педагогические технологии,используемые на уроках географии
методическая разработка по географии на тему
педагогические технологии, используемые на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_tehnologii_daa.docx | 137.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»
Педагогические технологии по географии
Технология критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Его ещё называют логическим или аналитическим мышлением.
В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии:
- стадия вызова - краткое обобщение имеющихся знаний
- стадия осмысления - вдумчивая работа с новыми понятиями
- стадия рефлексии - интеграция новых и имеющихся знаний
Давайте более подробно рассмотрим функции каждой стадии.
- Функции стадии вызова
- Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе)
- Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний)
- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Приёмы технологии на стадии вызова:
Ассоциация
Мозговой штурм
Верю не верю
Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения)
Игра-упражнение «Веер»
Прием «Поясните цитату»
Прием «Как вы объясните народную мудрость»
Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
Постановка проблемы на примере сопоставления фактов
Прием «Верите ли вы, что…»
Прием «З-Х-У» («знаю - хочу узнать - узнал»)
Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Разберём подробнее некоторые из приёмов. Приём «Ассоциация». На экране вы видите небольшой план этого приёма.
1) Озвучивание темы; Например: тема сегодняшнего урока «Подземные воды» 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? (учителя предлагают варианты ответа) - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «Подземные воды»? 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
Приём «Что я знаю»
1) Озвучивание темы; 2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос: Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю? 3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний; 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана; 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
«Знаю, хочу узнать, что узнал»
Что я знаю о воздухе? | Что я хотел бы узнать о воздухе? | Что я узнал нового о воздухе? |
Приём «Верю – не верю»
1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.
Например: 1. Океаническая земная кора толще материковой.
2. К топливным полезным ископаемым относятся: уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы.
3. Неровности земной поверхности называются формами рельефа – горы и равнины.
4. Силы выветривания называют внутренними силами
5. Вулканы – конусообразные горы, сложенные из изверженных горных пород.
2. Функции стадии осмысления
2.1. Информационная (получение новой информации)
2.2. Систематизационная (классификация, ранжирование информации)
Следующими, мы рассмотрим приёмы технологии на стадии осмысления:
Прием инсерт (пометки на полях) Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) Прием «Сводная таблица» Прием «Тонкие и толстые вопросы» Прием «Зиг-заг» Прием «Мое мнение» Прием «Мозговой штурм» ? Прием «Фишбоун» Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда ) Прием «Мудрые совы»
Вопрос аудитории: Кто из вас пользуется такими примами? Расскажите о приёмах вам уже известных.
Приём «Лови ошибку». Задание: найти ошибки в тексте и исправить их. Горы Анды расположены в восточной части Северной Америки. Это очень старые и разрушенные горы, так как они образовались ещё во время байкальской и герцинской складчатости. Горы имеют сглаженные вершины, поросли лесом. Здесь уже давно прекратился процесс горообразования, отсутствуют вулканы и землетрясения. Самая высокая вершина – гора Тубкаль (8848 м) На западе горы выходят к Атлантическому океану, а на востоке граничат с Великими равнинами. Средние высоты в Андах не превышают 1500 м.
Задание: Найдите ошибки
| Горы |
|
| Равнины |
| |
Низкие | Средние | Высокие | Низменности | Возвышенности | Плоскогорья | |
Уральские | Скандинавские | Кордильеры | Амазонская
| Восточно- Африканское | Среднесибирское | |
Анды | хр.Верхоянский | Сахара | Саяны | Восточно- Европейская | Западно-Сибирская |
Выполните работу над ошибками
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Толстые Тонкие
Дайте объяснение, почему Кто…
-почему вы думаете, что… Что… (Что такое литосфера?)
-почему вы считаете, что.. Когда…
-в чем разница… Может…
Предположите, что будет, если… Согласны ли вы…
(Земля перестанет вращаться вокруг Солнца)
Приём «Половинки слов»
Задание: Соедините половинки слов между собой (Баобаб, Жираф, Эвкалипт, Секвоя,и др.)
Приём «Концептуальная таблица». Линии сравнения: Северная Америка - Южная Америка
1. Чему равна площадь материка? 2. С каким материком связан материк? 3. Какие океаны омывают материк?
Приём «Контур – символ»
Этот прием формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный и отличный обучающий материал. Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации. При выполнении заданий можно пользоваться любыми источниками информации.
Пример. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего географического объекта; под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении.
Приём «Стороны горизонта» или «Почини цепочку». Этот приём помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.
Распределите географические объекты в порядке с востока от линии перемены дат на запад: а) город Чарапунджи; б) Аденский залив; в) залив Шелихов; г) вулкан Камерун; д) мыс Кабу-Бранку; е) остров Шри- Ланка; ж) пустыня Гоби; з) остров Вознесения; и) Мальдивские острова; к) остров Ванкувер; л) Панамский канал
Ответ: В, Ж, А, И, Б, Г, З, Д, Л, К
Приём «Найди лишнее»
Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.
1) Енисей, Дунай, Нил, Байкал, Амазонка, Колорадо, Волга (Байкал - озеро) 2) Лабрадор, Флорида, Таймыр, Мадагаскар, Камчатка (Мадагаскар – остров) 3) Исландия, Куба, Мадагаскар, Тасмания, Сомали (Сомали – полуостров) 4) Альпы, Кавказ, Гималаи, Кордильеры, Тянь-Шань (Кордильеры – горы в Северной Америке)5) Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Карибское (Карибское – море Атлантического океана) 6) Россия, США, Китай, Индия, Франция (США – страна в Северной Америке) 7) Золото, медь, эвкалипт, бокситы, серебро (Эвкалипт – дерево)
Приём «Лестница». Данный приём проверяет способность ученика ранжировать географические объекты. 1. Расставьте океаны Земли в порядке возрастания их площади: а) Северный Ледовитый б) Тихий в) Индийский г) Южный д) Атлантический (ГАВДБ)
2. Расположите города в порядке уменьшения годового количества осадков: а) Триполи (Ливия 440 мм) б)Калькутта (Индия 1680 мм) в)Лондон (Англия 610 мм) г)Владивосток (Россия 830 мм) (БГВА)
(Можно усложнить задачу и попросить обучающихся назвать страны, к которым эти города относятся)
3. Выберите из списка названия горных систем, относящихся к эпохе альпийской складчатости. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке: а) Скандинавские б) Гималаи в) Аппалачи г) Кавказ д) Альпы е) Уральские (БГД)
Приём «Раздели слова на группы»
Задание даётся в виде списка, необходимо разделить на группы, количество групп не указывается, их может быть несколько. Причём, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.
Пример: Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Котопахи, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Гекла, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Эребус, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Рейн, Телецкое, Байкал, Ключевская Сопка, Альпы, Израиль, Сахара, Гоби, Намиб, Виктория, Париж, и т.д. (Проверка)
Приём «Фишбоун». Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте.
3. Функции стадии рефлексии.
3.1.Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) 3.2. Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) 3.3. Информационная (приобретение новых знаний) 3.4. Оценочная (выработка собственной позиции)
Приёмы технологии на стадии рефлексии: Написание эссе Рефлексивный экран вопросов Самооценка Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (приём «Моё мнение») Что нового вы узнали на уроке
Приём «Кластер»
1. Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала на отдельные блоки; 4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками. Используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний. Для примера – Кластер «Ветер», Кластер «Виды горных пород и минералов» (учителя у доски или с места заполняют пропущенные слова в логических блоках)
Приём «Перепутанные логические цепочки»
1) На доске или карточках написаны термины (последовательность), некоторые из них с ошибками; 2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи. Цель приёма: Определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей.
Приём «Синквейн». Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Для чего используется:
Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.
Правила написания: Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) Вторая строчка: описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) Третья строчка – описание действия в трёх словах (глаголы или деепричастия) Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме и Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Приём «Самооценка». -Какова цель задания? (задачи) -Удалось получить результат? (решение, ответ) -Правильно или с ошибкой? -Самостоятельно или с чьей-то помощью? -Какую оценку и отметку ты себе поставишь? (по таблице учителя дают оценку себе и уроку)
Приём «Домашнее задание - Идеальное задание»
Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Даётся перечень заданий, выбрать можно любое; Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.
Вывод: Технология критического мышления учит: - Работать самостоятельно - Задавать вопросы - Выслушивать чужое мнение - Иметь своё мнение и защищать его - Критически относится к мнению оппонентов - Анализировать и классифицировать - Развивать творческие и исследовательские навыки - Осуществлять рефлексию своей деятельности
Уважаемые коллеги с вами было приятно работать. Спасибо за внимание. Лёгкого, удачного нового учебного года. Больше побед и свершений. Если вас интересует материал в электронном виде, могу поделиться и ответить на вопросы.
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.
Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.
Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.
При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.
Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT.
Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.
Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников.
Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения содержания карты. В качестве примера возьму интерактивную карту «Природные зоны мира». При выводе на экран — это физико-географическая картосхема мира. Но на эту картосхему можно вывести границы заданной природной зоны, причем на карте будет показано только территория данной природной зоны и ничего лишнего. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель.
Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников. В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса.Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности учащихся;
- формирует активную жизненную позицию.
Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций.
Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.
Информационно- коммуникационные технологии на примере урока географии по теме «Реки».
Тема урока « Реки »
Цель и задачи урока
Цель:
сформировать представление о реке, её частях, частях речной системы и долины.
Задачи:
образовательные: выявить взаимосвязь характера течения и направления течения рек и рельефа; режима рек и питания от климата.
воспитательные: воспитывать любовь и красоту к рекам, бережное отношение к окружающей среде и водным объектам.
развивающие: развивать логическое мышление, экологические чувства; развивать умение работы с картой;
развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами атласа.
9. Тип урока: урок освоения нового материала
10. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
11. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор, экран.
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика
|
Время |
1 | Организационный момент |
| Приветствует учеников, проверяет насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха, отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя |
1 |
2 | Постановка целей урока |
| Формулирует цель урока Загадывает загадки.
| Воспринимают информацию. Отгадывают загадки | 1 |
3 | Проверка домашней работы | ЭОР № 1 «Движение воды в океане» www.spheres.ru
Слайд №2 SMART Notebook
Тренажёр к уроку №33 | Демонстрирует ЭОР № 1(диск) Предлагает провести взаимопроверку домашней работы в парах. Слайд № 2 SMART NotebookОтметьте на контурной карте: 1 группа – теплые течения; 2 группа – холодные течения. Предлагает проанализировать и скорректировать свои результаты. | Сравнивают результаты одноклассников с результатами на слайде. Корректируют свою домашнюю работу |
6 |
| Оценивает домашнюю работу, комментирует результаты. Отмечает учеников, которые лучше всего справились с домашним заданием. |
Воспринимают информацию. | 1 | ||
4 |
|
| Формулирует тему урока. Создает проблемную ситуацию: - Почему реки называют совместным «продуктом» рельефа и климата
| Воспринимают информацию Рассуждают, воспринимают информацию. | 1 |
Применение методики с использованием ИКТ при организации самостоятельных и практических работ учащихся является одним из современных методов обучения, а главное, это облегчает деятельность учителя при проведении таких работ и активизирует деятельность учащихся. Предложенные виды и варианты работ являются универсальными, что позволит учителю при планировании уроков вносить изменения в зависимости от особенностей класса и технических возможностей. Очевидно, что владение такой методикой на уроках географии позволяет достичь учителю следующих результатов: 1. Повышение мотивации учащихся. 2. Повышение успеваемости (повышение среднего балла). 3. Дифференциация (разноуровневые задания). 4. Повышение качества и интенсивности работы учащихся. В настоящее время на первый план выступает необходимость создания теоретической базы, описывающей педагогическую целесообразность использования средств современных информационных технологий, методику, обеспечивающую реализацию этих возможностей с целью интенсификации образовательного процесса.
Технология проектной деятельности.
Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации; видеть новые проблемы в знакомой ситуации; распознавать структуру объекта и его новые функции; самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новый; находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства; разрабатывать новые способы решения проблемы на основе известных способов деятельности. В ходе работы над проектом происходит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Эти компоненты опыта творческой деятельности учащихся, формируемые в процессе использования проектной деятельности на уроках, на сегодняшний день имеют особую актуальность и практическую значимость.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Метод проектов привлекателен еще и потому, что он личностно ориентирован, использует множество дидактических подходов, предполагает самомотивацию, то есть возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения, поддерживает педагогические цели на всех уровнях.
Основоположник метода проектов американский философ – идеалист Джон Дьюи (1859-1952) считал, что обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию.
Основополагающей идеей обучения является идея проекта. Проект – это прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование в конце XX века превратилась в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности.
В связи с модернизацией географического образования к проектному обучению возник интерес у учителей географии и ученых методистов (А. Летягин, О.Крылова, А.Ложбанидзе, Н.Петрова). Однако применение данного метода в учебном процессе вызывает трудности у учителей.
Метод проектов целесообразно применять, если:
- Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
- Есть значимость результата (теоретическая, практическая).
- Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
- Возможно структурирование (этапность) проекта.
- Используются исследовательские методы:
- формулировка задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления результатов;
- сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных;
- выводы.
- Результат – материальный продукт.
Работа над проектом должна включать несколько стадий.
Подготовка проекта и планирование работы
Обсуждают тематику и цель проекта. Определяют проблему и вытекающие из нее задачи исследования, гипотезу решения проблемы. Определяют источники информации. Определяют способы сбора и анализа. информации. Определяют способ представления результатов. Устанавливают процедуры и критерии оценки результатов. Распределяют задания в группе (если проект не индивидуальный). Получают при необходимости от учителя дополнительную информацию о проекте.
Определяет тематику проекта, его структуру и возможные результаты. Знакомит со смыслом проекта и мотивирует учащихся. Оказывает помощь учащимся в планировании работы над проектом.
Непосредственная работа над проектом
Проводят творческую работу, решают промежуточные задачи. Анализируют результаты исследования, формулируют выводы.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.
Презентация результатов
Презентуют результаты работы над проектом.
Принимает участие в обсуждении результатов работы над проектом
Оценка результатов и процесса
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета.
Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя типологизировать проект - определить в нем приоритетное направление и разработать цели, содержание и методику реализации.
По характеру доминирующей в проекте деятельности
Исследовательские проекты – подчинены логике научного исследования, требуют продуманной структуры, целей, актуальности предмета исследования для всех участников, применения исследовательских методов.
Творческие проекты – предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов.
Ролевые, игровые проекты – участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Ознакомительно – ориентировочные (информационные, познавательные) проекты – направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Практико – ориентированные (прикладные) проекты – отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности.
По характеру предметно – содержательной области
Монопроекты – создаются в рамках одного предмета.
Литературно – творческие
Естественно – научные
Экологические
Языковые (лингвистические)
Культуроведческие
Спортивные
Географические
Исторические
Музыкальные
и т. д.
Межпредметные проекты – выполняются, как правило во внеурочное время, требуют квалифицированной координации.
По характеру координации проекта
Проект с открытой, явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.
Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников (как правило это относится к телекоммуникационным проектам).
По характеру контактов участников проекта
Внутренние или региональные проекты
Международные проекты
По количеству участников проекта
Личностные
Парные
Групповые
По продолжительности выполнения проекта
Краткосрочные
Средней продолжительности (от недели до месяца)
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
Важной организационной задачей участников проекта является выбор формы продукта проектной деятельности. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения социально значимой проблемы. Например, проект под названием «Исследование влияния климата на растительный и животный мир» может завершиться как защитой реферата, а может быть выполнен как подготовка Атласа несуществующего материка. Таким образом, выбор продукта проектной деятельности это непростая творческая задача.
Возможными продуктами проектной деятельности могут быть:
- Web-сайт;
- Анализ данных социологического опроса;
- Атлас;
- Атрибуты несуществующего государства;
- Бизнес-план;
- Видеофильм;
- Видеоклип;
- Выставка;
- Газета или журнал;
- Карта;
- Модель или макет;
- Мультимедийный продукт;
- Прогноз;
- Путеводитель или справочник;
- Экскурсия и так далее.
Выбор формы презентации проекта – задача не менее сложная. Здесь необходимо учитывать индивидуальные интересы и способности проектантов – артистические, художественные, конструкторско-технические, организационные и другие. Виды презентационных продуктов могут быто различными, например:
- Деловая игра;
- Демонстрация видеофильма;
- Научная конференция;
- Отчёт исследовательской экспедиции;
- Путешествие;
- Телепередача и так далее.
Проектная деятельность – один из видов активной учебной деятельности, которая в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.
Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в любой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки4:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т есть изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решение и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и так далее;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса.
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих возможностей, развитой фантазией, без которой он не может быть генератором развития интересов ребёнка и его творческого потенциала. Авторитет учитель базируется на способности быть инициатором интересных начинаний. Учитель перестаёт быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
В ходе руководства проектом учитель «проживает» следующие роли:
- энтузиаст – повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели;
- специалист – обладает знаниями и умениями в нескольких областях;
- консультант – организатор доступа к ресурсам, в том числе к другим специалистам:
- руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
- «человек, который задаёт вопросы» (по Дж.Питту) – тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путём косвенных, наводящих вопросов: тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь:
- координатор всего группового процесса;
- эксперт – даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта.
Степень самостоятельности учащихся при выполнении проекта зависит от ряда факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и другого. Перегибов Для учителя же важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону. Педагогу необходимо помнить, что развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от её самостоятельности. Важно для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Так, в начальной школе проектом может быть рисунок, какая-то композиция, выполненная своими руками и тому подобное. Точно так же важно, что тема проекта не должна задаваться взрослыми. В крайнем случае допустим выбор одной из предложенных тем. Ещё лучше – совместная выработка темы в группе «учащиеся+учитель» по принципу скрытой координации. Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми.
Сущность технологии проектной деятельности заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Особенности технологии проектной деятельности при изучении географии.
В соответствии с моделью педагогики развития основу содержания и структуру школьной географии составляет дидактический принцип личностно ориентированного обучения. Сущность данного принципа сводится к следующему – при обучении необходимо исходить из индивидуальных особенностей учащихся по восприятию и осмыслению научных и прикладных знаний и умений.
Обучение географии наряду с передачей ученикам определённой суммы знаний и умений формирует навыки их самостоятельного добывания с помощью новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса.
Конечным результатом обучения в современных условиях должно быть не только получение суммы знаний, сколько умение применять их на практике, использовать для воспитания в себе духовных, волевых, интеллектуальных и других качеств.
Школьная география занимает активную позицию в педагогике развития. Уникально положение географии в современной системе образования. Она выступает в роли «мостика» между естественными и общественными науками, это предоставляет географии огромные возможности. Современная география ушла от стереотипа описательной науки и становится более конструктивной. Мировоззренческий и интегративный характер школьной географии позволяет формировать у обучающихся комплексное и системное представление о Земле. Это даёт возможность относить её к числу классических школьных предметов, на которые ложится ответственность за формирование у школьников умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.
В условиях сокращения учебных часов методы, приёмы и формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантированно обеспечивать планируемые результаты. В этих условиях внедрение в практику личностно ориентированных педагогических технологий очень своевременно. Одна из таких технологий – проектная деятельность.
Технология проектной деятельности учащихся на уроках географии создаёт широкие возможности для развития опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.
Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения проектной технологии, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников по географии. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать, например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека. В планируемых результатах обучения в вариантах программ по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека на примере рек, озёр, болот, подземных вод, рост населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений, развитие хозяйства отдельных районов страны, своего региона и свое местности.
Проектная технология может обеспечить проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта – прообраза предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов.
Школьный геоэкологический проект
Этапы работы над школьным геоэкологическим проектом.5
Опыт работы показывает, что применение метода проектов в учебном процессе вызывает определённые трудности. Выполнение школьного проекта имеет много общего с научно-исследовательской работой. Поэтому у учителя возникает необходимость овладения технологией научного исследования. Успешное обучение и осуществление исследовательской деятельности учащимися возможны, если имеется представление обо всех её элементах и этапах в целом.
Проектная деятельность учащихся по географии и геоэкологии реализуется в форме составленных карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм, систематизированного описания итогов проведённого исследования.
Работа педагога в качестве руководителя проекта заключается в:
- мотивации проектной деятельности;
- организации учащихся на определение замысла проекта;
- стимулировании поисковой деятельности обучающихся;
- консультации по вопросам получения, обработки информации, выбора формы реализации проекта, его апробации и презентации.
Первый этап. Организационно-подготовительный.
Прежде всего, необходимо отобрать таких учеников, которые умеют работать с текстом книги, подбирать и обобщать информацию, делать выводы, анализировать. Важно выделить не только активных, уверенных в себе детей, с удовольствием демонстрирующих свои интеллектуальные умения, но и таких, которых называют интеллектуально пассивными. Как правило, они обладают широкой эрудицией, конструктивным складом ума, но при этом боязливы и инертны. Для выявления учеников, способных к такой работе, можно провести тестирование, показывающее уровень нереализованного интеллектуального потенциала Н.И. Дереклеевой.
Работа над проектом начинается с выбора темы исследования, то есть с определения задачи, которая должна быть решена учащимися. Для этого необходимо уяснить, какие явления и объекты будут охвачены исследованием, что даст возможность конкретизировать тему, найти реальную проблему, подлежащую решению. На начальном этапе составляют предварительный план, определяют участников, методы, процедуры, приёмы исследования географической действительности.
Важным условием успешного выполнения школьного проекта является овладение терминологией. Большую помощь в этом может оказать картотека применяемых терминов, где на карточки заносят определения их значения. Такой приём позволит установить между ними логические связи, сформировать понятийный аппарат конкретного исследования. Большинство учащихся, выполняющих проект, испытывают затруднения в понятийно-терминологическом аппарате проведённых исследований. Помимо определения теоретической основы исследования, важно найти и ознакомиться с ранее составленными программами и опубликованными материалами по интересующему вопросу.
Второй этап. Поисково-исследовательский.
Этот этап заключается в разработке программы исследования, в материально-технической подготовке, в сборе и изучении необходимой информации, в проведении исследовательской работы по выбранной теме (проблеме). В этот период изучается доступная наблюдению совокупность объектов, явлений (предшествующих, сопутствующих, последующих) с целью нахождения между ними причинно-следственных связей.
Непосредственное исследование проводится на основе применения многих методов: наблюдения, эксперимента, опроса, анализа и синтеза и других исследовательских операций, выполнение которых обеспечивает достижение искомого результата. При этом полученная информация должна отвечать требованиям новизны, достоверности и объективности, доказательности, полноты.
Третий этап. Отчётно-оформительский.
Название исследовательского проекта должен определять основной результат, а именно то, что утверждается в завершённой работе. Название не должно быть ни слишком частным (узким), ни общим (широким) относительно представленных в конкретном проекте результатов. При изложении содержания выполненного проекта необходимо чётко сформулировать проблему исследования, описать условия её постановки, указать цель, общий метод исследования. При этом употребляемые термины должны быть достаточно чётко определены (разъяснены). В выводах необходимо отметить, из каких вспомогательных результатов и предпосылок следует основной результат. Новизну полученного результата необходимо обосновать путём сравнения с другими, показав отличия.
Четвёртый этап. Информационно-презентативный.
На заключительном этапе проводят защиту, осуществлённого проекта в классе, школе, обсуждают итог общей и индивидуальной работы. При рассмотрении представленной работы обращают внимание на актуальность и наличие исследовательской части в решении проблемы, творческий подход к учебно-исследовательскому проекту, на результативность и практическую значимость работы, умение вести обсуждение, на оформление презентационного стенда (создание компьютерной презентации).
Защита проекта даёт возможность учащимся продемонстрировать приобретённые знания, умения, опыт поисково-исследовательской работы.
Важный компонент активизации географического образования – организация дискуссии по обсуждению выполненного проекта. Результаты проектной деятельности школьников обсуждаются, как правило, на специально отводимых для этого уроках типа диспутов, конференций, смотра знаний, отчётов или на обобщающих уроках в конце темы (раздела). В процессе дискуссии учащиеся осознают, что сделано хорошо и что не получилось. При этом выявляются и уточняются пути оптимального продолжения исследовательской деятельности.
При обсуждении проекта необходимо иметь в виду, чтобы итоговая оценка результатов работы позволила учащимся пережить ситуацию успеха.
Эффективность, результативность и успех создания проекта проверяются защитой работы. Презентация проекта органично завершает и подытоживает работу. Кроме того, в ней заложен и большой воспитательный эффект: ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, тренируют умение проводить публичные выступления, отвечать на вопросы. Подготовка к презентации является важнейшей частью создания проекта. Полученный результат обязательно публично продемонстрировать, рассказать, показать, доказать, представить на всеобщее обозрение. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного выступления.
Здоровьесберегающие технологии
Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и в конечном счете снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.
Естественно, что на каждом уроке невозможно применять большие интерактивные, игровые технологии, но на небольшие элементы по здоровьесбережению время найти можно:
- Выйти к карте и показать объекты.
- Закрыв глаза, послушать звуки природы территории и представить ее обитателей.
- Движение по классу ( при изучении темы «Ориентирование»)
- Организация мобильных групп при групповой работе в старших классах
- Выполнение коллажей
Примерами уроков с применением здоровьесберегающих технологий могут быть:
- Урок в 9 классе на тему «Металлургический комплекс России».
Решение проблемной ситуации : «На территории Урала располагается одна из крупнейших металлургических баз страны. Многие предприятия этой базы являются градообразующими (Магнитогорск, Новотроицк ит.д). В тоже время Урал – зона экологического бедствия» Найдите пути решения экологической проблемы Урала с учетом дальнейшего социально-экономического развития региона»
- Урок в 11 классе на тему «Япония » (Урок 1: «Культура и традиции»)
Беседа «Почему Японию называют нацией здоровых людей?»
Почему японцы живут долго?
1). Жители считают, что употреблять в пищу необходимо только самые свежие продукты (в магазинах продают именно такие), причём самыми полноценными считаются морепродукты, их японцы употребляют очень много и ежедневно. 2) Отношение к жизни несколько отлично от европейского. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.
3) В отношениях японцев друг и другу царит доброжелательность.
4) Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.
5) Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.
Вопрос: А над чем из всего сказанного задумался каждый из вас?
Что из перечисленного мы смогли бы взять как рекомендацию к действию?
Подготовьте дома сообщения на тему «Японские традиции и их влияние на сохранение здоровья нации»
- Урок в 8 классе на тему «Влияние компонентов природы на жизнь и здоровье людей».
Групповая работа учащихся, включающая в себя анализ компонентов природы и презентацию характера занятий и быта жителей разных природных зон России (тундры, тайги, степи, полупустыни)
Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная пространственная среда, то это будет способствовать сохранению здоровья участников образовательного процесса на уроке.
Технология группового обучения
Групповое обучение – такая организационная форма, когда с учетом дружеских связей обучающихся и их возможностей образуются небольшие группы (3-5 человек), которые совместно выполняют какое-либо учебное задание. Именно в осуществлении социального взаимодействия в группе заключается дидактическая функция группового обучения.
При работе в группах даются более сложные задания. Подбираю в материале те разделы, которые наиболее удобны для группового изучения, и представляю его в форме проблем, предназначенных для самостоятельного решения обучающимися.
Предлагаю следующие типы задач для группового обучения: задания на поиск путей достижения цели, задания проблемного характера, задания, формирующие умения сравнивать, сопоставлять. Групповую форму работы можно сочетать с другими видами деятельности обучающихся.
Наиболее удачно групповая работа применяется при изучении объемного материала по географии в старших классах, где требуется охарактеризовать отдельные компоненты природы, экономику стран.(Центральный экономический район; Развитие транспорта мира), на факультативных курсах: «Географический источник» (при изучении энциклопедий, карт путешественников, дневников наблюдений), на уроках –практикумах при работе с контурными картами и т.д. В среднем звене-при повторительно-обобщающих уроках (состязания команд).
В зависимости от этапа, цели обучения и характера материала групповая работа применяется для сбора и систематизации конкретного материала, необходимого для последующего обобщения, для углубления понимания сущности явления, события, его характерных особенностей.
Формируемые умения и навыки работы в группе
Название умения | Роль умения | Компоненты умения |
Формирование группы | Помогают группе сложиться и не распадаться в ходе работы | Спокойно собираться в группы; не покидать группу; говорить тихо и спокойно; соблюдать очередность; обращаться по имени; вести себя неконфликтно |
Функционирование группы | Помогают эффективно выполнять стоящие перед группой задачи, способствуют ее продуктивной работе | Делиться своими идеями и мнениями; задавать вопросы; направлять групповую работу; поощрять участие других членов группы; обращаться за разъяснениями; выражать поддержку и одобрение; предлагать объяснение; разъяснение; воодушевлять группу |
Формулирование | Помогают эффективно обмениваться информацией, серьезнее обсуждать предлагаемый материал, глубже понимать и усваивать его | Суммировать вслух; уточнять; просить развить идею; поддерживать групповую память; проверять понимание; планировать вслух |
Стимулирование | Помогают процессам переосмысления материала, преодоления познавательных конфликтов, поиска дополнительной информации; позволяют обсуждать возникающие вопросы по существу | Критиковать идеи, а не людей; сопоставлять аргументы членов группы; спрашивать о суждениях; продолжать мысль коллеги; задавать вопросы на углубление понимания; предлагать альтернативы; проверять реалистичность выполнения предлагаемой работы |
Во время работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группе, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и оказывает помощь отдельным обучающимся.
Наиболее применима групповая работа при проведении практических работ, лабораторных работ, при отработке понятий, при изучении вклада путешественников в исследовании и описании картин мира.
Закономерности процесса обучения, реализуемые при групповой работе
- Эффективность учения растёт, если обучающиеся знакомы с целями обучения, знают о том, что от них ожидает педагог.
- Новое усваивается лучше, если его рассматривают сначала в хорошо знакомой ситуации.
- Материал усваивается лучше, если есть возможность применять его в обстановке, близкой к реальной практической ситуации.
- Освоение умений и выработка эффективных навыков самостоятельной работы, а не только пассивного восприятия излагаемого материала.
- Эффективно организованное обучение предусматривает формирование и развитие умений анализировать, сопоставлять, синтезировать и оценивать новую информацию.
По Дьяченко В.К., организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, парную, индивидуальную. Доминирующим является групповое общение.
К групповым способам можно отнести: классно-урочную организацию, лекционно-семинарскую систему, формы дифференцированного обучения, метод проектов, метод индивидуализированного обучения (метод Трампа), бригадно-лабораторный метод.
В рамках классно-урочной системы можно применить различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые.
5 уровней коллективной познавательной деятельности:
- Фронтальная (одновременная ) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
- Работа в статичных парах.
- Групповая работа (дифференциация).
- Межгрупповая (каждая группа имеет своё задание в общей цели).
- Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
Эти формы позволяют реализовать следующие условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимозависимость и взаимоконтроль.
Наиболее применяемая мною форма групповой деятельности-3,4. Класс делится на группы для совместного решения определённых задач. Обучающиеся обсуждают задачу, намечают пути решения, возможно при помощи учителя, реализовывают её, представляют найденный совместно результат.
Классификационные параметры технологии.
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся.
По характеру содержания: проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: классно-урочная, академическая, групповая.
По подходу к ребёнку: сотрудничество.
По преобладающему методу: диалогическая.
По категории обучаемых: все категории.
Групповая технология предполагает: взаимное обогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, распределение операций, ролей, развитие коммуникативных компетенций, обмен способами действия, взаимопонимание, рефлексия по принципу объединения школьников разного уровня обученности, совместимости, что позволяет им работать комфортно и дополнять знания друг друга.
При групповой работе обучающиеся оказывают помощь друг другу, если это необходимо.
Игровая технология
Разработка учебной игры для 6-9 классов
Тема: « Гидросфера». Обобщающий урок-путешествие. 6 класс
Цели: - обобщить знания учащихся по теме «Гидросфера»;
- проверить знание учащимися номенклатуры, основных понятий и
объектов по изученной теме;
- развивать речь, мышление, умение работать в парах, умение
оценивать работу друг друга;
- воспитывать трудолюбие, чувство ответственности, товарищества.
Оборудование: физическая карта, карта океанов;
атласы, контурные карты;
кроссворды, тесты.
Ход урока
I Организационный момент.
II Постановка целей урока. Вводная беседа.
Ребята, мы с вами заканчиваем изучение темы «Гидросфера», и сегодня наша задача: обобщить и проверить знания по теме «Гидросфера».
Прослушайте стихотворение и определите о чем оно?
Вода - чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный.
Картины нашей жизни красит
В своих трех важных ипостасях:
То ручейком, то речкой вьется,
То из стакана наземь льется,
То застывает тонкой льдинкой,
Красиво названной снежинкой,
То обретает легкость пара:
Была – и вдруг ее не стало.
Великий труженик – водица,
Ну, как же ей не восхититься!
Она плывет к нам облаками.
Поет снегами и дождями,
И разрушает, и наносит,
И так заботы нашей просит.
- О чем же это стихотворение?
- В каких трех состояниях может находиться вода?
- Что такое гидросфера?
Многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И я вспомнила слова поэта А.Т Твардовского:
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места в даль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов в океане капитан спрятал клад. А отыскать его смогут только ребята любознательные, отважные, и хорошо знающие океаны, моря, течения, реки. Зная, что у вас в классе много отважных и любознательных, и то, что мы с вами закончили изучение темы «Гидросфера», я решила пригласить вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны?
А поскольку капитан Врунгель сказочный герой, то и мы сегодня отправимся в сказочное путешествии. Капитаном корабля буду я, а вы – юнги. Располагайтесь поудобнее.
А теперь, юные искатели приключений, в путь!
III Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний.
Пока я вам объясняла, наш корабль отчалил от острова Школьный, и вот уже плывем через пролив Названий. Здесь очень сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим наш путь? Юнги, выручайте!
1 задание.
На контурных картах у вас обозначены числами географические объекты, в условных знаках эти числа записаны. Надпишите названия объектов.
I вариант II вариант
Индийский океан Атлантический океан
Пролив Дрейка Берингов пролив
Каспийское море Карибское море
Средиземное море Озеро Байкал
Остров Мадагаскар Скандинавский полуостров
Река Амазонка Река Нил
Взаимопроверка.
Учитель вывешивает правильные ответы, дети оценивают и выставляют оценки в маршрутный лист.
Карта восстановлена, можем плыть дальше. Но на корабле опять возникла проблема: закончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу, он называется «Берегом связистов»
Я получила сигнал с берега. Дело в том, что у местных жителей накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем разобрать им почту. Юнги, за работу!
2 задание «Почта».
Каждая пара получает по 2 «почтовых ящика» и по 10 писем. Необходимо разложить корреспонденцию адресатам. (На «ящиках» написано: «Мировой океан» и «Воды суши». На письмах - понятия и географические названия водных объектов. Юнгам необходимо правильно определить принадлежность объекта).
Письма: Средиземное, залив, цунами, море, болото, родник, старица, водохранилище, Енисей, ледник.
Проверка.
Зачитывается распределение писем. Вывешивается правильный ответ. Ставятся оценки, а маршрутный лист.
Поиски клада продолжаются и вот мы уже вошли в залив Литературный.
3 задание «Литературные загадки».
1. Какое явление, наблюдаемое на реке, описано в стихотворении?
Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам… весной нагоняет –
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой,
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
2. Какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт?
Спросил на днях
Малыш – сосед
У струйки,
Льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека,
Из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилася поляна.
- Откуда ты?-
Спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана.
- откуда ты?
Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае,
В каждой капле,
В каждой льдинке
И в слезинке, и в дождинке,
И в росинке – нам откликнется всегда
Океанская вода!
А. Дитрих.
3. Почему поэт пишет, что у Байкала «чаша глубока» и «Россия вся могла б
напиться»?
Байкал, как зеркало, лежит.
Гора в него глядится.
То туча воды затемнит,
То солнце в них лучится.
О нем писали: «Чаша вод»
Да, но какая «чаша»!
Как море чаша глубока.
Прозрачная водица!
Россия очень велика,
А вся могла б напиться.
И. Ладно.
4. Какая причина вызвала «голубые воды», увиденные А.С.Пушкиным на поверхности
моря?
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы.
И долго – долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
А. С. Пушкин «К морю».
5. Почему оба поэта изобразили Терек «диким и необузданным»? В чем причина?
Терек воет, дик и злобен,
Меж увесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
М.Ю.Лермонтов.
Меж горных рек несется Терек,
Волнами точит дикий берег.
Клокочет вкруг огромных скал.
А. С. Пушкин.
Какие бывают реки?
Чем они отличаются?
Учитель: поиски клада продолжаются и вот мы подошли к мысу «Угадай-ка». У нас закончился запас продуктов, местные жители помогут нам, если вы отгадаете кроссворд.
Задание 4 «Кроссворд»
Прочитайте задание и впишите в пустые клеточки названия объектов или понятия.
Проверка.
Учитель: Экипаж! Внимание! Плановая остановка - порт «Знатоков». Но вот беда: попали мы в плен к пиратам. Они прислали черную метку. На ней написано, что нас отпустят только при условии. Если вы правильно ответите на вопросы.
Задание 5 «Знатоки»
1. Как определить, какой приток у реки правый, а какой левый?
2. Как по карте узнать горная это река или равнинная?
3. Как определить сточное это озеро или бессточное?
4. Назовите виды волн в океане.
5. Какие виды озерных котловин вы знаете?
6. Какова средняя соленость вод Мирового океана?
7. Назовите причину, по которой образуются течения в океане.
8. При какой температуре замерзает вода в океане.
9. Как называется начало реки?
10. Что такое устье? Речная система? Бассейн? Водораздел?
11. Какое озеро является самым глубоким в мире?
12. На каком материке земного шара нет ни одной реки?
13. Какое озеро самое большое по площади?
14. Назовите наиболее известные судоходные каналы.
15. Какое море самое соленое?
16. Назовите цветные моря.
17. Существует ли море, у которого нет берегов?
Выставление оценок.
Учитель: и вот мы подплыли к острову, где зарыт клад. Но местные жители хотят убедиться в ваших знаниях и умениях. Поэтому они предлагают пройти вам тест на лучшего моряка.
Задание 5 «Квалификационный тест юного моряка»
Проверка
Учитель: теперь мы можем подняться на наш остров и найти клад. Вы замечательно справились со всеми испытаниями и доказали. Что из вас получились отличные моряки.
Ребята, как вы думаете, почему капитан Врунгель приготовил для вас такой подарок? (Учитель достает из прорези, сделанной на картоне, воздушный шар)
IV Подведение итогов.
Технология личностно-ориентированного обучения
Основные принципы личностно-ориентированнного подхода для меня заключаются в следующем:
- Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
- Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
- Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.
- Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
- Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
- Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребёнка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
Реализация идей личностно ориентированного обучения в курсе школьной географии означает создание каждым школьником личностно значимого образа мира, основанного на его личном опыте. Проблема активизации процесса обучения не может на современном этапе развития образовательных систем рассматриваться без учета личностной позиции обучаемого к процессу обучения.
В настоящее время повышение качества образования невозможно без удовлетворения личностных запросов, требований рыночной экономики и потребностей общества. По мнению И.С.Якиманской, в современной психолого-педагогической науке появился принципиально новый подход к пониманию субъективной активности школьников. Суть его сводится к тому, что «ученик не является только продуктом обучения (а при нём – результатом обучения). Каждый ученик – носитель индивидуального, личного (субъективного) опыта. Он, прежде всего, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия».
Личностно ориентированное обучение предполагает признание за каждым учащимся его самоценности, индивидуальности, его субъективный опыт постоянно согласуется с содержанием образования, обогащается и углубляется. Реализация идей личностно ориентированного обучения в географии означает создание каждым учеником личностно значимого образа мира, основанного на его собственном, субъективном опыте.
Главной формой обучения является урок. Урок направлен на развитие личности, воспитание географической культуры. Среди многих типов урока личностно ориентированную направленность имеют уроки- рефлексии, которые позволяют осознавать опыт внутреннего переживания, воспитывать чувства эмпатии, амплификации. На таких уроках я использую слайды, репродукции картин, фрагменты музыкальных произведений.
По моему мнению, поэзия является чрезвычайно эффективной формой рефлексии. Синквейн – это синтез информации в художественной форме. Поэтому для заучивания материала предлагаю своим ученикам воспользоваться стихотворной формой, которая требует соблюдения алгоритма и не вызывает значительных затруднений. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, группах.
В 8-ом классе при изучении темы «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека» детям привожу пример, какие чувства испытывал писатель Дании Андреев, находясь вечером на берегу реки Неруссы: «И когда Луна вступила в круг моего зрения, бесшумно передвигаясь за узорно-узкой листвой развесистых ветвей ракиты, начались те часы, которые остаются едва ли не прекраснейшими в моей жизни. Тихо дыша, откинувшись навзничь на охапку сена, я слышал, как Нерусса струится не позади, в нескольких шагах за мной, но как бы сквозь мою собственную душу. Торжественно и бесшумно в поток, струившийся сквозь меня, влилось все, что было на Земле, и все, что могло быть в небе. В блаженстве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, будто стройные сферы, медлительно вращаясь, плыли во всемирном хороводе, но сквозь меня, и все то, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством». После этого отрывка детям задаю вопросы: «Был ли у вас подобный опыт слияния с природой? Какие переживания вас охватывали?» Далее учащиеся выполняют задание творческого характера «Река моего детства».
Другим вариантом уроков-рефлексий является обобщение: «Подведем итоги», на котором проходит оценка и самооценка учащихся. Вначале ребята оценивают себя сами (проставляя баллы или плюсы), а затем в ходе обсуждения результатов самооценки происходит корректировка полученных результатов. Такие уроки я провожу в «сильных» классах.
На уроках-рефлексиях детей ставлю в ситуацию, которая позволяет им выразить свое «Я», отношение к чему-то или кому-то, осознать свою деятельность. Приведу пример задания на самооценку при изучении темы «География Самарской области».
Говорю учащимся о том, что известный ученый-географ и историк Л.Н. Гумилев писал: «Чтобы мы знали о прошлых веках, если бы не было ни памятников, увековечивших их в камне и бронзе, ни живописи, фресковой и станковой, ни письменности, повествующей о них в стихах и прозе. Ничего!»
Затем ученикам задаю вопросы:
- Какие памятники природы, истории и культуры сохранились в нашем городе?
- Каково их современное состояние?
- Какие чувства вы испытываете в связи с проблемой их сохранности:
- огорчение, беспокойство из-за невозможности их восстановления;
- надежду, уверенность в возможности преодоления этого состояния;
- потребность в выявлении и паспортизации памятников природы, истории, культуры;
- желание оказать посильную помощь в восстановлении памятников;
- отсутствие эмоциональных откликов.
Технология системно-деятельностного подхода
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам..
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
В основе системно-деятельностного подхода лежит идея эффективного использования АМО (активных методов обучения) на каждом этапе урока и гармоничного встраивания их в учебно-воспитательный процесс.
Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, то есть разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.
Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. При выполнении мини-проектов школьники учатся находить информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Они учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
У меня не вызывает ни малейшего сомнения, что именно проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т.к. позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда. И такие формы обучения, по моему мнению, наиболее востребованы сегодня в школе и интересны с методической точки зрения.
Мини-проекты провожу во всех классах.
Современный урок географии немыслим без наглядного обучения. Н.Н.Баранский, говоря об особенностях географии как учебного предмета, отмечал, "что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география. И это по той простой причине, что все, что изучает география… все это понятия не отвлеченные, а конкретные, доступные нашему непосредственному представлению". Некоторую информацию учащиеся воспринимают легко, она им понятна и доступна, а по некоторым вопросам возникает масса "почему?", "как?" и т.п. Вот здесь и необходим эксперимент, позволяющий заглянуть в процессы, происходящие в природе.
Эксперименты могут проводиться учителем на уроке или самостоятельно учащимися дома или на уроках. Они позволяют привить интерес к предмету, более наглядно, доступно объяснить причины и механизм проявления многих процессов на Земле.
Краеведческий материал – необходимый компонент школьных курсов географии. Географические понятия, которые обучающиеся усваивают на примере родного края, оказываются наиболее убедительными, легко запоминающимися. Природа своей местности – это та «учебная лаборатория», которая нужна географу в той же степени, как физику или химику – школьная лаборатория.
Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края.
Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной
экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык
географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о
взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое. Уже в 5 классе приучаю учащихся к мысли о том, что умение работать с картой- это 50% успеха на уроках географии.
Выполнение разнообразных заданий с использованием текста художественных произведений и иллюстраций полотен великих художников можно проводить на любом этапе урока. Этот вид работы позволяет использовать учебное время не только для усвоения знаний, но, что особенно важно с позиций современных требований ФГОС, формировать метапредметные умения.
Интерес – это могучая сила. Обучающиеся усваивают лучше то, что им интересно и важно. Поэтому использование на уроках стихов вносит разнообразие в объяснение учебного материала и повышает интерес к уроку, воспитывает любовь к поэзии. Стихи несут большую информацию об описываемом объекте. Они развивают речь, привлекают внимание, завораживают и, в тоже время, помогают научить генерализации. Отбору самого важного, характерного, учат формулировать собственные мысли.
«Бонус»- это задание, которое я провожу в начале урока. В чем его преимущества: 1. Помогает формированию интереса к предмету. 2. Расширяет кругозор 3. Обеспечивает дополнительную оценку на уроке.
Как проводится: 1. Ограничение во времени (не более 2-х минут); 2. В полной тишине; 3. Тетради берутся по желанию, но если сдал тетрадь-получи оценку 4. 5 слайдов- каждый слайд- 1 балл 5. Обсуждение по какой причине страна попала в бонус (новости)
Синквейн- стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. Используется для проверки уровня знаний. Основная задача при составлении синквейна: мыслить максимально емко, при этом кратко и понятно выражать свои мысли. Этот метод благоприятствует развитию способностей к анализу, образному мышлению и речи. Обогащает словарный запас, учит критически мыслить, уметь отстаивать и выражать свое суждение. Дает возможность почувствовать себя успешным, талантливым. Стихотворение написать получается не у каждого, а синквейн же получается у всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии, используемые на уроках иностранного языка.
Данный материал может быть использован в работе учителями иностранного языка...
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Педагогические технологии, используемые на уроках русского языка и литературы
Современные технологии:· Развивающее обучение· КСО· Реше...
Педагогические технологии, используемые на уроке английского языка в младшей группе.
Главной целью занятий английского языка в дошкольном возрасте я считаю пробуждение у детей интереса к изучению языка. Для реализации этой цели на уроках педагог должен использовать современные педагог...
Педагогические технологии, используемые на уроках информатики
В свете информатизации современного образовательного процесса профессиональная подготовка учителя информатики должна включать в себя способность и готовность решать профессиональные задачи средствами ...
выступление "Педагогические технологии, используемые на уроках ИЗО"
Использую технологию классно-урочного обучения, групповые технологии обучения, технология проблемного обучения, ИКТ – технологии, зачетная система обучения....
Эффективные педагогические технологии, используемые на уроках литературы для развития коммуникативных умений
Мне импонирует высказывание автора толкового словаря С. И. Ожегов, что «высокая культура речи — это умение точно и выразительно передавать свои мысли бесконечно разнообразными средствами я...