Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Чтобы язык не заплетался»
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Цель курса – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программе курса внеурочной деятельности в 5 классе «Чтобы язык не заплетался» | 41.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе курса внеурочной деятельности в 5 классе
«Чтобы язык не заплетался»
Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Программа курса внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.
Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.
В школьных программах по русскому языку для 5 классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.
Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.
Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. Предлагаемое пособие не является учебником: оно только дополняет уроки в игровой доступной форме. Его можно использовать не только во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся пятых классов к олимпиаде по русскому языку.
Цель и задачи программы
Цель курса – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой
Особенности программы
«К тайнам слова: занимательная лексика»
Курс состоит из трёх частей:
1) «Звучащая строка»
2) «Таинства лексики»
3) «Слово о словах»
В первой части происходит знакомство с нормами литературного произношения; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Во второй части дети подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.
В третьей части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, во время внеурочной деятельности учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание программы курса
«Чтобы язык не заплетался»
5 класс
- Звучащая строка (6 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия?
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись?
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3. Звуки не буквы!
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4. Звучащая строка.
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5. Банты и шарфы.
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6. Кое-что о звукоподражаниях.
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Тема Таинства лексики (23 часа)
Тема 7. Слово как единица лексикологии, или «Неспроста слово молвится»
Знакомство с термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 8. В значении слово душу обретает.
О словарях энциклопедических и лингвистических.
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 9. Лексика – лексикон - лексикология: не путай значения этих слов!
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 10. В царстве смыслов много дорог
Знакомство с многозначными словами, словами-омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов-омонимов».
Тема 11. «И то, да не то; и так, да не так», или Когда слово употребляется в переносном значении
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 12. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 13. Что нашу речь делает образной? ТРОПЫ
Дается понятие о средствах образной выразительности:
Тема 14. Метафора
Тема 15. Олицетворение
Тема 16. Сравнение
Тема 17. Эпитет
Тема 18. Об одном и том же - разными словами
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 19. О словах разнообразных, одинаковых, но разных
Вводится понятие «омонимы». Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 20. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» или О словах с противоположным значением
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы», «антитеза». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Темы 21-22. Фразеологические обороты. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 23. Словари чужих слов
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 24. «Он весь – свободы торжество»
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина, А. Блока и др. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях русской литературы.
Тема 25. Мы говорим его стихами. Слова, придуманные писателями
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально-авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально-авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 26. Слова уходящие и слова – новички
Изучение особенностей устаревших слов-архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 27. Словарь - грамотей. Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 28. Речевые ошибки. Речевые недочёты
Работа со словариком ошибок «Язык заплетается». Речевые ошибки. Речевые недочёты.
Тема 29. Научная этимология
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.
- Слово о словах (5 часов)
Тема 30. Какие бывают имена? Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема 31. Древнерусские имена
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 32. От слова – к тексту. Написание исследовательской работы «Энциклопедия одного слова»
Тема 33. От предложения заголовка – к тексту. Написание исследовательской работы «Энциклопедия одного слова»
Тема 34. Итоговое творческое исследование «Энциклопедия одного слова». Защита работ
Тематическое планирование (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов |
Звучащая строка (6 часов) | ||
1. | Что такое орфоэпия? | 1 |
2. | Что такое фонография или звукозапись? | 1 |
3. | Звуки не буквы! | 1 |
4. | Звучащая строка | 1 |
5. | Банты и шарфы | 1 |
6. | Кое-что о звукоподражаниях | 1 |
Таинства лексики (23 часа) | ||
7. | Слово как единица лексикологии, или «Неспроста слово молвится»
| 1 |
8. | В значении слово душу обретает О словарях энциклопедических и лингвистических | 1 |
9. | Лексика – лексикон - лексикология: не путай значения этих слов! | 1 |
10. | В царстве смыслов много дорог | 1 |
11. | Как и почему появляются новые слова? | 1 |
12. | Многозначность слова | 1 |
13. | Что нашу речь делает образной? Тропы | 1 |
14. | Метафора | 1 |
15. | Олицетворение | 1 |
16. | Сравнение | 1 |
17. | Эпитет | 1 |
18. | Об одном и том же - разными словами | 1 |
19. | О словах разнообразных, одинаковых, но разных | 1 |
20. | «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» или О словах с противоположным значением | 1 |
21. | Фразеологические обороты | 1 |
22. | Фразеологические обороты | 1 |
23. | Словари чужих слов | 1 |
24. | «Он весь – свободы торжество» | 1 |
25. | Мы говорим его стихами. Слова, придуманные писателями | 1 |
26. | Слова уходящие и слова – новички | 1 |
27. | Словарь – грамотей | 1 |
28. | Речевые ошибки. Речевые недочёты | 1 |
29. | Научная этимология | 1 |
Слово о словах (5 часов) | ||
30. | Какие бывают имена? | 1 |
31. | Древнерусские имена | 1 |
32. | От слова – к тексту. Написание исследовательской работы «Энциклопедия одного слова» | 1 |
33. | От предложения заголовка – к тексту. Написание исследовательской работы «Энциклопедия одного слова | 1 |
34. | Итоговое творческое исследование «Энциклопедия одного слова». Защита работ | 1 |
Итого: 34 часа |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.
- Васильев С. Играющие в прятки. – Волгоград, 2005.
3. Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. – М.: Просвещение, 1971.
4. Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.
5. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.
6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение,
1991.
7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык,
1981.
8. Журналы «Начальная школа» разных лет выпуска
9. Журналы «Педсовет» разных лет выпуска
10. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение,
1980.
11. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
12. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1966.
13. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990.
14. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981.
15. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.: Знание, 1982 16. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
17. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: Просвещение, 1992.
18. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
19. Синицын В.А. Чтобы язык не заплетался. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008
20. Успенский Л.В. Культура речи. – М.: Знание, 1976.
21. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом
«Литература», 2005.
22. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности (кружка) по иностранному языку (английскому языку) «Путешествие по Англии» для 5 класса
Программа «Путешествие по Англии» основана на формировании социокультурной компетенции учащихся. Программа предполагает занятия с учащимися 12-13 лет.Цель: Дать представление о социокультурном по...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок «Тайны русского языка», 6 класс
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир слова: тайны языка» 7 класс
Образовательная программа предназначена для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко....
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....
Методическая разработка. Рабочая программа внеурочной деятельности учебного предмета «Немецкий язык» для 5 класса «Маленькими шагами по Германии» на 2019-2020 учебный год.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой друг-иностранный язык» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 2 класса "Мой друг- иностранный язык"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр на английском языке" для 2-5 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр на английском языке" относится к программам общекультурной направленности, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможно...